Урок познания мира на тему Семья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок познания мира в 1-м классе на тему: " Семья "

Насанова Жанар Абдрасулаевна учитель начальных классов

Класс 1 Б

Школа №17 имени Лермонтова

Г.Шымкент Южно-Казахстанская область

Тема урока: Семья.

Цель урока:1) довести до сознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека; сплоченность семьи - это фундамент благополучия; познакомить учащихся с родословной семьи; 2) развивать жизненный опыт учащихся, его понятия о родственных отношениях; 3) воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким.

Форма: коллективная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, интерактивный, самостоятельный, поисковый.

Оборудование: тексты для чтения, интерактивная доска, индивидуальные тесты, плакат «Волшебное дерево», рисунки «Моя семья», генеалогическое дерево каждой семьи, колыбель и атрибуты для сценки.

Ход урока


  1. Организационный момент.

а) Подготовка к уроку.

б) Психологический настрой.

- Улыбнитесь друг к другу. Окружающий мир - это большое волшебное зеркало. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня урок познания мира, а тему урока нам поможет разгадать ребус.

Слайд № 1.

Ребус 7 Я

-Назовите тему нашего урока.

-Семья.

-Правильно, мы поговорим о семье.

3.Работа над новым материалом.

1) Рассказ учителя.

- На земле проживает огромное количество людей разных национальностей и между ними много общего. Все мы общаемся, изучаем язык, культуру, традиции других народов. Но у каждого из нас есть дом, в котором живут самые близкие и родные люди - наша семья.

Слайд № 2. Отбасы.

Семья на казахском языке звучит как «Отбасы» и означает тепло родного очага. У каждого члена семьи есть свои обязанности, а объединяет нас общий дом, очаг, забота и любовь друг к другу. Семья - это ячейка (часть) общества.

2) Работа по схеме.

Слайд №3.

Посмотрите на схему

Я - Семья - Общество.

С кого начинается общество? С каждого из нас.

-Кто является членами семьи?

3) Игра «Жұмбақ» Слайд № 4 -10.

Отгадайте загадки о членах семьи. А отгадки должны быть названы на двух языках.

  1. Я смышленый ученик

Сам читаю и пишу

Вот и дед мой говорит:

« Надо знать свою родню!» ( Сын - Ұл)

  1. Я зря время не теряю

По хозяйству помогаю.

Книжки вечером читаю

С куклой Барби я играю. (Дочь -Қыз)

  1. Много с нами ей хлопот,

Варит сладкий нам компот.

Часто песенки поет

Пироги для всех печет. (Бабушка - Әже)

  1. На работе целый день,

Заниматься с нами лень.

Он умеет плавать брасом

И умеет спорить басом. ( Папа - Әке)

  1. На домбре с утра играет

И газеты он читает

Смотрит новости всегда

И ругает иногда. (Дед - Ата )

  1. Много их на белом свете

Всей душой их любят дети.

Но у каждого своя

Всех дороже нам она. ( Мама - Шеше)

  1. Тебе дано, а люди пользуются. ( Имя - аты)

4) История о Невидимке. Слайд №11.

«Жил-был мальчик Тимур. Однажды он не выучил урок, и боялся, что учитель вызовет его отвечать.

- Ах, если бы я стал невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал он.

Учитель вызвал Тимура к доске, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Тимур не пришел сегодня в школу. Я хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Тимур понял, что стал невидимкой, и очень обрадовался.

На перемене ученики разговаривали друг с другом, играли в разные игры. Тимур старался обратить на себя внимание детей, хотел похвастаться, что он невидимка. Он подбегал к мальчикам, смешил их, угощал конфетами. Но ребята не замечали его. Тимуру стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

- Мама! - закричал Тимур. Но мама не видела и не слышала его.

- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Тимур.

- Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Тимур снова стал обыкновенным мальчиком.

-Как же менялось настроение мальчика?

- Почему Тимур вначале был доволен, что он стал невидимкой?

-Почему же Тимур решил, что невидимкой быть плохо?

Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.

-С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.) Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.

5)Работа с учебником.

А) чтение текста;

Б) работа над содержанием;

6) Сценка « Семейные традиции» Слайд № 12

Сегодня мы посмотрим семейные традиции разных народов, проживающих в Казахстане.

«Бесік»- колыбель считается священной реликвией каждой казахской семьи. Он бережно хранится и передается из поколения в поколение. Ребенок в бесіке находится в тепле и чистоте. Заглянем на минутку в казахскую юрту. Мама, укладывая ребенка, напевает колыбельную песенку. Послушаем и посмотрим.

Бесік жыры. Слайд № 13

Әнін жазған: Құдайберген Өрісбаев.

Өленің жазған:Шәміл Мұхамеджанов.

1.Айналайын,бөпешім

Жылағаның дұрыс па,

Қуыршағың өкпелеп 2 рет.

Жатыр әне бұрышта.

Ән айтсам да ұқпайсың,

Күй тартсам да ұқпайсың,

Жылауынды қойып сен 2 рет.

Қозым, қашан ұықтайсың.

2.Алды саған көкешің,

Қоян,қозы,лақ та,

Ойнымайсың бөпешім, 2 рет.

Бірімен де бірақ та.

3.Тындамайтын шешесін,

Тындамайтын көкесін,

Әлди - әлди бөпешім, 2 рет.

Енді қашан өсесің.

- Как называется колыбель? Каким голосом пела мама? Почему? Пели ли вам ваши мамы колыбельные?

Слайд № 14

У всех народов, проживающих в Казахстане, семейные праздники сопровождаются танцами. Сегодня мы не только посмотрим узбекский танец, но и сможем разучить некоторые движения.

Физминутка.

7) Беседа с учащимися

-При рождении каждому человеку родители дают имя. А зачем имя человеку? (Отличать одного человека от другого, в имени пожелание каким должен быть человек).

У некоторых детей в классе имена являются неполными.

А знаете ли вы свое полное имя?

-Есть ли в классе дети с одинаковыми именами?

Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)

-Как различают таких детей? ( По фамилиям.)

Каждый человек при рождении получает имя, отчество, фамилию. Отчество дается от отца. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Назовите свое полное имя? (Имя и отчество)

Итак, имя вам дали родители.

Отчество - от отца.

А фамилия - от всей семьи (Во многих языках слово фамилия - это семья). Фамилия передаётся от одного поколения к другому.

К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.

Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Люди, живущие много лет назад.)

Как вы называете родителей своих родителей? (Бабушка и дедушка.)

Как вы называете родителей своих бабушек и дедушек? (Прабабушка и прадедушка.)

Можете ли вы назвать имя своей прабабушки, откуда она родом, не знаете? Очень жаль… Все мы ветви огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи - своя история.

7) Моя родословная (Генеалогическое дерево)

Слайд № 15

А) Выступления учащихся.

Б) Стихотворения о семье.

«Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

«Семья».

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

4. Закрепление нового материала.

1) Работа по схеме.

Слайд № 16.

-Что такое семья?

Урок познания мира на тему Семья

2) Игра «Распредели членов семьи» Слайд №17.

Необходимо распределить членов семьи по поколениям (по возрасту) от старшего к младшему.

Урок познания мира на тему Семья

3) Работа в тетради.

- Запишите слова: поколение, родословная, родственники.

4) Тест. Слайд № 18

Разгадав, тест вы узнаете, какое слово зашифровано.

1.Родители - это…

Д) сын и дочь;

О) бабушка и дедушка;

С) мать и отец;

2. Колыбель на казахском языке звучит , как…

С) кровать;

Е) бесік;

Н) жастық;

3.Люди с одинаковыми именами

У) тётки;

М) тёзки;

А) детки;

4. Не является членом семьи

Ъ) мама;

Ы) сын;

Ь) сосед;

5. Признак хорошей семьи

Я) взаимоуважение;

Н) ругань;

А) ссора;



Слайд № 19

5.Подведение итогов.

Оценивание учащихся.

- А вам понравился урок? Что запомнилось? Слайд № 20

5) Сюрпризный момент.

Вот это дерево - наш класс. И на нем растут цветы, которые помогут сохранить дружбу, доверие, счастье, уважение и понимание. Один из них подарите тому человеку, который спрятан за цветочком, передайте частичку добра, уважения, любви. Не забывайте про улыбку!

Слайд № 21

Домашнее задание: стр.111-112 - читать, пересказывать, выполнить задания.



© 2010-2022