- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект выступления на конференции «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии»
Конспект выступления на конференции «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трифанова Н.М. |
Дата | 13.03.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Трифанова Наталья Михайловна, учитель МБОУ ОШ7, высшая категория.
Тезисы.
Направление работы конференции: Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений.
Тема выступления: Здоровье детей в руках взрослых. Актуальность темы Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
МБОУ ОШ7 является экспериментальной площадкой РАО по теме «Сетевое взаимодействие с целью укрепления здоровья участников общеобразовательных отношений»
Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья
Цель моей работы:
Создать условия для развития, коррекции, сохранения физического и психического здоровья младших школьников, формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности обучающихся;
- повышение двигательной активности младших школьников;
- формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
- организация мониторинга здоровья и физического развития;
- признание ответственности за психическое и физическое состояние обучающихся и их родителей.
Планируемые результаты: - положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости; - повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной активности; - экологическая культура обучающихся; - потребность детей, заниматься в спортивных секциях; - повышение уровня самостоятельности и активности обучающихся в учебной деятельности; - повышение приоритета здорового образа жизни. Ведущая педагогическая идея - создание на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшение утомляемости, улучшение настроения и повышение активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний. Длительность работы
Работа велась в течение 6 лет. Первые 4 года вела Школу здоровья. Возникла необходимость в создании программы. Программа «Здоровые дети - здоровая Россия» является составительской. Поэтапное внедрение в процесс обучения элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно разделить на три основных шага.
На первом этапе производился отбор данных о состоянии здоровья учащихся, выявлялись проблемы, определялись цели, ставились задачи и выбирались методы их решения, изучалась литература по проблеме исследования, определены критерии оценки самочувствия (утомляемости), активности и настроения обучающихся.
На втором этапе продолжалось изучение литературы, опыта передовых педагогов. Началось использование элементов здоровьесберегающих технологий, их анализ и систематизация.
На третьем этапе проводилось обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и систематизировался педагогический опыт, проводилась каждодневная работа по применению элементов здоровьесберегающих технологий в педагогической практике. Направления работы: 1. Профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Для сохранения здоровья детей включаю в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья, соблюдения гигиены тела;
- организую целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности;
- осуществляю своевременное проветривание помещения;
- организую подвижные паузы в ходе урока, минутки релаксации, провожу эмоционально отвлекающие разрядки на уроках;
- организую поддержание нормальной осанки;
- контролирую режим освещённости в учебном помещении;
- провожу комплексы упражнений для снятия усталости глаз;
- организую ситуацию психологической безопасности, душевного комфорта всех учащихся;
- демонстрирую уверенность в способностях всех учащихся;
- способствую развитию позитивных ожиданий учащихся;
- обеспечиваю формирование атмосферы взаимного уважения в классе;
- оптимизирую гигиенические условия в классе.
2.Повышение двигательной активности младших школьников.
Уделяю особое внимание формам двигательной активности в режиме учебного дня.
Пути реализации:
- пальчиковые игры, физминутки;
-игры на переменах и уроках физкультуры;
- кросс Наций;
- лыжня России;
- праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- поездка в аквапарк, бассейн;
- игры - соревнования "Вперёд, мальчишки", "Весёлые старты",""Весёлая эстафета", "Самый быстрый", "Сильные, смелые, ловкие"
К организации спортивных праздников, Дней здоровья привлекаются родители, которые являются не только организаторами, но и непосредственными участниками. Такие мероприятия формируют потребность в здоровом образе жизни, объединяют родителей и детей, формируют положительный климат в семье.
3. Проектная деятельность.
Способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
При формировании культуры ЗОЖ развиваю
- информационную компетенцию;
- коммуникативную компетенцию;
- компетенцию разрешения проблемы.
Формированию этих ключевых компетенций способствует системно - деятельностный подход.
4.Признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.
Пути реализации:
- презентация книги Ю. Дубягина и О. Богачёвой «Школа выживания или 56 способов защитить ребёнка от преступления»;
- разработка «Кодекса здоровья»;
- совместные походы, экскурсии, праздники на природе;
- фестиваль «Мои успехи»;
- странички здоровья на родительских собраниях, создала родительский лекторий;
- формы работы лектория: круглый стол, деловые игры, встреча с психологом, врачом, учителем физкультуры, вечер вопросов и ответов и др;
- оформление слайд - фильма «Всё начинается со школьного звонка»;
- оформление слайд - фильма «Будьте здоровы!»;
- ведение дневника здоровья;
- оформление тетради "Я хочу вырасти здоровым" Новизна представленного опыта Новизна опыта состоит в разработке своей системы методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учащихся. Известные здоровьесберегающие технологии используются более рационально в системе.