- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике для 2 класса Перспективная начальная школа
Рабочая программа по математике для 2 класса Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щербакова О.А. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения ( приказ Министерства образования Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.); примерной программой по математике для начальной школы, в соответствии с содержанием учебников А.Л. Чекина «Математика»; основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии № 6 , рассчитана на четыре года изучения в 1-4 классах и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных ( регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Имеет целью:
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающейдействительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
- Освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); пониматьзначение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций(строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
- арифметической,
- геометрической,
- величиной, алгоритмической (обучениерешению задач) и информационной (работа с данными).
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
- сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
- распознавать,
- различать и
- называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
- научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Результаты освоения математики: Класс Личност-ные УУД Регулятив-ные УУД Познаватель ные УУД Коммуникатив-ные УУД 1,2,3,4 классы 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья». 2.Уважение своей семьи и своих род-ственников. 3.Любовь к родителям. 4.Освоить роль ученика 5.Формиро-вать интерес к учению. 1.Организо-вывать своё рабочее место под руковод-ством учителя. 2.Опреде-лять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности и в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3.Опреде-лять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4.Использо-вать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,треу-гольник.
1.Ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3.Сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему. 1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4.Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в работе групп и пар.
Основные виды учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса «Математика»:
- Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
- Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
- Описание явлений и событий с использованием величин.
- Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
- Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
- Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
- Выполнение геометрических построений.
- Выполнение арифметических вычислений.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование решения задачи, выполнение задания на вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных
- Проектирование основной образовательной программы
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе
- 1. Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
- 2. Способность проводить исследование предмета, явления, факта с
- 3. Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для
- Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.
- Прогнозирование результата математической деятельности, контроль
- Осуществление поиска необходимой математической информации,фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.
- Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл
- Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях,
- 6. Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.
- 7. Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.
- Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте. Задания типа «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и...».
- Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д., позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Задания типа «Проверь свое решение по "Таблице сложения"», по «Таблице умножения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?»
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков,
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем;
- ;выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
- выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
- Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 класс( 136 ч )
- Нумерация и сравнение чисел (16 ч)
- Действия над числами (34 ч)
- Величины и их измерение (30 ч)
- Геометрические фигуры и их свойства (20 ч)
- Арифметические сюжетные задачи (36 ч)
Формы контроля № Вид КОД Время проведения Содержание Формы и виды оценки 1 Стартовая работа Начало сентября Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Фиксируется учителем в журнале и дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития по многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника 2. Диагности-ческая работа Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. 3. Самостояте-льная работа По заключению изучения темы курса Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям. Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. 4. Проверочная работа по итогам выполнения самостояте-льной работы Проводится после выполнения самостоятель-ной работы Предъявляет результаты учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный). Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной шкале отдельно по каждому уровню. 5. Проверочная работа. Проводится после решения учебной задачи. Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни: 1 формальный; 2 -рефлексивный (предметный) 3 - ресурсный (функциональный). Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия 9. Итоговая проверочная работа Конец апреля - май Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. 10 Предъявление (демонстра-ция) достижений ученика за год. Май месяц Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
В программе представлены контрольно-измерительные материалы УУД - комплексные контрольные работы по классам (1 - 4), которые соответствуют Федеральному государственному стандарту и методическим рекомендациям авторов программы. Итоговые комплексные работы (Р.Г.Чуракова. Н.М.Лаврова, С.Н. Ямшинина) (предварительные и контрольные) дополняют и обогащают диагностические тексты УМК «ПНШ». Их основное назначение - выявление уровня (базового или повышенного) сформированности наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения УУД. В программе представлены контрольно-измерительные материалы предметных УУД, которые соответствуют Федеральному государственному стандарту и методическим рекомендациям авторов программы А.Л. Чекина и Р.Г. Чураковой (сборник Захарова О.А. «Математика: Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1 - 4 классы: методическое пособие»). Представленные материалы позволяют:
- определить место тематического и итогового контроля в учебном процессе;
- определить для каждой крупной темы содержание программного материала, требующего контроля и оценки;
- осуществить тематический и итоговый контроль результатов обучения;
- определить и фиксировать результаты тематического (итогового0 контроля;
- осуществить оценку результатов учебно - познавательной деятельности учащихся;
- способствовать развитию самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, организовывать коррекционную работу учащихся, направленную на выявление и устранение причин неудачных результатов обучения;
- сопоставлять результаты итогового контроля с требованиями к математической подготовке учащихся.
Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельных работ (для каждого года представлено 12 - 14 самостоятельных работ). Каждая работа представлена в 2 вариантах. Последнее задание является дополнительным. Работы для текущего контроля - проверка усвоения способов решения учебных задач, осознание понятий, умение применять конкретные правила и понимать закономерности. Формой итогового контроля является контрольная работа№1 за первое полугодие и итоговая контрольная работа №2 Они включают 4 - 5 заданий, соответствующих обязательной итоговой аттестации учеников. Каждая контрольная работа представлена в 2 вариантах.
Оценивание определение качества достигнутых школьником результатов обучения, усвоения предметных знаний, умений и навыков. Оценка создаёт условия для формирования положительного отношения к учению, умения и желания осуществлять самоконтроль, отражает правильность выполнения и объём проделанной работы. Оценивание работ следует проводить на основании параметров, представленных в сборнике в разделе «Анализ результатов работ». В основе письменного оценивания работ заложены показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); - ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; - наличие записи действий; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
В основу оценивания устного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов.
При организации работы с самооценкой учащихся необходимо учитывать, что второкласснику свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Это требует от учителя особого внимания к средствам дифференцирования и шкалирования любого оценочного качества. Для этого с детьми на уроке изобретается специальная шкала - «волшебные линеечки» и определяются критерии, по которым можно оценить любые действия или объект (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).
Оценочная шкала
грамотность аккуратность внимание
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена: Методические пособия для учащихся: Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2010- 2011. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы класс (в 2-х частях) - М.: Академкнига/Учебник, 2010 - 2011. Захарова О.А. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы: 2 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2010 - 2011. Инструмент по отслеживанию результатов работы: Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1-4 классы): Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. Учебно-методические пособия для учителя Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.- М.: Академкнига/Учебник, 2010. Программа по курсу «Математика»: Авторская программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Математика»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения Кол-во Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) К Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов
Д
П Многоразового использования
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия П При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом
Д
Д Д/П Д Д
При наличии
Демонстрационные пособия Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100. Наглядные пособия для изучения состава чисел (карточки с цифрами и с другими знаками)
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур
Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная) Д
Д
Д
Д/К
Д С возможностью демонстрации (крепления, магниты)
С возможностью выполнения построений и измерений на доске (с использованием мела, маркера)
С возможностью демонстрации (крепления, магниты)
Размер не менее 1х1м; с возможностью крепления карточек (письма маркерами и т.д.)
Экранно-звуковые пособия Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса математики Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100. Наглядные пособия для изучения состава чисел (карточки с цифрами и с другими знаками) Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты, и др. Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования К
К
К
К Размер каждого объекта не менее 5 см.
Игры
Настольные развивающие игры. Конструкторы. Электронные игры развивающего характера Ф Ф Ф