• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение опыта работы по теме: Работа над словарём как компонентом речевого развития младших школьников МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Обобщение опыта работы по теме: Работа над словарём как компонентом речевого развития младших школьников МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Бородина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область
РАБОТА НАД СЛОВАРЁМ КАК КОМПОНЕНТОМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Каждый учитель знает ,что жизненно необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия . Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь ,умение вступать в диалог работать в группе , высказывать свою точку зрения и отстаивать её , принимать чужую точку зрения и т.д. Под развитием речи подразумевается:
  • обогащение словарного запаса(увеличение активного словаря ;
  • работа над употреблением синонимов и антонимов и др.);
  • развитие связной речи (обучение построению различных типов текста , как устных , так пи письменных - описания, повествования ,рассуждения).
Развитие речи- лишь средство и способ реализации речевой деятельности . .К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и построение же каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной стороной речи. Так как речь многих первоклассников отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. По этой причине дети менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, а это тормозит их речевое развитие .Звуковая культура речи это прежде всего чёткая артикуляция звуков, отчётливое их произношение, выговаривание , умение использовать голос и различные средства выразительности. Один из ведущих компонентов речевого развития младших школьников является работа над словарём учащихся. Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Ребенку с бедным словарным запасом свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением. Поэтому каждом уроке необходимо вести работу по обогащению словаря детей, развитию чувства языка, желания говорить ярко, образно. Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями. Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. По виду мыслительной деятельности ,выполняемой учениками , учитель должен определять какие аналитические , аналитико-синтетические и синтетические упражнения должны выполнить учащиеся для достижения поставленной на уроке цели. Систему упражнений для работы над текстом можно представить в виде таблицы (1). Взаимосвязь макроумений и соответствующих им микроумений можно проследить в данной табличке(2).


Пропедевтический этап Аналитические упражнения: - пропедевтические упражнения; -иллюстративные упражнения. Репродуктивный этап Аналитико-синтетические упражнения ; -закрепительные упражнения; - повторительно- обобщающие упражнения. Продуктивный этап Синтетические упражнения: -творческие упражнения.
Макроумения Микроумения Аналитические
  • находить незнакомые слова в тексте;
  • различными способами толковать лексическое значение
слов в тексте;
  • находить в тексте заданные лексические явления ;
  • устанавливать роль лексических явлений в тексте ;
  • определять зависимость использования лексических
средств от замысла автора и стилистических особенностей текста


.






Репродуктивные
  • обнаруживать в тексте лексико-семантические и
лексико­стилистические ошибки и исправлять их ;
  • корректировать отбор лексических средств в
соответствии с замыслом автора и стилистическими особенностями текста ;
  • подбирать синонимы , антонимы к данному слову ;
  • составлять словосочетания и предложения
с заданным лексическим явлением по образцу и самостоятельно ;
  • восстанавливать лексически деформированный текст ;
  • переконструировать данный текст , выполняя
лексические задания.


Продуктивные
  • отбор нужных лексических средств для создания
будущего высказывания ;
  • целесообразно использовать лексические средства при
создании текста определённого стиля ;
  • коллективно и самостоятельно создавать тексты
с учётом рассматриваемых лексических явлений ;






Практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий необходимо учить детей расчленять по видам: (а) рассказ ,описание, рассуждение, сказка; (б) чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; (в) что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям.
С первых дней обучения в школе дети знакомятся с правилами построения текста, с его структурой ( при этом очень важно формировать коммуникативные умения), умением раскрывать тему высказывания раскрывать основную мысль высказывания собирать материал к высказыванию систематизировать собранный материал Совершенствовать написанное строить высказывания в определённой композиционной форме , выражать свои мысли правильно, точно, ясно . Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом. Дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали. Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Кроме того, дети составляют короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов : явлений природы, внешности человека и т .д. Говоря о творческих работах можем выделить виды:
  • Творческое списывание( обычно усложняется заданиями по развитию речи).
  • Редактирование текста.
  • Распространение рассказа.
  • Терминологический диктант (развитие словарного запаса и усвоение литературных норм произношения слов).
  • Работа с фразеологизмами (наличие образной и выразительной речи).
  • Описание по аналогии (составление небольших рассказов, подобных прочитанным - работа на грани простого изложения и творческого описания).
  • Осложнённое списывание ( например ,списать и вставить подходящие по смыслу слова, выделить слова употребляемые в переносном значении).
  • Изложение-миниатюра(например: напиши изложение-миниатюру по данному тексту , употребив предложение с прямой речью, озаглавь в соответствии с основной мыслью).
  • Работа с контекстуальными синонимами.
(Задание: Ликвидируй тавтологические ошибки).
  • (Разгадывание кроссвордов.
Целенаправленное обучение обучение связной речи в устной и письменной форме провожу в виде различных упражнений:
1.Фонетическая зарядка.
Как квакает лягушка?( Ква-ква...) Как поют песенку без слов?(Ля-ля...) Как мычит корова?( Му-у-у...) Как охают больные? (Ох-ох!) Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи!)
2.Поговорки. Чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать использую на уроках русское народное творчество, которое развивает речь учащихся, несут в себе -сообщения, обогащают мудростью ,воспитывают ,влияют на сознание ,помогают в решении жизненных ситуации.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь (народная пословица). Бритва скребёт, слово режет (пословица). Ветер горы разрушает, слово народы поднимает (пословица).
3. Загадки . Сам процесс отгадывания своеобразная гимнастика для ума, отгадывание загадок приучает детей к чёткой логике: Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса . Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём. (Велосипед) Две плетёнки, Две сестрёнки, Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки) 4.Чистоговорки.
Используя скороговорки, чистоговорки, считалки ,весёлые стихи ,учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков , отрабатывает дикцию , способствует и развитию голосового аппарата , темпа речи. Та-та-та - у нас дома чистота. Ты-ты-ты - сметану съели всю коты. Ти-ти- ти - съели кашу всю почти. Тё-тё-тё - отложили мы шитьё. То-то-то - стали мы играть в лото. Ать - ать -ать - мы идём гулять. Ат- ат -ат- берём с собой самокат. Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со- у Вовы колесо. Со-ос-ос- на поляне много ос. Су-су-су- было холодно в лесу. Усь-усь-усь на лугу пасётся гусь. 5.Скороговорки .

Уточка-вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла. Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия 6.Считалки: Зайка - трусишка По полю бежал. Капусту нашел, Морковку нашел, Сидит Грызёт. Хозяин идёт! Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит -это он, Выходи из круга вон!
7.Детский фолклор, потешки: Топ-топ! Топотушки! Пляшет зайка на опушке, Пляшет ёжик на пеньке, Пляшет чижик на сучке, Пляшет пёсик на крылечке, Пляшет котик возле печки,
8.Школьные частушки:
Тряс и тряс портфель Тарас, Чтоб найти тетрадки. Но тетрадки каждый раз С ним играли в прятки. (Л.Яковлев)
9.Весёлые стихи :
Потерялась буква р Где? В трамвае ,например. Или мы её вчера Не забрали со двора? Уронили в гастрономе, Не нашли за дверью в доме ? Или спрятали (поверьте!) В распечатанном конверте? Может милиционер Приведёт нам букву Р? Но сказала громко Маша: Отыскалась буква наша! Посмотри ,как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета!
10.Двигательно-речевые физкультминутки (инсценировки стихов):
Лошадка (упражнение для рук) Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. По дороге ,белой, .гладкой Скачут пальцы ,как лошадки. Чок- чок -чок , чок-чок-чок, Скачет резвый табунок.
(Дети сидят за партой , руки на парте ладонями вниз. Поочерёдное продвижение вперёд то левой , то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
11.Сказки.
. Сочинение сказок - воспитывает умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках мы инсценируем сказки и учимся сочинять сказки вместе с детьми. Сказки могут быть о чём угодно. Но необходимо помнить ,что данную работу нужно вести последовательно , например: закончи сказку , сочиняем по серии картинок , коллективное сочинение , инсценировка (« оживить « сказку),сказка о конкретном персонаже ,сказка по заданной теме. Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему. ЛИТЕРАТУРА.
  1. Агаркова Н.Г. Русская графика. 1кл.: Кн. для учителя,- М.: Дрофа, 1997.-56с.
  2. Агаркова Н.Г. Русская графика: Учеб.-тетрадь (ИД) для 1 кл. трехлет. И четырехлет.
Нач. шк.-М.: Дрофа, 1999.-88 слил.
  1. Адрианова А.Е. Самостоятельная работа первоклассников при составлении предложений и связных рассказов // Начальная школа.-1981.Ж2.-С.28-33. с
  2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. -М.: Просвещение, 1978.-144 с.
  3. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся//Начальная школа.-1997.- М-С.6-10.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. -М. :Просвещение, 1991.-160 с.
  5. Бордочева А.Я. Дидактические игры на уроках обучения грамоте //Начальная школа.- 1988.Ж-С.23-26.
  6. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе // Начальная школа.-1998.Ж.-С.39-42.
  7. Борищук Н.К. Развитие речи - развитие личности школьника//Начальная школа.-1986.- М-С.23-24.
  8. Великанова Н.Н. Использование перфокарт на уроках русского языка//Начальная школа.-1986.Ж-С.23-24.
  9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. -М. :Просвещение, 1991. - 368с.
  10. Волина В.В. Русский язык. - Екатеринбург:АРГО, 1996.-496 с.
  11. Волина В.В. Почему мы так говорим Занимательный фразеологический словарь .-М. АТС-ПРЕСС, 1997.-352 с.
  12. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детского сада./Н.А.Ветлугина и др.; Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. -М. :Просвещение, 1987.-15 8 с.
  13. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Книга для учителя.-М.:
Просвещение, 1991.-96 с.
  1. Горецкий В.Г.,Кирюшкин В.А.,Шанько А.Ф. Азбука:Учеб.для 1 класса 4- летней начальной школы.-10-е изд.-М. :Просвещение, 1995.-192 с.
  2. Забровская Н., Макеева С.Г. Первые уроки по "Азбуке"// Начальная школа.-1989.Ж- С.14-17.
  3. Ильин Е.Н. Рождение урока. -М.: Педагогика, 1986.-176 с.
  4. Использование дидактических игр и игровых упражнений при обучении детей шестилетнего возраста: Методические разработки./Сост.:В.П. Канакина,Г.Г. Шмырева,
Л.Г. Виноградова и др.-Владимир:ВГПИ,1988. -47с.
  1. Кирюшкин В.А. Дальнейшее совершенствование обучения грамоте//Начальная школа.-1986.Ж-С. 18-22.
  2. Кирюшкин В. А. Подвижная азбука и разрезные слоги на уроках обучения грамоте // Начальная школа.-1982.М0.-С.33-38.
  3. Кифоренко Н.Н. Роль иллюстративного материала "Азбуки" в обучении грамоте // Начальная школа.-1989.Ж-С. 17-20.
  4. Корепина Л.М. Работа над звуковой культурой речи // Начальная школа.-1987.Ж-С.22- 26.
  5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. -М. Просвещение, 1982.-128 с.
  6. Крайнюк В.М. Обучение связной письменной речи в 1 классе // Начальная школа.-1983 Ж .-С.28-31.
  1. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка,- М.: Просвещение, 1991. -240 с.
  2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М.: Просвещение, 1975 .- 175 с.
  3. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах.-М. : Дидакт, 1993 .-183с.
  4. Львов М.Р.,Рамзаева, Т.Г.,Светловская Н.И. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М.: Просвещение, 1987.-415 с.
  5. Львов М.Р. Основы обучения в начальной школе: Учебное пособие для слушателей ФПК.-М.:Прометей,1988.-90 с.
  6. Львова М.Е. Игрушка - источник связного высказывания первоклассника // Начальная школа,-1988.Ж-С.36-40.
  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.-М. :Просвещение, 1990.-160с
  8. Макарова В.И. Использование игровых моментов при обучении грамоте // Начальная школа.-198б.Л6-С. 13-26.
  9. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.-М.:Просвещение, 1990.- 175с.
  10. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку :Учебное пособие для начальной школы.-М. АТС-ПРЕСС, 1998.-128 с.
  11. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. -Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
  12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей 2: Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль:Академия развития, 1997.-240 с.
  13. Обучение в первом классе: Книга для учителя./Сост. И отв.ред. В.Г.Горецкий./М.:Просвещение, 1973.-463 с.
  14. Оморокова М.И.,Рапопорт И.А.,Постоловский И.З. Преодоление трудностей.-М. :Просвещение, 1990,- 128с.
  15. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа.-1997.Ж-С.ЗЗ-36.
  16. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.- М. :Просвещение, 1984.-191 с.
  17. Постникова И.И.,Подгаецкая И.М. Фонетика- это интересно,- М.: Просвещение, 1992.- 94 с.
  18. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя,- М. :Просвещение, 1990- 96 с. 6
  19. Рассказова Н.П. Развитие речи младшего школьника,- Омск: Инициатива, 1991.- 26 с.
  20. Столярова О.Г. Игры при обучении грамоте в младших классах // Начальная школа,- 1990Ж-С.63-64.
  21. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ.-М. :Просвещение, 1992.-174 с.
  22. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах.-М.:Просвещение, 1967.-297 с.
  23. Фомичева Е.А. Предложение; Словосочетание; Синтаксические упражнения в связи с развитием речи: Статьи // Методика грамматики и орфографии в начальных классах./ Под ред. Н.С.Рождественского.-2-е изд.-М. Просвещение, 1979.- С.202-238.
  24. Ханейх Л.А. Игры и игровые моменты на уроках обучения грамоте //Начальная школа.-1987Ж-С.36-38.
  25. Шабалина З.П. Первый год -самый трудный.-М.:Просвещение,1990.- 94 с.
  26. Шанский Л.М. В мире слов: Книга для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1985.-255 с.
  27. Швайко Е.С. Игры и игровые упражнения для развития речи:(Из опыта работы)./ Под ред. В.В.Гербовой.-М.:Просвещение, 1983.- 64 с.
  28. Ядрихинская Г.Н. Обучение построению связных высказываний в начальных классах // Начальная школа,-1987Ж.-С.22-25.
56.Волина В. «Занимательное азбуковедение»- М.Просвещение.1991.-368 с.
© 2010-2022