Познавательное развитие. Математический проект

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная область - познавательное развитие

Математический проект

«В мире форм»
Вид проекта: познавательно-творческий. Проблема: «Какой формы предмет?» Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур. Срок реализации проекта: в течение учебной недели.

Участники проекта: воспитатель группы № 6 г. Севастополя ДОУ № 91

Нестерак В.Н., дети старшей группы, родители. Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом. Задачи:

  • Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах;
  • учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы;
  • развивать умение различать модели близких по форме фигур;
  • развивать представление о том, как из одной формы сделать другую;
  • воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
  • освоение детьми математических знаний в области формы предметов;
  • приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие;
  • умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Результат проектной деятельности:
  • Создание сборника с загадками и стихами, оформление его детскими рисунками.
  • Презентация проекта: конспект занятия «Путешествие в город геометрических форм»
Этапы проекта:
  • подготовительный;
  • организация работы над проектом;
  • практическая деятельность;
  • подведение итогов (презентация).
Схема реализации проекта:
  • Работа с детьми.
  • Непосредственно образовательная деятельность.
Логико-математическое развитие Тема: «Счет в пределах 9, образование числа 9, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве». Программное содержание: учить считать в пределах 9, показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур; продолжать определять свое местоположение среди окружающих предметов. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
  • Изобразительная деятельность.
Рисование «Сказочные домики». Программные задачи: учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур; закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.



Познавательное развитие. Математический проект


  • Аппликация.
Тема: «Сказочная птица» Программные задачи: закреплять умение детей вырезать части предмета разной геометрической формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое.

Познавательное развитие. Математический проект

  • Лепка из пластилина.
Тема: «Овощи и фрукты для магазина». Программные задачи: закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов; учить сопоставлять их форму с геометрическими формами, находить сходство.
  • Ознакомление с художественной литературой.
Тема: Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям. Программные задачи: учить пересказывать сказку самостоятельно по моделям заместителям, предавать интонацией характеры героев, рассказывать сказку в лицах (меняя голос, интонацию). Заучивание стихотворений «Учим формы предметов» Кожевников А.Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах.


Самостоятельная игровая деятельность.

Познавательное развитие. Математический проект Логические блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», Колумбово яйцо, головоломка Пифагора, Вьетнамская игра, квадраты Воскобовича, палочки Кюизенера ,

Познавательное развитие. Математический проект
решение логических задач на поиск недостающих фигур, д/игра «Перевертыш» (преобразование одной фигуры в другую), д/игры «Формы», «Найди похожую фигуру», «Цвет и форма» (соотнесение форм предметов с геометрической фигурой), «Подбери ключик», «Разложи фигуры по местам» и др. Раскрашивание картин, состоящих из геометрических фигур.

Познавательное развитие. Математический проект

Совместная работа с родителями. Подбор стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника и создание иллюстраций совместно с детьми. Подготовка оборудования к развлечению «В городе геометрических фигур». Вывод: Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.


Познавательное развитие. Математический проект








Приложение. Загадки о геометрических фигурах. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его… (Квадрат) ***** На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (Треугольник). ***** Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (Прямоугольник). ***** Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (Круг) ***** Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (Круг). ***** Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (Ромб). Стихи. Треугольник Самолёт летит по небу, треугольное крыло, На моём велосипеде треугольное седло, Есть такой предмет - угольник, и всё это - треугольник. Тут мама три спички на стол положила И мне треугольник из спичек сложила. А в это время я чертил и наблюдал за мамою, Я три прямых соединил и сделал то же самое. *** Мы с тобой построим домик, Крышей будет треугольник, У крыши уголки остры, Сколько их? Один, два, три! Квадрат Пришёл из школы старший брат, из спичек выложил квадрат. Дала мне мама шоколад, я дольку отломил - квадрат. И стол - квадрат, и стул - квадрат, и на стене плакат - квадрат. Доска, где шахматы стоят, и клетка каждая - квадрат, Стоят там кони и слоны, фигуры боевые. *** Вот четыре стороны И они всегда равны. А фигура та, ребята, Называется квадратом. Круг Нарисуем мы кружочек: Ротик в нем и пара точек. Солнце круглое и мячик, Круг давно знаком нам, значит. Трапеция Трапеция, трапеция, фигура есть такая, А я её не знаю. Ты где живёшь, трапеция, В Америке, в Китае? Может, за трапецией Поехать надо в Грецию? Мама говорит: Не надо, Трапеция с тобою рядом. Развею я твою тоску, Ты подожди минутку. И на гладильную доску Укладывает юбку, по ней проводит утюжком, Чтоб не топорщилась мешком: - Вот тебе трапеция, не стоит ехать в Грецию. Овал А как нарисовать овал? На помощь брата я позвал. Брат взял фломастер и искусно мне овал нарисовал: Ты слегка окружность сплюсни, получается овал. Сколько раз его видал, в ванной зеркало - овал! Овал и блюдо, и яйцо. Мама говорит: Лицо у тебя овальное. Пусть будет овальное, Лишь бы не печальное. Мы рассмеялись и в овале Рожицу нарисовали. Овал - окружность удлинённая И рожица в ней удивлённая. *** На стене висит овал, В нем себя я увидал. Люблю в зеркало смотреться, Перед ним люблю вертеться Куб Принёс нам ящик почтальон - посылка мне и брату. Ящик - куб, в нём шесть сторон, все стороны - квадраты. А что лежит в посылке? Там стружки и опилки, Конфеты и баранки, ещё с вареньем банки. Цилиндр -Цилиндр, что такое? - спросил я у папы. Отец рассмеялся: - Цилиндр, это шляпа. Чтобы иметь представление верное, Цилиндр, скажем так, это банка консервная. Труба парохода - цилиндр, труба на нашей крыше - тоже, Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой - Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь, И тоже на цилиндр похож. Конус Сказала мама: - А сейчас Про конус будет мой рассказ. В высокой шапке звездочёт Считает звёзды круглый год. Конус - шляпа звездочёта. Вот какой он. Понял? То-то. Мама у стола стояла В бутылки масло разливала. - Где воронка? Нет воронки. Поищи. Не стой в сторонке. -Мама, с места я не тронусь, Расскажи ещё про конус. -Воронка и есть в виде конуса лейка. Ну-ка, найди мне её поскорей-ка. Воронку я найти не смог, Но мама сделала кулёк, Картон вкруг пальца обкрутила И ловко скрепкой закрепила. Масло льётся, мама рада, Конус вышел то, что надо.

Пирамида Я видел картину. На этой картине Стоит пирамида в песчаной пустыне. Всё в пирамиде необычайно, Какая-то есть в ней загадка и тайна. А Спасская башня на площади Красной И детям, и взрослым знакома прекрасно. Посмотришь на башню, обычная с виду, А что на вершине у ней? Пирамида! Шар Удар! Удар! Ещё удар! Летит в ворота мячик - шар! А это - шар арбузный зелёный, круглый, вкусный. Вглядитесь лучше - шар каков! Он сделан из одних кругов. Разрежьте на круги арбуз и их попробуйте на вкус.


















Конспект занятия: «Путешествие город геометрических форм». Цель: Закрепить с детьми основные геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник;

  • Учить находить предметы квадратной формы в окружающей их обстановке;
  • Учить детей ориентироваться в окружающей их обстановке;
  • Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героем.
  • Воспитывать у детей самостоятельность, внимательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника.
Оборудование и материал. Массажная дорожка, гимнастическая скамейка, магнитофон, диск с записью песни «Круг» из мультфильма «Смешарики», плакат, на котором нарисованы - круг, квадрат, прямоугольник и треугольник, формы, вырезанные из цветного картона и нарисованными улыбками, загадки про геометрические формы письмо, угощение для детей. Ход занятия: Воспитатель. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну геометрических форм. Давайте мы с вами закроем глаза и скажем: «Покружись, покружись, в стране геометрических форм окажись». Воспитатель поворачивает к детям табличку, на которой изображены круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. - Ребята, посмотрите, что изображено на таблице? Дети. - Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Воспитатель. - Правильно. Вы теперь знаете, кто живет в этой стране. Нам предстоит с вами пройти очень сложный путь. Воспитатель достает письмо из почтового ящика и читает его вслух: Вы загадки разгадайте, И в игру вы поиграйте, Ключи от дома вы найдите, И нашу дверь вы отворите. Воспитатель. - Ребята, нам с вами надо найти домик, в котором живут круг, квадрат, прямоугольник и треугольник и выпустить их на свободу. Давайте отправимся в путь и вспомним с вами, что мы знаем о геометрических формах. Мы по мостику пройдем все мы формы соберем. Воспитатель проходит с детьми по гимнастической скамейке и останавливается около пенька, где достает большой круг и загадывает детям про него загадку: Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? Воспитатель. - Ну, конечно же, ребята это круг наш друг. Давайте с вами вспомним, что мы про него знаем. Воспитатель дает круг ребенку и просит рассказать стихотворение: Круг - помощник наш и друг. Ты легко узнаешь круг. И везде его найдешь: Круг на солнышко похож, (воспитатель показывает предметы, которые перечисляются в стихотворении) На тарелку, на котлету, И на ягоду черешни, И на колесо, конечно… Круглые очки у Даши, Пуговки на кофте Маши, Мяч, арбуз, часы, значок И у хрюшки пятачок! Воспитатель. - Посмотрите, нашему кругу очень понравилось стихотворение о нем и он улыбается. Ребята, про круг есть не только загадка и стихотворение, но и песня. Давайте мы с вами покажем нашему кругу, как мы умеем танцевать. Воспитатель включает песню о круге из мультфильма «Смешарики». Дети вместе с воспитателем садятся в круг и весело выполняют под музыку движения. Воспитатель. - Нам пора идти дальше. (Дети проходят по ребристой дорожке). По дорожке мы пройдем, и квадрат мы там найдем. Воспитатель поднимает квадрат и загадывает загадку: Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня... Дети. - Квадрат. Воспитатель. - Правильно. Это наш друг квадрат. Давайте с вами вспомним, что мы знаем о нем. Воспитатель передает форму ребенку, который читает стихотворение и обводит указательным пальцем стороны квадрата. Ребенок. - Посмотрите- ка, ребята Вот квадрат, А у квадрата Все четыре стороны Одинаковой длины. Воспитатель. - Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что у нас в группе напоминает квадрат. Дети. - Стол, дверца шкафа, сиденье у стула, домик петушка. Дети перечисляют предметы в группе, которые похожи на квадрат. Воспитатель. - Вы ребята молодцы. Гимнастика для глаз: «Дождик» Дождик, дождик, пуще лей. (смотрят вверх) Капай, капай не жалей. (смотрят вниз) Только нас не замочи. (делают круговые движения глазами) Зря в окошко не стучи! (моргают) Теперь поищем следующую форму. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… Дети. - Прямоугольник. Воспитатель показывает детям прямоугольник с улыбкой. - Давайте поиграем с прямоугольником. Воспитатель достает лист бумаги, на котором изображен прямоугольник. - Дорисуем картину, чтоб получился прямоугольный предмет. Дети рисуют ножки и получается столик. - Скажите, какую форму еще нам с вами осталось найти? Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ... Дети. - Треугольник. Воспитатель показывает детям треугольник с улыбкой. Воспитатель. - Ребята, давайте с вами расскажем небольшую сказку о треугольнике. Воспитатель берет первый лист бумаги, где нарисованы три точки и показывает детям: Ребенок. -Жили-были три подружки В разных домиках своих. Три веселых хохотушки - Точками все звали их. Воспитатель показывает детям второй лист бумаги, где нарисованы три точки, а между ними проведены волнистые линии, изображающие реки: Ребенок. - Между этими домами Реки длинные текли. Точки очень не хотели Ножки промочить свои. И тогда они решили Между домиками взять Сделать мостики большие, Чтобы в гости прибегать. Мост с мостом соединился, Треугольник получился. Воспитатель. - Ну, что ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Нам только осталось найти нужный ключик от домика, где живут формы. Воспитатель берет ключи и предлагает детям поиграть в игру «Подбери ключик». Дети выполняют задание. Воспитатель. - Ребята, мы с вами помогли выйти друзьям круга, квадрата, прямоугольника и треугольника из заточения. За это фигуры принесли вам угощение. Воспитатель раздает детям угощение.







Познавательное развитие. Математический проект

16


© 2010-2022