- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «Орнамент в одежде казахских и русских народов»
Проект «Орнамент в одежде казахских и русских народов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мурзагулова Э.Т. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отдел образования района Шал акына
Проект
«Орнамент в одежде казахских и русских народов»
Направление: художественное
Авторы проекта:
Ученица 1 класса Давыдкова Милана
Руководитель: учитель Мурзагулова Эльмира Тлемисовна
Северо-Казахстанская область
Район Шал акына
Село Сухорабовка
ГУ «Сухорабовская средняя школа»
2012 год
Содержание работы
Аннотация
Введение
Основная часть
-
Анализ понятий, определяющих тему
-
Понятие «орнамент»
-
Что означают цвета?
-
-
Дидактика орнамента казахского и русского народов
2.1 Использование орнамента в одежде казахского;
2.2 Использование орнамента в одежде русского народа.
-
Практическая часть. Казахский орнамент в декоративно-прикладном искусстве
-
Украшение орнаментом(наглядное пособие)
-
Орнаменты на одежде
-
3.3 Использование орнаментов в наших работах
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1. Презентация работы
Приложение 2.
-
Альбом с рисунками
-
Шаблоны узоров
Приложение 3. Альбом узоров казахского и русского орнаментов
Аннотация Тема нашего проекта «Диалитические черты в одежде казахского и русского народов». «Детское сердце чутко творит красоту … важно чтобы за призывами следовал труд»
В.А. Сухомлинский По словам Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Детское творчество ближе всего к народу. Наша страна богата талантами и многие виды искусства известны не только у нас, но и за рубежом. Среди них не последнее место занимает орнамент. Работа с орнаментом несет детям радость познания. Поэтому мы решили, что эта тема актуальна и интересна детям. Цель работы: Раскрыть значимость и показать смысловое содержание казахских и русских узоров - орнаментов, применяемых в одежде.
Задачи:
- Узнать чем отличаются орнамент в одежде казахского и русского народов;
-
Проследить историю орнаментального искусства народов;
-
Способствовать сохранению традиций орнаментного искусства.
Предметом работы является орнаментальное искусство народов и его воплощение в одежде.
Объект: использование орнамента в одежде.
Методы:
-
Изучение и обработка учебного материала по данной теме;
-
Стили и особенности орнамента;
Актуальность темы нашей работы заключается в том, что искусство орнамента - сложное и многозначное явление, которое требует глубокого изучения. Знакомство с этим искусством дает возможность изучить орнаментные мотивы и построение орнаментов. Рисование орнамента - это хорошая школа для развития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения. Что не мало важно для развития ребенка.
Введение
Программа начального образования дает нам, широкие возможности для знакомства с искусством орнамента. А это формирование исторической и культурной памяти; развитие творческих способностей учащихся, трудовых умений и навыков; воспитание художественного вкуса, любви к родной культуре. Современные произведения прикладного искусства нашей многонациональной страны отличаются своей оригинальностью, поскольку они отражают в себе очень яркое и популярное на сегодняшний день направление, где соединяется самобытность казахского, русского и других народов.
І. Анализ понятий, определяющих тему
Орнамент изготавливают из камня, железа, дерева, кости, кожи, ткани, бумаги. Его рисуют, вырезают, наклеевают, вышивают.
1.1 Понятие «орнамент»
Орнамент - это повторяющийся узор, украшающий разные предметы, здания, произведения искусства, предметы быта. Термин орнамент обозначает (от лат.ornamentum - украшение) узор.
Обращая внимание на историческую обусловленность орнаментального искусства, на значимость его художественно-образного языка, В.В.Стасов писал: "...Орнаменты всех новых народов идут из глубокой древности, и у народов древнего мира каждая черточка имела свое значение, являлась словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства" Волшебный мир орнамента вобрал в себя всю живую красоту, предстающую одухотворенной и осмысленной. В орнаментальном искусстве мы можем увидеть живые стихии и явления природы, ощутить уют и тепло семейного очага, тихого мирного дома, услышать трепетные слова любви, почувствовать ритмический лад жизненного пространства древнего мастера, упругость, ловкость и изящество его рук.
Что означают геометрические линии, круги, обильно покрывающие предметы быта, орудия труда всех времен и народов? Об этом рассказывает семантика народных узоров.
1.2 Что означают цвета? Красный (и его оттенки), символизируют огонь, зарю, жизнь, жизнеутверждающие силы. Темно-красный - потухающую зарю, огонь, цвет застывшей крови. Зеленый - красота, доброта, цвет Природы. Белый, духовное начало, чистота, снег, саван (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой. Черный - цвет земли, покоя, траура. Желтый - цвет солнца, тепла, света.. Синий - цвет неба, воды, духовности, разума. Фиолетовый - космическое начало, вселенский разум.
- Диалектика орнаментов
Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны и сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения.
Что означают цвета? Красный (и его оттенки), символизируют огонь, зарю, жизнь, жизнеутверждающие силы. Темно-красный - потухающую зарю, огонь, цвет застывшей крови. Зеленый - красота, доброта, цвет Природы. Белый, духовное начало, чистота, снег, саван (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой. Черный - цвет земли, покоя, траура. Желтый - цвет солнца, тепла, света.. Синий - цвет неба, воды, духовности, разума. Фиолетовый - космическое начало, вселенский разум.
- Использование орнамента в одежде русского народа
В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли и интересы земледельца. Напевность и ритмичность русского орнамента сродни русским просторам и плавным ритмам народных песен. Преобладание растительных форм - особенность русского народного искусства. На кружевах, вышивках, росписях по дереву и металу можно увидеть изображения цветов, ветвей, листьев и древа жизни. В русском искусстве проявляется любовь народа к узору, своеобразие декоративного таланта и высокое мастерство. Различные предметы быта, одежда, оружие, ювилирные изделия издавна на Руси украшали орнаментами. Их отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и желтых тонов, а так же белого, зеленого, синего и голубого.
- Практическая часть .
Практическая деятельность
«К истокам прошлого»
-
Орнаменты на одежде
Орнаменты на одежде хорошо сочитаются.
Мы познакомимся с орнаментами используемыми на одежде и украсили ее.
Эта часть представлена в слайдах.
-
Использование орнаментов в нашей работе
Рисунки с изображением узоров.
Альбом «Казахские и русские орнаменты на одежде»
Презентация.
Заключение. Предметы прикладного искусства старины определяют собой объекты исключительного по совершенству, виртуозного технического мастерства, что всегда вызывало изумление и особо ценилось как современниками, так и представителями последующих поколений, которые стремились продолжать, наследовать, закреплять и беречь достижения предков. Поэтому мы стремилис продолжить достижения казахского народного творчества в своей работе и создать интересные новые направления. Изучив технологию использования казахских орнаментов, мы изготовили несколько предметов: альбом казахских орнаментов, рисунки с изображением узоров. Используя в своих работах технику казахского и русского орнамента, мы попыталась вложить в нее красоту родного края и необыкновенную пластику, совершенство и гармонию народных узоров. В этой работе говорится о национальном мастерстве, об их видах. Благодаря этим знаниям будущее поколение будет знакомо с диалектикой орнаментов казахов и русских. Работы, выполненные в данной технике, могут стать украшением, а также использоваться в дизайне современной одежды. Нами будут представлены разные виды работ орнаментального искусства, их содержание отражено на слайдах. Так как в нашем государстве народное искусство казахов и русских получило новую жизнь, и можно не сомневаться, что и в будущем оно будет занимать достойное место в нашей многонациональной культуре.
Список использованной литературы.
-
«Мектептегі технология. Технология в школе» №9 2009. Алматы - с.32, с. 33.
-
«Мектептегі технология. Технология в школе» №3 2008.
Алматы - с.47
-
Изобразительное искусство для 2 класса.
-
Изобразительное искусство в начальной школе для 1-2 классов, 1 часть - с.80