- Преподавателю
- Начальные классы
- Памятка работы над ошибками
Памятка работы над ошибками
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сурмина О.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Список орфограмм
-
Большая буква. Точка в конце предложения.
-
Пропуск, замена, искажение букв.
-
Деление на слоги.
-
Перенос слова.
-
Мягкий знак (ь) - показатель мягкости.
-
Гласные после шипящих в буквосочетаниях: ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ
-
Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН.
-
Ударение.
-
Безударный гласный.
-
Словарные слова.
-
Суффиксы -ек-, -ик-; -онок-, -ёнок-
-
Парные звонкие и глухие согласные.
-
Большая буква в именах собственных.
-
Большая буква в кличках животных.
-
Большая буква в географических названиях.
-
Разделительный мягкий знак (Ь).
-
Разделительный твёрдый знак (Ъ).
-
Двойные согласные.
-
Предложение повествовательное, побудительное, вопросительное.
-
Разбор предложения.
-
Состав слова.
-
Сложные слова.
-
Непроизносимые согласные.
-
Правописание приставок со словом (слитно).
-
Правописание предлога (раздельно).
-
Мягкий знак (Ь) на конце слов после шипящих.
-
«НЕ» с глаголами.
-
Разбор предложения по частям речи.
-
Знаки препинания при однородных членах предложения.
-
Безударные падежные окончания в именах существительных.
-
Безударные окончания в именах прилагательных.
-
Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2 го лица, ед. числа, наст. вр.
-
Правописание безударных личных и родовых окончаний глаглов.
-
Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.
Памятка
по русскому языку
Учитель: Сурмина Ольга Александровна
Краснодар
2014
Правила работы с памяткой
-
Определи, на какую орфограмму у тебя допущена ошибка.
-
Найди свою орфограмму в списке орфограмм.
-
Открой страницу с данной орфограммой.
-
Вспомни правило и сделай работу над соей ошибкой по образцу.
1. Большая буква. Точка в конце предложения.
Перепиши предложение, придумай и напиши еще од
но предложение, подчеркни в нем заглавную букву
Образец: Мальчики играли во дворе.
2. Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Раздели
его на слоги. Подчеркни в нём орфограмму.
Образец: книга
3. Деление на слоги.
Выпиши слово. Обозначь гласные и раздели слово на
слоги.
Образец: учитель
4. Перенос слова.
Выпиши слово, разделяя его для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять
на строке и нельзя переносить на новую строку.
Образец: оси - на.
5. Мягкий знак (ь) - показатель мягкости
согласных.
Выпиши слово. Придумай и запиши ещё два
слова на это правило.
Образец: огонь, учитель, морковь.
6. Гласные после шипящих в буквосочетаниях:
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Образец: малыши, камыши, машины
ежи, ужи, ножи
чаша, чайка, час
7. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН.
Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.
Образец: ночка, дочка, свечка.
8. Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно ударение.
Образец: алфавит.
9. Безударный гласный.
Выпиши слово. Определи, в какой части слова эта безударная гласная. Выбери способ проверки.
Орфограмма
Способ
проверки
Образец
записи
Безударный гласный в корне слова
Выпиши слово. Измени форму слова или подбери однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением.
р..ка - реки -
река
Безударный гласный в приставке
Выпиши слово. Выдели корень и приставку. Вспомни, какие приставки пишутся с гласной «а», а какие с гласной «о». Запиши еще 2 слова с этой приставкой.
побежал, по -
летел, поехал
10. Словарные слова.
Посмотри в словарик. Напиши слово пять раз и запомни, как оно пишется . Подчеркни орфограмму.
Образец: ребята, ребята, ребята, ребята, ребята.
11. Суффиксы -ек-, -ик-; -онок-, -ёнок-
-
Суффиксы -ек-, -ик-.
Измени форму слова. Если гласная из суффикса «убежала», пиши суффикс -ек-. Если не «убежала» - суффикс -ик-. Выпиши слово правильно. Выдели суффиксы, подчеркни орфограмму.
Образец: стол…к - столика - столик
молоточ…к - молоточка - молоточек
-
Суффиксы -онок-, -ёнок-.
Обрати внимание на последний согласный корня. Если согласный мягкий, пишется суффикс -ёнок-. Если согласный твердый или [ч] - пишется суффикс -онок-. Выпиши слово правильно. Выдели суффикс. Подчеркни орфограмму.
Образец: мышонок
12. Парные звонкие и глухие согласные.
Подбери проверочное слово и запиши. Рядом выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Напиши еще 2 слова на это же правило.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными.
Образец: морозы - мороз, ягода - ягодка, зубы - зуб.
13. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии пишутся с заглавной буквы.
Образец: Илья, Лена, Андрей.
14. Большая буква в кличках животных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Клички животных пишутся с заглавной буквы.
Образец: Мурка, Дружок, Зорька.
15.Большая буква в географических названиях.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Географические названия (названия стран, городов, деревень, улиц, рек и т.д.) пишутся с заглавной буквы.
Образец: Москва, Волга, Россия.
16. Разделительный мягкий знак (Ь).
Выпиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.
Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
Образец: вьюг, семья, соловьи.
17. Разделительный твёрдый знак (Ъ).
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Запомни! Разделительный ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Образец: Подъём, съезд, объявление.
18. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Запиши его 5 раз и запомни. Подчеркни удвоенную согласную.
Образец: группа, группа, группа, группа, группа.
19. Предложение повествовательное, побудительное, вопросительное.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение, такое же по цели высказывания и запиши. Подчеркни знак препинания в конце предложения.
Образец:Слава нашей Родине!Слава миру и труду!
20. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Разбери его по членам предложения. Выпиши словосочетания.
Образец: Седые туманы плывут к облакам.
Туманы (какие?) седые, плывут (куда?) к облакам.
21. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Образец: поездк а
22. Сложные слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корни слова. Подчеркни орфограмму.
Запомни! В словах с двумя корнями пишутся соединительные гласные о, е.
Образец: самолет.
23. Непроизносимые согласные.
Подбери и запиши проверочное слово. Рядом выпиши свое слово. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Образец: звезда - звездный, чудесен - чудесный, празден - праздник.
24.Правописание приставок со словом (слитно).
Выпиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.
Запомни! Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом.
Образец: заехал, уехал, переехал.
25. Правописание предлога (раздельно).
-
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Выдели орфограмму.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Образец: к берегу - к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
-
Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
Образец: к нему, за ней, у меня.
26. Мягкий знак (Ь) на конце слов после
шипящих.
Определи род имени существительного. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
Образец: м.р. - луч, товарищ, шалаш
ж.р. - ночь, мощь, тишь
27. «НЕ» с глаголами.
Выпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Образец: не пришёл, не выучил, не знал.
28. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение правильно. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
Образец: В лесу запели звонкие птицы.
29. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены.
Образец: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
30. Безударные падежные окончания в именах существительных.
Определи склонение и падеж имени существительного. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.
Запомн:
-
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Р.п.
-и
-и
Д.п.
-е
-и
П.п.
-е
-е
-и
Образец: в доме - 1 скл., П.п.
31.Безударные окончания в именах прилагательных.
Орфограмма
Способ
проверки
Образец
Записи
Правописание родовых окончаний имени прилагательного
Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
Запомни! М.р. (он какой?) -ой, -ый, -ий
Ж.р. (она какая?) -ая, -яя
Ср.р.(оно какое?) -ое, ее
платье (какое?) синее , окно (какое?) светлое,
облко(какое?) белое
Правописание безударных падежных окончаний им. прилага-
тельных.
Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.
К лесу (какому?) синему - ед.ч., м.р., Д.п.
32. Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2 го
лица, ед. числа, наст. вр.
Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.
Образец: бежишь, идешь, ждешь.
33. Правописание безударных личных и
родовых окончаний глаголов.
-
Личные окончания глаголов.
Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ или -ТИ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом спряжении. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
Запомни! У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.
У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.
Образец: таять (I спр.) - тает
-
Родовые окончания и окончания множественного числа глаголов.
Определи род глагола по роду и множественной форме местоимения (она, оно, они). Выпиши глагол. Обозначь орфограмму.
Образец: (пение- оно) слышалось.
34. Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ на конце
глаголов.
Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
Запомни! Если вопрос к глаголу заканчивается на -ТЬ, то в глаголе пишется -ТЬСЯ.
Образец: (что делать?) двигаться.