Конспект по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: С.А. Есенин «Черёмуха»


Цели урока:


  • Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

  • учить выразительно читать стихотворение;


  • учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

  • определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;


  • учить детей умению рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;


  • развитие речи, образного мышления школьников.

Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого знакомились во 2 классе. - Что вы помните о великом русском поэте С.А. Есенине? - Какие его стихи мы читали ранее? (Беседа с учащимися) Учитель: - А теперь более подробно нам о его жизни и творчестве расскажет ученик. (Краткий рассказ ученика о творчестве великого поэта) С.А. Есенин - русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. (Слайд № 1)
2. Постановка целей урока совместно со школьниками:
Учитель: - Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем это стихотворение? - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно - голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах черёмухи. (Слайд № 2)
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель: - Я прочитаю стихотворение С.А. Есенина «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. - Какое настроение поэт хочет передать нам в этом стихотворении?
4. Ответы учащихся. Обмен впечатлениями. Беседа по вопросам: - Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? - Обоснуйте свой ответ. - Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? - Как вы думаете, почему? - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.
Совместный вывод: лирические стихи отражают не события, а душевное переживание поэта, его настроение.

Совместный вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые» и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркие картины, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь. 5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми. - Отметьте непонятные вам слова и выражения (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею). 6. Работа по развитию речи (словарная).
На обратной стороне доски написаны слова:

  • роса медвяная - ароматная, с запахом мёда
  • зелень пряная - с острым, ароматным запахом
  • проталинка - место, где частично растаял снег, и оголилась земля
  • волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки
  • обдаёт - окатывает водой, обливает сразу со всех сторон
  • вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно
  • под кручею - под обрывом, крутым спуском

Учитель: - Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? - Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? При этом нужно постараться передать настроение автора и свои чувства. Учащиеся по желанию читают стихотворение.
7. Анализ лирического стихотворения.
Учитель: - О чем говорится в этом стихотворении? (о черёмухе) - Какова его главная тема с вашей точки зрения? (красота родной природы) Учитель: - Как вы считаете, почему автор написал это стихотворение? - При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты? - Найдите их в тексте. Учащиеся: черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею. Учитель: - Такие слова, с помощью которых автор передает свои эмоции, всю окружающую его красоту, называются эпитетами. - Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. Учитель: - Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха? - Какое значение вкладывает поэт в эпитет «черемуха душистая»? Вывод учащихся: цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и ещё говорит о том, что весна по- настоящему вступила в свои права. Учитель: - Черёмуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении? - Попробуем доказать, что «черёмуха» - центральный образ в стихотворении. Беседа по вопросам: -Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая с «весною расцвела»? -О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит? - Какой образ олицетворяет черёмуха? Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха - это красивая кудрявая девушка! Учитель: - Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? Учащиеся: серебряный ручей. Итоговый вывод учащихся: это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что пришла весна. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди. Чтение стихотворения выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.
8. Закрепление. Дифференцированные задания по группам.
Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действия, события, природа, поступок?
Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?
Вопрос 3. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете для этого? Ответы учащихся на вопросы
9. Дифференцированное домашнее задание.
Для всех школьников: - Выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха». - Найти сравнение, олицетворения и выписать в тетрадь. По желанию: - Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Что вы не знали, а сейчас знаете - это новое для вас? - Какие задания показались вам наиболее интересными? - Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Для чего нужна такая работа со стихотворением?


© 2010-2022