Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки здоровья

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Заброденская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области


Рассмотрена:

на заседании ШМО

учителей начальных классов

от 25.08.2014 г.

Протокол № 1


Принята:

на заседании

педагогического совета

МКОУ Заброденская СОШ

от 28.08.2014 года

Протокол № 1

Утверждена:

приказом директора

МКОУ Заброденская СОШ

от 01.09 2014 года № 127 Директор школы:

_________ /Г. В. Шилова./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Уроки здоровья»

Направление «Спортивно-оздоровительное»

на 2014 -2015 г.

34 часа (1 час в неделю)




Учитель: Маслова Н.Н.

Стаж: 21 год,

категория: ВКК

Год аттестации: 2011



Согласовано:

зам. директора по УВР

______________ Юрченко О.Г.

«__» _________ 2014 г.

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» содержит спортивно - оздоровительное направление, что является одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования. И поэтому перед школами ставятся задачи укрепления здоровья подрастающего поколения. Актуальность данной программы состоит в том, что основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации ребенок овладеет знаниями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему быть здоровым, научиться следить за своим здоровьем. Программа ориентирована на здоровьесберегающие ценности, на партнерское отношение детей и взрослых, на создание условий для развития здоровой личности ребенка, повышения его уверенности в себе, в своих силах. Цель данной программы состоит в формировании мотивации на здоровье и развитие поведенческих навыков здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста. Исходя из цели программы, можно определить систему задач:

  • выработка адекватных представлений о сущности здорового образа жизни;
  • формирование у школьников ответственности за собственное здоровье;
  • ознакомление с органами человека и их функциями, правилами гигиены и безопасной жизни;
  • обеспечение физического и психического саморазвития;
  • обучение хорошим манерам.
Предлагаемый курс ориентирован не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становится в его мотивационной сфере нормой гигиенического поведения, реализацией усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами человеческого бытия. Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 8 - 9 лет. На изучение каждого раздела отводится по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год. В курсе заложена возможность дифференцированного, проблемного обучения, использования групповых, парных форм работы. Содержание занятий проводится преимущественно в игре, желательно наполнять его сказочными сюжетами и персонажами, делая акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетаются с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Полученные знания позволят младшему школьнику оценить вклад каждой системы организма и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное поведение.





Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся



1.Раздел

«Как ухаживать за собой»








13

Личностные

- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные

  1. 1.Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе.



2. Раздел

«Правильное питание - залог здоровья»








3



3. Раздел

«Знай свой организм»












9



4. Раздел

«Чтобы радость людям дарить...»





9




































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название

разделов и тем

Количество часов

план

факт

Теория

Практика

Всего

Как ухаживать за собой.

9

4

13

1



Какой я? Я не похож на других.

1



2



Что у меня внутри?

1



3



Мое здоровье. Кто помогает его сохранить?

1



4



Советы доктора Воды.

1



5



Вода и мыло.

1



6



Глаза - главные помощники человека.

1



7



Забота о глазах.


1


8



Самая быстрая улитка в мире (ухо).

1



9



Уход за ушами.


1


10



Забота о коже.

1



11



Уход за руками и ногами.


1


12



Почему болят зубы?

1



13



Чтобы зубы были здоровыми.


1

Правильное питание - залог здоровья.

2

1

3

14



Питание - необходимое условие для жизни человека.

1



15



Здоровое меню. Белки, жиры и углеводы. Меню из трех блюд. Злые продукты.


1

16



Путешествие по пищеварительному контейнеру.

1



Знай свой организм.

6

3

9

17



Скелет - наша опора.

1



18



Как я расту.


1


19



Сон - лучшее лекарство.

1



20



Как сделать сон полезным.


1


21



Кровеносная система: ярко-красное, темно-красное… Почему?

1



22



Кто всему голова.

1



23



Нервная система: нервные телеграфисты.

1



24



Зачем мы дышим?

1



25



Мозг - мой главнокомандующий.


1


Чтобы радость людям дарить...

6

3

9

26



Настроение в школе.

1



27



Я пришел из школы.

1



28



Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (постановка)


1


29



Вредные привычки.

1



30



Как закаляться? Обтирание и обливание.

1



31



Как правильно вести себя на воде?

1



32



Народные игры.


1


33



16 главных точек моего здоровья. Урок повторения.

1



34



Итоговое занятие. Путешествие в Страну здоровья.


1


Итого



34

Содержание программы


Раздел 1: Как ухаживать за собой.

Тема 1. Какой я? Я не похож на других.

Путешествие в тайну моего рождения. На кого я похож? Чем отличаюсь от других? Что люблю? Чем хочу заниматься?

Тема 2. Что у меня внутри?

Из чего я состою? Чего во мне больше? Какой орган у меня самый главный? Как органы связаны между собой?

Тема 3. Мое здоровье. Кто помогает его сохранить?

Моя семья. Мы любим друг друга. Как родители заботятся о своих детях?

Тема 4. Советы доктора Воды.

Как животные ухаживают за собой? Анализ сказки «Мойдодыр». Зачем моется человек? Почему плохо быть грязнулей? Где больше всего скапливается грязи на теле человека? Как заботиться и чистоте тела?

Тема 5. Вода и мыло.

Способы профилактики инфекционных заболеваний. Понятие «микробы». Прямой и непрямой путь передачи инфекции. Закаливающие процедуры.

Тема 6. Глаза - главные помощники человека.

Какие у меня глаза? Для чего они служат? На что я люблю смотреть? Гимнастика для глаз.

Тема 7. Забота о глазах.

У кого самое острое зрение? Кто лучше всех видит ночью? Почему зайца называют «косым»? Что значит «глаз как у орла»? как устроен глаз человека? Что может случиться с глазами и зрением? Как беречь глаза? Как обращаться с очками?

Тема 8. Самая быстрая улитка в мире (ухо).

Как устроено ухо? Какие у меня уши? Зачем они нужны? Что я люблю слушать? Тренировка слуха.

Тема 9. Уход за ушами.

Кто самый ушастый? Как органы слуха помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга? Как беречь уши? Самомассаж ушей.

Тема 10. Забота о коже.

Какая у меня кожа? От чего защищает кожа? Как устроена кожа человека? Травмы и заболевания кожи: ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания. Клещи. Как следует поступать при травмах и заболеваниях кожи? Правила ухода за кожей.

Тема 11. Уход за руками и ногами.

Устройство человеческой ладони. Большой палец и его роль. Массаж пальцев. Где чаще всего скапливается грязь на руках и ногах? Заусеницы. Занозы и их извлечение. Как подстригать ногти? Куда не следует совать свои руки (пальцы)? Как уберечь свои руки и ноги от порезов, ссадин, ожогов, переохлаждений, мозолей, травм? Плоскостопие. Косолапость. В каких случаях полезно, а когда опасно бегать босиком?

Тема 12. Почему болят зубы?

Зубы у животных. Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб человека. Болезни зубов. Что бывает при потере зубов?



Тема 13. Чтобы зубы были здоровыми.

Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми? Как чистить зубы? Практикум «Чистка зубов».

Раздел 2: Правильное питание - залог здоровья.

Тема 14. Питание - необходимое условие для жизни человека.

Чем питаются животные? Устройство системы пищеварения человека. Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и чувство сытости.

Тема 15. Здоровое меню. Белки, жиры и углеводы. Меню из трех блюд. Злые продукты.

Какие продукты полезны растущему организму? От чего зависит количество потребляемой пищи? Углеводы - топливо для клеток. Белки - строительные материалы для клеток. Жиры - продовольственные склады «на черный день». Неполезные продукты. Правила питания.

Тема 16. Путешествие по пищеварительному контейнеру.

Что происходит с едой во рту? Как называется «тоннель» между ртом и желудком? Как желудок переваривает пищу? Сколько отверстий в желудке? На что похож желудок? Органы выделения.

Раздел 3: Знай свой организм.

Тема 17. Скелет - наша опора.

Для чего служит организму скелет человека? Мышцы - главные силачи. Что помогает укрепить мышцы и кости? Тренировка мышц. Правила для поддержания правильной осанки.

Тема 18. Как я расту.

Анкета «Как я расту». Таблица измерения роста и веса тела в различные периоды жизни. Таблица ежемесячных измерений жизненной емкости легких (в миллиметрах). Измерение силы мышц. Таблица ежемесячных измерений пульса.

Тема 19. Сон - лучшее лекарство.

Как я сплю? Зачем мне сон? Какое у меня поведение, когда я не высплюсь? Сколько надо спать?

Тема 20. Как сделать сон полезным.

Что не следует делать перед сном? Что делает сон полноценным? Зачем мы спим по 25 лет, или камера хранения для памяти. Игры по гигиене сна.

Тема 21. Кровеносная система: ярко-красное, темно-красное…. Почему? (топливо и отходы)

Что такое кровь? Почему кровь красная? Реки: Вена и Артерия. Для чего нужна донорская кровь? Насос для перекачки крови.

Тема 22. Кто всему голова.

Какое сердце у меня? Как работает сердце? Как почувствовать свое сердце? Тренировка сердца.

Тема 23. Нервная система: нервные телеграфисты.

Цветные проволочки для разных сообщений. Наши нервы.

Тема 24. Зачем мы дышим?

Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда играю, ем, сплю, учусь? Чем мы дышим? Дыхательная гимнастика.

Тема 25. Мозг - мой главнокомандующий.

О чем я люблю думать? Как научиться хорошо говорить? Упражнения для языка. Как стать умным? Тренировка памяти и ума.


Раздел 4: Чтобы радость людям дарить...

Тема 26. Настроение в школе.

Какое бывает настроение? От чего оно зависит? Как улучшить свое настроение в школе? Упражнения для мышц лица.

Тема 27. Я пришел из школы.

От чего зависит настроение после школы? Чем лучше заняться после школы?

Тема 28. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Добрые поступки. Вежливое общение. Внимательный сын (дочь), отзывчивый и надежный друг (подруга). Эмоциональные состояния человека. Способы снятия напряжения, связанного с чувством злости.

Тема 29. Вредные привычки.

Какие бывают вредные привычки? В чем их опасность? Как от них избавиться?

Тема 30. Как закаляться? Обтирание и обливание.

Почему мы простужаемся? Простейшие способы закаливания: обтирания и обливания, полоскания холодной водой носоглотки.

Тема 31. Как правильно вести себя на воде.

Какие животные хорошо плавают? В каком возрасте можно учиться плавать? Правила безопасности на воде.

Тема 32. Народные игры.

В соответствии с правилами, подбор игр произвольный.

Тема 33. 16 главных точек моего здоровья. Урок повторения.

Что такое здоровье? От чего зависит здоровье? Что нужно знать и уметь, чтобы всегда быть здоровым?

Тема 34. Итоговое занятие. Путешествие в Страну Здоровья.

Обучение уходу за своим телом. Оказание элементарной медицинской помощи. Совершенствование приемов самомассажа и гимнастики для глаз.























Предполагаемая результативность курса


Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: - личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  1. Представления о том, что значит быть здоровым. Понимание того, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

  2. Понятие о микробах и способах предупреждения инфекционных заболеваний.

  3. Понятие о работе отдельных органов человека (сердце, глаза, зубы и т.д.) и систем.

  4. Какая пища полезна для здоровья. Рациональное питание.

  5. Комплекс упражнений утренней гимнастики, ходьбы, бега.

  6. Понятие о закаливании, его значении для здоровья.

  7. Режим для младшего школьника, гигиена умственного труда.

  8. Понятие о личной гигиене.

  9. Представление о социальной роли каждого члена семьи.

  10. Понятие и психогигиене.

  11. Способы самостоятельного разрешения межличностных конфликтов.

  12. Понятие о вредных привычках, их пагубном воздействии на детский организм.

  13. Понятие о вреде пониженной активности для здоровья школьника.

  14. Заболевания кожи, правила ухода за ней. Болезни зубов, правила ухода за ними.

  15. Понятие о плоскостопии, косолапости.

  16. Правила безопасного поведения на воде.

  17. Представление о воздействии природных факторов на здоровье человека.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
  1. Ориентироваться в функционировании различных органов и систем своего организма, сознательно воздействовать на эти функции средствами физической культуры, природными факторами.

  2. Регулировать дыхание, выполнять дыхательную гимнастику.

  3. Заботиться о глазах, выполнять зрительную гимнастику.

  4. Тренировать слух, выполнять самомассаж ушей.

  5. Ухаживать за кожей, выполнять упражнения и игры на развитие мелких мышц руки, лица.

  6. Выполнять гимнастические упражнения, полезные для сердца, релаксационные упражнения.

  7. Правильно чистить зубы и ухаживать за деснами.

  8. Использовать игры для тренировки памяти, ума.

  9. Измерять свой рост, вес, силу мышц, жизненную емкость легких, пульс, температуру тела.

  10. Одеваться в соответствии с погодой.




































Информационно-методическое обеспечение.



  1. Борисова, У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым».

  1. Басова, Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.

  1. Мелентьева, М.С., Раицкий, А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы).

  1. Шакурова, И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.

  1. Умнягина, Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников.


  1. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А., Жиренко, О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2010.


  1. Подвижные игры: 1-4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2011.



  1. Баль Л.В., Ветров В.В. Букварь здоровья: учебное пособие для младшего школьного возраста. М.: Сфера, 2000.



  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: Вако, 2004









12


© 2010-2022