Конспект урока «Собственные и нарицательные имена существительные»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные».

(3 класс) Цель: распознавать собственные и нарицательные имена существительные. Задачи: систематизировать и углублять знания о собственных и нарицательных именах существительных, учить писать имена собственные; Развивать речь, память, внимание, пополнять словарный запас слов, формировать интерес к изучению предмета; Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Тип урока: комбинированный. Оборудование: географическая карта Казахстана, карта Астаны, портреты видных деятелей Казахстана, «ромашка», карточки со словарными словами.

Ход урока. 1.Орг. момент: - Ребята, сегодня у нас необычный урок - путешествия по нашей необъятной Родине - Казахстан. Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и поздороваемся со своей Родиной, передадим через руки и глаза тепло и нежность. Скажем своей Родине: «Здравствуй, Родина, я желаю тебе мира, добра и процветания!» Леса и равнины, луга и поля. Щедра и богата наша Земля. Степи, пустыни, озерная гладь- Нет тебя краше, Родина - мать. Все здесь знакомо: каждый цветок, Каждый растущий в саду василек, Солнце с небес улыбается нам- Это прекрасный наш Казахстан! 2.Знакомство с темой. Через путешествие по Казахстану мы познакомимся с темой нашего урока - «Собственные и нарицательные имена существительные». -Ребята, что мы уже знаем об именах существительных? -Во время путешествия мы будем вести дневник наблюдения - наша рабочая тетрадь. Учащиеся записывают число. 3. Словарная работа. -Ребята, перед вами лежат карточки. Вставьте в слова пропущенные орфограммы и по их начальным буквам угадайте ключевое слово (Казахстан) -Над какой орфограммой вы работали? -Давайте дадим характеристику слову «Казахстан», как части речи. Запись в тетрадях: «Казахстан моя - Родина». -Назовите синонимы к слову - Республика. -Какие слова мы записали с заглавной буквы? Почему слово «Казахстан» записано с большой буквы? (Это название страны). Какие ещё страны вы знаете? Стран очень много, а название у каждой из них свое собственное, единственное и неповторимое. Слово «Казахстан»- это собственное имя существительное, а слово «страна»- нарицательное. Имена собственные пишутся только с заглавной буквы! (В сердце ромашки записано «Имена собственные», учитель вставляет лепесток с надписью «страны»). 4. Минута чистописания: «Казахстан - страна, расположенная в Европе и в Азии». (Учитель обращает внимание на соединение гласной «а» с другими буквами.) -Как вы думаете. Почему слова «Европа» и «Азия» написаны с большой буквы? (это названия континентов). Наше государство находится на материке Евразия. Существует несколько материков и континентов, но каждое из них имеет свое собственное название. Название нашего материка - это Евразия и это имя собственное.(Лепесток с названием - «материки и континенты»). 5.Новая тема: -Посмотрите на территорию нашей страны. Она составляет около 3 млн.кв.км. Нашу страну населяют около 15,5 млн. человек разных национальностей. В Казахстане 14 областей, 80 городов,172 поселка. -Ребята, как называется столица нашей Родины? -Давайте придумаем и запишем предложение со словом «Астана». (показ столицы на карте). -Какие города Казахстана вы могли бы ещё назвать? (Ученики, показывая город на карте, записывают названия городов). Краткая информация: Богата наша Родина. Каких только сокровищ здесь нет! В Караганде и Экибастузе добывают каменный уголь. Чёрное золото - нефть - в Мангыстау, Атырау, Актобе. Шымкент дает белый хлопок… -Какое из записанных вами слов является нарицательным? Городов много, но каждый их них имеет свое название. (Лепесток со словами - «города и посёлки»). - У каждого из нас есть адрес проживания. Что сюда входит? Какие вам известны улицы и проспекты нашего города? Адрес есть и у нашей школы : улица Московская 40. (Работа с картой города Астаны). Я буду диктовать вам словосочетания, вы должны в первый столбик записать имена нарицательные, во второй - собственные (запись на доске с комментированием). Проспект Республики ,улица Ауэзова, переулок Радищева Учитель вставляет лепесток со словами «проспекты и улицы». 6.Физминутка: чтение стихотворения учащимся «Родина моя- Казахстан». -Какие чувства вызвало стихотворение? 7.Продолжение новой темы: Работа с географической картой. -Ребята, что обозначено на карте голубым цветом? (Водоемы). Богата наша страна различными реками, озерами. Какое море находится на территории Казахстана?(Каспийское). Какие вы знаете озера?(Балхаш, Аральское). Краткая информация: Самое трагическое озеро - Аральское. Оно уменьшилось на 22000 кв.км. Всеми учеными нашей планеты ведётся огромная работа по спасению Арала. Озеро Балхаш замечательно тем, что оно наполовину соленое и пресное, так же, как озеро Байкал в России. -Какие вы знаете реки? (По ходу вопросов ведутся записи в тетрадях). Какая река протекает через наш город? Составление и запись предложения со словом «Есиль». Синтаксический разбор предложения. -С какой группой собственных имен существительных мы работали? Учитель выставляет лепесток со словами «океаны, моря, реки, озера». -Ребята, как мы отличаемся людей друг от друга? Самое приятное для человека слово - имя. Людей много, но у каждого есть собственное, данное ему однажды и на всю жизнь. Имя, фамилия, отечество - это имена собственные и пишем мы их с большой буквы. -Как зовут президента нашего государства? Запись на доске: «Наш президент - Нурсултан Абишевич Назарбаев». -Наше Отечество гордится многими прославленными людьми, которые внесли неоценимый вклад - это поэты и писатели, художники и музыканты, космонавты, герои, батыры… Учитель выставляет лепесток со словами «имена, фамилия, отечества». -Все перечисленные группы имен собственных мы должны писать с большой буквы, но есть имена собственные, которые пишутся не только с большой буквы, но и, наверное для важности выделяются кавычками. Это названия журналов, газет, книг, названия кинофильмов, картин, детских садов, театров… Учитель выставляет следующие лепестки. -Названия каких журналов и газет казахстанского издательства вы знаете? Запись на доске и в тетрадях: газета «Вечерняя Астана», журнал «Балдырган», детский сад «Солнышко». 8.Закрепление: -Мы привели с вами много примеров имен собственных и нарицательных. Давайте познакомимся с правилом учебника по нашей теме. (Чтение правило вслух). -Следующую группу собственных имен существительных вы назовете сами. Самостоятельная работа с последующей проверкой - упр.224. Учитель выставляет лепесток «клички животных». 9.Итог урока. -Что нового вы узнали на уроке? Какую дополнительную информацию получили? Что понравились вам в нашем уроке? 10.Выставление оценок. Домашнее задание: упр.228












© 2010-2022