- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на темуЭкосистемы (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру на темуЭкосистемы (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бушуева Е.В. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор.Бушуева Елена Владимировна
Программа: «Школа 2100»
Предмет: Окружающий мир
Учебник: Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 часть
Класс: 2 класс
Раздел: «Земля- наш общий дом»
Технологическая карта изучения темы «Экологические системы »
-
Тема урока:
Экологические системы
Тип урока:
Цель:
Задачи: УНЗ создать условия для знакомства с экосистемами.
Задачи:
- Способствовать пониманию учащихся взаимосвязей живых организмов в экосистеме, их роле.
- Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
-
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные: К концу урока каждый ученик должен знать компоненты экосистемы, иметь четкое представление о ролях живых организмов.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Экосистема, пищевые связи, место обитания, «кормильцы», «едоки», «мусорщики»
Технологии
Деятельностного метода (приемы: « Кластер»,«Верите ли вы…», «Инсерт»).
Формы работы
Оборудование
Фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в парах, с книгой.
Раздаточный материал, презентация к уроку, учебная книга, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Технология проведения
Время
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
2 мин.
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Организует учащихся на учебную деятельность.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте ребята! Поприветствуйте гостей! Прочитайте слова: «Если есть труд, значит будет и успех» Слайд1
-Как вы его понимаете?
-А чтобы на каждом уроке подниматься к вершинам успеха, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Чему вы учились на прошлых уроках?
-Как открывали для себя новые знания? -С чего надо начать, чтобы работа была успешной? -Мы будем какими?
Приветствуют друг друга
-Внимательными
целеустремлёнными
любознательными
терпеливыми
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
7 мин.
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Организует самостоятельную работу, используя прием ТРКМ «Верите ли вы…»Создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства
Создаёт проблемную ситуацию. Организует обобщение актуализированных знаний.
Возможность открыть тайны окружающего мира у вас сегодня есть. Отгадайте загадку.
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все..
Благодаря солнцу существует всё живое на Земле. Вы согласны с этим утверждением. Почему?
Повторим, что мы знаем о живой неживой природе.
Задание у доски. Нужно соотнести картинки«Живой и неживой природы»
Индивидуальная работа.
На листочках заполнить кластер «Признаки тел живой природы»
1 ученик на интерактивной доске выберет признаки, характерные для живой природы.
Проверка: 1 ученик с места читает заполненный кластер. Сравниваем результаты с работой уч-ся у доски.
Как отличить живые организмы от неживых предметов?
2 ученик у доски соотнесёт картинки
«Живой и неживой природы»
Проверка. Сигнальные карточки.
Проверим уч-ся у доски. Что обозначает эта стрелка? Докажите.
-Достаточно ли ваших знаний о живой и неживой природе, чтобы суметь объяснить данную ситуацию.
Ситуация.
- Я каждый день кормлю своего котёнка, убираю за ним. И цветы не забываю поливать, рыхлить, чистить. Кто же ухаживает за растениями и животными в природе?
-О чём рассказала нам Лена?
-Какой вопрос у неё возник?
Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос. Какова цель урока?
Задание: Рассели животных. ( )
- Почему ромашку поселили на луг?
- Почему медведь живет именно в лесу?
- Почему рыбу поселили в океан?
-Почему кувшинку поселили в озеро?
- Что будет, если поменять их местами?
- Как можно назвать место, где встречается данный живой организм?
К какому выводу мы пришли?
Подробнее остановиться на ситуации Мы сказали, что медведю удобно жить в лесу. ( Подводящий диалог)
- Кто ещё обитает в лесу? Почему?
- Какие растения растут в лесу?
-Все растения и животные на данном участке земли образуют систему.
-Знаете ли вы, как называется эта система?
- Название зашифровано на слайде.(слайд8) Расшифруйте его.
- Проверяем.
- Можете ли вы сформулировать тему урока?
- Изучение данной темы поможет нам ответить на вопрос урока. Организует постановку цели урока
Признаки живой природы:
дышат, растут, питаются, размножаются, передвигаются
Живая природа
растения
животные
грибы
Неживая природа
воздух вода горные породы
Между живой и неживой природой существует тесная связь
Узнать кто ухаживает за растениями и животными в природе?
Ребята расселяют животных, объясняют, почему расселили таким образом. ---Созданы условия для жизни: тепло, свет, защита от врагов, пища и вода.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Под руководством учителя выявляют место затруднения
Экологические системы
Повторите его
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций. (Познавательные УУД).
Развиваем умение слушать и понимать других (Коммуникативное УУД).
Развиваем умение прогнозировать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
III. Осмысление
10 мин.
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
-Чтобы ответить на вопрос урока,
что нам поможет?
Работа в парах. (слайд 9)
- у вас в конвертах есть карточки.
-Поработайте в паре, составьте цепочку взаимосвязей живых организмов.
-Помните о правилах работы в паре.
Проверка: одну пару спросить и по слайду.
-Объяснить, почему составили такую последовательность.
- Кто знает, как называется эта последовательность?
Что помогает гусеницам ползать по листьям дуба?
Какая окраска помогает им спрятаться от синиц?
Почему у ястреба такие большие когти?
Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы? Почему?
Если они вместе обитают на этом участке земли и чувствуют себя как дома, то какую систему они образуют…
Какой вывод можно сделать?
(слайд 10)
- Ребята, настала пора проверить свои выводы с текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно прочитайте фрагмент «У каждого своё место обитания». С.4.
- Что такое место обитания? Примеры.
Прочитайте фрагмент «Пищевые связи»
С.5 верхний абзац
- Как вы поняли, что такое пищевые связи? Примеры.
Физминутка.(с 15 сек)
«Весело в лесу»
- Какая опасность угрожала зайчатам?
-О каких связях говорилось?
Прием «Инсерт»
- Продолжаем работать с учебной книгой с. 5 читаем фрагмент «Экосистема»(Проверка по слайду.)
- Кто узнал что-то новое?
- У кого возник вопрос?
- Кто сможет объяснить?
- Как вы поняли, что такое экосистема?
- В чем секрет экосистемы?
- свой опыт, учебник, учитель...
Ребята составляют цепи питания.
Дети читают 2 фрагмента «Место обитания» и «Пищевые связи» с пометами
Животные приспособились к условиям своего обитания
В лесу
Экологическую
экосистему
-Место обитания
-Пищевые связи
Пытаются сформулировать ответы на вопросы.
Повторяют движения за учителем.
Пищевые связи
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (Коммуникативные УУД)
3. Выявлять сущность, особенности объектов;
4. На основе анализа объектов делать выводы.
(Познавательные УУД)
5.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
(Личностные результаты)
10 мин.
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
- Вернемся к нашему вопросу. (слайд)
- Получили ответ на него?
А сейчас вы проявите себя в роли исследователей.
- Помните о качествах, которыми должны обладать люди, которые хотят сделать открытие.
Работать будем по рядам.
Чтение с пометами (Инсерт)
1ряд - читают фрагмент «Кормильцы»с.5
2 ряд - «Едоки»с.6
3 ряд - «Мусорщики»с.6-7
Читаем внимательно, отмечая главные слова. Запоминаем прочитанное.
Проверка: слушаем ,а потом зададим вопрос,(по слайдам 13-14).
Рассказ ученика. Самооценка.
- Кому принадлежит главная роль в экосистеме? Для чего еще служат растения?
Что нужно растениям для жизни?
-Какова роль животных?
- Как помогают животные растениям?
- Какую роль в экосистеме выполняют мусорщики?
- Кто относится к ним?
- Давайте повторим, что мы узнали о роле живых организмов в экосистеме.
В чём главный секрет экосистемы?
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы.
дружно, старательно, внимательно, с уважением
Читают нужный фрагмент, делают пометы на полях.
Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы. Кормильцы, едоки, Мусорщики Пищевые связи
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Выявлять сущность, особенности объектов;
На основе анализа объектов делать выводы.
(Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Представлять информацию в виде схемы.(Познавательные УУД) 4. Рефлексия.
7мин.
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
Организует усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. Организует фиксирование нового содержания
- Вернемся к нашему вопросу.(слайд Организует самостоятельную работу, используя прием «Верите ли вы…»Создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.
Верите ли вы…
-
Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны.
-
У каждого живого организма есть своё место обитания.
-
Животные леса могут обитать в любой экосистеме.
-
В экосистеме нет ничего лишнего.
-
Главный секрет экосистемы в пищевых связях её обитателей.
Самопроверка.
Какое утверждение было не верным. Почему?
- Самостоятельно выполните задание на зеленых карточках:
Запиши номера живых организмов в таблицу, разделив их на группы. (Проверка по слайду 17).
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
Организует рефлексию
Рефлексия учебной деятельности
-Чему вы учились?
-Какой была цель урока?
-Вы достигли поставленной цели?
-Какие трудности вы преодолели на пути к успеху?
-С какими экосистемами нам ещё предстоит познакомиться и изучить?
-Вспомните высказывание в начале урока « Если есть труд, значит будет и успех».
Оцените свою работу на уроке. Те, кто испытал успех, смог сам найти и исправить ошибки, прикрепите смайлика на верхнюю ступеньку. У кого остались проблемы, кому надо поработать выберите себе ступеньку сами. Понял, но остались вопросы (2,3)
Не понял (1)
Д.З. творческое. Составить пищевую цепочку, красиво оформить. 18 слайд - если останется время.
Заполняют таблицу.
За дикими животными и растениями не надо ухаживать.
Ребята заполняют таблицу: + верно
- неверно
Выполняют задание на карточках
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД).