• Преподавателю
  • Начальные классы
  • План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».

План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Формирование УУД:

личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);

познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);

регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).

Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания об имени существительном как части речи.

Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.

Технологии: игровая, проблемно - диалогическая, критического мышления, групповой работы.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Мы с вами в очередной раз встретились на уроке русского языка. Давайте посмотрим в глаза друг другу и настроимся на плодотворную работу.

Приветствие учащихся.

Личн.

2.Актуализация

знаний

Задание: Урок я начну со стихотворения, а вы попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются … (предметы).

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты -

Это тоже все …(предметы).

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они …(существительные). (Слайд)

? - Так о чем будем говорить на уроке?

Задание: составьте ассоциативный ряд к слову СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Учащиеся добавляют необходимые по смыслу слова: предметы, существительное.


Записываем тему урока: Имя существительное.

Учащиеся предлагают варианты: род, число, падеж, и т.д.


Познав.

3. Постановка учебной задачи.

4.Построение проекта решения учебных задач.

У: Сколько всего мы уже знаем об имени существительном. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок. (Слайд)

? - Дальше что мы должны сделать? Что нам поможет очень ёмко, зрительно представить имя существительное как часть речи?). Предлагайте, как будем работать.

План:

1.Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль существительных.

2.Закрепить умение определять эти признаки у существительных в предложении.

3.Составить опорную схему (кластер) по теме. (Слайд)

(на доске вывешивается план работы и начало схемы: имя существительное)

Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.

Предполагаемый ответ: составить план работы.

Предполагаемый ответ:

Повторить признаки имени существительного.

Закрепить умение определять эти признаки у существительных.

Составить опорную схему по теме.

Регул.

5.Реализация построенного проекта.

1 задание:

? - Назовите существительные в прочитанном мною стихотворении.

? - По каким признакам вы определили, что это существительные?

? - Чем мы дополним схему? (Слайд)

2. Игра «Мешок со словами». (Работа в парах).

Задание: Вам даны конверты со словами. Нужно разделить слова на группы, объяснить, по какому принципу разделили. Дать понятие об этих группах слов.

1 ряд: (на 2 группы) поляна, песня, город, здание, ребенок, щенок, соловей, муха.

2 ряд (на 2 группы): город, остров, озеро, книга, журнал, Ишим, Байкал, Сахалин, «Муму», Енисей.

3 ряд (на 4 группы): борщ, шампунь, курица, команда, гнездо, болото, грязнуля, рёва. (Слайд)

(1 пара с каждого ряда отвечает).

3. Работа с текстом.

Задание: Прочитать текст.

Тишь в сосновом лесу. Пахнет смолой и землёй.

Сказочными великанами стоят сосны среди молодого подрастающего леса. Одна к другой тесно жмутся покрытые зелёной хвоей молодые сосенки.

? - О чём текст? (Тема текста)

? - Как можно озаглавить текст, опираясь на тему текста? (Слайд)

Задание (по группам):

1 группа - найти существительные в 1 - 2 предложениях, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются.

2 группа - найти существительные в 3-м предложении, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются.

3 группа - найти существительные в 4-м предложении, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются. (Слайд)

- Вывод? (Слайд)

? - как определяли падеж существительных?

? - Какую грамматическую категорию существительного еще не назвали? Что мы знаем о числе имён существительных? Приведите примеры.

(Слайд)

? - Чем отличаются существительные первых двух предложений?

Вещи, люди, цветы, носороги, коты и т.д.

Вопросы Кто? Что?

Обозначают предмет.

Дополняют схему: вопросы Кто? Что? Предмет.

1 ряд: существительные одушевленные - неодушевленные.

(дополняем схему)

2 ряд: собственные - нарицательные

(дополняем схему)

3 ряд: существительное женского, мужского, среднего и общего рода (дополняем схему).

О сосновом лесе.

В сосновом лесу.

Предполагаемый ответ:

1 ряд: тишь (И.п., подлежащее), в лесу (П.п., второстеп. чл.), смолой (Т.п., втор. чл.), землёй (Т.п., втор. чл.).

Аналогично:

2 ряд - великанами, сосны, среди леса.

3 ряд - хвоей, сосенки.

Склоняются по падежам. Являются главным и второстепенным членами предложения. (Слайд)

Дополняют схему.

-По вопросам существительных.

Категорию числа.

Существительные изменяются по числам или употребляются только в единственном или во множественном числе.

Дополняем схему.

(только 1 главный член)

Познав.


Познав.


Познав

6.Первичное закрепление во внешней речи.

-Рассказать об имени существительном по опорной схеме.

1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Выполнить морфологический разбор имени существительного (одного по выбору).

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К.Г.Паустовский). (Слайд)

- Оцените свою работу.

Морфологический разбор существительных и проверка по эталону. (Памятка в учебнике.)

Самооценка.

8.Включение в систему знаний и повторение.

? - Где нам пригодится составленная схема и знания, которые мы обобщили?

? - Чем интересно это стихотворение?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А.Фет. (Слайд)

? - Чем интересно это стихотворение?

В проверочных работах, на предстоящем экзамене и т.д.


Большинство слов - имена существительные (14).

9.Рефлексия деятельности.

Рефлексия знаний:

-Предлагаю вам приготовить вопрос по теме «Имя существительное» и задать одноклассникам. (По цепочке: отвечающий задаёт свой вопрос)

Учащиеся задают вопросы и отвечают на них.

10.Итог урока.

? - Какие задачи ставили на уроке? Насколько их реализовали? (Вернуться к задачам урока) (Слайд)

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

11. Домашнее задание.

Домашнее задание: (Слайд)

- Приготовиться рассказать об имени существительном.

Составить текст(4-5 предложений) на тему «Звуки весны». Определить падеж существительных.

Творческое задание (по желанию):

Ср. Р.

М.р.Составить текст на тему «Звуки весны», состоящий преимущественно из существительных.

Общий род

род

Род

Имя существительное

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.



Ж.р.

Число

Падеж

предмет

Кто? Что?

Собственные

Нарицательные

неодушевленные

одушевленные

© 2010-2022