- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру в 1 классе на тему Полезные привычки
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему Полезные привычки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суртаева А.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Окружающий мир.
Дата проведения: 18 апреля
Тема: Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
Цель: Дать детям сведения о вреде пассивного курения.
Задачи:
1) Учить правильному поведению при встрече с активными курильщиками;
2) Формировать представление о вреде курения;
3) Воспитывать уважение к себе.
Оборудование: картинки с изображением героев мультфильмов, которые курили и которые их окружали; знак «место для курения»; картинка с изображением сигареты (по центру доски), реклама-пропаганда курения (изображения), антиреклама (изображения), пустые пачки сигарет с надписями о вреде курения.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
-
Проверка домашнего задания.
-
Сообщение темы урока.
У.: Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (На доске картинки с изображением героев мультфильмов, которые курили и которые их окружали).
Д.: Курение.
У.: Верно. Но курение мы связываем с табачным дымом. А как вы думаете, табачный дым - это лекарство или яд?
Д.: Яд.
У.: Да, действительно, табачный дым - это яд. Он содержит много ядовитых веществ. Посмотрите внимательно на картинку (У.показывает картинку, на которой изображена сигарета и её состав.) Посмотрите, из скольких ядовитых веществ состоит одна сигарета! Откройте рабочую тетрадь на стр.45. Посмотрите на рисунок. Найдите сердце, лёгкие и мозг. Табачный дым нарушает работу лёгких, сердца, мозга, раздражает глаза. После курения плохо пахнет изо рта, от волос и от одежды. От курения желтеют зубы и пальцы рук. Голос становится грубым, хриплым. Ребята, поднимите руки те, чьи родители курят. (У.показывает картинку с изображением курящей женщины)
Давайте вновь обратимся к рисункам с героями мультфильмов. Как вы думаете, только ли курящие отравляются едким дымом?
Д.: Нет.
У.: А почему, как вы думаете?
Д.: Потому что дым распространяется, и его вдыхают все, кто находится рядом с курильщиком.
У.: Все согласны? А как называют тех, кто находится рядом с курильщиком, кто знает?
Ответы детей.
У.: Тех, кто находится рядом с курильщиком и не курит, а дышит табачным дымом, который исходит от курильщика, называют пассивными курильщиками. Повторим: пассивные курильщики. А тех, кто непосредственно курит, называют активными курильщиками.
Пассивное курение - это вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока Пассивное курение.
Как вы думаете, чем вредно пассивное курение? Ведь вы сами не курите, а только вдыхаете дым.
Ответы детей.
У.: Пассивное курение может вызвать головную боль, кашель, чихание, слезотечение. Пассивное курение в течение длительного периода времени может вызвать серьезные заболевания легких. Самое страшное заболевание курильщиков и пассивных курильщиков - это рак легких или опухоль легких.
Пассивное курение вреднее активного. Связано это в первую очередь с тем, что при курении дым попадает в организм частично фильтрованным. Пассивный же курильщик постоянно и в полном объеме вдыхает вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме.
Особенно чувствительны к табачному дыму дети. У маленьких «курильщиков» поневоле страдают все виды обмена веществ, особенно отмечается недостаток витаминов.
У.: Ребята, а что можно сделать, чтобы избежать пассивного курения?
Ответы детей.
Физминутка.
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два - нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Раз- два - выше голова, Три- четыре - руки шире. Пять-шесть - тихо сесть.
- Работа в печатных тетрадях.
Переверните страницу. Вы видите знак. А что он обозначает?
Д.: Он обозначает, что курить нельзя!
У.: Верно. Давайте его раскрасим. Каким должен быть круг?
Д.: Красным.
У.: Конечно, ведь этот знак запрещающий. Раскрашивайте.
Дети работают. У.: Видели ли вы где-нибудь подобный знак?
Ответы детей.
У.: Приведите примеры мест, где курение запрещено.
Д.: Метро, магазин, купе поезда, вагон электрички, самолет, школа.
У.: Везде ли висит этот знак? Д.: Нет.
У.: Что должны делать дети, если кто-то курить в том месте, где курить запрещено?
Д.: Вежливо попросить взрослого не курить.
У.: Есть еще знак "место для курения" (У. показывает знак). Может кто-нибудь видел?
Ответы детей. У.: Что вы можете сделать, если окажетесь возле этой таблички?
Д.: Отойти подальше.
У.: Сейчас мы выполним задание 34. С 1-ым рядом обсудим 1-ую ситуацию, со 2-ым - 2-ую, с 3-им - 3-ю, а 4-ую - все вместе. Со мной работают только дети 1-го ряда, остальные слушают и запоминают новую информацию. Где находятся люди на этой картинке?
Д.: В лифте.
У.: Можно ли в лифте курить?
Д.: Нельзя.
У.: Что бы вы сделали на месте девочки, чтобы не стать пассивным курильщиком?
Д.: Я бы не входил в лифт или попросил бы вежливо взрослого не курить.
У.: Всё правильно. В лифте курить не разрешается, но в нем нет знака, запрещающего курение. Дети могут вежливо попросить взрослого не курить. Если дети ждут лифта, дверь открывается, и они видят курящего взрослого, то лучше не входить в лифт, а подождать. У.: Работаем со 2-ым рядом. Переверните страницу. А это что за место?
Д.: Купе поезда. У.: А там можно курить?
Д.: Нет.
У.: Что бы вы сделали на месте детей, которые сидят на верхней полке?
Д.: Я бы вежливо попросил не курить.
У.: В купе поезда курить запрещено. Там висит запрещающий курение знак. Дети могут вежливо попросить взрослых не курить. У.: Молодцы! С 3-им рядом рассматриваем 3-ю картинку. Что бы вы сделали на месте детей?
Д.: Я бы вышел из комнаты или попросил вежливо взрослых не курить.
У.: Это квартира. В ней хозяева могут разрешить курение. В этом случае дети могут принять решение уйти в другую комнату, попросить взрослых не курить. Спасибо, ребята. Вы были правы. И последняя ситуация осталась. Где находятся дети?
Д.: В тамбуре электрички.
У.: А там можно курить?
Д.: Нет.
У.: Что бы вы сделали на месте детей?
Д.: Я бы вошёл в вагон. Там никто не курит.
У.: Верно. В тамбуре электрички нет знака, запрещающего курение. В этом случае дети могут перейти из тамбура в вагон электрички, где курить не разрешено. Молодцы, ребята, со всем разобрались.
У.: И, наконец, выполним 6 задание самостоятельно. На рисунке изображён курящий парень и 6 стульев, расположенных неподалеку от него. Выберите место, на которое бы вы сели. Нарисуйте себя на этом месте. Дети работают самостоятельно.
- Сообщение дополнительной информации.
У.: У нас осталось немного времени. И мне бы хотелось вам рассказать, откуда в нашей стране появился табак и курение. Или, может, кто-то из вас знает? Ответы детей.
У.: 12 октября 1492г. Х.Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушёные на солнце листья, свёрнутые в трубочку. Они курили это растение «петум» - так они его называли. Другими словами, это был табак. В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Фёдорович вёл жёсткую борьбу с курильщиками: уличая один раз в курении - 60 ударов палок по стопам; два раза - резали носы, уши, ссылали в дальние города. А вот Пётр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. В 20 веке также шла пропаганда курения. Посмотрите, какую рекламу раньше выпускали. (У.показывает рекламные объявления, выпущенные в 20 веке). Как вы знаете, сейчас идёт активная борьба с курением, говорят о том, что курить - не модно. Посмотрите, какую рекламу сейчас выпускают (У. показывает современную антирекламу курения, в т.ч. на пачках сигарет). И ещё несколько фактов о курении.
- Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год - это 2,5 миллиона человек.
- Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Общая масса окурков - 2,5 миллиона тонн.
- В среднем на сигареты у курящего человека тратится около 10000 рублей в год (в зависимости от цены пачки). А ведь на эти деньги можно купить что-нибудь стоящее.
У.: Ребята, а вы знаете, что есть такой день в году, который называется Всемирным днём борьбы с курением? Ответы детей.
У.: Он отмечается 31 мая. Курение - это первая по значимости предотвратимая эпидемия из числа тех, с которыми борется сообщество здравоохранения. Главная цель, поставленная мировому сообществу, это добиться того, чтобы в ХХI веке проблема табакокурения исчезла навсегда. Я надеюсь, что вы никогда не будете курить и вырастете здоровыми людьми.
- Итог урока.
У.: Сегодня мы затронули очень важную тему - проблему курения и пассивного курения. Давайте повторим то, что сегодня узнали. У меня есть предложения, но вот беда, начало я записала, а конец - не успела. Поможете мне закончить предложения?
- Вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками - это…
- После курения …
- Табачный дым нарушает работу …
У.: Молодцы, ребята! Всю нужную информацию запомнили. То, что вы сегодня узнали, обязательно расскажите своим родителям. Урок окончен! Всем спасибо за работу!