Проблемы современной светской семьи: межпоколенный кризис

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бердюгина Елена Анатольевна

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории,

НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»


Проблемы современной светской семьи:

межпоколенный кризис. С середины XX века чётко обозначилась тенденция, которую словами американского этнографа Маргарет Мид можно определить как смену типа культурно-исторического наследования. Сущность этого вызова времени состоит в том, что с течением времени неуклонно сокращается влияние исторического и обычного опыта предшествующих поколений и возрастает роль опыта современников. Исследовательница пишет о том, что «…во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ». Сегодня впервые за многие тысячелетия культурной жизни человечества складывается уникальная ситуация, при которой дети не только начинают крайне избирательно относиться к опыту предшествующих поколений, но нередко предпочитают учиться у более продвинутых сверстников. Они даже выступают в роли учителей по отношению к взрослым в том, что касается овладения новыми информационно-коммуникативными технологиями. Эти новшества во многом обусловлены тем обстоятельством, что у старшего поколения отсутствует опыт жизни в глобальном информационном сообществе. В силу этого и культурная граница между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и обучаемыми, становится очень подвижной. Взрослые вместе с детьми вынуждены в позиции обучающихся овладевать основами нового, неизвестного ранее опыта. Более того, дети в силу отсутствия стереотипов восприятия, свойственных взрослым, нередко легче овладевают навыками и умениями, причём без помощи взрослых. Последнее обстоятельство заметно снижает авторитет старших, учителей, родителей, переносится на другие сферы жизни, что мы наблюдаем ежедневно в реальной жизни. Сегодня подрастающее поколение проявляет гораздо меньший интерес ко всему, что было до начала становления информационного общества. Это, можно сказать, рубеж актуального и неактуального для школьника. Учитывая прагматизм и избирательный подход современных детей, можно предположить, что из опыта предшествующих поколений ими будет востребовано далеко не всё, а только то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни в современном, быстро меняющемся мире. Сегодня этот вызов эпохи слабо учитывается в педагогической теории и в законодательстве по государственной молодёжной политике. Продолжают конструироваться модели образования, основанные, как и ранее, на парадигме непосредственной передачи и овладения опытом предшествующих поколений, на формировании духовно-нравственных идеалов, на значимости культурно-исторического наследия для формирования ценностных ориентаций и самосознания школьников. Здесь поднимается проблема «сопротивления материала» в эпоху межпоколенного кризиса. А именно: как сделать ценности взрослых интересными для детей, живущих приоритетами совсем иного типа культурно-исторического наследования, не предполагающего безусловной ценности опыта старших поколений. Как управлять этим процессом, если старшее поколение очень много может дать, но младшее поколение далеко не всё хочет взять? Эта проблема находится в начальной стадии своего разрешения. Новый статус детства позволяет сегодня говорить о т.н. «тинэйджерской революции». Её смысл сводится к следующим положениям.

  • Дополнение, а в значительной степени - замещение межпоколенной вертикали внутрепоколенной горизонталью как доминирующее направление социализации детей и подростков. Ослабление авторитета старших и их воспитательного потенциала по отношению к младшим, ослабление способности управлять многими процессами в детско-юношеской среде.
  • Изменение отношения к детям, подросткам и молодёжи в обществе. Детско-юношеский период жизни человека воспринимается членами общества в его самоценности и самозначимости.
  • Развитие тинейджерского самосознания: осознание тинейджерами самих себя как субъектов права, нарастание стремления детей и подростков к свободе и независимости. Усиление роли ювенальной юстиции, которая весьма неоднозначно воспринимается в российском обществе.
ТИНЕЙДЖЕР [англ. teenager - подросток] - юноша или девушка в возрасте 13-19 лет. Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006. тинейджер (нэ), а, м., одуш. (англ. teenager < -teen суффикс числительных от 13 до 19 + age возраст). Подросток (юноша или девушка) в возрасте от 13 до 19 лет. Ювенальная юстиция - система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан до 18 лет, гл. звеном которой является суд по делам несовершеннолетних. Осн. принципы Ю.ю.: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в судебном процессе по делам несовершеннолетних данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осуждённого и т.п. посредством закрытия судебного заседания по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них, уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.); специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощённый (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб.
  • Приоритет досуговых форм в жизни подрастающего поколения. Досуг не просто становится приоритетной формой в жизни подростков, вытесняя по значению учебную сферу, но он также начинает проникать во время, предназначенное собственно учебному процессу. Дети и подростки воспринимают свой досуг как зону ограниченного вмешательства взрослых, более того, как зону, свободную от влияния взрослых. В силу этого пробуксовывают многие детско-юношеские программы, ориентированные на обязательное присутствие взрослых в детско-юношеской среде. Форма социализации тинейджеров - молодёжная тусовка, а также «внутренняя эмиграция» - интернет.
  • Преобладание среди детей носителей элементов экранно-клипового мышления существенно усиливает разрыв между поколениями, приводя к непониманию смыслов, системы ценностей, поведенческих реакций у представителей разных поколений.
  • Усиление дезинтеграции и дезадаптации подрастающего поколения в социуме, противопоставление его интересов интересам других слоёв общества, которая сказывается на взаимоотношениях родителей и детей.
Дезинтеграция - Дезинтеграция (от лат. de. . . приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и integer целый) распад, расчленение целого на составные части. Дезадаптация - и, ж. désadaptation f. Неприспособленность. Среди самых одиозных отрицательных тенденций в детско-подростковой и молодёжной среде, характеризующих «тинейджерскую революцию», необходимо назвать:
  • Рост девиантного и деликвентного поведения, правонарушений и преступности, пьянства, наркомании, употребления ПАВ, проституции в детско-молодёжной среде, усиливается интолерантность среди подростков и молодёжи;
  • Психоактивные вещества (ПАВ) - химические вещества (или смеси), способные влиять на функционирование центральной нервной системы.
  • Девиантное поведение - Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
  • Деликвентное поведение - преступное поведение.

  • Деформация ценностных ориентаций, морально-нравственных ориентиров, нарастание социальной апатии, кризис нравственных ценностей, девальвация важнейших, базовых ценностей человека - семьи, родины, истории и святынь своего народа;
  • Рост потребительских настроений и ценностей успеха без адекватных физических и интеллектуальных усилий, падение престижа честного труда, отсутствие духовной составляющей в качестве мотивов трудовой деятельности и жизненного выбора;
  • Рост иждивенческих настроений и инфантильности подрастающего поколения, которое в большинстве случаев не имеет собственных жизненных целей, усиливаются манипуляции им со стороны различных социальных, политических и шовинистических групп;
  • Замедлен процесс гражданского становления личности, формирования ответственного гражданского поведения, участия в общественно-политической деятельности и самоуправлении;
  • Усиливаются безнадзорность, беспризорность и социальное сиротство среди детей и подростков, растёт заболеваемость ИППП, нарастают суицидальные настроения.
ИППП-заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем Эти же процессы характерны и для мегаполисов, но они имеют свою специфику. Категории «дети», «подростки», «молодёжь» в современных социально-экономических и социокультурных условиях не могут восприниматься как нечто целостное. Представители подрастающего поколения одного возраста находятся в неравном положении друг к другу не только в социально-экономической сфере, но и в общественно-политической и культурной жизни, а также в пространственно-географическом отношении. Они имеют не одинаковые стартовые и жизненные возможности и перспективы, что нередко воспринимается ими как проявление социальной несправедливости. Условия жизни в селе, малом городе, в крупном административном центре и в мегаполисе существенно различаются. Так, например, уровень доходов в мегаполисе выше в 13 раз, а расходов - в 48 раз по сравнению с сельской местностью. Эти обстоятельства являются непреодолимыми в долговременной перспективе, а потому требуют корректировки в деле понимания проблем современной светской семьи, в деле воспитания и социализации детей и подростков. Положение подрастающего поколения в современных светских семьях в условиях мегаполиса, в частности, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, имеет свои отличительные особенности, которые напрямую зависят от конкретных социокультурных реалий и характеристик детей и подростков.
  • В мегаполисах, как правило, хорошо разработана нормативная правовая база в отношении прав детей в образовательной и досуговой сферы, но государство, присутствия в сфере образования, устраняется из досуговой, т.е. приоритетной для ребёнка, сферы.
  • В мегаполисах существует очень высокая степень социальной дифференциации детей и подростков, позволяющая говорить об особых «мирах», которые между собой в принципе могут не пересекаться. Хотя существует общее законодательство о защите прав ребёнка, системы образования, воспитания и социализации закрепляет существующее положение.
  • В мегаполисах относительно слабы традиционные институты социализации и воспитания детей и подростков (семья, школа, церковь и др.), гораздо более важными в этом отношении оказываются категории более продвинутых сверстников и их объединений, общение с которыми происходит через систему массовых коммуникаций и молодёжные тусовки.
  • Уровень межпоколенных разрывов в мегаполисах очень существенен. Помимо межпоколенной вертикали тинейджеры выстаивают собственную внутрипоколенную горизонталь, которая существует на собственных принципах и морально-этических устоях. Участие взрослых в подобных горизонталях минимально или чисто номинально, что приводит к ситуации, которая характеризуется формулой: чем больше хороших молодёжных программ, тем хуже ситуация в среде детей и молодёжи.
  • Достаточно высок уровень криминогенности, асоциального и противоправного поведения в среде подростков и молодёжи, часть представителей подрастающего поколения является составной частью столичного криминального мира и криминогенных тусовок. Остро стоит проблема борьбы с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом, сутенёрством, проституцией среди несовершеннолетних.
  • Уровень коммерциализации и диверсификации досуговой и развлекательной деятельности очень высок, уровень материальной обеспеченности семей позволяет самостоятельно оплачивать досугово-развлекательные услуги, имеется возможность широкого выбора. Эта ситуация практически исключает полномасштабное участие государства в важнейшей сфере жизни подростков и детей. (Диверсифика́ция - мера разнообразия в совокупности)
  • Досуговая деятельность в значительной степени отождествляется с развлекательной, хотя может ассоциироваться с путём к достижению карьеры установлению полезных связей, к выработке значимых образцов поведения.
  • Менталитет молодёжи мегаполисов ориентирован на достижение жизненного успеха по типу европейского, она очень практична и прагматична, испытывает комплекс сверхполноценности как основы самоидентификации. Экономические ожидания у подростков существенно завышены.
  • Существует переизбыток возможных вакансий и рабочих мест для тех подростков и молодых людей, которые стремятся к трудовой занятости на основе временного трудоустройства. У столичных молодых людей в почёте офисный труд, карьерные устремления ассоциируются больше со связями, возможностями родителей, окончанием престижного вуза, чем с собственными усилиями.
  • Плотность социальных контактов между представителями различных этноконфессиональных, неформальных, субкультурных, маргинальных групп подростков и молодёжи, наличие значительного контингента приезжих создаёт в мегаполисе ситуацию мультикультуризма со всеми её характеристиками. Очень остро стоит проблема мигрантов и интеграции детей из мигрантской среды.
  • Положение детей и подростков в семьях в условиях мегаполиса непосредственно влияет на ценностные ориентиры детей и подростков в других социокультурных средах, так как становится широко известным через средства массовой информации, кинопродукцию, Интернет. Столичная молодёжь нередко становится референтной группой для провинциальных тинейджеров.
В силу сказанного выше, проблемы современной урбанизированной семьи необходимо рассматривать сквозь призму межпоколенного кризиса и специфики современного подхода к решению детско-юношеских проблем.
В зеркале статистики. Рашид Нургалиев, министр внутренних дел - о «третьей волне» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков (данные на 1.06.2005 года)
  • Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется более одного миллиона несовершеннолетних. К началу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков.
  • В 2004 году несовершеннолетними было совершено тысяча двести убийств, более трёх тысяч разбойных нападений, 18 тысяч грабежей. Ежегодно свыше 150 тысяч несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности. К этим данным необходимо добавить 60-70 тысяч преступлений, совершённых детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
  • Зарегистрированы случаи, когда несовершеннолетние занимаются видами преступной деятельности, которые ранее были прерогативой взрослых: содержание притонов, сутенёрство, мошеннические действия с валютой и ценными бумагами.
  • На учёте состоит почти 100 тысяч несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. В РФ 4 млн. детей-наркоманов от 11 лет и старше, в том числе наркозависимых - около 1 млн. чел. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 до 11 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди молодёжи в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Число случаев смертности от употребления наркотиков в сравнении с восьмидесятыми годами увеличилось в 12 раз, а среди несовершеннолетних - в 42 раза.
  • На учёте департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России состоит около 150 экстремистских группировок общей численностью до 5000 человек, значительную часть которых составляют несовершеннолетние.
  • В РФ 700 тысяч сирот, 2 млн. детей неграмотны.
  • Ежегодно в стране пропадает более 30 тысяч детей.
  • Более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. В конце 2004 года в РФ насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых по данным органов соцзащиты проживает около 770 тысяч детей.
  • Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причём на каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка. Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решить свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами. Более половины несовершеннолетних, находящихся в местном или федеральном розыске, составляют дети, которые вынуждены были сбежать из дома. По данным Министерства образования РФ, в 1998 году число отчисленных из школ и не возобновивших обучение детей составило 367 тысяч. Около 2 млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся.
  • Ежедневно в Российской Федерации регистрируются более 1,5 тыс. разводов. В результате без одного родителя остаются почти 1,2 тыс. детей, в среднем в дома ребёнка передаются 30 чел., отбираются у нерадивых родителей 32 чел., убегают из дома 237 мальчиков и девочек. Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рождённых вне брака (около 23% от общего числа рождённых детей).

Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ (ранее - Основы духовно-нравственной культуры народов России, также есть предмет основы мировых религиозных культур) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один. Программа нового курса имеет структуру построения, основанную на принципе модульности. Происхождение понятия модульная программа весьма очевидна. Слово модульный происходит от модуль (от лат. Modulus - мера), то есть - важная величина, условная единица. Модульные программы - программы, состоящие из отдельных, относительно самостоятельных фрагментов. В чём преимущества такого рода программ? При самостоятельности и законченности каждого модуля - слушатель вправе выбрать для себя те модули, которые ему особенно нужны для образования и в той последовательности, которая диктуется его потребностями. В нашей программе представлено шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры». Все модули методически идеологически согласованы друг с другом и составляют собой единую основу комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В то же время - каждый модуль оснащён полноценной образовательной программой. Пример: тематическое планирование модулей. (Приложение). При разработке поурочного планирования основным источником является пособие для учащихся, поскольку именно в нём отражена содержательная часть курса. К основным методическим источникам относятся: «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. - Москва; «Основы религиозных культур и светской этики». Брошюра для родителей. - Москва. К учебным пособиям относятся пособия для учащихся. Вместе с тем следует учитывать, что в планировании зачастую содержится избыточный материал, что позволит учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач. Так, в качестве дополнительного материала можно рассматривать рекомендованный разработчиками уроков иллюстрированный материал, не нашедший отражения ни в пособии для учащихся, ни в книге для учителя. В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Как вы знаете, в больших городах открываются рестораны с национальной кухней: итальянской, японской, китайской и т.д. В Москве открывался ресторан китайской кухни. Шеф-поваром был приглашён специалист из Китая. Приехала молодая семья и через какое-то время женщина рожает ребёнка. И вот, чтобы выйти на работу, она приглашает из Китая свою маму. Через какой-то промежуток времени женщине становится плохо и её забирает скорая помощь. Проведя все анализы, врачи обнаруживают у неё опухоль. Довольно-таки молодой доктор, перед встречай с пациенткой очень долго мучается, как ей об этом сообщить? И вот, когда на приёме, волнуясь, врач сообщает ей, что проведённые анализы показали у неё опухоль, как вы думаете, какая была реакция женщины?... Одна из этих реакций, безусловно, была бы нашей. Но каково же было удивление доктора, когда в ответ он услышал извинения: «Простите меня, доктор, что заставила вас волноваться. В уходе за ребёнком, я совсем забыла о своём здоровье.» Оказывается, в Китае, прежде чем выйти из дома, утром китайцы выполняют дыхательную гимнастику, заставляя жизненную энергию циркулировать во всём теле. Через месяц женщина вновь пришла в больницу, чтобы повторно сдать все анализы. И ещё большее удивление было у всех врачей, когда у женщины не было обнаружено, ни какой опухали. Этот пример говорит о том, что скольких волнительных, стрессовых ситуаций можно было бы избежать, если бы мы больше знали о культуре и традициях живущих рядом с нами людей. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим, целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Основными задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:
  • знакомство учащихся с содержанием одного из учебных модулей;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают:
  • организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
  • практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;
  • обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.
Основными средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках курса в учебной и во внеучебной деятельности выступают: учебные пособия по курсу, адресованные младшим школьникам, слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, средства наглядности, иллюстративный материал.

Основные особенности:

  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;

  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели - воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;

  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;

  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;

  • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.



Использованы материалы с курсов повышения квалификации

в ФГАОУ АПК и ППРО

г. Москва в 2012 г. «Тьюторское сопровождение

курса «Основы религиозных культур и светской

Этики» в общеобразовательных учреждениях

Российской Федерации.

© 2010-2022