Конспект урока по окружающему миру на темуЭкосистемы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор.Бушуева Елена Владимировна

Программа: «Школа 2100»

Предмет: Окружающий мир

Учебник: Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 часть

Класс: 2 класс

Раздел: «Земля- наш общий дом»

Технологическая карта изучения темы «Экологические системы »


Тема урока:

Экологические системы

Тип урока:

Цель:

Задачи: УНЗ создать условия для знакомства с экосистемами.

Задачи:

  • Способствовать пониманию учащихся взаимосвязей живых организмов в экосистеме, их роле.
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе.


- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат Предметные: К концу урока каждый ученик должен знать компоненты экосистемы, иметь четкое представление о ролях живых организмов.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Экосистема, пищевые связи, место обитания, «кормильцы», «едоки», «мусорщики»

Технологии

Деятельностного метода (приемы: « Кластер»,«Верите ли вы…», «Инсерт»).

Формы работы

Оборудование

Фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в парах, с книгой.

Раздаточный материал, презентация к уроку, учебная книга, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Технология проведения

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
2 мин.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует учащихся на учебную деятельность.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте ребята! Поприветствуйте гостей! Прочитайте слова: «Если есть труд, значит будет и успех» Слайд1

-Как вы его понимаете?

-А чтобы на каждом уроке подниматься к вершинам успеха, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Чему вы учились на прошлых уроках?

-Как открывали для себя новые знания? -С чего надо начать, чтобы работа была успешной? -Мы будем какими?






Приветствуют друг друга

-Внимательными

целеустремлёнными

любознательными

терпеливыми

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


7 мин.

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.


Организует самостоятельную работу, используя прием ТРКМ «Верите ли вы…»Создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.


- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства

Создаёт проблемную ситуацию. Организует обобщение актуализированных знаний.

Возможность открыть тайны окружающего мира у вас сегодня есть. Отгадайте загадку.

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все..

Благодаря солнцу существует всё живое на Земле. Вы согласны с этим утверждением. Почему?

Повторим, что мы знаем о живой неживой природе.

Задание у доски. Нужно соотнести картинки«Живой и неживой природы»

Индивидуальная работа.

На листочках заполнить кластер «Признаки тел живой природы»

1 ученик на интерактивной доске выберет признаки, характерные для живой природы.

Проверка: 1 ученик с места читает заполненный кластер. Сравниваем результаты с работой уч-ся у доски.

Как отличить живые организмы от неживых предметов?

2 ученик у доски соотнесёт картинки

«Живой и неживой природы»

Проверка. Сигнальные карточки.

Проверим уч-ся у доски. Что обозначает эта стрелка? Докажите.

-Достаточно ли ваших знаний о живой и неживой природе, чтобы суметь объяснить данную ситуацию.

Ситуация.

- Я каждый день кормлю своего котёнка, убираю за ним. И цветы не забываю поливать, рыхлить, чистить. Кто же ухаживает за растениями и животными в природе?

-О чём рассказала нам Лена?

-Какой вопрос у неё возник?

Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос. Какова цель урока?

Задание: Рассели животных. ( )

- Почему ромашку поселили на луг?

- Почему медведь живет именно в лесу?

- Почему рыбу поселили в океан?

-Почему кувшинку поселили в озеро?

- Что будет, если поменять их местами?

- Как можно назвать место, где встречается данный живой организм?

К какому выводу мы пришли?

Подробнее остановиться на ситуации Мы сказали, что медведю удобно жить в лесу. ( Подводящий диалог)

- Кто ещё обитает в лесу? Почему?

- Какие растения растут в лесу?

-Все растения и животные на данном участке земли образуют систему.

-Знаете ли вы, как называется эта система?

- Название зашифровано на слайде.(слайд8) Расшифруйте его.

- Проверяем.

- Можете ли вы сформулировать тему урока?

- Изучение данной темы поможет нам ответить на вопрос урока. Организует постановку цели урока


Признаки живой природы:

дышат, растут, питаются, размножаются, передвигаются

Живая природа

растения

животные

грибы

Неживая природа

воздух вода горные породы


Между живой и неживой природой существует тесная связь

Узнать кто ухаживает за растениями и животными в природе?

Ребята расселяют животных, объясняют, почему расселили таким образом. ---Созданы условия для жизни: тепло, свет, защита от врагов, пища и вода.


Дети отвечают на вопросы учителя.

Под руководством учителя выявляют место затруднения

Экологические системы

Повторите его

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций. (Познавательные УУД).

Развиваем умение слушать и понимать других (Коммуникативное УУД).

Развиваем умение прогнозировать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).




Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).











Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


III. Осмысление
10 мин.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

-Чтобы ответить на вопрос урока,

что нам поможет?

Работа в парах. (слайд 9)

- у вас в конвертах есть карточки.

-Поработайте в паре, составьте цепочку взаимосвязей живых организмов.

-Помните о правилах работы в паре.

Проверка: одну пару спросить и по слайду.

-Объяснить, почему составили такую последовательность.

- Кто знает, как называется эта последовательность?

Что помогает гусеницам ползать по листьям дуба?

Какая окраска помогает им спрятаться от синиц?

Почему у ястреба такие большие когти?

Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы? Почему?

Если они вместе обитают на этом участке земли и чувствуют себя как дома, то какую систему они образуют…

Какой вывод можно сделать?

(слайд 10)

- Ребята, настала пора проверить свои выводы с текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно прочитайте фрагмент «У каждого своё место обитания». С.4.

- Что такое место обитания? Примеры.

Прочитайте фрагмент «Пищевые связи»

С.5 верхний абзац

- Как вы поняли, что такое пищевые связи? Примеры.

Физминутка.(с 15 сек)

«Весело в лесу»

- Какая опасность угрожала зайчатам?

-О каких связях говорилось?

Прием «Инсерт»

- Продолжаем работать с учебной книгой с. 5 читаем фрагмент «Экосистема»(Проверка по слайду.)

- Кто узнал что-то новое?

- У кого возник вопрос?

- Кто сможет объяснить?

- Как вы поняли, что такое экосистема?

- В чем секрет экосистемы?

- свой опыт, учебник, учитель...

Ребята составляют цепи питания.

Дети читают 2 фрагмента «Место обитания» и «Пищевые связи» с пометами

Животные приспособились к условиям своего обитания

В лесу

Экологическую

экосистему

-Место обитания

-Пищевые связи

Пытаются сформулировать ответы на вопросы.

Повторяют движения за учителем.




Пищевые связи

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (Коммуникативные УУД)

3. Выявлять сущность, особенности объектов;

4. На основе анализа объектов делать выводы.

(Познавательные УУД)

5.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

(Личностные результаты)



10 мин.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.









Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

- Вернемся к нашему вопросу. (слайд)

- Получили ответ на него?

А сейчас вы проявите себя в роли исследователей.

- Помните о качествах, которыми должны обладать люди, которые хотят сделать открытие.

Работать будем по рядам.

Чтение с пометами (Инсерт)

1ряд - читают фрагмент «Кормильцы»с.5

2 ряд - «Едоки»с.6

3 ряд - «Мусорщики»с.6-7

Читаем внимательно, отмечая главные слова. Запоминаем прочитанное.

Проверка: слушаем ,а потом зададим вопрос,(по слайдам 13-14).

Рассказ ученика. Самооценка.

- Кому принадлежит главная роль в экосистеме? Для чего еще служат растения?

Что нужно растениям для жизни?

-Какова роль животных?

- Как помогают животные растениям?

- Какую роль в экосистеме выполняют мусорщики?

- Кто относится к ним?

- Давайте повторим, что мы узнали о роле живых организмов в экосистеме.

В чём главный секрет экосистемы?

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы.

дружно, старательно, внимательно, с уважением

Читают нужный фрагмент, делают пометы на полях.

Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы. Кормильцы, едоки, Мусорщики Пищевые связи

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Выявлять сущность, особенности объектов;

На основе анализа объектов делать выводы.

(Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Представлять информацию в виде схемы.(Познавательные УУД) 4. Рефлексия.
7мин.

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Организует усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. Организует фиксирование нового содержания

- Вернемся к нашему вопросу.(слайд Организует самостоятельную работу, используя прием «Верите ли вы…»Создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

Верите ли вы…

  1. Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны.

  2. У каждого живого организма есть своё место обитания.

  3. Животные леса могут обитать в любой экосистеме.

  4. В экосистеме нет ничего лишнего.

  5. Главный секрет экосистемы в пищевых связях её обитателей.

Самопроверка.

Какое утверждение было не верным. Почему?

- Самостоятельно выполните задание на зеленых карточках:

Запиши номера живых организмов в таблицу, разделив их на группы. (Проверка по слайду 17).

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

Организует рефлексию

Рефлексия учебной деятельности

-Чему вы учились?

-Какой была цель урока?

-Вы достигли поставленной цели?

-Какие трудности вы преодолели на пути к успеху?

-С какими экосистемами нам ещё предстоит познакомиться и изучить?

-Вспомните высказывание в начале урока « Если есть труд, значит будет и успех».

Оцените свою работу на уроке. Те, кто испытал успех, смог сам найти и исправить ошибки, прикрепите смайлика на верхнюю ступеньку. У кого остались проблемы, кому надо поработать выберите себе ступеньку сами. Понял, но остались вопросы (2,3)

Не понял (1)

Д.З. творческое. Составить пищевую цепочку, красиво оформить. 18 слайд - если останется время.


Заполняют таблицу.

За дикими животными и растениями не надо ухаживать.





Ребята заполняют таблицу: + верно

- неверно

Выполняют задание на карточках

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД).


© 2010-2022