Рабочая программа курса Умники и умницы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Рабочая программа

кружок «Умники и умницы»

1 класс

(внеурочная деятельность)

















Составитель: Дудкина И.А.

учитель начальных классов












2015-2016 учебный год



Пояснительная записка.


Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше.


«Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.


Для проведения занятий по РПС предлагается учебно-методический комплект, состоящий из:

а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради;

в) программы курса РПС.


Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.


Основные задачи курса:


  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.


Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.


Развивающий аспект.

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.


Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Воспитание «Я- концепции».


Основные формы работы.


Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности.

Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.

Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.

Мозговая гимнастика состоит из:

-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);

-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");

-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");

-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").

После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.

В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике", составленного для занятий кружка "Умники и умницы". Продолжительность основной части - 30-25мин.

Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.

Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие - тестирование.

Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой кружка "Умники и умницы" используются основные методы обучения:

- словесность;

- наглядность;

- проблемная ситуация;

- игровые моменты;

-исследовательская деятельность.


Количество часов по годам обучения:

1 год обучения - 33 часа в год (1 раз в неделю по 35 минут)



Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • обоснованно делать выводы, доказывать;

  • обобщать математический материал;

  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

  1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

  2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

  3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

  4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)


К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

-составлять, моделировать и штриховать предметы;

-находить закономерность;

-классифицировать предметы, слова;

-определять истинность высказываний;

-делать выводы, простейшие умозаключения.

К концу первого года обучения дети должны выйти на первый уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни ( школьники приобретают знания о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска дополнительной информации)



Мониторинг результатов внеурочной деятельности


В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в

самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.



Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:


  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);


  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.


  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.


Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования:


Личностных результатов:


  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметных результататов :


Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.













Содержание программы.


Содержание объединения дополнительного образования "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

1.Тренировка психических процессов.

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Используемые задания не только способствуют развитию столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию, от года к году.

В данном блоке подобраны задания на:

-развитие концентрации внимания;

-тренировку внимания;

-тренировку слуховой памяти;

-тренировку зрительной памяти;

- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);

-совершенствование воображения.

На каждом занятии этого блока предусматривается выполнение практической работы и использование следующих видов деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения.


2.Задачи геометрического характера

Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество.

Первый год обучения.

-построение фигур с помощью трафарета;

-составление и моделирование предметов;

-штриховка предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

-построение фигур из конструктора "Танграм".

Практическая работа: освоение различных способов штриховки; построение фигур с помощью конструктора; счетных палочек и трафарета.


3.Нестандартные задачи логического характера

Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество, художественное творчество.


Первый год обучения.

- занимательный квадрат;

- ребусы;

-занимательные рамки;

-числовые головоломки ;

-арифметические лабиринты ;

-математические фокусы.

Практическая работа: разучивание математических фокусов, составление числовых головоломок, разгадывание ребусов.


4.Нестандартные задачи алгебраического характера

Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество.


Первый год обучения.

- логические задачи;

-провоцирующие задачи.


Практическая работа: решение логических и провоцирующих задач


5.Игры Зака А.А.

Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполняются практические работы: тренинги .


Первый год обучения

-игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха")


Учебно - методическое и материально-техническое обеспечения внеурочной деятельности


  1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». Методическое пособие для 1 класса.

  2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. - 34 с. - ( Серия «Умники и умницы»). Программа развития познавательных способностей учащихся.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 152 с. - (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

  6. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013 г. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». Рабочие тетради в 2-х частях.



























Тематическое планирование

курса «Умники и умницы»









Составитель: Дудкина Ирина Александровна

учитель начальных классов

№п/п

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

№ урока

1.

Тренировка психических процессов

Вводное занятие

1

1

Тестирование

1

2

Тренировка внимания

1

3

Тренировка слуховой памяти

1

4

Тренировка зрительной памяти

1

5

2.

Задачи геометрического характера

Задания геометрического характера.

1

6

Построение фигур с помощью трафарета.

1

7

Составление и моделирование предметов.

1

8

Составление и моделирование

1

9

Построение фигур из счетных палочек.

1

10

Выполнение заданий по перекладыванию палочек

1

11

Учимся разгадывать головоломки из счетных палочек.

1

12

Знакомство с игрой «Танграм»

1

13

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

1

14

3.

Нестандартные задачи алгебраического характера

Занимательный квадрат.

1

15

Ребусы .

1

16

Арифметические лабиринты.

1

17

Разгадывание арифметических лабиринтов.

1

18

Математические фокусы.

1

19

4.

Нестандартные задачи логического характера

Логические задачи

1

20

Выполнение логически-поисковых заданий.

1

21

Решение логических задач.

1

22

Решение нестандартных задач.

1

23

Развитие логического мышления.

1

24

Решение задач на развитие логического мышления.

1

25

Выполнение заданий на поиск закономерностей.

1

26

Учимся рассуждать. Решение логических задач.

1

27

Провоцирующие задачи.

1

28

Решение провоцирующих задач.

1

29

5.

Игры А.З. Зака

Знакомство с игрой «Муха»

1

30

Игры на развитие памяти, внимания, мышления.

1

31

Конкурс эрудитов

1

32

Итоговое занятие

1

33

Итого 33 часа



© 2010-2022