ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке».





1. ФИО Глухова Наталья Александровна 2. Место работы МБОУ ЛФПГ 3. Должность Учитель начальных классов 4. Дата проведения 5.09.2013г. 5. Предмет Литературное чтение 6. Класс 2 7. Тема и номер урока в теме

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 урок 8. Базовый учебник Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 2 класс 9. Цель урока Развивать умение сравнивать народные и авторские сказки. 10. Задачи - продолжить знакомство со сказкой А.С.Пушкина; - познакомить с русской народной сказкой «Золотая рыбка»; - учить находить сходство и различие в построении сказки А.С.Пушкина и народной сказки - цепочки; - расширять словарный запас детей; - развитие коммуникативных навыков (умение общаться, взаимодействовать друг с другом); - развивать умение правильно строить ответы; - воспитывать любовь и бережное отношение к книге; - воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности.



11. Тип урока комбинированный 12. Формы работы учащихся Работа в группах, работа в парах. 13. Необходимое техническое оборудование

Портрет автора, учебник, компьютерная презентация.
14. Формируемые УУД:

Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать два произведения, героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

































СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых технологий


Время

(в мин.)


1

Оргмомент

Обучение на основе технологии «учебной ситуации» (утреннее послание)

5

2

Работа по теме урока

Технология развития критического мышления (концептуальная таблица)

10

3

Работа по теме урока

Технология развития критического мышления (чтение с остановкой)

10


Этапы урока


Ход урока

  1. Оргмомент
(учебная ситуация «утреннее послание»)
  1. Проверка д/з.






















  1. Актуализа
ция знаний. Постановка целей урока.
  1. Работа по теме урока.



























































  1. Подведение итогов урока.







  1. Рефлексия.









  1. Домашнее задание



На доске

«Много желать - добра не видать»

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

- Почему именно это высказывание написано на доске?

А сейчас проверим насколько внимательно вы читали сказку дома. ( На доске прикреплены изображения рыбок, на обратной стороне каждой рыбки написан вопрос. Дети выходят к доске, берут рыбку и отвечают на вопрос.)

Работа в парах

Заполни таблицу:

Характер

старика

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Грубый

Характер

старухи

Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?

-стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение.

Нужное подчеркни. Объясни свой выбор.

Обсуждение.

Сегодня мы продолжим работу над сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», исследуем ее и попробуем определить, есть ли в ней сходство с другими сказками.

- Откройте учебник. Посмотрите на текст сказки. Что вы заметили? (Некоторые части выделены голубым, желтым и розовым цветом.)

- Найдите части , отмеченные голубым цветом, прочитайте их начало и подумайте, чему посвящены эти части? ( Они посвящены отношениям старика и старухи: старик каждый раз возвращается к старухе, выполнив ее очередную просьбу.)

- Меняется ли отношение старухи к старику после выполнения ее просьбы?

- Прочитайте начало частей, отмеченных желтым цветом. Чему они посвящены? (Взаимоотношениям старика и старухи)

- Чем похожи эти части? ( Повторяются одни и те же слова)

- Найди и прочитай их.

-Что вы можете сказать о просьбах старика?

- С какими видами сказок вы уже знакомы? (Со сказками -цепочками, докучными, волшебными сказками)

- Давайте разберемся, как построена «Сказка о рыбаке и рыбке». (Построение, как сказка - цепочка)

- Как вы думаете, сколько звеньев в этой цепочке?

- А теперь прочитаем, как рассуждали наши герои.

Чтение текста на стр. 21

- С кем вы согласны: С Мишей или с Машей?

ФИЗМИНУТКА

- А знаете ли вы, как родилась «Сказка о рыбаке и рыбке?

Этот вопрос может показаться странным. Все знают, что эту сказку написал А.С.Пушкин. И лишь немногим известно, что поэт заимствовал этот сюжет. Содержание сказки А.С.Пушкину рассказал писатель В. Даль.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.21. Кто на ней изображен?

- прочитайте ,какую важную информацию она хочет вам сообщить. Что вы поняли?

- А давайте сейчас мы с ней и познакомимся!

Работа в группах по 4 человека.

- Во время чтения сказки нам необходимо будет заполнить в группах набольшую таблицу.

Название

Герои

Просьбы старухи

Начало сказки

Конец

сказки

Русская народная сказка «Золотая рыбка»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

- Начинает читать учитель, затем заранее подготовленные ученики. По ходу идет работа с новыми словами .(Воеводиха)

Во время остановок дети в группе заполняют первую строчку таблицы.

Учитель на доске открывает свою таблицу.

- Ребята, а вот я тоже заполнила таблицу. Давайте сверим.

( В таблице учителя допущена ошибка, дети исправляют)

- Молодцы!! Вы внимательно слушали сказку.

- А вот вторую строчку заполните самостоятельно.

- Давайте сверим.

- Давайте сравним эти два произведения. Что общего вы нашли?

- Чем отличаются сказки?

Ребята, посмотрите на цель, которую мы ставили в начале урока.

(Цель записана на доске)

- Удалось ли нам ее достичь?

- Что нового вы узнали о сказке А.С.Пушкина?

Итак, сравнивая два варианта сказки о рыбке, мы убедились, что создавая свою стихотворную версию, Пушкин опирался на ее народный вариант, используя свой гениальный поэтический талант.

- А теперь мы с вами закинули свой невод и …..о чудо!!!! Нам попалась стайка золотых рыбок.

- Что вы сделаете - отпустите или загадаете желание?

- Пусть каждый из вас напишет свое желание и отпустит в синее море.

( На доске лист бумаги, имитирующий море. Дети прикрепляют к нему рыбок с желаниями)

- На перемене вы подойдете к доске и прочитаете ваши желания.

- Подумайте, какие из них действительно могут осуществиться.

- Нарисовать свою золотую рыбку: не простую, а волшебную.

- Найти и прочитать сказку, главным персонажем которой тоже является золотая рыбка.

Наш урок подошёл к концу.

Вы очень хорошо потрудились, все были дружными, активными, проявляли ум, творчество. Все заслуживаете благодарности. Спасибо за работу!

Приложение 1

Характер

старика

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Грубый

Характер

старухи

Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?

-стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение.

Нужное подчеркни. Объясни свой выбор.

Приложение 2

Название

Герои

Просьбы старухи

Начало сказки

Конец

сказки

Русская народная сказка «Золотая рыбка»

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Приложение 3

Золотая рыбка

Русская народная сказка

На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка: в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сделал сеть и стал ходить на море да ловить рыбу: тем только и добывал себе дневное пропитание. Раз как-то закинул старик свою сеть, начал тянуть, и показалось ему так тяжело, как доселева никогда не бывало: еле-еле вытянул. Смотрит, а сеть пуста; всего-навсего одна рыбка попалась, зато рыбка не простая - золотая. Возмолилась ему рыбка человечьим голосом: «Не бери меня, старичок! Пусти лучше в сине море; я тебе сама пригожусь: что пожелаешь, то и сделаю». Старик подумал-подумал и говорит: «Мне ничего от тебя не надобно: ступай гуляй в море! » Бросил золотую рыбку в воду и воротился домой. Спрашивает его старуха: «Много ли поймал, старик? » - «Да всего-навсего одну золотую рыбку, и ту бросил в море; крепко она возмолилась: отпусти, говорила, в сине море; я тебе в пригоду стану: что пожелаешь, все сделаю! Пожалел я рыбку, не взял с нее выкупу, даром на волю пустил». - «Ах ты, старый черт! Попалось тебе в руки большое счастье, а ты и владеть не сумел».

Озлилась старуха, ругает старика с утра до вечера, не дает ему спокоя: «Хоть бы хлеба у ней выпросил! Ведь скоро сухой корки не будет; что жрать-то станешь? » Не выдержал старик, пошел к золотой рыбке за хлебом; пришел на море и крикнул громким голосом: «Рыбка, рыбка. Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка, приплыла к берегу: «Что тебе, старик, надо? » - «Старуха осерчала, за хлебом прислала». - «Ступай домой, будет у вас хлеба вдоволь». Воротился старик: «Ну что, старуха, есть хлеб? » - «Хлеба-то вдоволь; да вот беда: корыто раскололось, не в чем бельё мыть; ступай к золотой рыбке, попроси, чтоб новое дала».

Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе надо, старик? » - «Старуха прислала, новое корыто просит». - «Хорошо, будет у вас и корыто». Воротился старик, - только в дверь, а старуха опять на него накинулась: «Ступай, - говорит, - к золотой рыбке, попроси, чтоб новую избу построила; в нашей жить нельзя, того и смотри что развалится! » Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка приплыла, стала к нему головой, в море хвостом и спрашивает: «Что тебе, старик, надо? » - «Построй нам новую избу; старуха ругается, не дает мне спокою; не хочу, говорит, жить в старой избушке: она того и смотри вся развалится! » - «Не тужи, старик! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Воротился старик - на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь - дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». - «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Воротился старик, а вместо избы каменный дом стоит, в три этажа выстроен; по двору прислуга бегает, на кухне повара стучат, а старуха в дорогом парчовом платье на высоких креслах сидит да приказы отдает. «Здравствуй, жена! » - говорит старик. «Ах ты, невежа этакой! Как смел обозвать меня, воеводиху, своею женою? Эй, люди! Взять этого мужичонка на конюшню и отодрать плетьми как можно больнее». Тотчас прибежала прислуга, схватила старика за шиворот и потащила в конюшню; начали конюхи угощать его плетьми, да так угостили, что еле на ноги поднялся. После того старуха поставила старика дворником; велела дать ему метлу, чтоб двор убирал, а кормить и поить его на кухне. Плохое житье старику: целый день двор убирай, а чуть где нечисто - сейчас на конюшню! «Экая ведьма! - думает старик. - Далось ей счастье, а она как свинья зарылась, уж и за мужа меня не считает! » Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть воеводихой, потребовала к себе старика и приказывает: «Ступай, старый черт, к золотой рыбке, скажи ей: не хочу я быть воеводихой, хочу быть царицею ». Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе, старик надо? » - «Да что, вздурилась моя старуха пуще прежнего: не хочет быть воеводихой, хочет быть царицею». - «Не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано». Воротился старик, а вместо прежнего дома высокий дворец стоит под золотою крышею; кругом часовые ходят да ружьями выкидывают; позади большой сад раскинулся, а перед самым дворцом - зеленый луг; на лугу войска собраны. Старуха нарядилась царицею, выступила на балкон с генералами да с боярами и начала делать тем войскам смотр и развод: барабаны бьют, музыка гремит, солдаты «ура» кричат!

Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть царицею, велела разыскать старика и представить пред свои очи светлые. Поднялась суматоха, генералы суетятся, бояре бегают: «Какой-такой старик? » Насилу нашли его на заднем дворе, повели к царице. «Слушай, старый черт! - говорит ему старуха. Ступай к золотой рыбке да скажи ей: не хочу быть царицею, хочу быть морскою владычицей, чтобы все моря и все рыбы меня слушались». Старик было отнекиваться; куда тебе! коли не пойдешь - голова долой! Скрепя сердце пошел старик на море, пришел и говорит: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Золотой рыбки нет как нет! Зовет старик в другой раз - опять нету! Зовет в третий раз - вдруг море зашумело, взволновалося; то было светлое, чистое, а тут совсем почернело. Приплывает рыбка к берегу: «Что тебе, старик, надо? » - «Старуха еще пуще вздурилася; уж не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми водами властвовать, над всеми рыбами повелевать». Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря. Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане. Начали они жить по-прежнему, старик опять принялся за рыбную ловлю; только как часто ни закидывал сетей в море, не удалось больше поймать золотой рыбки.

© 2010-2022