Проект «Орнамент в одежде казахских и русских народов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования района Шал акына






Проект

«Орнамент в одежде казахских и русских народов»

Направление: художественное



Авторы проекта:

Ученица 1 класса Давыдкова Милана

Руководитель: учитель Мурзагулова Эльмира Тлемисовна


Северо-Казахстанская область

Район Шал акына

Село Сухорабовка

ГУ «Сухорабовская средняя школа»

2012 год

Содержание работы

Аннотация

Введение

Основная часть

  1. Анализ понятий, определяющих тему

    1. Понятие «орнамент»

    2. Что означают цвета?

  2. Дидактика орнамента казахского и русского народов

2.1 Использование орнамента в одежде казахского;

2.2 Использование орнамента в одежде русского народа.

  1. Практическая часть. Казахский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

    1. Украшение орнаментом(наглядное пособие)

    2. Орнаменты на одежде

3.3 Использование орнаментов в наших работах

Заключение

Список источников и литературы

Приложение 1. Презентация работы

Приложение 2.

  • Альбом с рисунками

  • Шаблоны узоров

Приложение 3. Альбом узоров казахского и русского орнаментов

Аннотация Тема нашего проекта «Диалитические черты в одежде казахского и русского народов». «Детское сердце чутко творит красоту … важно чтобы за призывами следовал труд»

В.А. Сухомлинский По словам Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Детское творчество ближе всего к народу. Наша страна богата талантами и многие виды искусства известны не только у нас, но и за рубежом. Среди них не последнее место занимает орнамент. Работа с орнаментом несет детям радость познания. Поэтому мы решили, что эта тема актуальна и интересна детям. Цель работы: Раскрыть значимость и показать смысловое содержание казахских и русских узоров - орнаментов, применяемых в одежде.
Задачи:

  1. Узнать чем отличаются орнамент в одежде казахского и русского народов;
  2. Проследить историю орнаментального искусства народов;

  3. Способствовать сохранению традиций орнаментного искусства.

Предметом работы является орнаментальное искусство народов и его воплощение в одежде.

Объект: использование орнамента в одежде.

Методы:

  1. Изучение и обработка учебного материала по данной теме;

  2. Стили и особенности орнамента;

В структурном плане наша работа представлена введением, двумя главами, практической частью и заключением. В первой главе рассмотрены понятия, определяющие тему. Вторая глава рассказывает об орнаментальном искусстве. Третья практическая часть содержит в себе описание использование казахского и руского орнамента в современных вещах.

Актуальность темы нашей работы заключается в том, что искусство орнамента - сложное и многозначное явление, которое требует глубокого изучения. Знакомство с этим искусством дает возможность изучить орнаментные мотивы и построение орнаментов. Рисование орнамента - это хорошая школа для развития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения. Что не мало важно для развития ребенка.

Введение

Программа начального образования дает нам, широкие возможности для знакомства с искусством орнамента. А это формирование исторической и культурной памяти; развитие творческих способностей учащихся, трудовых умений и навыков; воспитание художественного вкуса, любви к родной культуре. Современные произведения прикладного искусства нашей многонациональной страны отличаются своей оригинальностью, поскольку они отражают в себе очень яркое и популярное на сегодняшний день направление, где соединяется самобытность казахского, русского и других народов.

І. Анализ понятий, определяющих тему

Орнамент изготавливают из камня, железа, дерева, кости, кожи, ткани, бумаги. Его рисуют, вырезают, наклеевают, вышивают.

1.1 Понятие «орнамент»

Орнамент - это повторяющийся узор, украшающий разные предметы, здания, произведения искусства, предметы быта. Термин орнамент обозначает (от лат.ornamentum - украшение) узор.

Обращая внимание на историческую обусловленность орнаментального искусства, на значимость его художественно-образного языка, В.В.Стасов писал: "...Орнаменты всех новых народов идут из глубокой древности, и у народов древнего мира каждая черточка имела свое значение, являлась словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства" Волшебный мир орнамента вобрал в себя всю живую красоту, предстающую одухотворенной и осмысленной. В орнаментальном искусстве мы можем увидеть живые стихии и явления природы, ощутить уют и тепло семейного очага, тихого мирного дома, услышать трепетные слова любви, почувствовать ритмический лад жизненного пространства древнего мастера, упругость, ловкость и изящество его рук.

Что означают геометрические линии, круги, обильно покрывающие предметы быта, орудия труда всех времен и народов? Об этом рассказывает семантика народных узоров.

1.2 Что означают цвета? Красный (и его оттенки), символизируют огонь, зарю, жизнь, жизнеутверждающие силы. Темно-красный - потухающую зарю, огонь, цвет застывшей крови. Зеленый - красота, доброта, цвет Природы. Белый, духовное начало, чистота, снег, саван (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой. Черный - цвет земли, покоя, траура. Желтый - цвет солнца, тепла, света.. Синий - цвет неба, воды, духовности, разума. Фиолетовый - космическое начало, вселенский разум.

  1. Диалектика орнаментов
2.1 Использование орнамента в одежде казахского народа Особое место в духовной жизни казахского народа занимает орнаментальное искусство (кройка на ткани, коже, резьба на дереве, металле и.т.д.) и специфические особенности почерка и мастерства в этом виде передаются и обогащаются от поколения к поколению. Орнаментальное искусство за многие века обрело свое специфическое лицо и народное признание. В нем отчетливо просматривается голос истории, обычаев и нравов кочевых племен, населявших древние степи казахов. Особенности стиля орнаментального искусства тесно переплетаются с культурой восприятия народом мира красоты и национального самовыражения. орнамент (рогообразный узор - қошқар мүйіз - бараний рог и его вариации: қос мүйіз - двойные рога, сынық мүйіз - сломанные рога, а также табан - след, өркеш - горб верблюда, қазмойын - гусиные шейки и т.д.),

Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны и сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения.

Что означают цвета? Красный (и его оттенки), символизируют огонь, зарю, жизнь, жизнеутверждающие силы. Темно-красный - потухающую зарю, огонь, цвет застывшей крови. Зеленый - красота, доброта, цвет Природы. Белый, духовное начало, чистота, снег, саван (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой. Черный - цвет земли, покоя, траура. Желтый - цвет солнца, тепла, света.. Синий - цвет неба, воды, духовности, разума. Фиолетовый - космическое начало, вселенский разум.


  1. Использование орнамента в одежде русского народа

В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли и интересы земледельца. Напевность и ритмичность русского орнамента сродни русским просторам и плавным ритмам народных песен. Преобладание растительных форм - особенность русского народного искусства. На кружевах, вышивках, росписях по дереву и металу можно увидеть изображения цветов, ветвей, листьев и древа жизни. В русском искусстве проявляется любовь народа к узору, своеобразие декоративного таланта и высокое мастерство. Различные предметы быта, одежда, оружие, ювилирные изделия издавна на Руси украшали орнаментами. Их отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и желтых тонов, а так же белого, зеленого, синего и голубого.


  1. Практическая часть .
1.1

Практическая деятельность

«К истокам прошлого»

  1. Орнаменты на одежде

Орнаменты на одежде хорошо сочитаются.

Мы познакомимся с орнаментами используемыми на одежде и украсили ее.

Эта часть представлена в слайдах.

  1. Использование орнаментов в нашей работе

Рисунки с изображением узоров.

Альбом «Казахские и русские орнаменты на одежде»

Презентация.

Заключение. Предметы прикладного искусства старины определяют собой объекты исключительного по совершенству, виртуозного технического мастерства, что всегда вызывало изумление и особо ценилось как современниками, так и представителями последующих поколений, которые стремились продолжать, наследовать, закреплять и беречь достижения предков. Поэтому мы стремилис продолжить достижения казахского народного творчества в своей работе и создать интересные новые направления. Изучив технологию использования казахских орнаментов, мы изготовили несколько предметов: альбом казахских орнаментов, рисунки с изображением узоров. Используя в своих работах технику казахского и русского орнамента, мы попыталась вложить в нее красоту родного края и необыкновенную пластику, совершенство и гармонию народных узоров. В этой работе говорится о национальном мастерстве, об их видах. Благодаря этим знаниям будущее поколение будет знакомо с диалектикой орнаментов казахов и русских. Работы, выполненные в данной технике, могут стать украшением, а также использоваться в дизайне современной одежды. Нами будут представлены разные виды работ орнаментального искусства, их содержание отражено на слайдах. Так как в нашем государстве народное искусство казахов и русских получило новую жизнь, и можно не сомневаться, что и в будущем оно будет занимать достойное место в нашей многонациональной культуре.


Список использованной литературы.


  1. «Мектептегі технология. Технология в школе» №9 2009. Алматы - с.32, с. 33.

  2. «Мектептегі технология. Технология в школе» №3 2008.

Алматы - с.47

  1. Изобразительное искусство для 2 класса.

  2. Изобразительное искусство в начальной школе для 1-2 классов, 1 часть - с.80


© 2010-2022