Семья и школа. Роль семьи в воспитании младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья и школа. Значение и роль семьи в воспитательном процессе

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.

Главная школа воспитания детей - это

взаимоотношения мужа и жены,

отца и матери».

В.А. Сухомлинский Вопрос о роли семьи и школы в воспитании младших школьников сегодня является одним из важных и приоритетных направлений. Трудности, которые ребёнок испытывает в обучении, причины и неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому вопрос о важности сотрудничества семьи и школы в воспитательном и образовательном процессе является наиболее актуальным. То воспитание и жизненный опыт, которые ребёнок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет на протяжении последующих лет жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Источник благополучия ребенка в семье, его правильное воспитание, счастливое детства - всё это исходит из родительской любви. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, ответственности, определённым моральным принципам. Ошибочно мнение родителей, которые полагают, что с приходом ребенка в школу сни­жается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. В данной ситуации влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. «Нельзя сводить духовный мир ма­ленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами» - говорил В.А. Сухомлинский. Только семья берёт на себя значительную долю заботы о всестороннем развитии ребёнка и вносит вклад в процесс влияния на младшего школьника, интересуется требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребёнка. Эти знания необходимы в тех случаях, если возникают ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье - другое. В случае возникновения сомнений в правильности требований учителя, в методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребёнка. Какую же помощь может оказать семья ребенку, начинающему обуче­ние? Во-первых, воспитывать у ребёнка положительное отношение к школе, к учителю. Важно объяснить маленькому человеку, что учёба - это не тяжёлая повинность, а познание мира. Родители не должны забывать, что информация о школе, учителе, одноклассниках из уст своего ребёнка может быть субъективной, искажённой. Для того, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребёнок, надо самим быть ближе к школе. Во-вторых, терпимо относиться к тому, что ребёнок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками. Боязнь того, что будут ругать за плохую успеваемость, накажут, не только не способствуют желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает негативное отношение к школе, к учителю. А самое главное - разрушает взаимопонимание детей и родителей. Осуждение, угрозы лишают ученика уверенности, что он может справиться с трудностями, формируют чувство вины, неполноценности. Только совместными усилиями родителей и учителя можно помочь ребёнку преодолеть трудности и в обучении, и в общении. В-третьих, ребенок не должен ощущать того, что неуспехи в школе могут лишить его родительской любви. Родители не должны строить свои отношения с ребёнком в зависимости от полученных им оценок. Этим они отдаляют его от себя. Особенно в первый год обучения ребёнок должен ощущать, что в него верят, что он любим, принят родителями таким, какой есть. Именно эта вера помогает ему поверить в себя, добиться успеха.

У поэта Валентина Берестова есть такие строки:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что - малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. Эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, болезненно реагирующие на замечания учителя, насмеш­ки сверстников, глубоко переживают соб­ственные неудачи и ошибки, требуют особого внимания семьи. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об инди­видуальных особенностях ребенка. Важно с пониманием относиться к пере­живаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о взаимо­отношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку. Постепенно у младшего школьника сформируется потребность де­литься с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помо­щи. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали расска­зы ребёнка, надо быть сдержанным, спокойно, справедливо и доброжела­тельно разобраться в ситуации. Упрекая и обвиняя ребенка, в будущем на его откровенность рассчитывать не придётся. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы и лишать са­мостоятельности. Авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тре­вожность, безынициативность. Одноклассникам не интересно с такими детьми. Дети, которые общались до школы только со взрослыми также испытывают проблемы в общении со сверстниками, т.к. в классе они необщительны, робки, при этом многие из них воспитаны, добры. При выборе методов поощрения и наказания родите­ли не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка. Они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в кото­рых был совершен проступок, что приводит к ухудшению взаимоотно­шений между родителями и детьми. «Обращайте ваше внимание не столь­ко на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на на­полнение их животворящей любовью: будет любовь - не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим - бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно на­полняется пустотою же; выгоните одну, явится другая» - говорил В. Г. Белинский. Психологи и педагоги выделяют три стиля взаимоот­ношений взрослых и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй - жёсткая авторитар­ность, диктат в отношениях с детьми. Третий - со­трудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потреб­ностей и интересов каждого из участников взаимоотношений. Стиль взаимоотношений, содержание, формы в каждом возрасте различны, но сотрудничество с ребёнком должно начинаться как можно раньше. Общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и бо­гаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность. Современный напряженный темп жизни, измене­ние условий быта повлияли на характер общения: оно становится ред­ким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и внутри семьи. Организация содержательного и достаточно продолжи­тельного общения с детьми - необходимое условие их воспитания в лю­бом возрасте. Однако с течением времени изменяется содержание общения. Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные по­требности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердить­ся, осознать себя. Как часто и в каких ситуациях общаются родители и дети школьного возраста? Чаще всего, когда родители помогают школьнику в приготовлении уроков, когда воспитывают его - наставляют, порицают, одобряют и т.д. В этих случаях актив­ным участником общения становится взрослый, а ребенку отводится пассивная роль. Только общение-диалог позволяет детям высказать свое мнение, обсудить с родителями волнующие проблемы, проявить чувства. Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, уважение к личности ребенка, его потребностям, ин­тересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть са­мооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими. У младших школьников потребность ребенка в оценке его личности повы­шается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением. Оценочные воз­действия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и оказывают влияние на отношение к учёбе. Но злоупот­ребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осу­ждение его недостатков. Особо значимой для ребенка является оценка его те­ми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и ува­жением. Он боится обмануть их доверие, потерять уваже­ние, стремится оправдать их хорошее мнение о себе. Оценка должна быть справедливой и не унижать ребенка. Слово, обращенное к ребенку, го­ворил педагог В.А. Сухомлинский, должно быть человеч­ным, чутким, терпимым. Он призывал педагогов к осмотрительности, чтобы сказанное ими слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу ребенка, оставляет на всю жизнь грубые рубцы. Проведённые исследования показали, что в общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрица­тельные характеристики и т.п. Реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои не­достатки в смешном свете. Для взаимопонимания между родителями и детьми характерно стремление к раскрытию внут­реннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка. Это является основой для формирования гармо­ничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье. Основы личности ребёнка начинают закладываться ещё с рождения под влиянием взрослых. Недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нрав­ственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетних право­нарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье. Младший школьник во многом живет эмоциями и именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преоб­ладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребен­ку для его психического здоровья. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Ребенок в ка­кой-то степени является зеркальным отражением родителей. Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раз­дражительность. Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное от­ношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое на­строение. У взрослых могут быть серьезные поводы для чувст­ва тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с ко­торыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме. Душевная теплота, любовь, доброта помогут воспитать у ребенка доброжелательность, оптимизм, способ­ность к состраданию, сочувствию. В начальной школе ребенок обучается четыре года. Первоклассник и ученик четвертого класса разные по своим возрастным харак­теристикам, опыту учебной работы, отношению с товарищами, учите­лем. Представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, с возрастом значительно меняются. Если их содержание до школы в основном определяет семья, то с поступлением в школу - учитель. В процессе обучения (чтения, бесед, общения по поводу учеб­ных занятий, внеурочной деятельности) учитель обогащает представления ребен­ка о хорошем и плохом, т..е. даёт нравственные представления. Большое значение к четвертому классу приобретает общение с одноклассниками и старшеклассниками, которое также влияет на нравственное развитие ребенка. Иногда это общение определяет содержание его зна­ний о нравственном и безнравственном. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируются представления о нормах и правилах поведения по отношению к родителям, учителю, другим взрослым, сверстникам, а также к миру вещей, к своим обязанностям, труду, природе, самому себе. Семья и школа - это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъяс­няя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, по­ступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.


























Список литературы


  1. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: учебное пособие для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2006. - 336 с.
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: методическое руководство для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2007. - 267 с.
  3. Ивлева Э. И. Формы взаимодействия учителя и семьи / Э. И. Ивлева Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие успешной реализации национального проекта в сфере образования: материалы региональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 8-9 июня 2006 г.: в 2 т. / ред. коллегия:Т. Н. Семенкова, Н. А. Заруба, В. В. Курчуганова М. В. Корнилова Н. И. Приходько Е. Ю. Командирова - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - Т. - 1. - 281 с.
  4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учебно - методическое. пособие / М. И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2001 - 216 с.
  5. Саляхова Л. И. Родительские собрания 1-4 классы: учебное пособие для классных руководителей / Л. И. Саляхова - М.: Глобус, 2007 - 315 с.
  6. Стружко В. А. Сотрудничество с семьёй - важное направление деятельности школы / В. А. Стружко // Образование в современной школе. - 2005. - № 5. - С. 14.
  7. Филиппова Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка /Г. Филиппова // Семья и школа. - 2001. - № 7,8. - С. 30-35.





© 2010-2022