- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок познания мира на тему Семья
Урок познания мира на тему Семья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Насанова Ж.А. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок познания мира в 1-м классе на тему: " Семья "
Насанова Жанар Абдрасулаевна учитель начальных классов
Класс 1 Б
Школа №17 имени Лермонтова
Г.Шымкент Южно-Казахстанская область
Тема урока: Семья.
Цель урока:1) довести до сознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека; сплоченность семьи - это фундамент благополучия; познакомить учащихся с родословной семьи; 2) развивать жизненный опыт учащихся, его понятия о родственных отношениях; 3) воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким.
Форма: коллективная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, интерактивный, самостоятельный, поисковый.
Оборудование: тексты для чтения, интерактивная доска, индивидуальные тесты, плакат «Волшебное дерево», рисунки «Моя семья», генеалогическое дерево каждой семьи, колыбель и атрибуты для сценки.
Ход урока
-
Организационный момент.
а) Подготовка к уроку.
б) Психологический настрой.
- Улыбнитесь друг к другу. Окружающий мир - это большое волшебное зеркало. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня урок познания мира, а тему урока нам поможет разгадать ребус.
Слайд № 1.
Ребус 7 Я
-Назовите тему нашего урока.
-Семья.
-Правильно, мы поговорим о семье.
3.Работа над новым материалом.
1) Рассказ учителя.
- На земле проживает огромное количество людей разных национальностей и между ними много общего. Все мы общаемся, изучаем язык, культуру, традиции других народов. Но у каждого из нас есть дом, в котором живут самые близкие и родные люди - наша семья.
Слайд № 2. Отбасы.
Семья на казахском языке звучит как «Отбасы» и означает тепло родного очага. У каждого члена семьи есть свои обязанности, а объединяет нас общий дом, очаг, забота и любовь друг к другу. Семья - это ячейка (часть) общества.
2) Работа по схеме.
Слайд №3.
Посмотрите на схему
Я - Семья - Общество.
С кого начинается общество? С каждого из нас.
-Кто является членами семьи?
3) Игра «Жұмбақ» Слайд № 4 -10.
Отгадайте загадки о членах семьи. А отгадки должны быть названы на двух языках.
-
Я смышленый ученик
Сам читаю и пишу
Вот и дед мой говорит:
« Надо знать свою родню!» ( Сын - Ұл)
-
Я зря время не теряю
По хозяйству помогаю.
Книжки вечером читаю
С куклой Барби я играю. (Дочь -Қыз)
-
Много с нами ей хлопот,
Варит сладкий нам компот.
Часто песенки поет
Пироги для всех печет. (Бабушка - Әже)
-
На работе целый день,
Заниматься с нами лень.
Он умеет плавать брасом
И умеет спорить басом. ( Папа - Әке)
-
На домбре с утра играет
И газеты он читает
Смотрит новости всегда
И ругает иногда. (Дед - Ата )
-
Много их на белом свете
Всей душой их любят дети.
Но у каждого своя
Всех дороже нам она. ( Мама - Шеше)
-
Тебе дано, а люди пользуются. ( Имя - аты)
4) История о Невидимке. Слайд №11.
«Жил-был мальчик Тимур. Однажды он не выучил урок, и боялся, что учитель вызовет его отвечать.
- Ах, если бы я стал невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал он.
Учитель вызвал Тимура к доске, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Тимур не пришел сегодня в школу. Я хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Тимур понял, что стал невидимкой, и очень обрадовался.
На перемене ученики разговаривали друг с другом, играли в разные игры. Тимур старался обратить на себя внимание детей, хотел похвастаться, что он невидимка. Он подбегал к мальчикам, смешил их, угощал конфетами. Но ребята не замечали его. Тимуру стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама! - закричал Тимур. Но мама не видела и не слышала его.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Тимур.
- Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Тимур снова стал обыкновенным мальчиком.
-Как же менялось настроение мальчика?
- Почему Тимур вначале был доволен, что он стал невидимкой?
-Почему же Тимур решил, что невидимкой быть плохо?
Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
-С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.) Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.
5)Работа с учебником.
А) чтение текста;
Б) работа над содержанием;
6) Сценка « Семейные традиции» Слайд № 12
Сегодня мы посмотрим семейные традиции разных народов, проживающих в Казахстане.
«Бесік»- колыбель считается священной реликвией каждой казахской семьи. Он бережно хранится и передается из поколения в поколение. Ребенок в бесіке находится в тепле и чистоте. Заглянем на минутку в казахскую юрту. Мама, укладывая ребенка, напевает колыбельную песенку. Послушаем и посмотрим.
Бесік жыры. Слайд № 13
Әнін жазған: Құдайберген Өрісбаев.
Өленің жазған:Шәміл Мұхамеджанов.
1.Айналайын,бөпешім
Жылағаның дұрыс па,
Қуыршағың өкпелеп 2 рет.
Жатыр әне бұрышта.
Ән айтсам да ұқпайсың,
Күй тартсам да ұқпайсың,
Жылауынды қойып сен 2 рет.
Қозым, қашан ұықтайсың.
2.Алды саған көкешің,
Қоян,қозы,лақ та,
Ойнымайсың бөпешім, 2 рет.
Бірімен де бірақ та.
3.Тындамайтын шешесін,
Тындамайтын көкесін,
Әлди - әлди бөпешім, 2 рет.
Енді қашан өсесің.
- Как называется колыбель? Каким голосом пела мама? Почему? Пели ли вам ваши мамы колыбельные?
Слайд № 14
У всех народов, проживающих в Казахстане, семейные праздники сопровождаются танцами. Сегодня мы не только посмотрим узбекский танец, но и сможем разучить некоторые движения.
Физминутка.
7) Беседа с учащимися
-При рождении каждому человеку родители дают имя. А зачем имя человеку? (Отличать одного человека от другого, в имени пожелание каким должен быть человек).
У некоторых детей в классе имена являются неполными.
А знаете ли вы свое полное имя?
-Есть ли в классе дети с одинаковыми именами?
Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)
-Как различают таких детей? ( По фамилиям.)
Каждый человек при рождении получает имя, отчество, фамилию. Отчество дается от отца. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Назовите свое полное имя? (Имя и отчество)
Итак, имя вам дали родители.
Отчество - от отца.
А фамилия - от всей семьи (Во многих языках слово фамилия - это семья). Фамилия передаётся от одного поколения к другому.
К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.
Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Люди, живущие много лет назад.)
Как вы называете родителей своих родителей? (Бабушка и дедушка.)
Как вы называете родителей своих бабушек и дедушек? (Прабабушка и прадедушка.)
Можете ли вы назвать имя своей прабабушки, откуда она родом, не знаете? Очень жаль… Все мы ветви огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи - своя история.
7) Моя родословная (Генеалогическое дерево)
Слайд № 15
А) Выступления учащихся.
Б) Стихотворения о семье.
«Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
«Семья».
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
4. Закрепление нового материала.
1) Работа по схеме.
Слайд № 16.
-Что такое семья?
2) Игра «Распредели членов семьи» Слайд №17.
Необходимо распределить членов семьи по поколениям (по возрасту) от старшего к младшему.
3) Работа в тетради.
- Запишите слова: поколение, родословная, родственники.
4) Тест. Слайд № 18
Разгадав, тест вы узнаете, какое слово зашифровано.
1.Родители - это…
Д) сын и дочь;
О) бабушка и дедушка;
С) мать и отец;
2. Колыбель на казахском языке звучит , как…
С) кровать;
Е) бесік;
Н) жастық;
3.Люди с одинаковыми именами
У) тётки;
М) тёзки;
А) детки;
4. Не является членом семьи
Ъ) мама;
Ы) сын;
Ь) сосед;
5. Признак хорошей семьи
Я) взаимоуважение;
Н) ругань;
А) ссора;
Слайд № 19
5.Подведение итогов.
Оценивание учащихся.
- А вам понравился урок? Что запомнилось? Слайд № 20
5) Сюрпризный момент.
Вот это дерево - наш класс. И на нем растут цветы, которые помогут сохранить дружбу, доверие, счастье, уважение и понимание. Один из них подарите тому человеку, который спрятан за цветочком, передайте частичку добра, уважения, любви. Не забывайте про улыбку!
Слайд № 21
Домашнее задание: стр.111-112 - читать, пересказывать, выполнить задания.