Статья на тему «Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников» Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Я считаю, что очень важно продумать поэтапное распределение игр на уроке. Ведь в начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Игры важно проводить систематически и целенаправлено на каждом уроке, начиная с элементарных игровых ситуаций, постепенно усложняя и делая разнообразными их в меру нагромаждения учеников знаниями, и выработки умений и навычек, усвоения правил игры, развитие памяти, воспитание сообразительности, самостоятельности, настойчивости и т.д. Дидактические игры можно использовать для ознакомления детей с новим материалом и для его закрепления, для повторения раньше приобретенных представлений и для полного и глубокого их усвоения, формирования умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. Систематическое употребление игр повышает эффективность обучения. Я считаю, что очень важную роль в игровых ситуациях играют правила Правила игры выполняют функцию организующего элемента и есть способом руководства игрой. Они определяют способы действий и их последовательность, требования к поведению, регулируют взаимность детей в игре, учат их соотносить свои действия с действиями других игроков, содействовать воспитанию настойчивости, четкости, сообразительности и т.д. В ходе игры дети проявляют высокую активность, интерес, сообразительность, умение сравнивать предметы, различать признаки сходства по цвету, форме, величине. Подбирая ту или иную дидактическую игру, нужно помнить, что процесс создания игры включает ряд положений: а) выбор игры; б) определение целей и заданий игры; в) подготовка и проведение игры (сообщение ученикам темы игры, подготовка наглядности, проведение игры, подведение результатов). Успех проведения игры зависит от соблюдения требований: а) игры должны соответствовать учебной программе; б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не очень сложными; в) соответственность игры возрастным особенностям учеников; г) разнообразность игр; д) привлечение к играм учеников всего класса. В учебных играх нет тех, кто проиграл или выиграл, тут выигрывают все. В практике работы использую такие дидактические игры, как «Какое слово лишнее?», Загадки, Ребусы, Кроссворды, «Какое слово лучше подойдет?», «Похож, не похож», «Длинный - короткий», «Веселые задачки», «Чем похожи, чем отличаются?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Логическое домино», «Словесные лабиринты», логические задания и др. Дидактическая игра оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т. д. При помощи умело построенной игры можно добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

2


© 2010-2022