• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Педагогическое сопровождение апробации УМК в целях формирования у учащихся эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Учебно-методический комплект «Учусь учиться» Е. Н. Дзятковской

Педагогическое сопровождение апробации УМК в целях формирования у учащихся эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Учебно-методический комплект «Учусь учиться» Е. Н. Дзятковской

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации г. Усть-Илимска

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»



Научно - практическая конференция

«Обновление содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания».

(Слово учителю - экспериментатору).







Педагогическое сопровождение

апробации УМК в целях формирования у учащихся эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Учебно-методический комплект

«Учусь учиться» Е.Н. Дзятковской»












Выполнила: Богданова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»





г. Усть-Илимск

2010 г.






















Содержание
1. Введение.
2. Цели и задачи экспериментальной работы.
3. Анализ
4. Описание экспериментальной работы по теме.
5. Описание приемов работы с тетрадью
6. Анализ и выводы
7. Результат представленного опыта
8. Заключение
9. Список использованной литературы.
10. Приложения (методические материалы)































I. Введение Сегодня перед экологическим образованием сформулированы новые задачи в ряде международных и российских документов («Стратегия ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития», «Стратегия и план действий по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития Российской Федерации» и др.) В этих материалах отмечается, что ключевой проблемой устойчивого развития общества на современном этапе становятся вопросы его экологической безопасности. Безопасность как проблема образовательная, актуализирована в Концепции модернизации отечественного образования до 2010 года, а также в проекте новой Концепции общего экологического образования (2007г.). Согласно этому документу, в современном экологическом образовании происходит смещение приоритетов с экологии среды к экологии человека и его деятельности, от экологической безопасности которой зависит возможность устойчивого развития территории, здоровье человека, качество окружающей среды. Региональное экологическое образование, направленное на формирование экологической культуры жителей региона, сегодня приобретает новый вектор - в интересах устойчивого развития региона. Соответственно приоритетным становится разработка содержания, методов, форм и способов оценки формирования у школьников умений проектирования и организации экологически безопасной деятельности. Умения и навыки экологически безопасной жизнедеятельности человека являются неотьемлимой, базовой частью его экологической культуры, обязательным условием удовлетворения его образовательных, профессиональных интересов, сохранения и укрепления здоровья, реализации гражданской позиции, устойчивого развития территории. Задача обеспечения экологической безопасности непрерывно связана с формированием у обучающихся надпредметных умений: самостоятельно и с помощью других находить, проверять, преобразовывать и творчески применять экологическую информацию в новых ситуациях; оценивать экологические риски. Следовательно, педагогическая задача экологического образования в области экологической безопасности современного школьника выходит за рамки узко предметного обучения и по своей направленности становится надпредметной. Она решается посредством формирования у учащихся умений учиться, умений общаться, умений безопасно действовать в окружающей социоприродной среде - как индивидуально, так и совместно, на основе партнерства. Необходимость исследования в этой области связана с тем, данная педагогическая задача до конца не разработана. До настоящего времени овладение учащимися надпредметными умениями носит эмпирический, бессистемный порядок. Как результат, у учащихся остро не достает умений рефлексии, контроля за рисками, сознательного управления своим поведением, то есть осознанной самоорганизации личности. Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями показано, что умение самоорганизации лежит в основе (само) развития, здоровья и безопасности личности (работы С.П. Курдюмова Е.Н Князевой, А.Н. Тесленко, Е.Е. Чепурных и др.), что является основой формирования умения учиться и общаться. Применительно к учебному процессу, доказано, что формирование умений самоорганизации позволяет предупреждать учебные перегрузки детей, предупреждает школьную дезадаптацию, служит средством эмоциональной психогигиены, сохранению здоровья детей. Формирование способности к осознанной самоорганизации происходит на всех ступенях обучения, с учетом разных видов текущей деятельности в разные возрастные периоды жизни учащихся. И начинать это обучение необходимо с младшего школьного возраста, именно в этом возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия и саморегуляция, осваиваются приемы познания, учебно-познавательная деятельность становится ведущим видом деятельности младших школьников. Начальная школа должна обеспечить условия для успешного обучения в основной школе, сформировать у выпускника необходимые качества, чтобы сохранить его стремление учиться и творчески решать различные познавательные задачи. Сегодня выпускники начальной школы недостаточно готовы к более сложной самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального и личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка). Поэтому необходимо начинать формирование индивидуального стиля познавательной деятельности именно в начальной школе. Системно-деятельностная компонента содержания экологического образования в области экологии человека как основы проектирования экологически безопасной деятельности в окружающей социоприродной среде представлена в виде УМК «Экология учебной деятельности» Наша школа является региональной экспериментальной площадкой по реализации Байкальского соглашения в области здоровьесберегающего экологического образования по теме «Образование в области здоровья: национально-региональный компонент». В связи с этим в рамках эксперимента была запланирована апробация УМК «Экология учебной деятельности» (автор - доктор биологических наук, кандидат Е.Н. Дзятковская), как основы социализации личности, формирования надпредметных умений экологически безопасной жизнедеятельности. Оценивая, несомненную практическую значимость данного курса, я подключилась к исследовательской работе, которая уже осуществлялась психологом и логопедом на базе моего класса. II. Цели и задачи экспериментальной работы. Цель эксперимента: создать социально-психолого-педагогические условия для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении способов и приемов управления своими действиями. Предмет исследования: содержание УМК, обеспечивающее развитие умения управлять своими действиями, формирование индивидуального стиля обучения и общения. Объект исследования: процесс формирования умения учиться. Задачи:

  1. Экспериментально апробировать систему модулей, реализующих УМК «Учись учиться», на уроках: русского языка и литературы, окружающего мира, технологии.
  2. Развивать учебно-познавательные компетенции путем овладения способами учебной деятельности, навыками получения и переработки учебной информации.
  3. Развивать социальные и коммуникативные компетенции младших школьников через внеклассную деятельность.
  4. Формировать основы индивидуального учебного стиля (целеполагания и коррекции учебной деятельности, рефлексивной деятельности).
Гипотеза исследования: Задача обеспечения экологической безопасности учащихся в разнообразных жизненных ситуациях неразрывно связана с формированием у них надпредметных умений. Формирование ОУУН могло бы быть эффективнее при дополнении учебного плана в начальной школе комплексом мероприятий по реализации эколого-воспитательной направленности УМК «Учусь учиться» и организации системы взаимодействия педагога, психолога, логопеда с родителями младших школьников. Если мы научим ребенка средствам, способам и приемам усвоения и применения общеучебных умений, сформируем эффективный для него стиль деятельности, создадим модель обучения, построенную на системно-деятельностной основе, то это помогло бы обучающимся осознанно организовывать и корректировать свою учебную деятельность с целью сохранения здоровья и успешности обучения. III. Описание экспериментальной работы по теме. Основные этапы: Первый этап (сентябрь 2008 г. - август 2008г.) - подготовительный. Задачи этапа: тематическое самообразование; оценка исходных (стартовых) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями оценки результатов исследования; актуализация задач исследования. Второй этап (сентябрь 2008г. - май 2010 г.) - основной. Задачи: составление учебного плана класса в соответствии с задачами исследования; накопление опытно-экспериментальных материалов экологического образования в области экологии человека; составление паспортов инновационных педагогических разработок в области экологии, безопасности жизни. Третий этап (сентябрь 2010 - май 2010 г.) - завершающий Задачи: провести оценку итоговых показателей УВП в соответствии с разработанными показателями эффективности результатов работы. Формы реализации УМК: Вариативный компонент учебного плана, надпредметные учебные модули, классные часы, внеклассные мероприятия, домашние занятия с родителями. Методы исследования: -Теоретические: сравнительно-сопоставительный и ретроспективный методы, системный анализ, моделирование. - Эмпирические методы: изучение литературы, нормативных документов, педагогическая рефлексия, разные виды педагогического, психологического, логопедического наблюдения, опрос, контрольные срезы, рефлексивные оценки учащихся, психолого-педагогическая диагностика. Учебно-методический комплект « Экология учебной деятельности» представлен рабочими тетрадями «Учусь учиться» (0-5) для учащихся начальной школы. Цель: развитие экологического стиля мышления на примере типичных проблемных ситуаций, с которыми школьники сталкиваются в учебе, общении, в повседневной жизни. На этапе начальной школы УМК решает следующие задачи: - формирование у учащихся ценностей развития, здоровья и безопасности человека и его социоприродного окружения в их взаимосвязи; - обеспечение школьной готовности к формированию общеучебных умений, коррекционно-развивающая помощь по развитию общеучебных умений самоорганизации, оптимизации условий учебного труда, безопасной работы с информацией, общения с ней; - развитие способности применять общеучебные умения в проблемных ситуациях учебы и общения младших школьников при переходе в основную школу, повседневной жизни; - формирование основ индивидуального эффективного учебного стиля, обеспечивающего преемственность в учебной деятельности учащегося в начальной и основной школе. Где, индивидуальный стиль, это навык использования определенных условий, средств, и способов усвоения и применения общеучебных умений. По мнению автора для его формирования необходимы развитие у ученика познавательной мотивации, положительное отношение к познавательной деятельности, рефлексия, умение саморегуляции и выработка индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности. III. Описание приемов работы с тетрадью Апробация рабочей тетради осуществлялось мною в виде учебных модулей на уроках чтения, окружающего мира, уроках русского языка, технологии и во внеклассной работе, психологом на занятии «Учусь учиться», логопедом - на логопедических занятиях. Модуль Предмет Учусь экологическому мышлению Русский язык и литература, окружающий мир, технология, «Учусь учиться», логопедическое занятие Учеба для здоровья Окружающий мир, «Учусь учиться», внеурочная деятельность Учусь общаться Окружающий мир, технология, внеурочная деятельность, «Учусь учиться», логопедическое занятие Я - особенный, или мои секреты успеха Русский язык и литература, окружающий мир, технология, внеурочная деятельность, «Учусь учиться», логопедическое занятие
Совместно с психологом и логопедом был разработан план мероприятий по реализации исследования: апробация УМК (Приложение 1). Предварительно мы распределили, кто какие темы апробируемого УМК и в каком порядке включит в свои рабочие программы, придерживаясь рекомендаций автора пособия. Определили, по каким критериям будет отслеживаться эффективность данного исследования. Оценка эффективности апробации УМК: Критерий Параметры Метод отслеживания Периодичность Сформированность общеучебных умений и навыков

-Мотивация;

-Произвольная саморегуляция

-Рефлексивные умения

-Самооценка, «Я» - концепция;

-Психические процессы;

-Интеллектуальные умения;

- Применение умений;

-Знание своих особенных способностей Диагностика ОУУН
1 раз в год Социальная адаптация - Отношения со сверстниками - Отношения с педагогами - Отношение к школе - Самоопределение в сфере интересов. Наблюдение Диагностика Капустина Анкетирование всех участников учебного процесса Октябрь, апрель Сотрудничество родителей в УВП - Совместная работа обучающегося и родителей по заданиям тетради - Выполнение рекомендаций педагогов и специалистов Анкетирование Опрос 1 раз в год. Для его реализации была разработана система оптимального взаимодействия учителя, психолога и логопеда. Разработанные направления деятельности для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности включали: - учет индивидуальных познавательных особенностей учащихся; - развитие социально-значимых компетенций; - психологическое просвещение школьников; - обогащение способов познавательной деятельности; - психолого-педагогическое просвещение родителей. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что одним из условий, необходимых для формирования индивидуального стиля, являются создание развивающей, адаптивной и вариативной среды, предусматривающей выбор учеником индивидуального темпа работы, разнообразных форм и способов познавательной деятельности. Была разработана организация работы с учащимися, включающая: - специфическое построение урока (через содержание рабочей тетради), структура которого соответствует этапам развития познавательной деятельности; - создание условий для формирования индивидуального стиля в учебной и внеурочной деятельности школьников (в том числе через систему познавательных мероприятий, интеллектуальных игр и организацию исследовательской деятельности младших школьников); - повышение роли дифференцированной групповой и индивидуальной самостоятельной форм работы учащихся. На заседаниях супервизорной группы намечались индивидуальные траектории обучения и воспитания детей. Нами был создан общий банк данных по каждому ребенку, позволяющий корректировать свои узкопрофессиональные программы развития. (Приложение 2.) Такое соавторство позволило нам более эффективно осуществлять формирование системно - деятельностной основы экологического образования, каждый элемент которой был развернут в учебно-воспитательном процессе, учитывающий уровень подготовки учащихся, запрос родителей. В основе программного содержания тетрадей «Учись учиться» лежит принцип концентрации материала, делается упор на смену типов познавательной деятельности. Тетрадь содержит одинаковые разделы, которые в каждом последующем году обучения усложняются в соответствие с уровнем познавательного развития и психических процессов младших школьников и степенью усложнения материала, который может быть усвоен самостоятельно или с помощью взрослого. Основные шаги мышления ребенка в начале изучения программы «описывать, выделять и отличать признаки». В конце обучения начального образования школьник выполняет уже следующие шаги «наблюдать, описывать, сравнивать, находить, анализировать и применять». Учебные задания составлены для их выполнения младшим школьником в школе или в домашних условиях. Основное условие занятий - интерес и желание ребенка. При выполнении заданий мы исключили ограничение по времени, то есть условия цейтнота, особенно для медлительных детей. Любые затруднения ребенка фиксировали, так как они подсказывали, какие упражнения носят для этого ребенка корррекционно-развивающий характер. Исследование содержания УМК показало, что интегрированный подход в тетрадях обеспечивал: - большие возможности для развития интеллектуального творческого мышления через организацию педагогических ситуаций, направленных на постановку и решение межпредметных проблем; - способствовал снятию напряжения и перегрузки; - снижению утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока или внеклассного занятия. Изучение информационной среды тетрадей показало, важность не объема знаний, а их структурность и скорость извлечения. Это дает ученикам возможность принимать конструктивные решения, вооружает ребенка конкретными умениями снять психоэмоциональные стрессы, найти выход из конфликтных ситуаций. Содержание учебного материала построено таким образом, что ученик имеет право выбора на получение информации с учетом его когнитивной индивидуальности (мультисенсорность) и коррекции ее слабых сторон. На наш взгляд, в тетрадях продуманы и способы работы с информацией: это схемы, символы, таблицы, алгоритмы, образы (известные герои мультфильмов кот Леопольд, Крокодил Гена, Лиза Симпсон и др.). Для развития мотивации, положительного отношения к познавательной деятельности, волевых качеств учащихся, при работе с тетрадью, использовались методы активного обучения, создание ситуаций успеха в процессе познания, эмоциональное насыщение учебного материала тетрадей. По нашему мнению это научило детей обращать внимание не только на содержание материала, но и на способы его познания, применять знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности, способствовало формированию у детей устойчивой мотивации, реализовывало права ученика на свободный выбор, получения, обработки, кодирования информации. Немаловажное значение для формирования индивидуального стиля имеет психологическое просвещение школьников. В данной рабочей тетради, это наличие заданий по развитию познавательных процессов учащихся (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выявлено, что тетрадь способствует формированию доступных для младшего школьного возраста навыков рефлексии. Развитию умений рефлексии способствуют диалогические формы обучения, введение рефлексивного этапа урока и заданий, требующих самоанализа. Работа с заданиями в тетрадях ненавязчиво и незаметно позволяла нам проводить развитие надпредметных умений и корректировать их. В конце каждого раздела помещено итоговое задание, а в конце рабочей тетради - серия заключительных упражнений, показывающих уровень достижений ученика.
IV. Анализ и выводы Обучаясь по модулям учебно-методического комплекта, дети расширили свой познавательный опыт эффективными приемами познания с учетом своего индивидуального своеобразия, что повлияло на развитие индивидуальных свойств, способствовало достижению успеха в познавательной деятельности. Модуль «Учеба для здоровья» формирует основы рефлексивной деятельности через задания направленные на самооценку своей работы, результатов деятельности. Учит не только наблюдать за изменениями в собственной организации в течения дня, но и учит осознанности выполнения режимных рекомендаций. В результате ребенок выстраивает систему правил для успешной учебы и здоровья; учится правильной организации безопасной работы с информацией. Результатом работы по разделу стал исследовательский проект обучающихся «Влияние режима дня на выполнение домашних заданий» Презентации своих исследовательских работ дети представили для родителей. Модуль «Учусь общаться». На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Эта компетентность развивается у разных учеников очень по-разному. Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучении. Содержание модуля опирается на использование групповых форм работы (парная, групповая) Работа в группе помогала ребёнку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики. Одной из значимых форм работы по развитию коммуникативных навыков являются специальные тренинговые занятия, которые проводились как мной, так и психологом. Важной формой организации совместной деятельности, общения и взаимодействия детей выступает совместная продуктивная деятельность и во внеклассной работе. Это классные часы, проектная деятельность, творческие мастерские, участие в классных и общешкольных мероприятиях. Ситуация совместной продуктивной деятельности (СПД) рассматривается как модель управления учебной деятельностью учеников. Важнейшими условиями организации СПД являются: - ориентация каждого ученика на творческую деятельность усвоения учебной дисциплины; - ориентация обучения на получение нового социально значимого продукта деятельности. - максимальная актуализация и привлечение личного опыта учеников как в сфере знаний, представлений, умений и навыков, как в учебном предмете, так и в сфере межличностного общения и отношений. Содержание тетради предоставляет широкое поле деятельности классному руководителю и учителю для воспитательной работы, так как наполнено богатым нравственным материалом. Перечисленные условия обеспечивают формирование личностного смысла как учения в целом, так и конкретного учебного занятия за счет создания «общего смыслового поля». Исследования уровня межличностных отношений учеников моего класса показывают, что в классе нет отверженных детей, более тридцати процентов являются принимаемыми, пятая часть коллектива детей берут на себя роль лидера. Большинство умеют разрешать конфликтные ситуации положительно.
II класс III класс IV класс

  1. Дети-лидеры
10% 15% 23 %
  1. Предпочитаемые
40% 40% 37 %
  1. Принимаемые
45% 45 % 41%
  1. Отвергнутые
5% - - В классном коллективе создан благоприятный психологический микроклимат - ребята чувствую себя комфортно. Они осознают, понимают правила поведения, прислушиваются к мнению взрослых, умеют делать правильную оценку поступкам собственным и своих товарищей. Модуль «Я - особенный, или секреты моего успеха». Содержание этого раздела помогает понять себя, учит разбираться в своих индивидуальных способностях и ставить перед собой задачи по совершенствованию индивидуального стиля учебной деятельности. Зная особенности своей памяти и типа восприятия учебного материала, дети учатся исправлять свои ошибки и находить удобные способы запоминания учебного материала, в целом управлять развитием психических процессов. Основной моей задачей в реализации данного модуля явился учет индивидуальных характеристик личности; развитие связи между анализаторами. Для этого регулировалась учебная нагрузка, предусматривалась многовариантность домашнего задания, создавалась ситуация успеха, оценивалось личное продвижение каждого ребенка. Я целенаправленно учила определять и формулировать цель деятельности, понимать свои интересы, видеть проблему или задачу, выражать ее словесно. Дети составляют план действий и реализуют его. Секреты успеха для ребенка это не только успешности в учебной деятельности, но и его увлечениях и интересах. Обучающиеся моего класса имеют разносторонние интересы и увлечения. Почти весь класс вовлечен во внеурочную деятельность, ребята ходят в различные кружки секции как школьные, так и внешкольные. (Приложение 3.) Модуль «Учусь быть взрослым». Ребенок на основе материала данного раздела учится ответственности, готовности отвечать за совершенные действия и их последствия, готовится ко взрослой жизни. Формирование социальной компетенции идет через установление взаимосвязи деятельности человека в природе, последствий деятельности человека в окружающей среде и его ответственности перед собой и другими. В этом разделе содержится богатый материал на основе народной мудрости, который учит ребенка ответственности за свое будущее, в том числе и за свое здоровье. Дети совместно с родителями нашли поговорки и пословицы о питании, сделали подборку старинных кулинарных рецептов, свидетельствующих о пользе простой и полезной пище. На уроках окружающего мира школьники приготовили очень много сообщений о природе родного края, о животных. Результатом работы стала подборка материалов по естествознанию, которая обогатила методическую копилку класса и позволила вовлечь в исследовательскую деятельность родителей. Содержание раздела позволяет формировать гражданскую идентичность обучающихся начальной школы через создание историко-географического образа, включая представление о территории нашей области, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития края, его достижений и культурных традиций. Ребята знают нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, участвуют в акциях: «Покормите птиц», «В защиту зеленой красавицы ели», имеют сертификаты участия в экологических конкурсах. Большое значение для формирования чувства гордости за свой город имел исследовательский проект «Улицы моего города». Модуль «Экологическое творчество» развивает эколого-проектные умения младших школьников. Экологический дизайн здесь рассматривается как творчество по созданию мира вещей, в котором человеку также хорошо, как и в мире природы. Ребята создают плакаты и памятки по сохранению окружающей природы, учатся дискуссии, создают оригинальные поделки, занимаются благоустройством класса. Для развития познавательной мотивации, положительного отношения к познавательной деятельности, волевых качеств учащихся в эксперименте использовались методы активного обучения, создание ситуации успеха в процессе познания, эмоциональное насыщение, обращение детей не только на содержание познавательного материла, на способы его познания, задания, требующие применить знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности. Позитивное значение психологического просвещения учащихся для формирования индивидуального стиля было доказано М.Р.Щукиным. В нашем эксперименте оно предполагало наличие занятий по развитию познавательных процессов учащихся (восприятия, памяти, мышления, воображения), выявлению индивидуальных различий в познании, самопознании школьников и формированию доступных для младшего школьного возраста навыков рефлексии. Развитию рефлексии способствовали диалогические формы обучения, введение рефлексивного этапа урока и заданий, требующих самоанализа, - например, «самоанализ по ладошке и т.д. Обогащающее обучение через тетрадь позволило расширить познавательный опыт обучающихся на занятиях эффективными приемами познания с учетом своего индивидуального своеобразия, развитие индивидуальных свойств, способствующих достижению успеха в познавательной деятельности. В ходе экспериментальной работы сложилась система промежуточного контроля качества знаний, сформированности общеучебных умений и навыков. Результаты представлены в таблице. (Приложение 4)
V. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ УМК «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»: 1. Применение УМК «Учись учиться» в УВП способствовало большей эффективности коррекционно-развивающей работы педагога, психолога, учителя-логопеда с детьми, занятий с ребенком родителями в формировании универсальных учебных умений, что подтверждается результатами мониторинга. Наблюдаются позитивные изменения по результатам входной и итоговой диагностики. Уменьшается число детей с низким уровнем и возрастает число со средним уровнем развития ОУУН с позитивной динамикой и стабильными результатами. Уровень развития общеучебных умений и навыков. 1 группа -10 учащихся. Динамика положительная, затруднения носят единичный характер. Дети в основном способны принять развивающий и коррекционный характер уроков. 2 группа - 5 учащихся. Динамика положительная, но затруднения остаются. 3 группа - 4 учащихся. Наблюдается незначительная динамика. Коррекция продвигается медленно. Затруднения были выявлены при поступлении в школу. Дети проживают в ситуации, не способствующей возрастному развитию. Высокий уровень детей имеют - % детей Низкий уровень имеют - % детей 3. Уровень межличностных отношений показывает следующее: (Приложение5) 4. 88 % обучающихся считают, что тетрадь помогает учиться. 12 % обучающихся ответили, что тетрадь не влияет на успеваемость. Трудности в работе с тетрадью испытывают 32 % ребят, у 68 % младших школьников не возникает затруднений в работе с тетрадью. 5. При анкетировании родителей установлено положительное отношение к тетради. Помогает ли тетрадь учиться родители развернуто ответить не смогли 47 %, они считают, что тетрадь в той или иной мере помогает ребенку учиться. 43 % родителей высказали положительное отношение к тетради, но затруднились ответить помогает ли она учиться. 10 % опрашиваемых затруднились с ответом. 2. Тетрадь помогает учителю, психологу и логопеду в учете индивидуальности ребенка в учебной и внеурочной деятельности. Приемы, умения и навыки, получаемые учащимися на занятиях по тетради с психологом, имеют место не только в структуре уроков, но и в проведении физминуток, психогимнастик, при актуализации и закреплении знаний. Работа с тетрадью позволяет проводить коррекцию и развитие надпредметных умений, объединяя усилия педагога и психолога. Причем диагностика проводится на уроках ненавязчиво, незаметно. Тетрадь позволяет простаивать индивидуальную траектория развития, где каждый ребенок имеет положительную динамику развития. В результате коррекционно-развивающего педагогического и психолого-логопедического сопровождения ребенка, индивидуальной работы педагога и специалистов, занятий с ребенком родителей на конец эксперимента повысили уровень сформированности общеучебных умений. Проверка эффективности тетради позволяет утверждать, что она оказывает существенное влияние на социализацию младших школьников. 3. Тетрадь «Учусь учиться» дает большое поле деятельности для воспитательной работы т.к. содержит хороший материал по формированию нравственных качеств, межличностных отношений. (Приложение 6). Результаты наблюдения показали, что у большинства ребят сформировано позитивное отношение к своей семье, обычаям и традициям своего народа, школы. Дети умеют принимать позицию другого, терпимы друг к другу. 4. Младшие школьники научились оценивать риски в организации учебной деятельности, в том числе неэффективной. Они способны к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, с целью самоизменения и планирования организации своей деятельности. Они получили опыт экспериментальной и исследовательской работы, научились делать выводы. У младших школьников формируется индивидуальный учебный стиль учебной деятельности: учатся ставить цель и достигать ее, планировать, проводить рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; ставить познавательные задачи и решать их, работать с инструкциями; описывать результаты своей работы, формулировать выводы; выступать устно и письменно с использованием презентации. 5. Около 90 % обучающиеся моего класса являются активными участниками всех школьных мероприятий, отмечены были грамотами и дипломами, памятными сувенирами. Они участвуют в проектной деятельности класса и школы. Ими были представлены проекты. Ребята с удовольствием принимают участие в концертной творческой деятельности школы, поют, танцуют, участвуют в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в спортивных мероприятиях. Дети участники различных социальных и экологических акций: «Посылка ветерану», «Покормите птиц», «Помоги ребенку, и ты спасешь мир», «В защиту красавицы ели». 6. Использование парных и групповых форм работы в урочной и внеурочной деятельности позволило активно формировать коммуникативные навыки младших школьников: большинство ребят умеют работать в паре, в группах выполняют разные роли, владеют способами совместной групповой деятельности, приемами действий в ситуациях общения; умеют искать и находить компромиссы, т.е. работать в команде. 7. Использование тетради помогает овладеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями, Интернет. Они могут самостоятельно подготовить сообщения, совместно с родителями подготовить проекты с использованием различных источников информации, в том числе с использованием интерактивных методов (встреч с интересными людьми, посещение музея, картинной галереи). ВЫВОДЫ: Подводя итоги своей исследовательской деятельности по апробации УМК «Учись учиться» можно отметить следующее:
  • Использование учебно-методического комплекта в урочной и внеурочной деятельности на основе выстроенной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса позволило осуществлять деятельность по формированию общеучебных умений и навыков обучающихся более целенаправленно и эффективно с целью сохранения и укрепления его здоровья, воспитания гражданской позиции, формирования экологически безопасной жизнедеятельности младшего школьника.
  • Сформированность основных компонентов учебной деятельности является одной из составляющих успешности обучения в школе. При формировании учебной деятельности учитывается возрастная специфика, заключающаяся в постепенном переходе от совместной к совместно-разделенной, к самостоятельной деятельности с элементами самообразования и самовоспитания.
  • Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность начального образования. Об этом свидетельствует более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучении темы, существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых, повышение общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
  • Разделы тетрадей УМК «Учись учиться» способствуют формированию универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, учебно-познавательных, коммуникативных). Концентрический способ подачи материала, постепенное усложнение заданий, с обучением постановки эксперимента, исследования позволяют учиться с интересом, мотивируют к дальнейшему самостоятельному самонаблюдению своей деятельности. Содержание уроков сопровождается рисунками, игровыми ситуациями и «правилами», которые обеспечивают дополнительную мотивацию к изучению материала. Вместе с тем, необходимо отметить отсутствие логической взаимосвязи между содержанием разделов (хотя виды заданий являются преемственными). Такую взаимосвязь, на мой взгляд, обеспечили бы сквозные герои. Диалог сквозных героев тетрадей с героями, чьи правила провозглашаются для детей как призыв к действию, обеспечил бы не только мотивацию, но и логическую взаимосвязь каждой тетради и всего учебно-методического комплекса. Таким героем мог бы выступить червячок на страницах тетрадей, он обладает эмоциями - удивляется, переживает, радуется. «Оживление» этого персонажа даст возможность ребенку вести самостоятельный диалог на понятном ему языке.


VI. Список использованной литературы


  1. Прасолова Ю.А., «Индивидуализация обучения как средство формирования компетентности школьников, Калининград», 2003г.

  2. Щукин М.Р. «Структура индивидуального стиля деятельности и его условия формирования», Пермь 1994г.

  3. Холодная М.А. «Когнитивные стили: о природе индивидуального труда», М ПЕР СЭ 2002г.

  4. Воронцов А.Б. «Набор методик для работы учителя и психолога», //Начальная школа 1999 №7

  5. Дзятковская Е.Н. «Содержание учебных задач на разных ступенях экологического образования», доклад, Дзятковская Е.Н., 2008г.



© 2010-2022