Уроки литературного чтения для малокомплектной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Подгорновсакя средняя общеобразовательная школа»

Уроки литературного чтения. Учитель Гартман Н.И.


Урок внеклассного чтения в 1-3 классах.

Тема: Знаем ли мы сказки?

Цель: развивать интерес к чтению; развивать мышление, память, расширять словарный запас: воспитывать умение дружить, желание прийти на помощь, сочувствие.

Форма проведения: литературная викторина.

Ведущий:

- О чем-то скрипят деревья,
И птицам опять не спится.
В лесной чащобе звери
Затеяли мудрый спор.

И сразу меняются лица.

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипят деревья.

По лесу ходят сказки...

Дорогу в сказку вам открываем книга. Давайте попросим Королеву Книгу пропустить нас в сказочную аллею на встречу с любимыми героями

Королева Книга:

-Ответите на мои вопросы, пойдете по сказочной аллее.

На чем или на ком совершили путешествие:

  1. В зеленый город Незнайка и его друзья?

  2. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс?

  3. За медом Винни-Пух?

  4. На юг лягушка-квакушка?

  1. На крышу Малыш? Ведущий:

-Молодцы, ребята! Дорога в сказку открыта. Видите? Как и положено в сказках, стоит

избушка на курьих ножках. Над окошком надпись. Ну-ка, прочитайте!

«Дерни за веревочку!» Вот и веревочка. Ну что, смельчак найдется?

Баба Яга: (из окошечка, ласково)

-«Хочешь яблочко? Тогда отгадай мои загадки!»

( Угадал - приз. Не угадал - окошко закрывается, следующий тянет за веревочку)

1.Что находится между горой и оврагом? ( Буква «И»)

  1. На какой вопрос нельзя дать утвердительный ответ'' ( Ты спишь? )

  2. Какая рыба носит имя человека? (Карп) 4.Какие камни в море? (Мокрые) Ведущий:

- Да, заковыристые вопросы придумала Баба Яга, но и вы ребята смекалистые,
справились. А дальше на нашем пути расправила ветки волшебная яблоня.
Яблоня: (На яблоньке призы и надпись «Не проходи мимо, oтведай моих чудесных плодов!»
Из какой это сказки?

1. «Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед,. -Старушоночка сказала. Поклонилась и пропала...»

(Пушкин А.С. «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях, ) 2.«Ах ты, ведьма! - говорит. Откуда взялась яблоки чужие ртом хватать! Я тридцать годов сад караулю, а ни в кое время, ни единого яблока вор у меня не украл! А ты явилась и скушала! Ишь ты безрукая воровка!» («Безручка»)

3. «Катись, катись яблочко,

По серебряному блюдечку,

Покажи ты мне на блюдечке

Города и поля, и леса, и моря,

И гор высоту

И небес красоту...»

(«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» 4. «Веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того

сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не

знать.» («Хаврошечка») Ведущий:

-Лесная дорога привела нас к новому герою сказки. Узнали его? (Буратино) Из какой сказки он к нам пришел? Назовите его врагов. Да, вечно с ним что-то случается. Вот и сейчас наш Буратино потерял свой нос. Помогите ему, ребята. Верните нос. Только сделать это можно с завязанными глазами. (Игра «Верни нос ») Ведущий:

-Ну вот, выручили Буратино из беды, а теперь как бы сами нашем пути Змей Горыныч о трех головах. К бою он приготовился, меч взял, на головы шлемы надел. В них то вся и сила. Но чтобы ответить на вопросы и накинуть кольцо ему на голову. 1.Назовите трех русских богатырей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

  1. Как звали медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»

  2. Вспомните имена трех поросят.

  3. Как звали трех мушкетеров? Ведущий:

-Победили Змея Горыныча, и лесная дорога привела нас на прекрасную поляну. Что за герои встречают вас'? Из какой они сказки?

( На поляне гуляют Волк и Красная Шапочка. Нужно помочь им собрать грибы с

завязанными глазами)

Ведущий:

-Кто написал сказку, героев из которой вы видите?

(Ш.Перро)

-В какой стране жил сказочник?

(Франция).

-Какие его сказки вы знаете?

(«Спящая красавица», «Золушка»)

Ведущий:

-Покидаем грибную поляну. А сейчас дорога привела нас к принцессе. Узнали изть грибы сю поляну. что 292929292929

какой она сказки? Очень капризная она сегодня.

Принцесса:

-Какой сказочник написал про меня сказку?

(Андерсен)

-Из какой я страны? Где та горошина, на которой я спала?

(Дания, в кунсткамере)

Игра «Угадай!».

(Отрывок из сказки на грамзаписи или видеосюжет)

Ведущий:

-Длинная сказочная аллея, правда? Утомила она вас наверное. Дальше мы можем на лошади поскакать, но нужно укротить скакуна.

-Назовите сказки, где вы встречаетесь со сказочным конем?

-Какими словами зовет Иванушка Сивку - Бурку?

-В какой сказке и кто обращал коней: в речную траву, зеленую траву, зеленый луг?

Ведущий:

Вот и закончилась сказочная аллея. Наше путешествие подошло к концу. Хорошо вы сегодня трудились, со всеми заданиями справились. А помогла вам конечно Королева Книга. Кто много читает, тот много знает!



Семейный урок литературного чтения 1-4 классы.

Тема: Мама - слово дорогое...

Цель: ознакомить с произведениями о мамах и детях: учить формировать

главную мысль произведения; развивать умение обобщать и делать выводы;

расширять словарный запас; воспитывать уважение к матери, бережное

отношение к ней; привлечь родителей к совместному чтению и обсуждению

прочитанного.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети, мамы, гости!

Сегодня мы пригласили вас на семейный урок «Мама-слово дорогое…», посвященный Дню Матери.

2. Проверка домашнего задания.

  • Какое произведение вы читали всей семьей? ( Нанайская сказка «Айога»)

  • Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вспомним содержание этой сказки.

  • Чья семья хотела бы прочитать?


  1. Чтение сказки.

  2. Анализ произведения, с опорой на выборочное чтение.


  • Встретились ли вам трудные, непонятные слова в тексте?

  • Назовите главных героев сказки. - Как вы поняли эту сказку? О чем она? -Подготовьтесь к чтению в лицах разговора, который шел между матерью и А йогой.

Прочитаем сначала, как мать просила Айогу принести воды?

Чтение отрывка в лицах.

-Что вы можете сказать о девочке Айоге?

-Сейчас прочитаем, о чем они говорили, когда испеклись лепешки?

Чтение отрывка в лицах.

-Как вы оцениваете поступок матери?

-Какой была соседская девочка?

-Найдите отрывок в конце сказки от слов: «Рассердилась Айога, пошла на речку».

-Обратите внимание, как меняется настроение девочки: она сердится,

злится, шипит, белеет от злости.

- Что больше всего ценит в человеке народ? Можно ли найти ответ в прочитанной сказке?
-Какие пословицы вы подобрали к данной сказке? прочитайте и объясните смысл пословиц.

5. Работа над пословицами.
6.Новая тема.

- Сейчас мы предлагаем вам внимательно прослушать татарскую народную сказку «Три сестры».

Прослушивание сказки на аудиозаписи.

7. Беседа по содержанию.

-Похожи ли содержания сказок? Чем?

-Подумайте, почему белочка говорит спокойно, негромко (как мудрый

человек). Почему её слова нельзя читать «злым» голосом?

-В чем главная мысль сказки? Зачем народ сочинил эту сказку?

Зачем хранил её на протяжении многих сотен лет?

-Подберите подходящие к сказке пословицы.

Работа с пословицами.

8. Итог урока:

-Вот видите, как хорошо, что есть с кем посоветоваться при ответах на

трудные вопросы. Я думаю, так же доставит большое удовольствие.

совместное прослушивание музыкально-литературной композиции.


Приложение к семейному уроку «Мама - слово дорогое».

Приглашение

Уважаемая

Приглашаем Вас 27 ноября в 10 часов на семейный урок «Мама- слово дорогое...»,

посвященный Дню Матери!

Ученики 1-3 классов

Домашнее задание семьям

1. Прочитайте сказку всей семьей.

2. Как вы поняли эту сказку? О чём она?

3. Кто из героев вам понравился больше всех?

4.Что вы можете сказать о девочке Айоге?

5. Что больше всего ценит в человеке народ? Можно ли найти ответ в

прочитанной сказке?

6. Как вы оцениваете поступок матери?

7.Обратите внимание на постановку ударения в слове

Айога! (ударным является последний гласный -а )

8. Какие чувства вызвала у вас прочитанная сказка?

9. Назовите главных героев сказки. Отметьте их слова.

10.Приготовьте чтение сказки по ролям.

11.Подготовьтесь к конкурсу лучших чтецов сказки!

12.Попробуйте подобрать пословицы к данной сказке.

Ждём вас на семейном уроке 27 ноября в 10 часов!

Пословицы

Какова мать таковы и дети.

Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота.

Мать кормит детей, как земля людей.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Глаза боятся, а руки делают.

Делу - время, а потехе - час.

При солнце тепло, а при матери добро.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

У детины заболит пальчик, а у матери сердце. Личиком белёнек, да душой чернёнек. Не всё то золото, что блестит.

Всем хороша, да душа коротенькая.

Худое худым и кончается.

В ком стыд, в том и совесть.

За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас

сыскать.

Снаружи ягодка красива, да внутри слишком кисла.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Литературно-музыкальная композиция.

Ведущий:

Закрой свои глаза и прислушайся... И ты увидишь мамины глаза, мамины

руки, услышишь мамин голос...

Мама...самое прекрасное слово на земле! Это первое слово, которое

произносит человек, и на всех языках оно звучит одинаково нежно.

Мама... Как много в этом слове тепла, света, любви. У мамы самые добрые и

ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не угаснет

любовь.

1-й ученик:

Кто нас, детки, крепко любит, Кто нас нежно так голубит? Не смыкая ночи глаз Все заботится о нас?

Все:

Мама дорогая!

2-й ученик:

Колыбель кто вам качает, Кто вас песней забавляет Или сказку говорит, Кто игрушки вам дарит?

Все:

Мама золотая!

3-й ученик:

Если, детки, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Как бывает иногда, Кто же слезы льет тогда?

Все:

Все она- родная!

Музыкальный сувенир: песня «Если добрый ты!»

Ведущий: Мама ...Если бы не она, мои глаза никогда бы не увидели красоту этого мира, мои уши не смогли бы услышать самые прекрасные звуки, мой нос не смог бы насладиться изумительными ароматами, мой язык не смог бы сказать этого великого слова - мама!

4-й ученик:

Мамочка любимая, родная! Предо мной твой образ дорогой, Я тебя веселой вспоминаю, Молодой, красивой и простой.

5-й ученик:

Ты отдала нам годы Душевного тепла, И через все невзгоды Всегда вперед вела.

6-й ученик:

Тебе, любимой маме, Единственной, родной, Шлем поздравленья наши И наш поклон земной.

Музыкальный сувенир: «Вальс»

Ведущий: Золотые мамины руки... Они заботились обо мне после моего рождения, наказывали, когда я шалила, учили добру, верности. Каждая мать любит своего ребенка, ничего не ожидая взамен. Больная и уставшая, выбившаяся из сил, она сделает все, что в ее силах, чтобы помочь своему ребенку. И именно такую мы любим и запоминаем ее на всю жизнь: добрую, ласковую, с нежными руками и чутким сердцем, с заботливым взглядом и милой улыбкой.

Музыкальный сувенир: Колыбельная песня.

7-й ученик:

Нет никого моей мамы дороже, Нет никого справедливей и строже, Нет никого моей мамы добрей, Ласковой мамочки милой моей.

Как я люблю ее теплые руки, Тихого голоса нежные звуки. С мамой и солнце нам светит сильней, Холодно в мире без мамы моей.

Кто пожалеет и кто обогреет, Ночи не спит, когда мы болеем?

Нет никого в целом мире родней Мамы единственной милой моей.

Ведущий: С древнейших времен мать - хранительница очага. Именно она видит, что упавшее в землю зерно прорастает; именно она кормит всю семью, стирает, моет, чистит, убирает, но самое главное - поддерживает в доме огонь - символ тепла, любви, счастья. Вы знаете свою маму такой, какой она бывает дома: грустной или веселой, уставшей или оживленной, строгой или смеющейся. А ведь мама бывает совсем другой, когда она на работе, занята своим трудом.

8-й ученик:

Ты маму знаешь только дома. Родные руки берегут Домашний ласковый уют, Такой привычный и знакомый. И не всегда ты видишь маму В ее заботах трудовых.

9-й ученик:

Не шлешь ты с нею телеграммы, Не лечишь вместе с ней больных. Не мчишься с ней на паровозе, Ее не видишь в магазине И трудных дел ее в колхозе Не разделяешь ты пока.

10- ученик:

И если мама иногда Придет усталая с работы, Согрей ее своей заботой, Во всем ей помоги тогда.

11-й ученик:

Усталая, с работы Пришла под вечер мать И видит, что у сына Не прибрана кровать, Что стынет чай в стакане, Что пол не подметен, Что лежа на диване Читает книжку он. И мать ему с обидой

Промолвила: -Сынок,

Когда-нибудь ты маме Хоть чем-нибудь помог? -А сын ответил хмуро, Едва взглянув на мать:

- Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать.-
Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар, Прославленный писатель, То этому парнишке, Что так встречает мать, Сказал бы автор книжки (Вернее мог сказать):

- В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек,
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог.

Ведущий: Женщина - мать продолжает род человеческий. Она всегда находилась и находится на особом положении. Считается, что материнское благословение оберегает от бед и невзгод. Отправляя ли сына на войну, указывая ли своему ребенку правильную дорогу в жизни, мать дает ему свое напутственное слово. И дети отвечают глубокой верностью и преданностью матери. Они почитают и уважают ее. Вот как гласит Библия: «Почитай мать твою, чтобы продлились дни твои на Земле, которую Господь, Бог твой, дет тебе».

Наказ матери:

Немало, сын мой, будет в жизни сложной Нападок разных, сплетен и интриг, Не опускайся до людей ничтожных, Не обращай внимания на них. Владей собой, укус клопа не страшен, Носи во всем достоинство свое. Горох на сковородке вон как пляшет, А все ж не может расколоть ее.

Ведущий: Материнство - это живительный и неиссякаемый источник, дающий нам доброту, ласку, ведь мать несет в себе идею человека. Но материнство - это не только улыбки и радость. Это бессонные ночи, и капризы детей, их первые трудности.

12-й ученик: Как это бывает - сама не пойму,

Что солнышко в небе - то мама в дому.

За облако солнышко скроется вдруг, Все станет пустым и печальным вокруг.

13-й ученик:

Уйдет хоть ненадолго мама моя, Такой не веселою сделаюсь я. Из облака солнышко выйдет опять, И все начинает чудесно сиять.

14-й ученик:

Домой возвратится родная моя, И снова веселенькой сделаюсь я. Играю, смеюсь. Кувыркаюсь, пою... Люблю я родную голубку мою!

Ведущий:

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить - сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

Так думают многие матери на планете, и мы благодарны им за это.

Как устроить жизнь на Земле так, чтобы никто не страдал? Как добиться

того, чтобы люди были счастливыми?

Надо учиться всем нам жить по - человечески, быть милосердными по

отношению друг к другу и, в первую очередь, к своей маме. Она так ждет от

нас доброты, ласковых слов, от которых всем нам станет уютнее не только в

своем доме, но и на Земле!

Музыкальный сувенир: «Песенка Мамонтенка». Вручение мамам портретов и сувениров.



Урок внеклассного чтения 2 -4 класс.


Тема: Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого.

Цель: ознакомить с учебными книгами для детей, созданными Л.Н. Толстым.

Учить находить главную мысль в произведении; развивать навыки

выразительного чтения, речь; воспитывать честность, трудолюбие, вежливое

отношение к взрослым, старикам.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; выставка учебных книг.

Ход урока 1.Организационный момент 2. Постановка целей

  • Отгадайте загадку: Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно, Чтобы с нею подружиться, Надо грамоте учиться, (книга)

  • По какой первой книге вы учились читать? (По азбуке)

Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и узнавать мир ваши прабабушки и прадедушки.

3.Изучение нового материала

(Рассказ учителя) Когда были маленькими ваши прапрадедушки и прапрабабушки, они не ходили в школы. С 10 - 12 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено, дрова на зиму. Детство их кончалось рано. Да и школ в то время было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к попу или дьяку( служители церкви) И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских детей и сам учить их будет. В назначенное время ребятишки пришли в усадьбу. Волновались, робели. Но граф улыбнулся, заговорил - вся робость прошла.

Графом этим был Л.Н.Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне, (портрет, усадьба)

Ребятишки с удовольствием стали ходить в школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, засыпали. Л.Н.Толстой очень переживал за детей, за их бедную жизнь. Он считал, что может изменить судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам.

Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда мало времени - он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки - Лев Николаевич нашел время для детских учебных книг.


Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения». Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор мы читаем его сказки, рассказы, были и басни. - Дома каждый из вас приготовил произведение Л.Н.Толстого. Расскажите
коротко, о чем эти произведения?

4. Работа над текстом. Подготовьте выразительное чтение произведения Л.Н.Толстого (на карточке).

5.Самостоятельное чтение текстов про себя.

Определение жанра (быль, сказка, рассказ) Вопросы по содержанию Определение главной мысли

6. Закрепление

-Как вы поняли, почему некоторые рассказы называются быль? (Быль - это то, что было)

  • Чему учат детей эти были? (Быть добрыми, честными, трудолюбивыми, не бросать друзей в беде)
  • Что такое басня? Чем отличается она от рассказа, были? ( в басне есть какое

  • то поучение, вывод, мораль)

  • Вспомните басни «Два товарища», «Отец и сыновья», какое в них поучение, мораль?
  • Какие сказки Толстого вы читали? («Липунюшка», «Тетерев и лиса», «Три медведя»)?
  • В каких рассказах Толстого вы узнали о чем - нибудь новом, чего раньше не знали («Как ходят деревья», «Акула», «Прыжок»)?
  • Как вы думаете, интересно было детям учиться по таким книгам? Легко ли они читаются (Да, легко. В них простые слова, простые предложения. Узнаёшь, как жили раньше дети. Рассказы Л.Н.Толстого интересные, они учат детей быть добрыми, честными, дружными).

7. Работа по карточкам для индивидуальной работы

8. Итог урока


  • Произведения какого писателя читали на уроке?

  • Как называются учебные книги для детей, которые написал Л.Н.Толстой?

  • Что могли узнать дети читая эти книги ( о природе, о географии, о нашей планете, об истории Руси)?
  • Какое влияние оказывали книги на душу маленького читателя?

9. Домашнее задание К следующему уроку (в среду) прочитайте рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е. Чарушина.

Карточки для чтения.

Муравей и голубка.




Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидала - муравей тонет, и бросила ему ветку в ру­чей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник рас­ставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей под­полз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Осёл и лошадь.

У одного человека был осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не по­слушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру осли­ную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюш­ко мне несчастной! Не хотела я немножко ему подсо­бить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру».


Черепаха и орёл.

Черепаха просила орла, чтобы научил ее летать. Орел не советовал, потому что ей не пристало; а она пуще просила. Орел взял ее в когти, поднял вверх и пустил; она упала на камни и разбилась.

Галка и голуби. Галка увидала, что голубей хорошо кормят, выбели­лась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забыла и закричала по-галочьи. Тогда её голуби стали клевать и прогнали.

­Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали.

Стрекоза и муравей. Осенью у Муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Тонкие нитки. Один человек заказал пряхе тонкие нитки. Пряха пря­ла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки нехороши и что ему нужны нитки самые тонкие. Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, так вот тебе другие». И она пока­зала на пустое место. Он сказал, что не видит. Пряха ска­зала: «Оттого и не видишь, что они очень тонки, я и сама не вижу». Дурак обрадовался и заказал себе ещё таких ниток, а за эти заплатил деньги.

Подкидыш. У бедной женщины была дочь Маша. Маша утром пошла за водой и увидела, что у двери лежит что-то завернутое в тряпки. Маша поставила ведра и развернула тряпки. Когда она тронула тряпки, из них закричало го-то: уа! уа! уа! Маша нагнулась и увидала, что это маленький красный ребёночек. Он громко кричал: уа! уа! Маша взяла его в руки, и понесла в дом, и стала ложки поить молоком. Мать сказала: «Что ты принесла?» Маша сказала: Ребёночка, я нашла у нашей двери». Мать сказала: Мы и так бедны, где нам кормить ещё ребёнка; я пойду к начальнику и скажу, чтоб его взяли». Маша заплакала и сказала: «Матушка, он немного будет есть, оставь его. Посмотри, какие у него красненькие сморщенные ручки и пальчики». Мать посмотрела, ей стало жалко. Она оставила ребёночка. Маша кормила, и пеленала ребёночка, и пела ему песни, когда он ложился спать.








Как мальчик рассказал про то, как его в лесу застала гроза.


Когда я был маленький, меня послали в лес за гри­бами. Я дошёл до леса, набрал грибов и хотел идти до­мой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глазам больно стало, и я за­жмурился. Над моей головой что-то затрещало; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломал­ся, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали оскретки от дуба. Платье на мне было всё мокрое и липло к те­лу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашёл свою шапку, взял грибы и побежал домой. Дома никого не было. Я достал в столе хлеб и влез на печку. Когда я проснулся, я увидел с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал: «Что вы без меня едите?» Они гово­рят: «Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь».


Косточка. Купила мать слив и хотела их дать детям после обе­да. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хоте­лось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня по­краснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотил косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко ».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.









Индивидуальные карточки.

Карточка 1.

Подчеркни названия басен Л.Н.Толстого.

«Ученый сын», «Котенок», «Отец и сыновья», «Птичка», «Лгун», «Лиса и журавль»,

«Лев и собачка», «Два товарища», «Липунюшка», «Еж и уж», «Старик и яблони»,

«Старый дед и внучек», «Слон», «Галка и кувшин», «Страшный зверь».

Карточка 2.

Соедини линией героя из сказки Л.Н.Толстого с названием.

«Липунюшка» Мишутка

«Три медведя» Барин

«Коза и козлятки» Волк

«Тетерев и лиса» Лисица

Карточка 3.

Подчеркни названия произведений Л.Н.Толстого, темой которых является дружба, взаимопомощь.

«Ученый сын», «Отец и сыновья», «Акула», «Лгун», «Лев и собачка», «Белка и волк», «Два товарища», «Садовник и сыновья», «Пожарные собаки».

Карточка 4.

Соедини линией произведения Л.Н.Толстого с его темой.

О дружбе, взаимовыручке «Старый дед и внучек»

Об уважении к старшим «Два товарища»

О лени, нерадивости «Белка и волк»

О добродушии «Ученый сын»

Карточка 5.

Какие герои не относятся к сказке «Три медведя»? Вычеркни лишние слова.

Медведи, баба, девочка, Настасья Петровна, дед, Михайло Иванович, Маша, Мишутка, дети.

Карточка 6.

Соотнеси название басни с пословицей.

Берись дружно - не будет грузно. «Лиса и журавль»

Худо тому, кто добра не делает никому. «Отец и сыновья»

Как аукнется, так и откликнется. «Белка и волк»

Неизведанный друг не хорош для услуг. «Еж и уж».





МОУ «Подгорновская средняя общеобразовательная школа»


Урок литературного чтения

«Жизнь дана на добрые дела»

2 класс: Н.Носов «На горке»

4 класс: К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» М.Зощенко «Ёлка»

Выполнила: Гартман Надежда Ивановна

учитель начальных классов






с. Подгорное 2010г


Урок литературного чтения 2-4 кл

«Жизнь дана на добрые дела»

2 класс

4 класс

Тема: Н.Носов

«На горке» (продолжение)

М.М.Зощенко «Ёлка»

Цель: продолжить работу над рассказом Н.Носова «На горке»; Развивать навык выразительного чтения, умения подробно излагать прочитанное; Развивать логику, память и внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Познакомить с творчеством М.М.Зощенко; помочь понять смысл произведения; обучать правильному выразительному чтению; учить видеть прекрасное вокруг; воспитывать чувство доброты и уважения к людям; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев.

Оборудование : учебники, мультимедийное оборудование, карточки - помогайки ( для индивидуальной работы, карточка-тест.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

Тема нашего урока... А впрочем отгадайте её пожалуйста, сами. Перед вами буквенное табло.

- Первое слово - это существительное, лексическое значение которого -существование человека, проявление его деятельности, энергии. Образовано от глагола жить.

(Жизнь)

- Четвертое слово - прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных, положительных, хороших людей, делающих полезные поступки. (Добрые)

- Пятое - синонимы этого существительного - работа, труд, деятельность. (Дела)

- Какая же тема нашего урока? (Жизнь дана на добрые дела).

- От прилагательного добрые образуйте существительные. (Добро, доброта).

- 11одберите смысловые ассоциации к словам добро, доброта.

(Добро - - это красота, душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, отзывчивость, любовь, праздник, мама, радость, смех, улыбка, семья).

- А сейчас, давайте, определим цветовую гамму слова добро, доброта. (Дети выбирают себе лепесток)


3.Речевая разминка.

- Читаем «птичьим базаром», затем вслух, затем с вопросительной интонацией.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

4. Целеполагание.

- Чтобы вам хотелось узнать, о чем поговорить на уроке после того, как вы прочитали эти строки?

- А как вы думаете, легко ли быть добрым?

- На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.

5. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа работа с текстом

Н.Носова «На горке». Выполнение проверочного теста и задания на карточке - помогайке.









6. Читаем цепочкой по частям, отвечаем на вопросы:

1 часть: А Котька Чижов.. -Как ребята строили горку?

- Долго ли они работали?

2 часть: Тут прибежали

ребята...

-Что вы можете сказать о

Котьке?

Какую совершил? 3 часть:

ошибку он

по ролям, как вы

слова ребят и

подумайте,

прочитаете

Котьки.

-Как Котька исправил свою

ошибку?

Можно ли сказать о Котьке, что он добрый? А о ребятах?

Выберите понравившуюся вам пословицу.

  1. Самостоятельная работа.

Физминутка

11.Итог урока.

- Так легко ли быть добрым?

Беседа по прочитанному рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Выборочное чтение. Чтение по ролям.

- Как называется рассказ, который прочитали дома, кто автор?

(К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

- Где проводил осень Эдвард Григ?

- Найдите в тексте описание осеннего леса, постарайтесь представить себе этот лес, ощутить &го запахи.

(Чтение отрывка)

- Чем пахнет осенний лес? (Свежестью, грибами, листьями)

- Какими звуками наполнен лес?

( Звуками падающих листьев, шелестом травы)

- Зачем приходил сюда, в этот осенний лес, не однажды Григ?

( Полюбоваться красотой природы, эта красота вдохновляла его на написание произведений)

- А что делала в лесу дочь лесника Дагни? -Перечитайте разговор композитора и Дагни.

(Чтение по ролям)

- Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

(Она понравилась Григу, у девочки доброе

сердце, она умеет думать и печалиться о других, она мала, но трудолюбива, она доверчива: сразу незнакомцу рассказала о доме, игрушках, она мила и красива, она чуткая, думает о старом дедушке и сочувствует ему).

- Что надеялась получить в подарок Дагни? ( Игрушку, куклу)

- Подарки всегда ждешь с нетерпением. Почему же Григ отстрочил свой подарок, пообещал подарить его через 10 лет.

(Легко дарить материальные подарки: Григ же хотел подарить музыку. Не всегда дети понимают сложную музыку. Поэтому Григ решил сделать подарок к 18 летию Дагни)

- О чем была написанная Григом музыка? (Читаем отрывок)

- Найдите строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке?

(Читаем отрывок)

- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это были слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувсв; Дагни жаль, что Григ умер, и она не скажет ему спасибо за чудесный подарок)

- Так за что же была благодарна Дагни Григу? Прочитайте.

(«За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»)

- Чем же должен жить человек?

(Человек должен видеть красоту

окружающего мира, совершать благородные поступки)

- Мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе «этом добром волшебнике и большом музыканте». Оба они

- великие мастера! Один - словом, другой музыкой пробуждают нас и добрые чувства.

Физминутка.

8. Изучение нового.

- Сейчас вы познакомитесь с рассказом

М.Зощенко «Ёлка». При чтении постарайтесь не забывать наш главный вопрос. Опирайтесь на ключевые слова:

Привлек меня тем__

Показался интересным.... Взволновал ... Заставил задуматься... Вызвал на размышления...

9. Самостоятельная работа с текстом, опираясь на карточку -помогайку.

10. Закрепление нового материала. Ответ на ключевые слова.

- Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными?

- Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить тепло и нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца.

А вот сейчас слово вам. Вы приводили дома примеры из своей жизни, когда вы сделали что то хорошее. Пусть что-то маленькое, такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе стало светлее. (Приклеить на лепесток, потом к ромашке)

- Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что как гласит английская пословица:

«Кто добр поистине, добро творит в молчании».

- Посмотрите, доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

Стихотворение «Доброта » дочитать.

- Смогли ли вы ответить на свои вопросы, которые поставили перед собой в начале урока.

-Оцените свою работу на уроке выберите для себя цветок.

- В заключении я хочу поблагодарить вас за работу, и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми, и пусть в вашем сердце всегда звучит эта песня «Дорога добра»(сл.Н.Тулуповой, муз. И.Лученка) (Исполняем песню)

12. Домашнее задание на карточке -помогайке.




Тест...................................................

Н.Носов «На горке»

1. Ребята трудились...

A) всю ночь; Б) целый день;

B) весь вечер.

2. Горка была готова... А)утром;

Б) в субботу; В) к обеду.

3. Ребята собирались кататься с горки...

A) на коньках; Б) на санках;

B) на ледянках.

4. Котька Чижов жил... А) в шестой квартире; Б) в пятой квартире.

5. Когда ребята строили горку, Котька...

A) сидел за уроками; Б) сидел у окна;

B) строил горку.

6. Когда ребята ушли обедать, Котька... А) лег спать;

Б) оделся и выскочил во двор.

7. Котьке катился с горки.. А) быстро;

Б) не удалось взобраться на горку;

8. Котька горку ...

A) посыпал снегом; Б) полил водой;

B) взрыхлил граблями.

9. Кто испортил горку..

A) ребята; Б) дворник;

B) Котька.

10. Ребята Котьку ...

A) прогнали;

Б) поблагодарили;

B) заставили починить горку.

11.Чем помог Котька товарищам..

A) принес им торт; Б) пригласил в гости;

B) Лопатой ступеньки сбоку проделал.


Карточка - помощница.

Н.Носов «На горке»

1. Научись читать без ошибок.

Сгре-ба-ли, сва-ли-ва-ли, на-це-пил коньки, ка-тать-ся, взо-брать-ся, от-толк-нулся, скольз-кая горка, идёт на четвереньках.

2. Прочитай первую часть рассказа до слов: А Котька Чижов... Подготовь ответы на вопросы.

Как ребята строили горку?

Долго ли они работали?

Легко ли им было строить горку? .

3. Прочитай вторую часть рассказа до слов: Тут прибежали ребята...

Подготовь ответы на вопросы.

Почему автор называет Котьку хитрым? Как мальчик пытался съехать с горки? Какую ошибку он совершил?

4. Прочитайте диалог Котьки с мальчиками. Подготовься читать по ролям.

Как Котька исправил свою ошибку? Справедливо ли ребята поступили с Котькой? Понравилась ли Котьке работа?

5. Соотнеси содержание частей произведения с пословицами:

Ум - хорошо, два лучше. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Поспешишь - людей насмешишь. Умел' ошибиться, сумей и поправиться. Всякая работа мастера хвалит. Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.

6. Задание на дом: подготовить пересказ текста, используя картинный план на с. 65.



Карточка - помощница М.Зощенко «Ёлка»

1. Познакомься с содержанием рассказа. При чтении постарайся не забывать наш вопрос: Легко ли быть добрым?

Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? Прочитайте . Опираясь на ключевые слова , проанализируй содержание рассказа: Привлёк меня

тем....................................................................................

Показался

интересным...............................................................................

Взволновал........................................................................

Заставил задуматься.....................................................................

Вызвал на размышления......................................................

2. Объясните значение слова «Золотушный ребенок». Подберите синонимы к словам:

длинновязая............................................................

худенькие..............................................................

3. Подберите антонимы к словам:

длинновязая...........................................................

худенькие.................................................................

добродушный..............................................................

4. Характеристика героев.

Кто главные герои рассказа?

Как наряжали ёлку 100 лет назад?

Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате?

Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?

Герои делали так, потому что.......

Охарактеризуйте Миньку (это сделают мальчики)

Дайте характеристику Лёле ( это сделают девочки)

Как вы считаете, правильно ли поступилиродители?

Зачем Зощенко написал этот рассказ?

Были ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать?

Чему они вас научили?

5.Домашнее задание: подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы; нарисовать иллюстрации к тексту.


Карточка - помощница К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1. Подготовься читать правильно, выразительно. Подготовь ответы на вопросы:

Где проводил осень Эдвард

Григ?..................................................................................................

Найдите описание осеннего леса, прочитайте выразительно. Чем пахнет осенний

лес?........................................................................................................

Какими звуками наполнен :

лес?..............................................................................................

Зачем приходил сюда Эдвард

Григ?........................................................................................................................

Что делала в лесу дочь

лесника?..........................................................

Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?.............................................................

Что надеялась получить в подарок

Дагни?............................................................................

Почему Григ отсрочил свой подарок, пообещал подарить его через 10 лет?.................................................................................................................

О чем была написанная Григом музыка? Найди и прочитай

отрывок...............

Найдите строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке?

Прочитайте.

Почему Дагни плакала,, слушая музыку

Грига?.....................................................................................................

За что же была благодарна Дагни Григу? Прочитайте.......................

Чем же должен жить

человек?............................................................................................................

2. Домашнее задание: напишите о своем добром поступке, который вы совершили для другого человека.

29Гартман Надежда Ивановна, учитель начальных классов

© 2010-2022