- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир
Программа внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рафаилова Н.М. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 с УИОП
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ № 12 с УИОП
________________С.И. Краснова
«31» августа 2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - пешеход и пассажир»
(социальное направление)
1 А класс
Составитель: Рафаилова Наталья Михайловна,
учитель начальных классов
без категории
Количество часов в год: 17
Количество часов в неделю: 0,5
г.о. Орехово - Зуево,
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я - пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2013 г. Данная программа используется в соответствии с образовательной программой МОУ СОШ № 12 с УИОП с целью создания единого образовательного пространства, разработана в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Московской области и Положением о рабочей программе МОУ СОШ № 12 с УИОП. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 4 года и рассчитана на детей 1 - 4 класса. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Данный курс внеурочной деятельности в 1 А классе выбран с целью совершенствования образовательного процесса, повышения правовой грамотности обучения обучающихся, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» рассчитана в 1 классе на 17 часов (1 раз в две недели).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Задачи программы: -формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД; -привитие культуры безопасного поведения на дорогах; -обучение школьников ПДД; -обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания; -развитие творческих способностей; -формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ; -привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП; - формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах; - развивать мотивацию к безопасному поведению; - формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице. Программа внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание обучающихся. Процесс обучения курса в основном построен на реализации дидактических принципов. Основные принципы реализации программы: 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия «Дети - дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. 4. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На чем ездят люди.
Чему нас учат правила дорожного движения.
Наши друзья - дорожные знаки.
Чтение дорожных знаков.
Светофор и его сигналы.
Мы идем по улице. Безопасный маршрут «Дом - школа - дом»
Где мы будем играть?
Дорога за городом
Перекрёсток
Мы переходим улицу (повторение)
Мы - пассажиры. Наши обязанности
Мы едем на дачу
Опасные ситуации
Викторина «Дорожная азбука»
Подготовка к проекту «Правила движения - достойны уважения»
Презентация проектов «Правила движения - достойны уважения»
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию универсальных учебных действий как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…);
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
обучающиеся получат возможность научиться:
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
- получат начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- нести личную ответственность за свои поступки, соблюдение правил дорожного движения.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название разделов
и тем
Характеристика основных видов
деятельности ученика
Плановые сроки прохождения
Скорректи-
рованные
сроки прохожде-
ния
1
На чем ездят люди
Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Задания на классификацию транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный - водный - наземный - подземный, пассажирский - грузовой.
07.09.15-11.09.15
2
Чему нас учат правила дорожного движения
Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения».
21.09.15-25.09.15
3
Наши друзья - дорожные знаки
Знакомство со значением дорожных знаков для пешеходов, учимся понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
12.10.15-16.10.15
4
Чтение дорожных знаков
Соблюдение правил перехода через дорогу. Уметь распознавать основные дорожные знаки.
26.10.15-30.10.15
5
Светофор и его сигналы
Узнать, для чего нужен светофор, сигналы светофора, как работает трехсекционный светофор
09.11.15-13.11.15
6
Мы идем по улице.
Безопасный маршрут «Дом - школа - дом»
Знакомство с улицами района, маршрутом безопасности «Дом - школа - дом», умение выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.
30.11.15-04.12.15
7
Где мы будем играть?
Понимать опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Знать места для игр, езды на самокатных средствах и т. д. Объяснять, что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.
14.12.15-18.12.15
8
Дорога за городом
Сравнивать улицы города и загородные шоссе (по иллюстрациям).Уметь безопасно передвигаться по загородной дороге.
28.12.15-01.01.16
9
Перекрёсток
Знакомство с понятием «перекресток», моделирование перекрестка дорог, создание памятки «Как переходить перекресток»
18.01.16-22.01.16
10
Мы переходим улицу (повторение)
Практическое занятие на улице, применение полученных знаний на практике
01.02.16-05.02.16
11
Мы - пассажиры. Наши обязанности
Знакомство с правилами пользования общественным транспортом, правилами посадки и высадки из транспорта.
15.02.16-19.02.16
12
Мы едем на дачу
Рассматривание иллюстраций - защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Найти ошибки при работе с рассказом «Как мы ехали на дачу».
07.03.16-11.03.16
13
Опасные ситуации
На основе полученных знаний и представлений формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни
21.03.16-25.03.16
14
Викторина «Дорожная азбука»
Применение полученных знаний при ответе на вопросы викторины
11.04.16-15.04.16
15
Подготовка к проекту «Правила движения - достойны уважения»
Объяснять изученные правила, уметь составлять памятки для товарищей по ПДД, составлять рассказы, искать необходимую информацию в дополнительных источниках.
25.04.16-29.04.16
16
Презентация проектов «Правила движения - достойны уважения»
Показывать свои знания товарищам, владеть монологической речью.
09.05.16-13.05.16
17
Праздник
«Мы знаем правила дорожного движения»
Систематизация полученных знаний и распространение среди взрослых и детей (выпуск брошюры «Будь внимателен на дорогах»)
23.05.16-27.05.16
Итого: 17 часов
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 2008г.
- Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 2009 г.
- Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2007 г.
- Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006 г.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2010 г.
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
на кафедре по внедрению ФГОС,
учителей начальных классов, ИЗО, музыки
протокол № 4 от «26» августа 2015 г.
Руководитель кафедры __________О.В.Горлова
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
________________ С.А. Батт
« 28» августа 2015 г.