Планирование начальные классы Гуси лебеди

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Произведения зарубежных писателей.

Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

Цели: - продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена "Дикие лебеди";

- знакомство детей с построением литературного произведения:

экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой.

- развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы; - развитие умения работать со словарём;

- развитие умения кратко передавать полученную информацию;

- расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;

- воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как,

трудолюбие, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой.

- Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, улыбнулись друг другу.

II. Введение в тему (Работа в группах)

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и самим определить тему нашего урока.

Работа в группах. Самопроверка.

- А кто такой Андерсен? (Х.К. Андерсен великий датский сказочник.).

- Над каким произведением Х.К.Андерсена мы работаем сейчас? ("Дикие лебеди").

- К какому жанру литературы относится данное произведение? (К сказкам.)

- Любите ли вы читать сказки?

- А что такое сказка? (Сказка - это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)

- На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные - авторские).

- А ещё? (Волшебные, бытовые, о животных).

- Определите, к какой группе относится сказка Андерсена «Дикие лебеди»? (Сказка литературная, авторская, волшебная).

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

III. Проверка домашнего задания

- Какую работу по данному произведению вы проделали дома? (Составление плана.)

Фронтальная проверка

- Озаглавливая каждую часть сказки, вы составляли простой план. А девочки из нашего класса составили дома картинный план. Я предлагаю посмотреть и на эту работу.

IV. Работа над пройденным материалом

- Прочитайте слова: экспозиция, сюжет, завязка, диалог, развязка, кульминация, монолог, содержание. Может ли кто-нибудь объяснить значение этих слов?

- Как поступить нужно в таких случаях, когда встречаем слова, значение которых не понятно? (Воспользоваться словарём.)

- Я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо найти в словаре толкование нужного слова, разобраться в нём и объяснить всему классу.

Работа в группах. Объяснение значений слов.

Эпилог - заключительная часть произведения.

Экспозиция - вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Сюжет - последовательность и связь описанных событий в произведении.

Развязка - заключительная часть произведения, концовка.

Монолог - речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.

Кульминация - точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.

Завязка - начало каких-нибудь событий, действий, произведения.

Диалог - разговор между двумя людьми.

- Значение каких слов мы не находили в словаре? (Монолог, диалог).

- По какому признаку их можно отделить от остальных слов? (Формы речи.)

- Запишите эти слова в первую группу.

- Найдите в тексте сказки Андерсена монолог и прочитайте его. (с 123, 127)

- Найдите в тексте сказки Андерсена диалог и прочитайте его по ролям, работая в парах. Слова автора будет читать….(с 125, 127, 132)

- Вернёмся к оставшимся словам и установив их в правильной последовательности, построим композицию сказки Андерсена «Дикие лебеди».

- Где и с кем происходят события, описанные в сказке? (Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Дочь и 11 сыновей короля.)

- Что мы можем сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)

- Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой. В литературе такое вступление называют экспозицией.

- Что следует дальше? (Завязка - начало событий.)

- С каких слов начинается завязка? Найдите и зачитайте.(с 120.)

- Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?

- Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)

- Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)

- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)

- Найдите и прочитайте этот отрывок. (с 122 часть3).

- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана.)

- Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?

- После завязки, следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.

- В какой момент вам было очень тревожно?

- Момент наивысшего напряжения в произведении называется кульминацией.

- Давайте посмотрим как этот момент показан в мультфильме.

Просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»

- Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, сердце её не стало злым. Испытания Элиза выдержала достойно. До конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все трудности.

- И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте развязку. (с 134)

IV. Домашнее задание

- Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)

- Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)

- Дома вам предлагается выполнить следующее задание - придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».

V. Обобщение

- Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям.)

- Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)

VI. Итог урока

- Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.

- Кем для вас стал Х.К. Андерсен?

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно….

урок дал мне для жизни…





Эпилог - заключительная часть произведения.

Экспозиция - вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Сюжет - последовательность и связь описанных событий в произведении.

Развязка - заключительная часть произведения, концовка.

Монолог - речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.

Кульминация - точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.

Завязка - начало каких-нибудь событий, действий, произведения.

Диалог - разговор между двумя людьми.



© 2010-2022