Рабочая программа по введению в школьную жизнь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа № 950 СВУО

г. Москвы «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Председатель МО Руководитель СП Директор ГБОУ СОШ №950 __________ Герасимова О.Н. ГБОУ СОШ № 950 __________ Воронцова И.Г. Протокол № 1 ___________ Криушина И.А. от «28» августа 2014 г. «28» августа 2014 г. «29» августа2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПО ПРОГРАММЕ Г.А.ЦУКЕРМАН, К.Н.ПОЛИВАНОВОЙ, УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Составитель учитель начальных классов

Стародубова Марина Олеговна

вторая квалификационная категория

Г. Москва

2014 г.


Пояснительная записка

Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первых двух недель учебных занятий.

Цели и задачи курса

Программа адаптационного периода:

  • обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;

  • способствует психологической адаптации детей в школе;

  • знакомит с основными школьными правилами;

  • прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

  • обучает элементарным приемам обратной связи;

  • развивает внимание, память, мышление, воображение;

  • формирует классный коллектив.

Программа рассчитана на 30 часов.

В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.

Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В

В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Основные разделы курса

Основными разделами данного курса являются:

«Как учить себя с помощью взрослого»;

«Сотрудничество со сверстниками»;

«Отношение ребенка с самим собой».

Программа курса «Введение в школьную жизнь» позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Введение правил для учащихся способствует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств решения задачи позволяет формировать планирование; правила взаимодействия со сверстниками, учителем с самим собой формируют коммуникативные действия.

С первых дней обучения вводятся индивидуальные формы работы. К таким формам относятся: работа с «черновиком», «стол - помощник», «стол - заданий».

Параллельно с правилами «оценочной безопасности» в адаптационный период первоклассники обучаются приемам оценивания:

  • обучение разумному оцениванию начинается с самооценочного суждения ребенка (если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает);

  • оценка не должна быть глобальной (ребенку предлагается оценить разные аспекты своей работы);

  • самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;

  • там, где оценивается качество, не имеющее однозначный эталон-образец, каждый человек имеет право на собственное мнение (учитель обязан знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства).

На протяжении всего периода обучения в начальной школе «философия оценки» не меняется. В результате к концу начального этапа образования у детей формируются действия самоконтроля и самооценки.

Особая работа в адаптационный период проводится с родителями. Как только ребенок пришел в школу, то родитель приобрел новый статус - родитель первоклассника. Основа родительской позиции должна заключаться в том, что дома не должна дублироваться школа. Основные задачи родителя заключаются в:

  • эмоциональной поддержке ребенка;

  • организации максимальной самостоятельности своих действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении);

  • оказании помощи организации экспериментальной работы в домашних условиях;

  • проработке правил для учащихся;

  • оказании помощи выбора дополнительных образовательных услуг (кружок, секция, факультатив и пр.).

Содержательная помощь со стороны родителей нежелательна. При возникновении у ребенка затруднений при выполнении домашних заданий (чтении, эксперимента, творческого задания и пр.), родители могут помочь сформулировать словесно проблему и зафиксировать ее в тетради.

№ п/п

Содержание

Цели и задачи

День первый

Знакомство. Введение знака «Я»

Организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

    Режим дня школьника. Лента времени

    Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.

      Схема класса

      Организовать пробное взаимодействие детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитывать дружеские взаимоотношения, продолжить знакомство детей.

      День второй


        Приветствие

        Помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.

          Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я»

          Показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор»

            Оценка

            Познакомить детей с оценочной линейкой; учить определять критерии оценки; учить оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.

            День третий


              Работа в парах. Введение знака «Мы»

              Помочь детям освоить новую школьную норму общения - молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения; продолжить знакомство детей в группах и в классе.

                Реакция на реплику. Введение знаков «+» и «-»

                Ввести и учить использовать знаки «+» и «-» для демонстрации внимательного слушания; учить детей слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

                  Самооценка, критерии, оценка

                  Формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения.

                  День четвёртый


                    Отработка введённых ранее знаков «+», «-», «Мы», «Я», «Хор»

                    Учить детей слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

                      Как надо и как не надо спорить?

                      Формировать умение вести дискуссию; ввести критерии оценки: «ровно», «точно».

                        Диагностика и отработка разных критериев оценки

                        Формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление.

                        День пятый


                          Введение знака «Вопрос»

                          Дать детям возможность выхода из ситуации, когда чего-то не знаешь; формировать умение задавать вопросы по существу.

                            Ситуация недоопределённого правила

                            Показать ситуацию недоопределенного правила; выработать правила поведения в данной ситуации; формировать интеллектуальную самостоятельность.

                              Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных

                              Формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения

                              День шестой


                                Средства организации дискуссии

                                Формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения.

                                  Групповые задания с недоопределёнными правилами

                                  Формировать умение задавать вопросы для выполнения задания; закреплять умения работать в соответствии с принятыми школьными правилами.

                                    Адресованность, понятность сообщения

                                    Формировать умение задавать вопросы для выполнения задания; закреплять умения работать в соответствии с принятыми школьными правилами.

                                    День седьмой


                                      Адресованность действия при групповом взаимодействии

                                      Формировать умение договариваться и взаимодействовать в группе; закреплять умение работать по правилам.

                                        Ловушка

                                        Познакомить с новой ситуацией на уроке и знаком ее распознавания; формировать умение осознанно принимать решения; различать ситуации взаимодействия.

                                          Развитие линии оценка: противопоставление правильности и оригинальности

                                          Формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения

                                          День восьмой


                                            Разминка. Игра «Третий лишний»

                                            Формировать умение договариваться и взаимодействовать в группе; закреплять умение работать по правилам.

                                              Ситуация недостаточности средств

                                              Формировать умение анализировать имеющиеся в распоряжении средства с целью решения какой-либо задачи.

                                                Ситуация недостаточности средств

                                                Продолжить формировать умение анализировать имеющиеся в распоряжении средства с целью решения какой-либо задачи

                                                День девятый


                                                  Закон построения ряда. Проверка гипотезы

                                                  Актуализация навыков содержательного взаимодействия; работа в парах

                                                    Критерии оценка, точка зрения оценивающего

                                                    Формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения

                                                      Развитие линии оценка: противопоставление правильности и оригинальности

                                                      Формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения

                                                      День десятый


                                                        Ситуация недостаточности средств

                                                        Формировать умение анализировать имеющиеся в распоряжении средства с целью решения какой-либо задачи.

                                                          Критерии оценка, точка зрения оценивающего

                                                          Формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения

                                                            Посвящение в ученики

                                                            Обобщить представления детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем.

                                                            6


                                                            © 2010-2022