- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП 1 класс технология
КТП 1 класс технология
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харченко С.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 8 , утвержденной приказом от 01.09.2015г. № 355-од; примерной программы начального общего образования по технологии (М.: «Просвещение» 2010 г.), авторской программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой «Технология» 1-4классы/ М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Лутцева Е.А. Технология. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. 2. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015 Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №8.
Согласно требованиям СанПиН (2.4.2.2821-10 от 29.12.2010) для 1 класса в программе выделены два периода: адаптационный (1 четверть, 9 часов) и основной (2-4 четверти, 24 часа). Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 1 классе составлено со 2 четверти. В адаптационный период включены все уроки из программы курса 1 класса, которые логично связаны с темой года «Дары осени» и проводятся только в форме экскурсий, путешествий, игр, способствуя тем самым более мягкому вступлению первоклассников в школьную жизнь.
ЦЕЛЬ изучения курса технологии - развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительно искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты по модели в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисления, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, телами, именованными числами. Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек - создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций. На уроках технологии в интеграции с образовательной областью «Филология» на уроках русского языка развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Промежуточная аттестации Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования г. Ноябрьск», утвержденным приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2015г.№ 354-од. Годовая промежуточная аттестация по технологии проводится на основе результатов полугодовых промежуточных аттестаций.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В связи с тем, что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию. Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии - 1 или 2 часа в неделю в каждом классе. В учебном плане МБОУ СОШ №8 утверждено изучение технологии 1 час в неделю. Курс рассчитан на 126 ч: в 1 классе - 24 ч (1 час в неделю, 24 учебные недели). В I четверти (9 ч) уроки технологии проводятся в рамках динамического часа (согласно программе адаптационного периода первоклассника. Согласно требованиям СанПиН для 1 класса в программе выделены два периода: адаптационный и основной. Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 1 классе составлено со 2 четверти. В адаптационный период включены все уроки из программы курса 1 класса, но они проводятся в форме экскурсий, путешествий, игр, способствуя тем самым более мягкому вступлению первоклассников в школьную жизнь. Обучение в первом классе осуществляется в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, поэтому уроки технологии проводятся в форме нетрадиционных занятий: 1. Прогулка на улице. Рукотворный и природный мир города.
2. Наблюдения и дидактическая игра на узнавание предмета по его функциональным признакам. На земле, на воде и в воздухе.
3. Мастерская Самоделкина. Природа и творчество. Природные материалы.
4. Игра - конкурс на соотнесение ветки с её деревом или кустарником. Семена и фантазии.
5. Мастерская Самоделкина. Композиция из листьев. Что такое композиция?
6. Мастерская Самоделкина. Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
7. Игра - конкурс. Природные материалы. Как их соединить?
8. Исследование. Материалы для лепки. Что может пластилин?
9. Экскурсия в школьную столовую. В мастерской кондитера. Как работает мастер? Во 2-4 классах - по 34 ч (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы: • с изобразительным искусством - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна; • с математикой - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами; • с окружающим миром - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций; • с родным языком - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов); • с литературным чтением - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация. Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества). Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
- Конструирование и моделирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся:
(Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне
Природная мастерская (7 ч) Рукотворный и природный мир города
1
- наблюдать предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром;
- сравнивать и классифицировать предметы окружающего мира по их происхождению (природное или рукотворное) -наблюдать технические объекты окружающего мира; - сравнивать и классифицировать транспортные средства по их функциональному назначению и природной среде, в которой они используются;
- наблюдать и отбирать природные материалы;
- называть известные природные материалы;
- сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам;
- осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству;
- сравнивать и классифицировать собранные семена по их форме;
- узнавать семена в композициях из семян;
- объяснять свой выбор природного материала для определённой композиции; На земле, на воде и в воздухе
1
Природа и творчество. Природные материалы
1 Семена и фантазии
1 Композиция из листьев. Что такое композиция?
1
Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
1
Природные материалы. Как их соединить? Проверь себя.
1
Пластилиновая мастерская (4ч) Материалы для лепки. Что может пластилин?
1
- бережно использовать и экономно расходовать материалы;
- обрабатывать материалы для получения различных декоративно-художественных эффектов;
- организовывать рабочее место для работы с пластилином;
- наблюдать и называть свойства пластилина;
- сравнивать свойства пластилина, выделять основное - пластичность;
- делать выводы о наблюдаемых явлениях;
- оценивать результат своей деятельности (качество изделия);
- обобщать (называть) то новое, что освоено;
- осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему материальному пространству;
В мастерской кондитера. Как работает мастер?
1 В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
1 Наши проекты. Аквариум
Проверь себя.
1
Бумажная мастерская (16 ч)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки
1
- организовывать рабочее место для работы с бумагой;
- осваивать умение переносить известные знания и умения (точечное склеивание деталей) на освоение других технологических навыков;
- осваивать умение работать в группе - изготавливать отдельные детали композиции и объединять их в единую композицию;
- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
- осваивать умение переносить известные знания (о свойствах пластилина) на схожие виды работ;
- наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги и картона;
- делать выводы о наблюдаемых явлениях;
- обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности;
- изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
- отбирать необходимые материалы для композиций;
- изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;
-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);
- обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности;
- осознавать необходимость уважительного отношения к военным, ветеранам войн;
- соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают;
- открывать новые знания и умения - правила безопасного пользования ножницами и их хранения, приём резания ножницами (через практическое исследование, обсуждение, выводы);
- исследовать конструктивные особенности ножниц;
- открывать новые знания и умения - приёмы резания бумаги ножницами по линиям, приёмы вытягивания, накручивания бумажных полос;
- обобщать (называть) то новое, что освоено;
- осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, наклеивание бумажных деталей);
- наблюдать и сравнивать образцы орнаментов, выполненных в разных техниках, из разных материалов;
Наши проекты. Скоро Новый год
1 Бумага. Какие у неё есть секреты?
1 Бумага и картон. Какие секреты у картона?
1
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
1
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?
1
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?
1
Наша армия родная
1
Ножницы. Что ты о них знаешь?
1
Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет?
1
Шаблон. Для чего он нужен?
1
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?
1
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
1
Образы весны. Какие краски у весны?
1
Настроение весны. Что такое колорит?
1
Праздники и традиции весны. Какие они? Проверь себя.
1
Текстильная мастерская (6 ч) Мир тканей. Для чего нужны ткани?
1
- организовывать рабочее место для работы с текстилем;
- наблюдать и называть свойства ткани;
- сравнивать свойства разных видов ткани и бумаги;
- соотносить мастериц и материалы, с которыми они работают;
- наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению; основную строчку прямого стежка и её варианты;
- обобщать (называть) то новое, что освоено;
-осознавать необходимость уважительного отношения к людям труда;
- осуществлять контроль по точкам развёртки;
- осознавать необходимость уважительного отношения к культуре своего народа;
- осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике;
- организовывать рабочее место для работы с текстилем;
- выполнять строчку по размеченной основе; Игла-труженица. Что умеет игла?
1 Вышивка. Для чего она нужна?
1 Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
2 Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе
1
ИТОГО:
33
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Основная литература для учащихся
1. Лутцева Е.А. Технология. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. 2. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015 Основная литература для учителя
Лутцева Е. А. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014 Специфическое сопровождение (оборудование)
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши,
- фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
- материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».
WEB-ресурсы для реализации ФГОС
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
mon.gov.ru/pro/fgos/ -
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
standart.edu.ru/ -
Портал "Начальная школа"
nachalka.edu.ru/ -
Портал "Введение ФГОС НОО"
nachalka.seminfo.ru/ -
Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС. -
УМК "Начальная школа ХХI века"
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
1 класс
Личностные Создание условий для формирования следующих умений -положительно относиться к учению; -проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»; -принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников; -чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; -самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); -чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя; -осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека; -с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; -под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Метапредметные Регулятивные УУД -принимать цель деятельности на уроке; -проговаривать последовательность действий на уроке; -высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; -выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; -выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; -совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД Учащийся научится с помощью учителя: -наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; -сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному; -ориентироваться в материале на страницах учебника; -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); -делать выводы о результате совместной работы всего класса; -преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД Учащийся научится: -слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему. Предметные
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.