- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья для учителей начальных классов на тему «Дневник моего роста»
Статья для учителей начальных классов на тему «Дневник моего роста»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лецких Л.А. |
Дата | 20.03.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
О подходах к отслеживанию результатов обучения
Лецких Людмила Арнольдовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 21 г.Кунгура В современной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения существенную роль играет правильный выбор формы оценки качества образования. Результатом же образования в новых условиях обучения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этого результата, в аспекте содержания образования, необходимо решение ряда конкретных задач, которые кардинально меняют формы оценки качества образования. Хочу конкретно остановиться на одной из них - главной «книге» ученика начальной школы - дневнике его роста. Для достижения поставленных целей в своем классе использовала «Дневник моего роста», рассчитанный на начальные годы обучения. Опыт работы с Дневником заимствовала у С.В.Корешковой [8]. Это - не только современная эффективная форма отслеживания роста развития и формирования учебных универсальных действий первоклассника, но и действенное средство для решения ряда педагогических задач. Цель работы с дневником - формирование контрольно-оценочной деятельности. В этом пособии существуют три пространства - поле, где оценивает ученик, поле, где оценивает учитель; согласование, где учитель и ученик вырабатывают программу решения и устранения ошибок и недочетов. Основные задачи дневника: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных качеств личности, приобретение навыков саморефлексии, формирование и развитие самостоятельной деятельности, инициативы. В содержание дневника включаются результаты, достигнутые и фиксированные учениками первого и второго полугодий: в ходе учебной деятельности, творческой, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках учебного времени, так и во внеурочной. Работая с дневником, учитель придерживается следующих принципов: возврата, обязательности/необязательности, открытости, нелинейности, конструктора. В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает определенную структуру, свои разделы, которые со временем могут и меняться, но на конец 1-го класса определяется следующая структура: первый раздел - «вводный» (даются первые сведения об ученике, его окружении в первые дни школьной жизни. Появляются такие страницы: «Мои учителя», «Это я и мои друзья»). Второй раздел - «Презентация самого себя». Для заполнения и работы над этими листами учитель использует уроки обучения грамоты, например, по УМК «Начальная школа 21 века» уроки № 8-9, 10-11 работа идет с иллюстрациями по сюжетным картинкам «Моя семья», затем малыши рисуют свою семью и рассказывают соседу, классу о своих любимых игрушках. На уроках обучения грамоты №12-13 оформляются странички: «Моя любимая игрушка», «Мои увлечения», «Мои друзья». На уроках математики с № 3,5,6 по темам «Назови по порядку», «Сравниваем», «Работаем с числами 1-5» рисуем, используя заранее продуманные условные обозначения. В этом же разделе вводятся первые режимные моменты на странице «Лента времени». Листок «Правила школьной жизни» ребята заполняют на уроках окружающего мира и классных часах. Третий раздел дневника - «Проба пера».
Диагностические работы по математике и обучению грамоте выполняются в начале адаптационного периода, где ребята оценивают себя по «волшебной палочке», смотрят, что они еще не знают и к чему надо стремиться. Затем в конце четверти, учебного года все задания исправляются, и результаты фиксируются в «Листах индивидуального достижения». Листы самооценки разработаны в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Приведем примеры по 1 классу за одну четверть:
Дневник моего роста
Ф.И. ученика _______________________________
МОУ СОШ №
Домашний адрес _________________________________________
Ф.И.О. Кл. рук. _______________________________
Оценка предметных результатов (1 класс)
Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года
Фамилия, Имя ________________________________________________
Класс________________________________________________________
Предмет: обучение грамоте
Оценка ученика
Оценка учителя
№
Навыки
Справляюсь
Справляюсь,
но требуется помощь
Испытываю затруднения
Справляется
Справляется, но требуется помощь
Испытывает затруднения
1
Умение слышать и отличать звуки друг от друга:
гласные
мягкие-
твердые-
глухие-
звонкие-
2
Умение составлять схемы:
слова
предложение
3
Знание звуков и
букв, их обозначающих:
а-я
о-ё
у-ю
э-е
ы-и
4
Умение читать
Слоги
Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года
Фамилия, Имя ________________________________________________
Класс________________________________________________________
Предмет: письмо
Оценка ученика
Оценка учителя
№
Навыки
Справляюсь
Справляюсь,
но требуется помощь
Испытываю затруднения
Справляется
Справляется, но требуется помощь
Испытывает затруднения
1
Умение правильно:
сидеть за партой
во время письма
держать ручку
расположить тетрадь во время
письма
2
Умение
повторить запись по
образцу
3
Умение
правильно
штриховать
образцы
4
Умение
действовать
по аналогии
(дописывать букву)
5
Умение
составлять
полное предложение
по картинке
6
Умение
записывать
графический
диктант
7
Каллиграфическое написание букв:
а-я
о-ё
у-ю
э-е
ы-и
Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года
Фамилия, Имя ________________________________________________
Класс________________________________________________________
Предмет: окружающий мир
Оценка ученика
Оценка учителя
№
Навыки
Справляюсь
Справляюсь,
но требуется помощь
Испытываю затруднения
Справляется
Справляется, но требуется помощь
Испытывает затруднения
1
Умение
описывать ситуацию, используя рисунок
2
Умение
отвечать
полным
предложением
3
Умение
ориентироваться в
пространстве,
вправо, влево, вверх, вниз, впереди, позади
4
Умение
соотносить свой
опыт со знаниями,
полученными на уроке
5
Умение
Делать выводы по окончанию работы
Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года
Фамилия, Имя ________________________________________________
Класс________________________________________________________
Предмет: литературное слушание
Оценка ученика
Оценка учителя
№
Навыки
Справляюсь
Справляюсь,
но требуется помощь
Испытываю затруднения
Справляется
Справляется, но требуется помощь
Испытывает затруднения
1
Умение слушать
литературное
произведение
2
Умение
понимать текст и отвечать на заданные вопросы
Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года
Фамилия, Имя ________________________________________________
Класс________________________________________________________
Предмет: общеучебные навыки
Оценка ученика
Оценка учителя
№
Навыки
Справляюсь
Справляюсь,
но требуется помощь
Испытываю затруднения
Справляется
Справляется, но требуется помощь
Испытывает затруднения
1
Умение соблюдать режим
школьного дня
2
Умение,
согласно расписанию, собирать портфель
3
Умение
вовремя приходить на урок
4
Умение
содержать свои личные вещи в порядке
5
Умение
организовывать свое рабочее место
6
Умение
слушать и выполнять учебную задачу
7
Умение принимать поставленную задачу
8 Умение сосредоточенно работать весь урок
9 Умение анализировать и подводить итог урока
10 Умение работать в группе
Оценочный лист по отслеживанию метапредметных результатов (1 класс)
на конец учебного года
Класс
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1 класс
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.Проговаривать последовательность действий на уроке;
4.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с материалом учебника;
5.Учиться работать по предложенному учителем плану
6. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
1.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
5. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и
различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
6. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
-
Учащиеся получают следующие оценки:
а) Не сформировано - нет материалов о результатах достижений.
б)Сформировано нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».
в) Сформировано хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично» Учитель, работая с учащимися над «Дневником его роста», может сказать, как прошел адаптационный период, проследить развитие каждого ученика, показать, кто успешен, а кто нет в классе, отметить, как формируются УУД. Кроме этого - повысить учебную мотивацию и развить умения осуществлять контрольно-оценочную деятельность. Таким образом, можно сказать, что портфолио - «Дневник роста ученика» становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель-ученик-родители», а работа над его составлением - интересным духовным взаимообогащением. Безусловная ценность же портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, развитию мотивации и дальнейшего творческого роста.
Список литературы 1. Емельянова Е.Т. Технологические карты для отслеживания качества обученности учащихся начальных классов // ж. Завуч начальной школы , № 1, 2003 г 2. Калинина Н.Ф. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе //.ж. Завуч начальной школы , № 6, 2003 г. 3. Калинина Н.Ф. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // .ж. Завуч начальной школы , № 5, 2003 г 4. Титаренко Н.Н. Диагностика общеучебных организационных умений младших школьников //. ж. Завуч начальной школы , № 3, 2004 г. 7. Кабанова Л.Ф. «Портфолио» ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.- М, Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2010г. 8. Корешкова С.В. Мотивация учения и система оценивания учебных достижений школьников как педагогические условия развития обучающихся.- М, Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2008г.