- Преподавателю
- Начальные классы
- «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
«Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демина А.В. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани « СОШ № 71»
Исследовательская работа по теме:
«Влияние вежливых слов
на взаимоотношения людей»
Подготовили: ученики 2 «Б» класса
Староверова Юлия
Таджибаев Артем
Багирова Карина
Иванов Иван
Руководитель:
учитель начальных классов
Демина А.В.
Апрель 2015 г
Оглавление:
-
Цели и задачи
-
План исследования.
-
Исследование по теме работы.
-
Литература.
-
Приложение.
Цели: выяснить происхождение вежливых слов; познакомиться с использованием вежливых слов в других странах; изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей.
Задачи:
-
исследовать этимологию вежливых слов;
-
познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;
-
провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса» ;
План исследования:
-
Изучение литературы по теме.
-
Знакомство с периодической печатью.
-
Получение информации у специалиста.
-
Использование компьютера для получения дополнительной информации.
-
Обобщение опыта родителей.
-
Проведение эксперимента.
-
Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.
-
Наблюдение за речью учащихся.
-
Построение диаграмм по результатам наблюдения.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)
С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Нас заинтересовал вопрос: что такое вежливость ? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование. Для начала мы нашли в словаре происхождение слова «вежливость».Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:
Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Существует забавная история о происхождении хороших манер.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" - то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.
Может быть, хорошие манеры - это "золотая середина", которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
-
слова приветствия;
-
слова благодарности;
-
слова просьбы;
-
слова извинения;
-
слова похвалы;
Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй»
Здравствуй - это пожелание, просьба - будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
При встрече русские - обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.
-Китайцы - кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»
- Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.
-В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.
-Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
11 января - всемирный день самого вежливого слова на любом языке - слова «спасибо».
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
Вместе с Анастасией Васильевной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить , как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.
Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов. ( прил.1)
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так , поздороваться с учителем при встрече забыли 5 человек, что составляет 24 % всех учащихся., а с одноклассниками- 8 человек, что составляет 38%. Наблюдение мы проводили в течении трех дней, а затем Анастасия Васильевна вывела средние показатели.(прил.2)
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние . Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.
Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.
Мы познакомим вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Анастасией Васильевной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.
-
Не хочу , чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.
-
Что себе не хочешь, не делай другим.
-
Ошибся- не бойся исправиться.
Мы уверены, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки ,а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
Литература:
-
Детская энциклопедия ( журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В Поляков.
-
Л Поддубская «Этикет от А до Я», Москва:Народное образование 2003 г.