Статья для учителей начальных классов на тему «Дневник моего роста»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О подходах к отслеживанию результатов обучения

Лецких Людмила Арнольдовна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 21 г.Кунгура В современной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения существенную роль играет правильный выбор формы оценки качества образования. Результатом же образования в новых условиях обучения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этого результата, в аспекте содержания образования, необходимо решение ряда конкретных задач, которые кардинально меняют формы оценки качества образования. Хочу конкретно остановиться на одной из них - главной «книге» ученика начальной школы - дневнике его роста. Статья для учителей начальных классов на тему «Дневник моего роста» Для достижения поставленных целей в своем классе использовала «Дневник моего роста», рассчитанный на начальные годы обучения. Опыт работы с Дневником заимствовала у С.В.Корешковой [8]. Это - не только современная эффективная форма отслеживания роста развития и формирования учебных универсальных действий первоклассника, но и действенное средство для решения ряда педагогических задач. Цель работы с дневником - формирование контрольно-оценочной деятельности. В этом пособии существуют три пространства - поле, где оценивает ученик, поле, где оценивает учитель; согласование, где учитель и ученик вырабатывают программу решения и устранения ошибок и недочетов. Основные задачи дневника: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных качеств личности, приобретение навыков саморефлексии, формирование и развитие самостоятельной деятельности, инициативы. В содержание дневника включаются результаты, достигнутые и фиксированные учениками первого и второго полугодий: в ходе учебной деятельности, творческой, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках учебного времени, так и во внеурочной. Работая с дневником, учитель придерживается следующих принципов: возврата, обязательности/необязательности, открытости, нелинейности, конструктора. В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает определенную структуру, свои разделы, которые со временем могут и меняться, но на конец 1-го класса определяется следующая структура: первый раздел - «вводный» (даются первые сведения об ученике, его окружении в первые дни школьной жизни. Появляются такие страницы: «Мои учителя», «Это я и мои друзья»). Второй раздел - «Презентация самого себя». Для заполнения и работы над этими листами учитель использует уроки обучения грамоты, например, по УМК «Начальная школа 21 века» уроки № 8-9, 10-11 работа идет с иллюстрациями по сюжетным картинкам «Моя семья», затем малыши рисуют свою семью и рассказывают соседу, классу о своих любимых игрушках. На уроках обучения грамоты №12-13 оформляются странички: «Моя любимая игрушка», «Мои увлечения», «Мои друзья». На уроках математики с № 3,5,6 по темам «Назови по порядку», «Сравниваем», «Работаем с числами 1-5» рисуем, используя заранее продуманные условные обозначения. В этом же разделе вводятся первые режимные моменты на странице «Лента времени». Листок «Правила школьной жизни» ребята заполняют на уроках окружающего мира и классных часах. Третий раздел дневника - «Проба пера».

Статья для учителей начальных классов на тему «Дневник моего роста» Диагностические работы по математике и обучению грамоте выполняются в начале адаптационного периода, где ребята оценивают себя по «волшебной палочке», смотрят, что они еще не знают и к чему надо стремиться. Затем в конце четверти, учебного года все задания исправляются, и результаты фиксируются в «Листах индивидуального достижения». Листы самооценки разработаны в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Приведем примеры по 1 классу за одну четверть:

Дневник моего роста

Ф.И. ученика _______________________________

МОУ СОШ №

Домашний адрес _________________________________________

Ф.И.О. Кл. рук. _______________________________




Статья для учителей начальных классов на тему «Дневник моего роста»

Оценка предметных результатов (1 класс)

Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года

Фамилия, Имя ________________________________________________

Класс________________________________________________________

Предмет: обучение грамоте

Оценка ученика

Оценка учителя

Навыки



Справляюсь

Справляюсь,

но требуется помощь

Испытываю затруднения

Справляется

Справляется, но требуется помощь

Испытывает затруднения

1

Умение слышать и отличать звуки друг от друга:

гласные

мягкие-

твердые-

глухие-

звонкие-


2

Умение составлять схемы:

слова

предложение

3

Знание звуков и

букв, их обозначающих:

а-я

о-ё

у-ю

э-е

ы-и

4

Умение читать

Слоги



Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года

Фамилия, Имя ________________________________________________

Класс________________________________________________________

Предмет: письмо

Оценка ученика

Оценка учителя

Навыки



Справляюсь

Справляюсь,

но требуется помощь

Испытываю затруднения

Справляется

Справляется, но требуется помощь

Испытывает затруднения

1

Умение правильно:

сидеть за партой

во время письма

держать ручку

расположить тетрадь во время

письма


2

Умение

повторить запись по

образцу

3

Умение

правильно

штриховать

образцы

4

Умение

действовать

по аналогии

(дописывать букву)

5

Умение

составлять

полное предложение

по картинке

6

Умение

записывать

графический

диктант

7

Каллиграфическое написание букв:

а-я

о-ё

у-ю

э-е

ы-и



Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года

Фамилия, Имя ________________________________________________

Класс________________________________________________________

Предмет: окружающий мир

Оценка ученика

Оценка учителя

Навыки



Справляюсь

Справляюсь,

но требуется помощь

Испытываю затруднения

Справляется

Справляется, но требуется помощь

Испытывает затруднения

1

Умение

описывать ситуацию, используя рисунок


2

Умение

отвечать

полным

предложением

3

Умение

ориентироваться в

пространстве,

вправо, влево, вверх, вниз, впереди, позади

4

Умение

соотносить свой

опыт со знаниями,

полученными на уроке

5

Умение

Делать выводы по окончанию работы



Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года

Фамилия, Имя ________________________________________________

Класс________________________________________________________

Предмет: литературное слушание

Оценка ученика

Оценка учителя

Навыки



Справляюсь

Справляюсь,

но требуется помощь

Испытываю затруднения

Справляется

Справляется, но требуется помощь

Испытывает затруднения

1

Умение слушать

литературное

произведение


2

Умение

понимать текст и отвечать на заданные вопросы

Индивидуальные достижения ребенка по итогам 1 четверти 2011- 2012 учебного года

Фамилия, Имя ________________________________________________

Класс________________________________________________________

Предмет: общеучебные навыки

Оценка ученика

Оценка учителя

Навыки



Справляюсь

Справляюсь,

но требуется помощь

Испытываю затруднения

Справляется

Справляется, но требуется помощь

Испытывает затруднения

1

Умение соблюдать режим

школьного дня


2

Умение,

согласно расписанию, собирать портфель

3

Умение

вовремя приходить на урок

4

Умение

содержать свои личные вещи в порядке

5

Умение

организовывать свое рабочее место

6

Умение

слушать и выполнять учебную задачу

7

Умение принимать поставленную задачу

8 Умение сосредоточенно работать весь урок






9 Умение анализировать и подводить итог урока






10 Умение работать в группе








Оценочный лист по отслеживанию метапредметных результатов (1 класс)

на конец учебного года



Класс

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.Проговаривать последовательность действий на уроке;

4.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с материалом учебника;

5.Учиться работать по предложенному учителем плану

6. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.



1.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в

условных обозначениях);

2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

5. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и

различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

6. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

-

Учащиеся получают следующие оценки:



а) Не сформировано - нет материалов о результатах достижений.

б)Сформировано нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично» Учитель, работая с учащимися над «Дневником его роста», может сказать, как прошел адаптационный период, проследить развитие каждого ученика, показать, кто успешен, а кто нет в классе, отметить, как формируются УУД. Кроме этого - повысить учебную мотивацию и развить умения осуществлять контрольно-оценочную деятельность. Таким образом, можно сказать, что портфолио - «Дневник роста ученика» становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель-ученик-родители», а работа над его составлением - интересным духовным взаимообогащением. Безусловная ценность же портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, развитию мотивации и дальнейшего творческого роста.

Список литературы 1. Емельянова Е.Т. Технологические карты для отслеживания качества обученности учащихся начальных классов // ж. Завуч начальной школы , № 1, 2003 г 2. Калинина Н.Ф. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе //.ж. Завуч начальной школы , № 6, 2003 г. 3. Калинина Н.Ф. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // .ж. Завуч начальной школы , № 5, 2003 г 4. Титаренко Н.Н. Диагностика общеучебных организационных умений младших школьников //. ж. Завуч начальной школы , № 3, 2004 г. 7. Кабанова Л.Ф. «Портфолио» ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.- М, Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2010г. 8. Корешкова С.В. Мотивация учения и система оценивания учебных достижений школьников как педагогические условия развития обучающихся.- М, Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2008г.









© 2010-2022