Урок по русскому языку 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

русского языка во 2 «А» классе по теме

«Единственное и множественное число

имён существительных»















Выполнила: учитель

начальных классов

МБОУ СОШ № 166 Советского р-на г.Казани

Семенова Л.А.





2015 г.

Тема: «Единственное и множественное число имён существительных».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Учебник «Русский язык», 2 класс, : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Форма урока: путешествие в олимпийский Сочи.

Цель:. закрепить умение определять форму числа имён существительных;

развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм; вызвать чувство любви и гордости по отношению к своей Родине.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

Предметные умения

УУД

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные»,

подбирать примеры таких существительных , писать с заглавной буквы имена собственные, дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;

формирование умения применять полученные знания на практике;

-развитие слуховой и оперативной памяти;

-развитие устной и письменной речи учащихся;

-развитие орфографической зоркости учащихся;

-формирование познавательной мотивации.

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

понимание причины успеха в учебной деятельности.

- ценностное отношение к процессу определения числа имени существительного

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения числа имени существительного

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

метапредметные:

умение принимать и сохранять цель урока;

-умение находить способы решения поставленной цели

-умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.


Ход урока.

1.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся:


Давайте смеяться,

Давайте дружить,

Давайте учиться

И весело жить.

(Стук в дверь.) Учитель открывает дверь, на пороге почтальон, передаёт телеграмму.

Учитель читает:

-Дорогие ребята! Вы помните ,что в 2014 году в г.Сочи проходили Олимпийские игры. Разъехались спортсмены и гости, и мы остались одни. Решили идти с вами в ногу и сесть за парты. Но не так это просто учиться. Многого мы понять не можем. Помогите нам разобраться в некоторых моментах русской речи. Прилетайте в Сочи. Мы вас встретим. Ваши олимпийские символы.

-Ну что ж, ребята, придётся нам лететь в Сочи вот на таком сверхскоростном пассажирском самолёте (рис. самолёта на доске), поэтому пристегните ремни, сядьте правильно, и пока самолёт набирает высоту, выполните задание в тетрадях. (правила посадки).

Запишите число, классная работа.

2 .Орфографическая минутка . (чистописание)

1)У вас на партах карточки. Прочитайте слова, написанные в две строчки. В словах первой строки зачеркните гласные буквы, во второй строке зачеркните гласные буквы и мягкий знак и запишите получившиеся буквосочетания.

мал кол сыр кот дым

лось рысь дичь окунь мышь (проверить по доске на обороте)

2)Словарная работа(словарный диктант).

Игра «Лесная прогулка».

Представьте ,что вы отправились в лес на прогулку. Запишите, каких животных можно встретить в лесу.(учитель показывает картинки зайца, собаки, лисы, коровы, медведя, ёжика, петуха, лягушки).

Взаимопроверка тетрадей.(смайлики)

-Итак, скоро мы приземлимся в аэропорту олимпийского города Сочи. (Слайд №1). Но внизу сильный туман и нам надо помочь пилоту посадить самолёт. А для этого нужно выполнить задание «Помоги спуститься братьям лосям».(Дети выполняют задание из электронного приложения на доске. (Приложение № 2)

Разложите слова по корзинам:

Лесник , москвичи, Илья, молоток, машины, картины, моряки, лисята, урожай, Волга, друзья, месяц

2.Этап актуализации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

-Что сейчас мы выполнили?

Дети отвечают:

-Разделили слова на 2 группы

-А какие это слова?

-Это имена существительные в форме единственного и множественного числа.

-Что ещё знаете об имени существительном?

-Глядя на эти слова, можно определить тему урока?

-Да. Тема урока «Единственное и множественное число имён существительных»

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Работа в парах.

-Наш самолёт приземлился в городе Сочи. Посмотрите, кто встречает вас!

-Да это же олимпийский Мишка, Заяц и Леопард. (Слайд № 2). (Приложение №4) Они ведут нас прямо в ледовый дворец «Айсберг» (слайд №3) , где проходили соревнования по разным зимним видам спорта.

-Ребята, я олимпийский Заяц. Мы пришли на каток, где выступали фигуристы-парники (Слайд №4). Вы знаете, что выполняют эти спортсмены?

-Фигуристы в парном катании танцуют танцы на коньках и выполняют сложные элементы. За это судьи дают им очки. И вот какая пара больше очков наберёт, та и победит.

- Будем с ними солидарны и тоже поработаем в парах. Покажем , как надо слаженно работать и поддерживать своего партнёра. А мы поучимся у вас.

Раздаются карточки. (Приложение №4) На них написаны имена существительные. Каждая пара выбирает задание самостоятельно, выдёргивает листок с заданием.

1.Зелёный - выписать все имена существительные, изменяющиеся по числам:

(шахматы, стаканы, ножницы, сахар, сливки, молоко, банты, торты, творог, гербы, снежинка, солнце ,ворота.)

2.Голубой-выписать имена существительные, которые употребляются только в единственном числе: ( шахматы, стаканы, ножницы ,сахар, сливки, молоко, банты, торты,

творог, гербы, снежинка, солнце, ворота).

3.Жёлтый - имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

( шахматы, стаканы, ножницы, сахар, сливки, молоко ,банты, торты, творог, гербы, снежинка, солнце, ворота ).

( Работа записывается в тетрадь.)

Взаимопроверка. (приложение №4)

На слайде записаны все слова для проверки. Дети проверяют и находят ошибки. Делают проверку и исправляют ошибки.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Учитель спрашивает о допущенных ошибках.

-Почему допустили ошибки?

Вывод: не все имена существительные могут иметь формы единственного и множественного числа.

-Что надо сделать для того, чтобы исправить их? (Надо знать правило) . Дети читают правило по учебнику на с .64).

Физминутка. (Хомка)

5. Этап обобщения и закрепления знаний.

Игра «Один-много».

Учитель называет существительные в ед. числе, уч-ся поднимают одну руку; во множ-ом числе- две руки:

(молоток, больница ,моряки ,город ,тарелка, птички, арбуз, шарф, друзья, реки, картины, крапива).

Олимпийский Мишка:

-Ребята, вы знаете, что в олимпиаде участвуют спортсмены разных стран и у них очень много болельщиков. Посмотрите, как поддерживали своих олимпийцев ребята из Японии. Они предлагают и вам немного отдохнуть с ними.

Учитель включает «Весёлую физминутку». Дети выполняют упражнения под песенку японских ребят, смотрят за их движениями и стараются выполнить их.

5.Этап реализации построенного проекта.

Групповая работа.

Олимпийский Леопард:

-Ну а теперь мы отправимся на трассу бобслеистов. Кто из вас знает, что это за игра? (Дети отвечают)

(Слайды №6,7,8)

Бобслей это скоростной спуск по специально изготовленной ледяной трассе на управляемых санях обтекаемой формы. Сани закреплены на двух парах полозьев: передняя пара подвижная, задняя неподвижная. Из за своей формы, такие сани часто называют "снарядом". Бобслейные сани оснащены рулем и тормозом. Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб, имеющий различные по крутизне виражи. Скорость бобслейного снаряда во время спуска по трассе может достигать 130 км/ч. Бобслейные сани бывают двух видов - двухместные и четырехместные. В бобслейном спорте есть три должности: рулевой, толкающие и тормозящий. Естественно, на старте все четверо выполняют роль толкачей.

-Поработаем в группах и покажем наш боевой дух.

Надо выбрать капитана вашей группы, а он распределит обязанности каждого члена. (Приложение №6)

1.Подобрать синонимы

Мороз, азбука, друзья, дети, дорога, холод, алфавит, товарищи, малыши, путь

2.Подобрать антонимы

Весна, дни, вечер, друзья, жара, осень, ночи, утро, враги, холод

3.Найти однокоренные слова, определить число

Вода, гора, листы, водичка, горки, листики, листва, листок,

4.Выписать слова, которые имеют только одну форму числа.

Терпенье и труд все перетрут. Делу время - потехе час. Без топора по дрова не ходят

Проверка. Проверка проводится по цепочке. Отвечает группа, которая первой закончила работу. Остальные слушают, проверяют, находят ошибки, добавляют свои варианты выполнения работы. Доказывают правильность своего решения проблемы.

Вывод: 1.В русском языке встречаются слова, которые не имеют форму единственного или множественного числа. 2.Ударение в словах можно проверить в «Словаре ударений» и в «орфоэпическом словаре» 3.Надо правильно употреблять слова в речи и говорить правильно и крас

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Олимпийский Заяц: (Слайд №9,10)

-Я никак не могу справиться с заданием. Мне даны слова лес, сугроб, сосна, шапка. Их надо вставить в предложения. Помогите мне пожалуйста

Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .

-Почему возникли затруднения?

- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов : сугробы, деревья, шапки.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Олимпийский Мишка:

-Отправляемся на тренировку по прыжкам с трамплина. Знаете, как они проходят? Слайд №11)

Прыжки на лыжах с трамплина На сегодняшний день прыжки на лыжах с трамплинов можно рассматривать как определенный зимний вид спорта, образовавшийся в XIX веке. Сейчас у этого вида спорта огромная популярность, которая набирается с каждым годом все больше и больше. При этом постоянно меняются и правила проведения прыжков. В олимпийские игры прыжки на лыжах с трамплинов вошли в 1924 году и до сих пор поражают зрителей своей зрелищностью. Учавствовать в данном виде спорта раньше могли только мужчины. Но после того как женщины проявили себя, и установили несколько рекордов, правила немного поменяли и некоторые женщины даже были допущены до зимних олимпийских игр.

-Давайте сыграем в игру «Трамплины». Разделимся на группы. Чья группа вперёд преодолеет все трамплины.

1.Откройте учебник на странице 63. Упражнение 108.

2.Работа с электронным приложением (Приложение №7).

Определить число имён существительных в предложениях.

Проверка: докажите, что вы правильно записали слова.

8.Этап включения в систему знаний и повторений.

Олимпийский Леопард

-Наше путешествие подходит к концу. Спасибо вам ребята за то, что вы помогли нам разобраться в таком трудном предмете. Мы усвоим ваш урок.

Учитель:

-Отправляемся в обратный путь. Пока мы находимся в воздухе, давайте выполним ещё одно задание в рабочей тетради. Упражнение 72 с.33. записать имена существительные, которые имеют такие признаки:

______________-сущ., одуш., собств., ед.ч.

______________-сущ., одуш., собств., ед.ч.

______________-сущ., одуш., собств.,

Домашнее задание: упр….., с. …

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока.

-Над какой темой работали сегодня?

-Добились ли мы тех целей, которые ставили в начале нашего путешествия?

-Трудно было или легко на уроке?

Самостоятельно оцените свои достижения. Поделитесь своей оценкой.

Дети оценивают и обосновывают свою работу на уроке.

У всех на партах лежат 3 вида смайликов: жёлтые, зелёные и красные.

- Какой смайлик вы присвоите нашему уроку?

-Объясните почему.

-А какой смайлик дадите себе в оценке вашего настроения?

Дети оценивают урок и делятся своим настроением.(слайд со смайликами).

Урок закончен. Спасибо за работу!

Литература:

1.Учебник «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина , В.Г.Горецкий.

2.Фото.Город Сочи.

3.Картинка «Олимпийские талисманы».

4.Картинка «Олимпийские талисманы. Мишка».

5.Картинка «Олимпийские талисманы. Заяц» .

6.Картинка «Олимпийские талисманы. Леопард».

7.Фото. Ледовый Дворец «Айсберг» .

8.Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс.

9.Раздаточный материал (карточки).















© 2010-2022