Сообщение на тему Особенности процесса обучения грамоте учащихся в специальной (коррекционной) школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности процесса обучения грамоте учащихся в специальной (коррекционной) школе.


Специфика овладения грамотой во вспомогательной школе связана с трудностями русской фонетики, графики и орфографии, своеобразием общего и речевого развития учащихся, с имеющимися у них нарушениями психофизических функций, с необходимостью поэтапного подхода к формированию речевой деятельности. Пропедевтический, или добукварный, период является важнейшим в системе обучения грамоте умственно отсталых первоклассников. Объясняется это рядом причин. Прежде всего, следует сказать о неоднородности состава детей, поступающих в первый класс. Они различаются по возрастным и типологическим особенностям, по уровню дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению. Во вспомогательную школу приходят дети, интеллектуальная недостаточность которых видна уже в дошкольном возрасте. Часть из них посещала специальный детский сад, часть - массовые дошкольные учреждения, некоторые приходят из дома. Но основной состав пополняется за счет учащихся первого класса средней школы, у которых трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Наиболее отчетливо у умственно отсталых учащихся проявляются недостатки речевого развития. Известно, что для овладения грамотой прежде всего необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, от дифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков. Недостаточно развитый фонематический слух чаще, чем дефекты артикуляционного аппарата, препятствует правильному произношению. В формировании навыков чтения и письма наряду с фонематическим слухом и произношением участвуют также зрительное восприятие и пространственная ориентировка, моторика мелких мышц руки (главным образом, при обучении письму). Все это обусловливает необходимость проведения специальных уроков, подготавливающих детей к обучению грамоте, а в дальнейшем - к совершенствованию навыков чтения и письма, овладению элементарной грамматикой, связной устной и письменной речью. В то же время не у всех умственно отсталых детей разные компоненты психофизического развития нарушены в равной степени. Учителю нужно знать затруднения ребенка в обучении, имеющиеся у него нарушения и их причины, чтобы специальными коррекционными приемами в какой-то степени облегчить ему процесс усвоения учебного материала. С этой целью в пропедевтический период начинается изучение фонематических процессов первоклассников, которое продолжается и в дальнейшем, во время формирования программных знаний и навыков. Так, работа над произносительной стороной речи позволит выделить, например, не только детей с грубыми дефектами произношения, направляемых к логопеду, но и таких, нарушения у которых, на первый взгляд не очень заметные, затем могут привести к многочисленным специфическим ошибкам в письме. Прежде всего необходимо учить детей понимать и выполнять несложные инструкции: «Встань», «Сядь», «Подойди к доске», «Возьми тетрадь, карандаш, ручку», «Положи тетрадь на стол» и др. В данном случае слово взрослого становится регулятором поведения ребенка, организует его деятельность. В дальнейшем учитель должен формировать его речевую деятельность, обеспечить правильное построение фразы. С этой целью организуются беседы на основе проведенных экскурсий, в процессе наблюдений, практических работ по уходу за растениями, при уборке помещения, рассматривании картин, просмотре диафильмов и т. д. Таким образом формируется диалогическая, или вопросоответная речь, умение отвечать, спрашивать, выслушивать разъяснения, указания, советы учителя и выполнять их. При организации беседы учителю необходимо помнить, что его речь, являясь образцом для подражания, должна быть правильной, неторопливой, не слишком громкой, не слишком тихой. При очень тихой речи учащиеся напрягают слух, к громкой - быстро привыкают, перестают слушать. И в том и в другом случае дети устают, внимание их рассеивается, слово учителя перестает нести свою регуляторную, организующую функцию. Для формирования у учащихся правильного речевого высказывания необходимо на первых порах включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы. В дальнейшем рекомендуется так формулировать вопросы, чтобы получать в ответ более развернутые высказывания. И если на поставленный вопрос о проведенной экскурсии ученик ответит двумя фразами, это уже шаг на пути формирования связной речи. К другим методическим приемам обучения умственно отсталых школьников правильной речи относятся такие ее виды, как сопряженная, отраженная и хоровая речь с движением. При сопряженной речи ученик вместе с учителем произносит ранее сказанную фразу, при отраженной - ученики самостоятельно повторяют услышанное предложение. Эти приемы способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, соблюдению пауз, логического ударения. Положительные результаты в укреплении неторопливого темпа и определенного ритма высказывания дает хоровая речь. Причем ее лучше использовать для работы не со всем классом, а по группам (рядам), чтобы учитель мог услышать каждого ребенка и не допустить невыразительного скандированного произношения, которое может появиться, если ученики часто говорят хором. Хоровая речь должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Широко применяется речь с движениями, благоприятно воздействующая на моторику ребенка. Это, как правило, короткие стихи, четверостишия, сопровождаемые движением рук, туловища, ног. Эти упражнения обычно проводятся во время физкультминутки. Обучение первоклассников речевому общению поможет выявить детей с более сложным речевым недоразвитием, нарушением произношения, учеников с более низким уровнем интеллектуального развития. По сравнению с другими детьми их будут отличать не только затруднения в речевом оформлении, как в первом случае, а главным образом нарушения мыслительных процессов. Эти ученики в большей степени будут ошибаться в упражнениях на классификацию, в выборе четвертого лишнего, подборе слов обобщающего значения и других заданиях, предлагаемых для выявления особенностей познавательной деятельности. Обучение грамоте является одним из самых ответственных разделов обучения. Школьники овладевают первоначальными навыками чтения и письма с большим трудом. В основе обучения грамоте лежат общедидактические требования обучения от легкого к сложному, от знакомого к незнакомому. Букварный период во вспомогательной школе длится в течение всего первого класса, а послебукварный перенесен во второй класс. Обучение грамоте ведется звуковым аналитико-синтетическим методом, особенности применения которого заключаются в следующем: - увеличение сроков на изучение каждого звука и буквы, слога, слова; - необходимость сходные и часто смешиваемые звуки (парные звонкие и глухие, твердые и мягкие), вследствие слабой способности умственно отсталых детей их дифференцировать, изучать не один за другим, а через некоторый промежуток времени, достаточный для усвоения каждого звука в отдельности; - необходимость изучать раньше те из однотипных звуков, которые легче усваиваются ([с] раньше [ш], [з] раньше [ж]); - выделение определенного времени на дифференциацию сходных звуков и букв, слогов, слов после тщательного изучения их в отдельности (п - б; ам - ма; был - бил); - изменение порядка знакомства со звуками и буквами по сравнению с массовой школой. Научив детей выделять звук, необходимо проверить, как они его произносят, и упражнять в правильном и отчетливом его артикулировании. Правильная артикуляция помогает выделению и различению звуков. На каждом уроке чтения проводится артикуляционная гимнастика. Она направлена на подготовку речевых органов к произнесению определенного звука. На уроке рекомендуется использовать и другие методы: показ правильного уклада речевых органов, произнесение звука изолированно и в сочетании с другими звуками в слогах, в словах. С этой целью применяется карманное зеркало, а также механические приспособления (шпатели). Немаловажным моментом обучения грамоте является работа по установлению у учащихся соотношения между звуком и буквой. Для этого рекомендуются специальные упражнения. На каждом уроке чтения, особенно на первом и втором этапах обучения грамоте, необходимо повторять все пройденные буквы. Они выставляются на наборном полотне, и учащиеся хором или по вызову учителя перечисляют их подряд или выборочно. Обучение письму, так же как и чтению, опирается на звуко-буквенный анализ и синтез. Однако процесс обучения письму является более трудным и отстает от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная. У детей обнаруживаются нарушения моторики мелких мышц руки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, и параличи. Каждый урок письма должен начинаться с гимнастики пальцев рук для развития моторики. Урок должен быть построен с учетом программных требований, общих психофизических особенностей детей. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Индивидуальный подход осуществляется к тем учащимся, у которых нарушения тормозят прохождение очередной темы. В зависимости от степени дефекта у отдельных учеников на уроках закрепляются, автоматизируются или дифференцируются поставленные звуки. Вывод: Таким образом, работа, направленная на развитие слуха, характеризуется большой спецификой, которая обуславливается особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов и структуры дефектов.



© 2010-2022