Урок семьи и семейных ценностей

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маколкина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 29»


Что такое семья и семейные ценности?

Конспект урока окружающего мира в 4 классе


Цель урока - осознание значимости семьи как основы общества, осмысление необходимости сохранения семейных ценностей, бережного отношения к ним. Задачи урока:

  • раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение»;
  • учить применять жизненный опыт и знания по теме;
  • использование технологии активного обучения В. Букатова, проектного обучения, технологии развития критического мышления через составление синквейна; деятельностный подход;
  • развивать мыслительную деятельность, речь, умение;
  • воспитывать уважительного отношения к семейным ценностям и традициям; чувство ответственности
Оборудование урока: слова, конверты для игр, рисунки, поделки обучающихся и родителей на тему «С ремеслом весь свет пройдёшь - не пропадёшь», презентация проекта обучающихся на тему «Моя семья и её традиции», фотовыставка «Загляни в семейный альбом».

Ход урока
1. Мотивация. Учитель. Сегодня на уроке мы поработаем в группах. Проведение игры «Колечки» (по В. Букатову) Весь класс выходит к доске. Условие игры: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», ребята образуют колечки. Но в каждом новом колечке обязательно сосед справа и слева должен быть другим. Учитель: посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Что вы чувствуете, держась за руки.(тепло, радость, уверенность, поддержку….) Обучающиеся рассаживаются группами по количеству образованных «колечек» 2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о том, что согревает душу каждого человека. А вот что же это, вы узнаете, после того, как вы отгадаете слова. Игра «Спрятанное слово» (По В Букатову) Каждой группе выдаётся конверт с одним словом (ДОМ, МАМА, ПАПА , БРАТ, СЕСТРА) Учитель. Я буду задавать группе вопросы, на которые вы должны ответить так, чтобы данное слово было использовано. Остальные ученики должны догадаться, что же это за слово. Например: Учитель : Любите ли вы загадки? Группа : В нашем доме все любят загадки. Учитель: Как отдохнули летом? Группа: Всё лето, скрываясь от жары, просидели дома. Отгаданное слово ДОМ. Все отгаданные слова появляются на доске. Учитель. Как вы думаете, какое слово объединит все эти понятия? (Семья) Слово появляется на доске.
Учитель. Совершенно верно. Семья - это дом. Это папа и мама, брат и сестра, бабушка и дедушка. Это дружба и любовь, это забота и внимание, радость и печаль. Это привычки и традиции.
Учитель: Сегодня мы поговорим о семье , о членах семьи, о том, чем семья отличается от другой группы людей, как называют членов семьи, о семейных ценностях и традициях.
3. Решение учебной задачи. Учитель: Сначала давайте выясним, что же означает слово СЕМЬЯ. Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.: СЕМЬЯ, - 1. Группа живущих вместе близких родственников. 2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Словарь Ушакова Д.Н.: СЕМЬЯ,- 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе..
Учитель: Как вы думаете, какое определение более точно определяет слово «семья»? Почему? (ответы обучающихся) Проблемный вопрос: Всегда ли люди жили семьями? Когда появилась слово семья? Ученик читает стихотворение: Когда-то о нём не слыхала земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: «Я». - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева всё так же ответила: «Я». - Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? «Я, я - тихонько молвила Ева. - Я, я» Сказала она знаменитых семь «я»… Вот так на Земле появилась семья.
Учитель: Первая семья образовалась ещё в далёкой древности. Учёные, проводя раскопки в пещерах, обнаружили места, где древние люди разбивали свои стоянки. Современные исследования показали, что первобытные жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании - отец, мать и дети. Уже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Что же объединяло и до сих пор объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю группам самостоятельно выполнить следующее задание:
Каждая группа получает конверт с текстом, в котором нужно исправить ошибки
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи - своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.. Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
4 Минута отдыха. Приём «Кто-о меня-я слы-ы шит…» Игра «Руки-ноги» (По В.Букатову)
5. Работа по теме. Учитель: В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Учитель. Поколение - люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса - это одно поколение - младшее, ваши дедушки, бабушки - это люди другого поколения, старшего поколения. А теперь мы посмотрим, знаете ли вы свою семью. Выступление-презентация по защите проекта «Моя семья и её традиции»
Учитель. Наша фотовыставка «Загляни в семейный альбом» связана с очень хорошей семейной традицией. Как вы думаете, с какой? (ответы обучающихся) Ученик. С 1829 года, когда французский художник и конструктор Л. Дагер изобрёл фотографию, традиция собирать и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих и близких нам людях, о событиях семейной жизни. Традиция очень важная. Недаром во время войны, и других ситуациях, когда люди вынуждены были покидать отчий дом, они брали с собой только ценные вещи, и среди них - фотографии близких дорогих людей.
Учитель. Да, действительно, очень хорошая семейная традиция- собирать и хранить семейные фотографии и старинные вещи. Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для будущих детей, для своей семьи, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет ещё одной вашей хорошей семейной традицией.
6. Итог урока. Учитель. Сегодня на уроке мы говорили о семье. Семья - наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно. Как вы думаете, на каких качествах основывается семья? (ответы обучающихся) Предлагаю каждой группе составить свой синквейн по теме нашего урока. (ребята работают в группах по составлению синквейна на тему СЕМЬЯ) Напомню, что синквейн - это нерифмованное стихотворение состоящее из пяти строк, которые строятся по определённым правилам.

Семья. Близкие, родственные. Любят, переживают, заботятся. Я очень люблю свою семью. Дом.
Семья . Дружные, добрые. Играют, поют, собирают. На что клад, когда в семье лад. Защита.



7. Рефлексия. Игра «Волшебная палочка» (Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по заданному заказу-правилу) За что вы можете себя сегодня похвалить? Что получилось на уроке? Что не получилось? Чем интересен был урок?








Литература

  1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения [Текст] : методическое пособие / М.М. Анцибор. - М.: Тула, 2002. - 176с
  2. Букатов В., Ганькина, М. «Режиссура школьной повседневности» Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» setilab.ru/
  3. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников [Текст] : учеб.пособие / В.Ф. Феоктистова. - М. : Волгоград: Учитель, 2011. - 142 с.


© 2010-2022