Рабочая программа по математике 4 класс (ФГОС)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

___________ Е.В. Крепешева

Приказ № ___232___

от «__31_» __августа_______ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике для 4 класса начального общего образования

(предмет, класс, уровень образования)

Казаковой Любови Сергеевны, высшая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по

образовательному процессу

__________ И.В. Колесникова

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

протокол № _____1______ от

«___28_» _августа_________ 2015г.

_______ С.А. Семенова, руководитель ШМО

п.г.т. Уренгой

Ι. Пояснительная записка


Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро и др. «Математика» (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2015.
  2. Моро М.И., Волкова С.И., Математика. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2015.
  3. Волкова С.И., Математика. Проверочные работы для 4-го класса в 1ч. - М.: Просвещение, 2015.
  4. Волкова С.И., Математика и конструирование. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 1ч.- М.: Просвещение, 2015
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России». Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются:
  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: - формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного воображения; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Срок реализации рабочей программы - 1 учебный год (четвертый год обучения в общеобразовательной школе). Рабочая программа по предмету «Математика» предназначена для учащихся 4б класса. В классе 10 мальчиков и 11 девочек. По итогам 3-го года обучения учащиеся имели хорошие результаты усвоения учебного материала по предмету:100% общую успеваемость и 90% качественную успеваемость. По итогам 2014/2015 учебного года «5» имели 55 % учащихся (12 школьников), «4» -35 % учащихся (7 школьников), «3» - 10% учащихся (2 школьника). Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников. Используемые методы обучения: - по источнику знаний: - практические методы: опыты, упражнения и др.; - наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.; - словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.; - работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана; - видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль; - работа с индивидуальными ученическими нетбуками. - по типу познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративные методы; - репродуктивные; - методы проблемного изложения; - частично поисковые методы; - исследовательские. - по дидактическим целям: - методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); - методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения). Используемые технологии: - технология проблемного обучения; - технология деятельностного метода; - дифференциация обучения; - информационно-коммуникативные технологии; - проектная деятельность; - игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии; - система инновационной оценки «Портфолио».

II. Общая характеристика учебного предмета


Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

  1. Место учебного предмета в учебном плане


На изучение математики в 4 классе начальной школы при шестидневной учебной неделе отводится по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов в год. Фактическое количество часов - 134 часа. Объединены темы уроков: №9 «Диаграммы» и №10 «Закрепление изученного по теме «Нумерация»; темы уроков №133 «Величины» и №134 «Геометрические фигуры».

ΙV. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета


  • Изложение содержания курса выстраивается на основе универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира (выявления количественных и пространственных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей фактов, процессов и явлений), что позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и использовать математические способы познания при изучении других учебных дисциплин.
  • Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися в процессе изучения курса, имеют больщую ценность, так как содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной жизни), при изучении других учебных дисциплин и обеспечивает возможность продолжения образования.
  • Курс математики обладает большой ценностью и сточки зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей детей не основе решения задач повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению математики.
  • Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника, полноценно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает культуру мышления и общения.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; - понимание роли математических действий в жизни человека; -интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников; - понимание причин успеха в учебе; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - выполнять действия в устной форме; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - выполнять учебные действия в устной и письменной речи; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: -осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; - использовать рисуночные и символические варианты математической записи; - кодировать информацию в знаково-символической форме; -на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций; -строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4-5 предложений); -проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения; -выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; - проводить аналогию и на ее основе строить выводы; - в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; - строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: - принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; - допускать существования различных точек зрения; -стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве ; договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости; - использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; - контролировать свои действия в коллективной работе; - понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; - следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений: - читать и записывать любое изученное число; -определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами; -группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку; -устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью; - называть первые три разряда натуральных чисел; - представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; -дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием; -использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр); - использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год; - определять массу с помощью весов и гирь; - определять время суток по часам;

- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

VΙ. Содержание учебного предмета


В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий. 1.Числа и величины Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). 2.Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с буквой. Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий. 3. Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара), изготовления товара (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Планирование хода решения задачи. 4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, пирамида, шар. 5.Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата). 6.Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: в форме таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др. Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч)

Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч)

Величины (14ч)

Сложение и вычитание(11 ч)

Умножение и деление (79ч)

Повторение (10 ч)

VΙΙ. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Количество часов


Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся


Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч)

1


Нумерация чисел

1

01.09 Применять знание нумерации в пределах 1000; повторять устные и письменные приёмы вычисления значения выражения.

2

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

1

02.09 Решать задачи изученных видов; устанавливать порядок действий в выражениях с двумя скобками; повторять сложение и вычитание многозначных чисел, сложение нескольких слагаемых

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

07.09 Повторять сложение и вычитание многозначных чисел, сложение нескольких слагаемых, опираясь на знание алгоритмов их выполнения

4

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел

1

08.09 Выполнять письменное вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов его выполнения; повторять сложение и вычитание многозначных чисел

5

Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения

1

09.09 Выполнять письменно умножение многозначных чисел на однозначное, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых; выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

6

Алгоритм письменного деления

1

11.09 Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное, опираясь на знание алгоритмов их выполнения, повторять правила их выполнения

7

Приёмы письменного деления. Проверочная работа по теме «Нумерация»

1

14.09 Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Уметь работать с информацией, следовать плану, осуществлять самоконтроль. Определять время на выполнение работы

8 Проверочная работа по теме: «Арифметические действия с числами от 1 до 1000»

1

15.09 Уметь работать с информацией, следовать плану, осуществлять самоконтроль. Определять время на выполнение работы; понимать личную ответственность за результат

9 Диаграммы

Рабочая программа по математике 4 класс (ФГОС)1

16.09 Применять знание нумерации, повторять устные и письменные приёмы вычисления значения выражения; решать задачи изученных видов

10 Закрепление изученного по теме «Нумерация»

1

16.09 Закреплять знание нумерации, повторять устные и письменные приёмы вычисления значения выражения; решать задачи изученных видов

11 Входная контрольная работа

1

18.09 Уметь работать с информацией, следовать плану, осуществлять самоконтроль. Определять время на выполнение работы; понимать личную ответственность за результат

12 Анализ контрольной работы

1

21.09 Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

Числа, которые больше 1000.

Нумерация (10 ч) 13

Класс единиц и класс тысяч

1

22.09 Считать предметы по одному, десятками, сотнями, тысячами; изучать названия классов и разрядов; чертить многоугольники по заданным величинам вычислять их периметр и площадь 14

Чтение многозначных чисел

Контрольный устный счёт №1 по теме «Нумерация»

1

23.09 Читать и записывать любые числа в пределах миллиона; считать предметы по одному, десятками, сотнями, тысячами 15

Запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые

1

25.09 Читать и записывать любые числа в пределах миллиона; заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, выполнять их сложение и вычитание с опорой на эти знания; представлять многозначные числа в виде сумм разрядных слагаемых

16

Сравнение чисел Контрольный математический диктант №1 по теме «Нумерация»

1

28.09 Сравнивать числа по классам и разрядам; представлять многозначные числа в виде сумм разрядных слагаемых

17

Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз

1

29.09 Уметь увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10, 100, 1000 раз, сравнивать многозначные числа; выделять в числе общее количество единиц любого разряда; применять

18 Закрепление пройденного. Проверка вычислительных навыков №1 по теме «Нумерация»

1

30.09 Работать в группе; соотносить учебные поставленные задачи с результатами деятельности; проводить самоконтроль; выделять из темы урока известные знания и умения

19 Класс миллионов. Класс миллиардов

1

02.10 Выделять в силе общего количества единиц любого разряда; сравнивать многозначные числа из класса миллионов и класса миллиардов

20

Страничка для любознательных. Повторение пройденного по теме «Нумерация»

1

05.10 Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения задач, выполнять анализ и синтез, делать умозаключения по результату исследования; знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества, оценивать результаты своей учебной деятельности; иметь начальные представления о математических способах познания мира

21

Контрольная работа по теме: «Числа, которые больше 1000. Нумерация»

1

06.10 Решать текстовые задачи арифметическим способом. Работать в группе; соотносить учебные поставленные задачи с результатами деятельности; проводить самоконтроль

22 Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме «Нумерация»


1

07.10 Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

Величины (14 ч)

23 Единицы длины. Километр

1

09.10 Познакомиться с новой единицей длины - километром, усвоить соотношения между единицами длины, уметь их применять при решении задач

24

Единицы длины. Закрепление изученного по теме «Величины»

1

12.10 Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения; усвоить соотношения между единицами длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), уметь применять их при решении задач

25

Единицы площади Квадратный километр, квадратный миллиметр

1

13.10 Познакомиться с новой единицей измерения площади - квадратным миллиметром, квадратным сантиметром, квадратным метром, квадратным километром; усваивать соотношения между единицами измерения площади

26


Таблица единиц площади

1


14.10

Знать единицы измерения площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), таблицу единиц площади

27

Измерение площади с помощью палетки

1

16.10

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Точно и приближенно измерять площади геометрической фигуры. Вычислять площадь прямоугольника

28 Проверочная работа по теме «Величины»

1

19.10

Выделять из темы урока известные знания и умения, использовать знаково-символические средства представления информации. Выполнять задания в парах, демонстрируя результат работы классу

29

Единицы массы. Тонна, центнер

1

20.10

Знать единицы измерения массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), таблицу единиц массы. Усваивать соотношения между единицами измерения массы и уметь применять их при решении задач

30

Контрольная работа за I триместр

1

21.10

Решать текстовые задачи арифметическим способом. Работать в группе; соотносить учебные поставленные задачи с результатами деятельности; проводить самоконтроль

31 Анализ контрольной работы

1

23.10

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

32

Единицы времени. Определение времени по часам

1


26.10

Знать единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); знать соотношения между ними, использовать знания при решении задач. Определять время по часам

33

Секунда. Век. Таблица единиц времени

1

27.10

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Знать единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); знать соотношения между ними, использовать знания при решении задач, таблицу единиц времени

34

Повторение пройденного по теме «Величины». Самостоятельная работа

1

28.10

Понимать и принимать учебную задачу; делать выводы по аналогии, проверять их; ставить вопросы к задачам, решать их; находить ответы на вопросы в тексте учебника; оценивать свои достижения на уроке;

35

Контрольная работа по теме: «Величины»

1

30.10

Работать в группе; соотносить учебные поставленные задачи с результатами деятельности; проводить самоконтроль. Решать текстовые задачи арифметическим способом

36

Анализ контрольной работы

1

02.11

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

Сложение и вычитание (11 ч)

37

Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого

1

09.11

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Находить неизвестное слагаемое.

38

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

1

10.11

Находить неизвестное уменьшаемое и вычитаемое. Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

39

Нахождение нескольких долей

1

11.11

Вычислять доли целого; решать задачи на нахождение нескольких долей целого, целого по его доле. Знакомиться с вычислением нескольких долей целого

40, 41 Решение задач

2

13.11, 16.11

Решать задачи на нахождение нескольких долей целого, целого по его доле; решать задачи изученных и новых видов (задачи-расчеты). Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Понимать и принимать учебную задачу; делать выводы по аналогии, проверять их; ставить вопросы к задачам, решать их; находить ответы на вопросы в тексте учебника

42

Сложение и вычитание величин

1

17.11 Выполнять письменно и устно сложение (вычитание) значение величин. В ходе практической работы и наблюдений выполнять арифметические действия с величинами

43,

44

Закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание»

2

18.11, 20.11 Выделять из темы урока известные знания и умения, использовать знаково-символические средства представления информации. Выполнять задания в парах, демонстрируя результат работы классу. Закреплять навыки устных вычислений, овладевать умением складывать и вычитать многозначных чисел в пределах миллиона

45

Страничка для любознательных. Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание»

1

23.11 Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения задач, выполнять анализ и синтез, делать умозаключения по результату исследования. Решать задачи изученных видов, составлять прямые и обратные задачи по краткой записи

46 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

1



24.11 Работать в группе; соотносить учебные поставленные задачи с результатами деятельности; проводить самоконтроль. Решать текстовые задачи арифметическим способом

47 Анализ контрольной работы

1








25.11 Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

Умножение и деление (79 ч)

48


Свойства умножения

1

27.11 Закреплять навыки устного и письменного умножения различных видов, опираясь на знание алгоритмов умножения в столбик

49,

50

Письменные приемы умножения

2

30.11, 01.12 Знать письменные приёмы умножения. Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное

51

52

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

2

02.12, 04.12 Выполнять письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями, опираясь на знание алгоритма его выполнения. Решать задачи изученных видов

53,

54

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

2

07.12, 08.12 Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Решать задачи изученных видов

55

Деление с числами 0 и 1 Проверка вычислительных навыков №2 по теме «Умножение и деление»

1

09.12 Знать письменные приёмы деления. Повторять основные вопросы о делении, особые случаи деления, правило деления с числами 0 и 1. Усваивать алгоритм деления многозначного числа на однозначное (в записи частного нули)

56,

57

Письменные приемы деления. Контрольный математический диктант №2 по теме «Умножение и деление»

2

11.12,14.12 Повторять основные вопросы о делении, опираясь на знание алгоритмов деления, названия чисел и связи между результатом и компонентами, особые случаи деления

58 Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

15.12 Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; закреплять навыки деления

59,

60 Решение задач

2

16.12, 18.12

Решать задачи изученных видов. Повторять основные вопросы о делении, опираясь на знание алгоритмов деления, названия чисел и связи между результатом и компонентами

61

Письменные приемы деления. Решение задач

1

21.12 Знать письменные приёмы деления. Повторять основные вопросы о делении, особые случаи деления. Решать задачи изученных видов

62

Закрепление изученного. Контрольный устный счёт №2 по теме «Умножение и деление»

1

22.12 Закреплять навыки устного и письменного умножения и деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов; находить неизвестные компоненты в действиях

63,

64


Закрепление изученного по теме «Умножение и деление»

2

23.12, 25.12 Закреплять навыки устного и письменного умножения и деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов

65 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на однозначное число»

1

28.12 Работать в группе; соотносить учебные поставленные задачи с результатами деятельности; проводить самоконтроль; усваивать алгоритмы умножения и деления многозначного числа на однозначное

66 Анализ контрольной работы

1

29.12 Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

67 Закрепление изученного

1

11.01 Закреплять навыки устного и письменного умножения и деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов

68

Умножение и деление на однозначное число

1

12.01 Усваивать алгоритмы умножения и деления многозначного числа на однозначное; решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя; решать задачи изученного вида

69,

70


Скорость. Единицы скорости

2

13.01, 15.01 Знакомиться с новой величиной - скоростью, единицами её измерения, связью между скоростью и пройденным расстоянием

71,

72,

73

Решение задач на движение. Самостоятельная работа

по теме «Умножение и деление»

3

18.01, 19.01, 20.01 Систематизировать знания о единицах измерения скорости; решать задачи на пропорциональное деление, устанавливать, как найти расстояние, если известны скорость и время

74

Странички для любознательных. Проверочная работа по теме «Умножение и деление»

1

22.01

Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения задач, выполнять анализ и синтез, делать умозаключения по результату исследования

75,

76

Умножение числа на произведение

2

25.01, 26.01

Обобщать приёмы устного умножения на числа, оканчивающиеся нулями, опираясь на свойство умножения числа на произведение

77,

78

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

2

27.01, 29.01

Изучать приёмы устного и письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять эти приёмы, опираясь на свойство умножения числа на произведение 79, 80 Решение задач

2

01.02, 02.02

Знать письменные приёмы умножения и деления. Повторять основные вопросы об умножении и делении, особые случаи деления. Решать задачи изученных видов 81, 82 Перестановка и группировка множителей

2

03.02, 05.02

Закреплять навыки устного и письменного умножения различных видов, опираясь на знание алгоритмов умножения в столбик 83, 84

Закрепление изученного по теме «Умножение и деление»

2


08.02, 09.02

Закреплять навыки устного и письменного умножения и деления различных видов, опираясь на знание

85 Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел» (за II триместр)

1

10.02

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

86,

87 Анализ контрольной работы. Закрепление по теме «Умножение и деление»

2

12.02, 15.02

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

88,

89

Деление числа на произведение

2

16.02, 17.02

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы 90 Деление с остатком на 10,100, 1000

1

24.02

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы

91


Решение задач

1

26.02

Решать задачи разных видов. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи

92

Проверочная работа по теме «Деление многозначных чисел»

1

29.02

Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

93,

94

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

2

01.03, 02.03

Знакомиться с алгоритмом письменного деления многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы 95 Решение задач

1


04.03

Знать письменные приёмы умножения и деления. Повторять основные вопросы об умножении и делении, особые случаи деления. Решать задачи изученных видов 96

Закрепление изученного по теме «Деление многозначных чисел»

1


09.03

Закреплять навыки письменного деления многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

97

Деление многозначных чисел. Контрольный математический диктант №3

1

11.03

Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Решать задачи изученных видов

98

Контрольная работа по теме: « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

14.03

Применять приёмы устного и письменного умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять эти приёмы, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение и деление

99 Анализ контрольной работы

1

15.03

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

100

Наши проекты Математический справочник «Наш поселок»

1

16.03

Собрать информацию о своём посёлке и на этой основе создать математический справочник «Наш посёлок». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

101 Умножение числа на сумму

1

18.03

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму. Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

102 Письменное умножение на двузначное число

1

21.03

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

103 Решение задач

1

22.03

Знать письменные приёмы умножения и деления. Повторять основные вопросы об умножении и делении, особые случаи деления. Решать задачи изученных видов

104 Письменное умножение на трехзначное число

1

23.03

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

105

Закрепление изученного по теме «Умножение и деление»

1

25.03

Закреплять навыки устного и письменного умножения и деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов

106

Закрепление изученного. Проверка вычислительных навыков №3 по теме «Умножение и деление»

1

28.03

Закреплять навыки устного и письменного умножения и деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов

107

Контрольная работа по теме: « Умножение на двузначное и трехзначное число».

1

29.03

Применять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение

108 Анализ контрольной работы.

1

30.03

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

109

Письменное деление с остатком на двузначное число

1

01.04

Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия

110

Алгоритм письменного деления на двузначное число

1

04.04

Знакомиться с алгоритмом письменного деления на двузначное число. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число

111

Письменное деление на двузначное число

1

11.04

Применять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия

112

Проверочная работа по теме «Деление с остатком»

1

12.04

Знакомиться с письменным делением на двузначное число с остатком, систематизировать и обобщать знания о делении

113

Закрепление изученного по теме «Деление с остатком»

1

13.04

Закреплять навыки устного и письменного деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов; закреплять навыки устного и письменного деления

114

Решение задач.

1

16.04

Знать письменные приёмы умножения и деления. Повторять основные вопросы об умножении и делении, особые случаи деления. Решать задачи изученных видов

115

Письменное деление на двузначное число.

1

18.04

Применять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия

116

Закрепление изученного по теме «Письменное деление»

1

19.04 Закреплять навыки устного и письменного деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов

117

Решение задач

1

20.04 Знать письменные приёмы умножения и деления. Повторять основные вопросы об умножении и делении, особые случаи деления. Решать задачи изученных видов

118

Контрольная работа по теме: «Деление на двузначное число»

1

22.04

Применять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия. Решать задачи изученных видов

119

Анализ контрольной работы

1

25.04 Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

120

Письменное деление на трехзначное число

1

26.04

Выполнять письменно деление многозначных чисел на трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия

121

Закрепление изученного по теме «Письменное деление»

1

27.04 закреплять навыки устного и письменного деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов;

122

Деление с остатком

1

29.04 Знакомиться с письменным делением на двузначное число с остатком, систематизировать и обобщать знания о делении

123

Деление на трехзначное число

1

03.05

Применять письменное деление многозначных чисел на трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия. Решать задачи изученных видов

124

Закрепление изученного по теме «Письменное деление».

Контрольный математический диктант №4

1

04.05 Закреплять навыки устного и письменного деления различных видов, опираясь на знание алгоритмов; закреплять навыки устного и письменного деления. Применять письменное деление многозначных чисел на трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия.

125

Контрольная работа по теме: «Деление на трехзначное число» (за III триместр)

1

06.05

Применять письменное деление многозначных чисел на трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия. Решать задачи изученных видов

126

Анализ контрольной работы

1

10.05

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действий

Повторение (10 ч)

127

Нумерация

1

11.05

Применять знание нумерации, повторять устные и письменные приёмы вычисления значения выражения; решать задачи изученных видов

128

Проверочная работа по теме «Письменные приемы умножения и деления»

1

13.05 Знать письменные приёмы умножения и деления. Применять письменное деление и умножение многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия

129

Выражения и уравнения Контрольный устный счёт №3 по теме «Нумерация»

1

16.05 Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Собирать и представлять информацию, связанную со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации 130

Арифметические действия: умножение и деление. Проверка вычислительных навыков №4

1

17.05

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин Применять приёмы устного и письменного умножения и деления, объяснять эти приёмы, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение и деление 131 Контрольная работа за год

1

18.05 Контролировать результаты усвоения учебного материала. Определять уровень обязательной подготовки по курсу математики за период обучения в начальной школе 132

Анализ контрольной работы. Правила о порядке выполнения действий

1

20.05 Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширений знаний и способов действии. Выполнять анализ и синтез, делать умозаключения по результату исследования; знать и применять правила общения, осваивать навыки и правила сотрудничества 133 Рабочая программа по математике 4 класс (ФГОС)Величины

1

23.05 Представлять информацию, связанную со счётом, измерением, сравнением и упорядочением величин: площади, массы и времени. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их 134 Геометрические фигуры

1

23.05

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида, цилиндр, конус, пирамида. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости 135 Решение задач

1

24.05

Систематизировать и обобщать изученное в 4 классе; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; делать выводы по аналогии, проверять их; ставить вопросы к задачам, решать их; находить ответы на вопросы в тексте учебника 136 Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

1

25.05

Обобщать полученные знания; делать выводы по аналогии, проверять их; ставить вопросы к задачам, решать их при проведении игрыVIΙI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование класса

  1. Классная доска.
  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  3. Рабочее место учителя.
  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.
  5. Настенные стенды для размещения информации.

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Принтер струйный.
  5. Ноутбук для учителя.
  6. Индивидуальные ноутбуки для учащихся.
  7. Документ - камера.
  8. DVD - плеер.
  9. Документ - камера.

Печатные пособия

  1. Математика. 4 класс. Комплект таблиц для начальной школы
  2. Комплект «Геометрический материал в начальной школе».
  3. Рисунки, схемы, схематические рисунки.
  4. Настольные развивающие игры, логические лото, математические лото.
  5. Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.
  6. Подборка методических материалов для учителя.

Натуральные объекты

  1. Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.

Измерительные приборы 1. Весы, часы и их модели, сантиметровые линейки, циркули и пр.

Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства)

  1. Считай и побеждай. Трехмерная игра, требующая сообразительности и реакции. Развивает математические навыки и мышление.
  2. Тим и Том. Встреча с пиратами. Игры: интересные задания, направленные на развитие навыков устного счета, повторении признаков делимости и таблицы умножения; упражнения на основные арифметические действия, сравнение величин и составление числовых последовательностей; программа идеально подходит для повторения ряда важных тем по математике (2-5 классы общеобразовательной школы).
  3. Учимся анализировать. (Сборник игр для тренировки логики и памяти). 7 увлекательных игр, 3 уровня сложности, грамотно подобранный материал.
  4. Головоломки для веселых и находчивых. Более 200 увлекательнейших и хитроумных заданий, для решения которых вам понадобятся нестандартный подход и смекалка, наблюдательность и логика.
  5. Мир головоломок. Занимательная математика. Все задачи поделены на 3 уровня сложности: легкий, средний и трудный. Легкие головоломки под силу всем, над средними придется порядком поломать голову, а вот трудные задания потребуют действительно глубокого анализа.
  6. Учимся мылить логически. (Сборник занимательных логических игр на сообразительность). Особенности программы: пять увлекательных игр; развитие математических способностей; построение причинно-следственных связей; повышение концентрации внимания; веселая анимация.
  7. Суперинтеллект. Коллекция логических игр и головоломок. Над этими программами придется поломать голову даже самым сообразительным. На диске вы найдете множество заданий, разработанных специально для повышения коэффициента IQ.


  1. Учимся запоминать. Сборник игр, развивающих память и смекалку. Особенности программы: головоломки, загадки, лабиринты; несколько уровней сложности; 8 увлекательных игр; задания на рисование и раскрашивание.
  2. Развиваем реакцию. Коллекция аркад, развивающих координацию и реакцию. Особенности программы: 6 оригинальных игр; 3 уровня сложности; грамотно подобранный материал; красочная анимация.
  3. Clifford. День рождения Клиффорда. Особенности программы: решение ситуационных задач; тренировка памяти, логики, способности рассуждать; развитие творческого мышления.
  4. Уроки математики. 3-4классы.
  5. Современные технологии обучения в начальной школе. Методики. Материалы к урокам.
  6. Подборка презентаций к урокам математики.
  7. Подборка физминуток для проведения на уроках.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: km-school.ru
  3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
  5. Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru
  6. Сайт ОМ «Школа России». - Режим доступа: http//school-russia.ru.

ΙX. Формы контроля


При реализации рабочей программы по математике оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы, тесты. Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними. Информация о контрольных работах, контрольных математических диктантах и устном счёте приведена в таблице.

Название работы

№ урока в соответствии

с тематическим планированием

Примечание

1

Входная контрольная работа.

11 Приложение 1

2

Контрольный устный счёт №1

14 КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 4-5

3

Контрольный математический диктант №1

16 КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 8-9

4

Проверка вычислительных навыков №1

18 Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 18

5

Контрольная работа по теме: «Числа, которые больше 1000 раз. Нумерация.»

21 Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 84-85

6

Контрольная работа за I триместр

30 Проверочные работы Математика 4 класс Москва:Просвещение стр 28-29

7

Контрольная работа по теме: «Величины»

35 Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 58-59

8

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

46 Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 74-75

9

Проверка вычислительных навыков №2

55 Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 34

10

Контрольный математический диктант №2

57 Самостоятельные и контрольные работы по математике 4 класс Москва:Вако 2014 стр 39

11

Контрольный устный счёт №2

62 КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 12

12

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на однозначное число»

65 Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 96-99

13

Контрольная работа за II триместр

85 Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 249-250

14

Контрольный математический диктант №3

97 Самостоятельные и контрольные работы по математике 4 класс Москва:Вако 2014 стр 41

15

Контрольная работа по теме: « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

98 Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 292-293

16

Проверка вычислительных навыков 33

106 Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 45

17

Контрольная работа по теме: « Умножение на двузначное и трехзначное число».

107 Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 341-342

18

Контрольная работа по теме: «Деление на двузначное число

118 Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 386-387

19

Контрольный математический диктант №4

124 КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 50

20

Контрольная работа по теме: «Деление на трехзначное число» (за III триместр)

125 Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 417-418

21

Контрольный устный счёт №3

129 КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 59-63

22

Проверка вычислительных навыков №4

130 Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 94

23

Контрольная работа за год

131 Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 452-453


X. Список литературы.


Литература для учащихся

Основная

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2015.
  2. Моро М.И., Волкова С.И., Математика. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2015
  3. Волкова С.И., Математика. Проверочные работы для 4-го класса в 1ч. - М.: Просвещение, 2015.
  4. Волкова С.И., Математика и конструирование. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 1ч.- М.: Просвещение, 2015

Пособия для учителя

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 4 класс. М.: Просвещение, 2014.

  2. Волкова С.И.,Степанова С.В, Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.,Методические рекомендации. 4 класс М.:Просвещение 2014

  3. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 2007.

  5. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. - М.: «Вентана-Граф», 2004.

  6. Волина В.В. Праздник числа. - М.: Знание, 1993.

  7. Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 4 класс М.: Просвещение, 2013.

  8. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - СПб.: Питер, 2000.

  9. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  10. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. - Ярославль: «Академия развития», 1996.

  11. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  12. Узорова О.В. 2500 задач по математике. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

  13. Узорова О.В. Сборник задач и примеров для начальной школы. - М.: Аквариум ЛТД, 1997

  14. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др./. - М.: Просвещение, 2014

Приложение

Входная контрольная работа 4 класс «Школа России»

1 вариант

1. Реши задачу:

В магазине продали 5 ящиков груш по 15 кг и 6 ящиков слив по 12 кг. Сколько всего килограммов груш и слив продали?

2. Вычисли значение выражений:

a) 98:7 23∙4 75:25 450:9 860 - 50 640 + 80 536 - 500 837-37

б) ( 20 ∙ 3 + 40) : 5 =

в) Запиши решение «столбиком»:

537+95= 326+279= 610-345= 349 ∙ 3= 842:2=

3. Запиши числа в порядке возрастания:

152, 410, 317, 240, 129, 192.

4. Сравни. Поставь знаки больше, меньше или равно.

1кг 532г

1сут 23ч

6дм 3см 630мм

3ч 120 мин

5. Реши задачу:

Длина прямоугольника 5 см, ширина на 2 см меньше. Построй прямоугольник. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.

2 вариант

1. Реши задачу:

В парке высадили 3 ряда яблонь по 12 деревьев и 4 ряда берёз по 16 деревьев. Сколько всего яблонь и берёз высадили?

2. Вычисли значение выражений:

а) 48:12 12∙8 78:6 720:9

370 - 40 580 + 50 428 - 400 234-34

б) (82 + 18) : 5 ∙ 2=

в) Запиши решение «столбиком»:

246+85= 456+252= 810-447= 218 ∙ 3= 963 : 3=

3. Запиши числа в порядке убывания:

212, 519, 410, 317, 614, 591.

4. Сравни. Поставь знаки больше, меньше или равно.

300г 1кг

2сут 40ч

3дм 2см 320 см

100мин 1ч

5. Реши задачу:

Ширина прямоугольника 4 см, длина на 2 см больше. Построй прямоугольник. Вычисли периметр и площадь прямоугольника


© 2010-2022