- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок + презентация по теме: Лес-природное сообщество
Урок + презентация по теме: Лес-природное сообщество
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Цапеш Я.Л. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Жизнь леса. Лес - природное сообщество
Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Задачи.
-
Образовательные:
-
ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
-
познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
-
-
Развивающие:
-
развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
-
развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;
-
-
Воспитательные:
-
воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.
-
Личностные результаты:
- умение оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.
Метапредметные результаты:
-
Регулятивные УУД
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-
учить отличать верно выполнено задание от неверного.
-
-
Познавательные УУД
-
ориентироваться в своей системе знаний;
-
находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;
-
делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
-
Коммуникативные
-
уметь оформлять свою мысль в устной речи;
-
слушать и понимать речь других;
-
учиться выполнять различные роли в группе.
-
Предметные результаты:
- уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в лесу.
- уметь определять своё отношение к миру: доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Оборудование: презентация «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов, репродукции картин И.Шишкина, маркеры зелёного и красного цвета.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Психологический настрой урока.
В мире много интересного
нам порою неизвестного.
Миру знаний нет придела
так скорей, друзья, за дело
II. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в одно царство.
А сейчас немного пофантазируем. Закрыли глазки. Давайте представим, что солнечный луч проник в наше сердце и наполнил его теплотой, светом, радостью, любовью, нам с вами хорошо, тишина, где то слышен голос птиц, шум деревьев….
Сейчас ребята открыли глазки, давайте посмотрим, где же мы оказались? (в лесу) -
А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
Обучащиеся:
- Щебет птиц, журчание ручья.
Все живое и травы и цветы, деревья. Все они реагируют не только на действия, но и на мысли человека, его сердца (пение птиц)
- Как вы понимаете, что такое лес- А вот какие определения слова «лес» можно встретить в толковом словаре Ожегова и Даля.
Словарь Ожегова: лес - множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.
Словарь Даля: лес - пространство покрытое, растущими и рослыми деревьями.
- Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства.
- Так, например, художник Иван Шишкин оставил после себя богатое творческое наследие. Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей, написанных им.
- Вспомните, произведения поэтов, изучаемых на уроках литературного чтения, в которых воспевается красота леса.
Сегодня мы говорим о лесе не случайно. Я представитель организации «Green Peace» в Республике Коми. Вы знаете, что моя компания «Green Peace» ,т.е. «зелёный мир» делает всё возможное, чтобы сохранить природу первозданной. И цель нашей организации под девизом:
Знай законы природы! →Разумно используй! ↔ Не навреди ей!
−Сегодня я к вам пришла не случайно, т.к. от вас поступило много заявок на строительство объектов на территории леса нашей республики Коми. Если я вас правильно поняла, то вы - 1 компания-претендент,
вы- 2 компания-претендент,
вы- 3 компания-претендент.
−Итак, что бы вы хотели построить на лесном участке, который собираетесь купить, с наименьшим риском для природы?
− Посмотрите на карту природных зон. Вас интересует лесная зона. Кто покажет лесную зону? Мы живём в Коми республике. Посмотрите на контур нашей республики. Вот её месторасположение.
− А вот это лесная зона в нашей республике. По карте вы убедились, что основная территория республики покрыта лесами, но даже свой маленький участок я продам той компании, которая докажет, что знает Законы природы! Разумно использует! И не навредит её!
Мой участок имеет определённую стоимость, и на эту стоимость я напечатала акции. И та компания, у которой будет больше акций имеет право на участок для строительства.
Итак, выполним задания.
1 компания - 2 обуч. Подождите, вам будет дано другое задание(для остальных детей)
На карточках в таблице укажите номера животных, которые относятся к той или иной группе.
А вы(следующие 2 обуч.) будете составлять цепь питания в предложенных кругах-1 обуч .
1 обуч. будете готовить определение: что такое природное сообщество.
3 компания. Используя гербарий вы должны выполнить то задание, которое указано в карточке.
А именно: 1 парта -найти породы деревьев, которые растут в хвойном лесу.
2 парта -найти породы деревьев , которые растут в широколиственном лесу .
3 парта -найти породы деревьев, которые растут в смешанном лесу .
1 обуч. Составляет также цепь питания в кругах.
2 компания. Вы будете работать вместе со мной. У вас в карточках написаны слова, такие же как у меня. Вы будете ставить знак плюс у названий тех растений, которые я вам укажу .
1 парта - ставит плюс только напротив названий деревьев .
2 парта -напротив названий кустарников.
3 парта -напротив названий травянистых растений.
1 обуч. Составляет также цепь питания в кругах.
1компания вы выполнили свою работу. Отогните лист и проверьте. С другой стороны листа есть инструкция. Оцените себя. Итак, все закончили. Помним о том, что я проверяю знания о законах природы, иначе акции не продам.
Проверяем, все слушают.
3 компания. 1 парта выходите. Покажите, гербарий и назовите те деревья, которые растут в хвойном лесу.
2 парта -покажите и назовите деревья, которые растут в широколиственном лесу.
3 парта. Покажите и назовите деревья, которые растут в смешанном лесу.
3 компания знания о видах лесов показали. Даю акцию.
2 компания -назовите деревья, кустарники, травянистые растения.
Ваши знания по классификациям растений я проверила - они отличные. Даю акцию.
1 компания. Ваши знания я проверю позже, и вы тоже получите акцию, если заработаете.
III.1. Постановка проблемного вопроса.
Итак, две компании уже показали свои знания о растительности леса. И сегодня нам надо выяснить, что такое природное сообщество. И почему лес - это природное сообщество.
− давайте подберём однокоренные слова. Катя готовилась прочитать, что такое природное сообщество.
− А мы с вами являемся «сообществом»? Почему? Итак, ещё раз прочитаем о природном сообществе. Природное сообщество - это ….
III. 2. Открытие нового знания
Тоже самое можно сказать и о нас с вами и о лесном сообществе. Вот мы и выяснили, почему лес это природное сообщество.
Один художник решил нарисовать лес.
−Что такое лес? -конечно, это деревья. И нарисовал берёзы, ели, сосны, дубы, которые растут в 1 ярусе.
Но через некоторое время увидел сухие стволы.
− Это не лес! -послышался чей то-то голос.
− Без кустов не лес! Нарисовал художник кусты, которые растут во 2 ярусе.
− Без трав и цветов тоже не лес - опять послышался чей то голос. Нарисовал художник траву и цветы, которые растут в 3 ярусе.
− Посмотрите внимательно на картину. Среди растений мы выделили 3 яруса. Ярусы начинаются сверху и идут вниз.
-1 ярус - деревья.
- 2 ярус - кустарники
- 3 ярус- травянистые растения.
- Подумайте, почему растения именно так распределили свои права? (Кто был в лесу? Вы, наверное наблюдали: какой ярус быстрее всего освещается солнцем ). Кому- то требуется больше всего света, кому-то меньше.
Итак, уважаемые представители компании. Я вас сегодня познакомила с новыми законами сообщества.
- Давайте его повторим хором: 1 ярус - деревья, 2 ярус - кустарники, 3 ярус - травянистые растения.
- И с чем связано именно такое распределение ярусов? (с проникновением солнечного света).
- А к какому ярусу относятся молодые деревца, они называются подрост. Прочитайте в книге на странице 122 (показать пальчиком где).Так к какому ярусу относится подрост?(ни к какому)
IV.1. Создание проблемной ситуации.
Итак, художник нарисовал лес, но он опять засох.
- Как думаете почему? Кого не хватает?
1 компания работала по этому вопросу.
- Какие группы животных населяют лес?
Млекопитающие. Назовите их. В каких ярусах обитают?
Земноводные. Назовите их. В каких ярусах обитают?
Пресмыкающиеся. Назовите их. В каких ярусах обитают?
- В чём заключается их приспособленность жить в лесном сообществе? ( окраска под цвет коры деревьев, травы, гибкое тело, когти)
Птицы. Назовите их. В каких ярусах обитают?
- Как они приспособились: определите характерные признаки:
- острые когти
- короткие ноги
- длинные ноги
- острый клюв
- приплюснутый клюв
- хвост - руль
- хвост - опора
Физминутка.
- Пойдёмте в лес, послушаем пение лесных птиц. Но прежде чем идти, давайте вспомним правила поведения в лесу. Идём тихо-тихо, чтобы не спугнуть диких птиц. Идём как я.
- Какие ещё группы не назвали? (пауки и черви) В каких ярусах обитают?
- Итак, 1 компания знания о группах животных показала. Даю акцию.
Вашу работу на карточках я потом перепроверю.
IV.2. Открытие нового знания
- Посмотрите на картину. Получился лес?
- А я думаю, чего-то не хватает. Послушайте загадку:
Под иголки прячутся,
В листья зарываются,
Шапки не снимают,
Дождик поджидают? ( грибы )
А к какому царству относятся грибы?
Из чего состоит гриб? Показать.
- А это называется грибница - подземная часть гриба.
- Вставим грибок!
- А вот нужны ли лесу грибы. Об этом прочитайте в книге на странице 123. Отметьте карандашом доказательства .
Роль грибов: 1. 2. 3.
Итак, роль грибов в лесу очень велика, так как они: 1. 2. 3.
- А вот подумайте, какая выгода грибам от деревьев? А от деревьев грибам?
Вспомним правила поведения в лесу.
- Вот теперь ещё раз посмотрите на картину и скажите: почему лес является, природным сообществом?
( Чем является лес для животных организмов? ) Дом, убежище, столовая.
V. Применение знаний
- Я попросила составить цепи питания. Проверим.
- Какое природное равновесие существует между животными и растениями в лесном сообществе? Но вначале вспомним, что такое природное равновесие. Природное равновесие - это …
- Посмотрите на весы.
- Можно ли сказать, что здесь существует природное равновесие в лесном сообществе. (Мышь-сова, лес-река)
-А почему?
Дом. задание- 1) с.122-123 - прочитать, заполнить.
2) Подобрать по две картинки, чтобы между ними существовало природное равновесие.
3) Подготовить рассказ о приспособленности одного вида животных или растения к жизни в лесу. А тебя … я попрошу подготовить для пересказа опыт с лесной подстилкой в этой книге.
VI Итог урока.
Итак, лес для всех своих обитателей - это дом, убежище, столовая. Каждый связан с соседями, а через них с другими животными и растениями. Взаимные связи сложны, они переплелись как нитки. Дёрни одну и поползёт, рассыплется всё остальное.
Сказка о вырубленном лесе .К. Пойд.
- О чём это говорит?
( Нельзя нарушать природное равновесие и надо соблюдать правила поведения в лесу.)
VI. Рефлексия
Итак, я очень довольна тем испытанием, которое провела сегодня.
- Кто внёс самый большой вклад, посчитайте те акции, которые получили.
- Кто заработал - 3 акции? Кто больше? Кто 2?
- Молодцы! Вы внесли большой вклад в свою компанию. Передайте акции на 1 парту, и посчитайте общее количество. У кого больше. Я свой участок продаю этой компании и надеюсь, что вы осуществите свой проект с наименьшим риском для природы.
- А может всё- таки передумаете строить. (да)
Низкий вам поклон.
Спасибо вам. Вместе мы сохранили природу первозданной, как на этих картинках.
Уважаемые компаньоны, повернитесь , пожалуйста к нашим гостям, чтобы они запомнили, кто готов спасти и сохранить нашу планету.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность лес шумит.