- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование начальные классы Гуси лебеди
Планирование начальные классы Гуси лебеди
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сапабекова З.Б. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. Произведения зарубежных писателей.
Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».
Цели: - продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена "Дикие лебеди";
- знакомство детей с построением литературного произведения:
экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой.
- развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы; - развитие умения работать со словарём;
- развитие умения кратко передавать полученную информацию;
- расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
- воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как,
трудолюбие, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
Ход урока
-
Организационный момент
Психологический настрой.
- Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, улыбнулись друг другу.
II. Введение в тему (Работа в группах)
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и самим определить тему нашего урока.
Работа в группах. Самопроверка.
- А кто такой Андерсен? (Х.К. Андерсен великий датский сказочник.).
- Над каким произведением Х.К.Андерсена мы работаем сейчас? ("Дикие лебеди").
- К какому жанру литературы относится данное произведение? (К сказкам.)
- Любите ли вы читать сказки?
- А что такое сказка? (Сказка - это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)
- На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные - авторские).
- А ещё? (Волшебные, бытовые, о животных).
- Определите, к какой группе относится сказка Андерсена «Дикие лебеди»? (Сказка литературная, авторская, волшебная).
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
III. Проверка домашнего задания
- Какую работу по данному произведению вы проделали дома? (Составление плана.)
Фронтальная проверка
- Озаглавливая каждую часть сказки, вы составляли простой план. А девочки из нашего класса составили дома картинный план. Я предлагаю посмотреть и на эту работу.
IV. Работа над пройденным материалом
- Прочитайте слова: экспозиция, сюжет, завязка, диалог, развязка, кульминация, монолог, содержание. Может ли кто-нибудь объяснить значение этих слов?
- Как поступить нужно в таких случаях, когда встречаем слова, значение которых не понятно? (Воспользоваться словарём.)
- Я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо найти в словаре толкование нужного слова, разобраться в нём и объяснить всему классу.
Работа в группах. Объяснение значений слов.
Эпилог - заключительная часть произведения.
Экспозиция - вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Сюжет - последовательность и связь описанных событий в произведении.
Развязка - заключительная часть произведения, концовка.
Монолог - речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.
Кульминация - точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.
Завязка - начало каких-нибудь событий, действий, произведения.
Диалог - разговор между двумя людьми.
- Значение каких слов мы не находили в словаре? (Монолог, диалог).
- По какому признаку их можно отделить от остальных слов? (Формы речи.)
- Запишите эти слова в первую группу.
- Найдите в тексте сказки Андерсена монолог и прочитайте его. (с 123, 127)
- Найдите в тексте сказки Андерсена диалог и прочитайте его по ролям, работая в парах. Слова автора будет читать….(с 125, 127, 132)
- Вернёмся к оставшимся словам и установив их в правильной последовательности, построим композицию сказки Андерсена «Дикие лебеди».
- Где и с кем происходят события, описанные в сказке? (Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Дочь и 11 сыновей короля.)
- Что мы можем сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)
- Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой. В литературе такое вступление называют экспозицией.
- Что следует дальше? (Завязка - начало событий.)
- С каких слов начинается завязка? Найдите и зачитайте.(с 120.)
- Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?
- Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)
- Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)
- Найдите и прочитайте этот отрывок. (с 122 часть3).
- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана.)
- Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
- После завязки, следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.
- В какой момент вам было очень тревожно?
- Момент наивысшего напряжения в произведении называется кульминацией.
- Давайте посмотрим как этот момент показан в мультфильме.
Просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»
- Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, сердце её не стало злым. Испытания Элиза выдержала достойно. До конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все трудности.
- И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте развязку. (с 134)
IV. Домашнее задание
- Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)
- Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)
- Дома вам предлагается выполнить следующее задание - придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».
V. Обобщение
- Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям.)
- Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)
VI. Итог урока
- Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
- Кем для вас стал Х.К. Андерсен?
Сегодня я узнал…..
Было интересно…..
Было трудно….
урок дал мне для жизни…
Эпилог - заключительная часть произведения.
Экспозиция - вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Сюжет - последовательность и связь описанных событий в произведении.
Развязка - заключительная часть произведения, концовка.
Монолог - речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.
Кульминация - точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.
Завязка - начало каких-нибудь событий, действий, произведения.
Диалог - разговор между двумя людьми.