Рабочая программа по технологии в соответствии с ФГОС: пояснительная записка (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочие программы НШ 2015/2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по технологии для учащихся 3-их классов составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе Примерной программы начального образования по математике (2010 г.) и авторской программы Н. А. Цирулик, (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. - с. 199-217). Цель курса технологии - оптимальное общее развитие каждого ребёнка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности. Задачи курса технологии: 1. Духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире. 2. Формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью. 3. Развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств. 4. Развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач. 5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку. 6. Формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий. 7. Развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности. 8. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Ни один предмет не даёт возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко-координированные движения - точность, ловкость, скорость. Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют оптимальное общее развитие каждого ребёнка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.



Смысловые акценты УУД Приоритеты содержания курса «Технология» в формировании УУД личностные

становление внутренней позиции школьника регулятивные

реализация плана решения учебной задачи,корректировка своей деятельности, саморегуляция познавательные общеучебные

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем познавательные логические

использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, содействия и сотрудничества, самовыражение, Умение учитывать позицию собеседника, организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками
В основе данной программы лежит концепция Л.В. Занкова, ведущим понятием которой является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность) и единых дидактических принципов: - забота о физическом и психическом здоровье ребёнка; - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание процесса учения; - быстрый темп изучения материала; - работа над развитием каждого ребенка. Дидактические принципы и типические свойства методической системы Л.В. Занкова, присущие всем учебным предметам, на уровне реального процесса обучения создают условия для целостного развития ребенка. Целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Технология» в 3-их классах отведен 1 час в неделю в предметной области «Технология» федерального компонента учебного плана. Рабочая программа разработана на 34 часа (34 учебные недели).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«Технология» в 3 классе Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Самообслуживание Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним. Профессии типа «Человек _ техника», «Человек _ природа», «Человек - художественный образ». Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность). Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы. Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных источников информации. Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов. Исследовательская работа. Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях. Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Многообразие материалов. Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер. Свойства материалов: бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок; ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани; нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки. Технологические приемы обработки материалов. Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием. Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина. Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием. Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Виды художественной техники Лепка Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах. Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф). Аппликация Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж). Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй). Мозаика Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок. Коллаж Соединение в одной работе разных материалов и предметов. Художественное вырезание Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура. Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй). Художественное складывание Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами. Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием. Плетение Объемное плетение из бумаги. Плетение на картоне с помощью иголки и нитки. Шитье и вышивание Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный». Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.

Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой,

линейкой, циркулем). Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей. Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции. Плоскостное конструирование и моделирование. Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными деталями. Головоломки из картона и шнура. Объемное конструирование и моделирование из бумаги. Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка. Объемные изделия с клапанами. Объемные изделия с разными способами соединения. Технические модели, изготовленные по чертежу. Конструирование и моделирование из ткани. Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом. Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Курс «Технология» для 3-их класса состоит из 15-ти разделов, представленных в учебном пособии главами представленными в рабочей программе.

№ п/п

Наименование

раздела

Содержание

Количество часов

1

Лепка Лепка сложных форм разными способами.

2

2

Аппликация Изготовление выпуклой контурной аппликации из бумаги и скрученных ниток.

2

3

Мозаика Изготовление мозаики из мелких прирдных материалов.

1

4

Коллаж Изготовление коллажа из различных материалов.

1

5

Художественное складывание Художественное складывание. Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами Изготовление оригами с использованием складывания и вырезания.

2

6

Объемное плетение из бумаги Объёмное плетение из бумаги. «Гармошка», сплетённая из двух полосок. Объёмное плетение из бумаги. «Гармошка», сплетённая из двух полосок.

2

7

Художественное вырезание Художественное вырезание. Из истории бумаги. Симметричное вырезание. Изготовление гирлянд и снежинок. Прорезы, создающие объёмность. Прорезная аппликация. Изготовление открытки-приглашения. Изготовление витражей.

6

8

Плетение с помощью нитки и иголки Плетение с помощью нитки и иголки. Рисунки из углов и узоры в круге. Выполнение узоров в треугольнике и квадрате.

2

9

Объемное конструирование

и моделирование из бумаги Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. Объёмные изделия с щелевым замком. Объёмные изделия с клапанами и разными способами соединения. Конструирование с помощью объёмных форм. Строительство дома.2 Летающие модели, изготовление по чертежам.

5

10

Шитье и вышивание Шитьё и вышивание. Швы «через край» и «петельный». Выполнение шва «строчка» для соединения деталей. Пришивание пуговиц «на ножке».

2

11

Моделирование и конструирование

из ткани Плоские игрушки из ткани. Выполнение броши. Моделирование и конструирование из ткани. Плоские игрушки из ткани.

2

12

Плоскостное

моделирование и конструирование Плоское моделирование и конструирование. Выполнение мозаики из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными деталями. Головоломки из картона и шнура. Изображение стихов с помощью аппликации из бумаги.

4

13

Работа с конструктором Мир конструктора.

1

14

Знакомство с бытовой техникой
Знакомство с бытовой техникой.

1

15

Проверь себя Проверь себя

1

Итого

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В прилагаемом развернутом календарно-тематическом планировании использованы следующие специальные сокращения.

Типы уроков по дидактическим целям

Условное обозначение

Расшифровка

1

В

вводный

2

Н

изучение нового материала

3

К

комбинированный с поэтапным закреплением

4

КС

комбинированный синтетический (с применением новых знаний и умений в нестандартной ситуации)

5

ОБ

обобщающий

6

ИТ

подведение итогов

7

КОР

коррекция знаний и умений


Виды универсальных учебных действий (УУД)

  1. Личностные УУД:

    1. Становление внутренней позиции школьника

    2. Адекватная мотивация учебной деятельности

    3. Ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

  2. Регулятивные УУД:

    1. Принятие и сохранение учебной задачи

    2. Планирование действий в соответствии с поставленными задачами, прогнозирование результата

    3. Реализация плана решения учебной задачи

    4. Само- и взаимоконтроль и оценка выполненных действий

    5. Корректировка своей деятельности, саморегуляция

  3. Познавательные УУД:

    1. Восприятие и анализ сообщений (текстов)

    2. Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

    3. Использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач

  4. Коммуникативные УУД:

    1. Умение учитывать позицию собеседника

    2. Организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками

    3. Адекватное восприятие, передача информации, отображение предметного содержания и условий деятельности в речи


Календарь учебных недель на 2015 - 2016 учебный год


ЧЕТВЕРТЬ

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

ДАТЫ





I

1

01.09 - 04.09*

2

07.09 - 11.09

3

14.09 - 18.09

4

21.09 - 25.09

5

28.09 - 02.10

6

05.10 - 09.10

7

12.10 - 16.10

8

19.10 - 23.10

9

26.10 - 30.10




II

1

09.11 - 13.11

2

16.11 - 20.11

3

23.11 - 27.11

4

30.11 - 04.12

5

07.12 - 11.12

6

14.12 - 18.12

7

21.12 - 29.12**





III

1

11.01 - 15.01

2

18.01 - 22.01

3

25.01 - 29.01

4

01.02 - 05.02

5

08.02 - 12.02

6

15.02 - 19.02

7

22.02 - 26.02*

8

29.02 - 04.03

9

07.03 - 11.03*

10

14.03 - 18.03




IV

1

28.03 - 01.04

2

04.04 - 08.04

3

11.04 - 15.04

4

18.04 - 22.04

5

25.04 - 29.04

6

03.05 - 11.05**

7

12.05 - 18.05**

8

  1. - 25.05 + 31.05**

* Неполные учебные недели

** Учебные недели, выходящие за пределы календарных

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. Учебно-методическая литература

Цирулик Н.А. Технология. Твори, выдумывай, пробуй! 3 класс. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

литература».

Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник. 3 класс. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Энциклопедии, справочники, альбомы, связанные по содержанию с искусством, ручным творчеством.
2. Интернет-ресурсы: - festival.1september.ru (газета «1 сентября»);

- school-collection.edu.ru (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов);

- uroki.ru (поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе); - nachalka.info/about/193 (презентации уроков «Начальная школа»); - zankov.ru (официальный сайт системы РО Л.В. Занкова); - dik.academic.ru (Большой энциклопедический словарь); - 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников); - stranamasterov.ru (Сайт «Страна мастеров»). - учительский сайт/Тарчукова-Марина-Юрьевна, Омарова-Наталья-Алексеевна 3. Наглядные пособия 1. Образцы материалов. 2. Образцы поделок.

  1. Информационно-коммуникативные средства
Технология. Начальная школа. Справочные материалы. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. - ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
  1. Учебно-практическое оборудование
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов. 2. Пробковая доска с набором креплений. 3. Шкаф для хранения пособий.

4. Оборудование для учащихся:

- инструменты (ножницы, клей, линейка, иголки, пяльцы, карандаши, фломастеры, краски, кисти, спицы и крючки для вязания);

- материалы (цветная бумага, цветной картон, пластилин, ткань, фольга, проволока, нитки, природные материалы).

  1. Технические средства обучения
1. Магнитофон. 2. Ноутбук. 3. Мультимедийный проектор. 4. Экран проекционный (с интерактивной поверхностью).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения курса технологии в 3 классе Учащиеся получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно преобразующей деятельности человека; о предметном мире как основной среде обитания современного человека; о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы; об отражении в предметах материальной среды нравственно эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур; необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; - получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; - получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; - научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук. Учащиеся в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми; - овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; - получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; - научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию; - познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами; - получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Учащийся научится: - иметь представление о наиболее распространенных в Донском крае традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности; - планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; - выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Учащийся получит возможность научиться: - уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как Донского края, так и страны, и уважать их; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Учащийся научится: - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); - применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научиться: - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей. Конструирование и моделирование Учащийся научится: - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Выпускник получит возможность научиться: - соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале. Учащийся получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.


СОГЛАСОВАНО Протокол Методического совета МАОУ «Школа № 5» 29.08.2015 г. № 1 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
_____________________
28.08.2015 г.

10


© 2010-2022