Программа внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 с УИОП



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 12 с УИОП


________________С.И. Краснова


«31» августа 2015 г.










Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я - пешеход и пассажир»

(социальное направление)

1 А класс









Составитель: Рафаилова Наталья Михайловна,

учитель начальных классов

без категории


Количество часов в год: 17

Количество часов в неделю: 0,5
















г.о. Орехово - Зуево,

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я - пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2013 г. Данная программа используется в соответствии с образовательной программой МОУ СОШ № 12 с УИОП с целью создания единого образовательного пространства, разработана в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Московской области и Положением о рабочей программе МОУ СОШ № 12 с УИОП. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 4 года и рассчитана на детей 1 - 4 класса. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Данный курс внеурочной деятельности в 1 А классе выбран с целью совершенствования образовательного процесса, повышения правовой грамотности обучения обучающихся, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» рассчитана в 1 классе на 17 часов (1 раз в две недели).



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Задачи программы: -формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД; -привитие культуры безопасного поведения на дорогах; -обучение школьников ПДД; -обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания; -развитие творческих способностей; -формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ; -привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП; - формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах; - развивать мотивацию к безопасному поведению; - формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице. Программа внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание обучающихся. Процесс обучения курса в основном построен на реализации дидактических принципов. Основные принципы реализации программы: 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия «Дети - дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. 4. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

На чем ездят люди.

Чему нас учат правила дорожного движения.

Наши друзья - дорожные знаки.

Чтение дорожных знаков.

Светофор и его сигналы.

Мы идем по улице. Безопасный маршрут «Дом - школа - дом»

Где мы будем играть?

Дорога за городом

Перекрёсток

Мы переходим улицу (повторение)

Мы - пассажиры. Наши обязанности

Мы едем на дачу

Опасные ситуации

Викторина «Дорожная азбука»

Подготовка к проекту «Правила движения - достойны уважения»

Презентация проектов «Правила движения - достойны уважения»

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Программа способствует развитию универсальных учебных действий как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные: В процессе обучения дети учатся:
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате освоения программы «Я - пешеход и пассажир» к концу 1 класса: обучающиеся научатся:
  • объяснять свой путь от дома до школы;
  • определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…);
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

обучающиеся получат возможность научиться:
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • различать цвет и форму запрещающих знаков;
  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
  • получат начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • нести личную ответственность за свои поступки, соблюдение правил дорожного движения.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Название разделов

и тем

Характеристика основных видов

деятельности ученика


Плановые сроки прохождения

Скорректи-

рованные

сроки прохожде-

ния

1

На чем ездят люди

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Задания на классификацию транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный - водный - наземный - подземный, пассажирский - грузовой.

07.09.15-11.09.15


2

Чему нас учат правила дорожного движения

Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения».


21.09.15-25.09.15


3

Наши друзья - дорожные знаки

Знакомство со значением дорожных знаков для пешеходов, учимся понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах

12.10.15-16.10.15


4

Чтение дорожных знаков

Соблюдение правил перехода через дорогу. Уметь распознавать основные дорожные знаки.

26.10.15-30.10.15


5

Светофор и его сигналы

Узнать, для чего нужен светофор, сигналы светофора, как работает трехсекционный светофор

09.11.15-13.11.15


6

Мы идем по улице.

Безопасный маршрут «Дом - школа - дом»

Знакомство с улицами района, маршрутом безопасности «Дом - школа - дом», умение выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.

30.11.15-04.12.15


7

Где мы будем играть?

Понимать опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Знать места для игр, езды на самокатных средствах и т. д. Объяснять, что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.

14.12.15-18.12.15


8

Дорога за городом

Сравнивать улицы города и загородные шоссе (по иллюстрациям).Уметь безопасно передвигаться по загородной дороге.

28.12.15-01.01.16


9

Перекрёсток

Знакомство с понятием «перекресток», моделирование перекрестка дорог, создание памятки «Как переходить перекресток»

18.01.16-22.01.16


10

Мы переходим улицу (повторение)

Практическое занятие на улице, применение полученных знаний на практике

01.02.16-05.02.16


11

Мы - пассажиры. Наши обязанности

Знакомство с правилами пользования общественным транспортом, правилами посадки и высадки из транспорта.

15.02.16-19.02.16


12

Мы едем на дачу

Рассматривание иллюстраций - защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Найти ошибки при работе с рассказом «Как мы ехали на дачу».

07.03.16-11.03.16


13

Опасные ситуации

На основе полученных знаний и представлений формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни

21.03.16-25.03.16


14

Викторина «Дорожная азбука»

Применение полученных знаний при ответе на вопросы викторины

11.04.16-15.04.16


15

Подготовка к проекту «Правила движения - достойны уважения»

Объяснять изученные правила, уметь составлять памятки для товарищей по ПДД, составлять рассказы, искать необходимую информацию в дополнительных источниках.

25.04.16-29.04.16


16

Презентация проектов «Правила движения - достойны уважения»

Показывать свои знания товарищам, владеть монологической речью.

09.05.16-13.05.16


17

Праздник

«Мы знаем правила дорожного движения»

Систематизация полученных знаний и распространение среди взрослых и детей (выпуск брошюры «Будь внимателен на дорогах»)

23.05.16-27.05.16


Итого: 17 часов


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 2008г.
  2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 2009 г.
  3. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2007 г.
  4. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008 г.
  5. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006 г.
  6. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2010 г.
  7. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013 г.


СОГЛАСОВАНО

на кафедре по внедрению ФГОС,

учителей начальных классов, ИЗО, музыки

протокол № 4 от «26» августа 2015 г.

Руководитель кафедры __________О.В.Горлова

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________ С.А. Батт

« 28» августа 2015 г.



© 2010-2022