- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект по окружающему миру Птичья столовая
Проект по окружающему миру Птичья столовая
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демидова Т.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оредежская средняя общеобразовательная школа»
Лужского района Ленинградской области
Проект 1 класса Б
«Птичья столовая»
Руководитель проекта
учитель начальных классов
Демидова Татьяна Анатольевна
п. Оредеж
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Описание работы
- Введение
- План реализации проекта
- Описание проектной деятельности и её результаты
- Рефлексия деятельности
Описание работы
Введение Актуальность выбранной темы. Много птиц погибает во время зимней бескормицы от голода. Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Мы задумалась, а какие птицы живут у нас? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта мы хотели познакомиться с птицами, зимующими в Липецкой области, захотели научиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проблема (идея) проекта.
- Какие птицы остаются зимовать?
- Какая роль человека в жизни птиц зимой?
Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, заботиться и охранять их, то:
- возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
- станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу;
- тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.
Цель проекта.
- Исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц в Ленинградской области.
- Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края.
- Формировать и развивать навыки творческой и коллективной работы
Задачи.
- Показать роль птиц в жизни человека.
- Обосновать необходимость охраны птиц.
- Принять личное участие в охране птиц родного края (изготовление и развешивание кормушек).
- Формировать бережное и заботливое отношение к природе.
Вид проекта по содержанию - информационный Вид проекта по комплектности - межпредметный. Вид проекта по характеру контактов между участниками - внутриклассный. Вид проекта по продолжительности - две недели
План реализации проекта
1 этап. Определение целей и задач проекта.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Цель: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
-
привлечь внимание детей к помощи зимующим птицам;
-
формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
-
воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
2 этап. Разработка проекта.
-
создание творческой группы;
-
подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала
-
совместное составление плана работы над проектом.
3 этап. Выполнение проекта. 1. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов поиска информации, творческих решений. Сбор материала и его анализ. Учащиеся проводят информационные исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов.
2. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым информационным, творческим задачам.
3. Промежуточные обсуждения полученных данных в группе. Оформление результатов информационных исследований в виде докладов, творческих работ, презентации.
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность:
-
Дидактические игры: "Что за птица?", "Угадай, какая птица поет?".
-
Подвижные игры: "Птицелов".
Познавательное развитие:
-
Беседы: "Как узнать птиц?", "Кто от зимы не улетает?".
Художественно-творческая деятельность:
-
коллективное рисование: "Птицы на кормушке";
-
лепка: "Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри»
Развитие речи:
-
чтение стихотворений: С.Михалков "Птичья столовая",
-
А.Яшина "Покормите птиц зимой", А.Барто "Скачет шустрая синичка";
-
В.Бианки "Синичкин календарь", "Холодно, в лесу голодно";
-
разгадывание загадок.
Музыкально-театрализованная деятельность:
-
слушание музыки с голосами птиц;
Выставки, конкурсы, викторины:
-
конкурс "Каждой пичужке по кормушке";
-
разгадывание ребусов, кроссвордов.
Акции:
-
экологическая акция "Кормушки в детский сад".
4 этап. Результат проекта.
- Защита проекта, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Заключительный этап-подведение итогов работы над проектом, награждение участников.
- Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить.
Описание проектной деятельности и её результаты Теоретическая часть Многие птицы улетают от нас зимовать за тридевять земель. Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц связан с отсутствием необходимого количества корма. Чтобы помочь зимой птицам, надо знать, какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим - против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц самое неприятное - голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Поэтому не гоните птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна - и воробьи, честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание! Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелкое птичье население в наших краях. За короткий зимний день птицы просто не в состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо. Потому-то так важны кормушки! Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь - крупные замерзшие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу. Разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели. Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Кормушки для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, на приусадебном участке, в школьном саду. Не стоит делать сложные кормушки. Самые простые в изготовлении - из картонных коробок. Удобны различные варианты кормушек - автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применять укреплённую вверх дном бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления. Какие птицы обычно прилетают на кормушку? По утрам галдят воробьи. Небольшая стайка каждый день прилетает к кормушке. Часто прилетают синицы, но их немного. Возможен визит стаи голубей, прилетают сороки и трещат. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы: В нашей Ленинградской области рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, снегири, галки, сороки, вороны, дятлы. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях. Птицы довольно успешно могут переносить холод в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам, строя кормушки.
Практическая часть
1. Информационный этап Задачи:
- Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц. Работа со справочной и энциклопедической литературой.
- Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, а какие прилетают.
- Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
- Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.
- Подобрать иллюстрации с изображением птиц; описания птиц в дополнительной литературе.
- Подготовить доклады и рефераты по теме.
- Познакомиться с разнообразными способами изготовления кормушек.
- Сделать кормушки для птиц.
- Провести экскурсию в парк.
- Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
- Рассказать о своих наблюдениях.
- Презентация проекта
- Приобрести навыки поиска и оформления информации.
- Формирование самостоятельной деятельности, критического мышления.
- Расширить представления детей о разнообразии птиц.
Выводы Проект "Птичья столовая" направлен на изучение птиц, встречающихся в Ленинградской области в осенне-зимний период. В результате реализации проекта обучающиеся получили возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение. Проект является конструктивным, информационным, творческим, межпредметным, внутрклассным, недельным, групповым. Внешним продуктом проекта стали созданные материалы: доклады, поделки. Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности.
Список используемой литературы: 1. Большая энциклопедия знаний /Пер. с немецкого Л.С. Беловой, Е.В. Черныш. - М.: Эксмо, 2010. - 344с. 2. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011. - 222с. 3. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /И.Я. Павлинов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 397с.
Интернет-ресурсы yandex.ru/ zoodrug.ru/
Приложение: доклады детей, презентация для детского сада
Рефлексия деятельности
Оценивание степени достижения поставленных целей и задач Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся - освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике, формирование современного экологического и информационного мышления
- Достигнут конечный результат.
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
- Получено удовольствие от своей деятельности.
- личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
- метапредметные: использование различных источников информации, ИКТ, умение делать выводы, развитие речи, мышления, познавательной компетенции;
- предметные: умение классифицировать птиц по группам, знание их особенностей, знание птиц родного края.
- Своими знаниями учащиеся 1 «Б» класса поделились с воспитанниками подготовительной группы, а лучшие кормушки подарили МДОУ «Оредежский детский сад»