- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Обозначение мягкости согласных звуков Ь (1 класс)
Урок по русскому языку на тему Обозначение мягкости согласных звуков Ь (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кретинина В.Н. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет Русский язык
Класс 1
Автор УМК « Школа России» В.П. Канакина
Тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков Ь».
Учитель Кретинина Вера Николаевна.
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки, соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать умение писать слова с мягким знаком.
Развивающие: развивать умение подбирать слова с мягким знаком.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; прививать аккуратность, усидчивость, умение активно работать на уроке.
Дидактические средства:
Для учителя: средства ИКТ (презентация), демонстрационный материал для оформления доски.
Для обучающегося: тетрадь, учебник, карточка- тест для индивидуальной работы, фишки красного, синего, жёлтого цвета.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Ход урока
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
I.Мотивационный блок. (самоопределение к учебной деятельности)
Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности
Ребята, какой урок? Что мы обычно делаем на уроках русского языка? -Чтобы определить тему урока отправимся в зоопарк.
Просмотрите на животных, назовите их.
-Посмотрите на эти слова что интересного заметили?
-Кто может предположить какая тема урока?
Чистописание. ььь ььь
Это подходит к теме урока? Потренируем пальчики!
Открыли тетради, прописали ььь.
Волевая саморегуляция
II.Целеполаганиеактуализация знаний
Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.
Что вы знаете по этой теме урока?
- Это буква согласного или гласного звука?
- Какая особенность у этой буквы?
- Какую работу она выполняет?
- Достаточно ли этих знаний, у вас о мягком знаке чтобы грамотно писать?
. - Какие задачи поставим себе на уроке?
Узнать: новое о букве ь.
Научиться:писать слова и предложения;
различать мягкие и твёрдые согласные звуки;
сравнивать количество букв и звуков в словах с ь.
учитель, учебник
Мягкий знак. Учащиеся самостоятельно выделяют, формулируют познавательную цель;
Физ. минутка.
Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо!
И еще через левое плечо!
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть,
Потянуться, отдохнуть.
III.Исполнитель-ский блок.
Продолжение работы по теме урока.
Цель: совершенствование у детей основных видов речевой деятельности.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: самостоя
тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.
У. Откуда мы узнаём новое?
-Открыть учебник на стр. 87
-Прочитайте тему урока.
- Что мы нового узнаем на уроке?
Когда употребляется в словах буква ь. 1.Наблюдение сь нь ль У. Прочитайте . - Сколько букв? - Сколько звуков? -Какую работу выполняет ь? -Какие ещё буквы выполняют такую же работу? (е ё ю и я) и ь 2. Картинный диктант. Пальто, учитель, медведь, мальчик. -Что общего в этих словах? (словарные слова, есть мягкий знак) -На какие 2 группы можно разделить эти слова? -Прочитайте слова 1 группы. -Прочитайте слова 2 группы. -Какую работу выполняет ь? - Сколько букв в слове пальто? Сколько звуков? -Почему букв больше чем звуков? 3. Игра . Кто быстрее считает. Я называю слово, а вы должны сосчитать сколько звуков слышится и сколько букв потребуется для написания слова. Если количество букв и звуков одинаковое покажите = , Если букв больше покажите знак больше. Дом, пень, рис, гусь, сыр, стол, соль, моль. У.-Почему в некоторых словах букв больше чем звуков? -Какую работу выполняет ь?
4. Работа в учебнике.
Упр. 2
У.Прочитайте слова каждой пары.(слова есть на доске)
уголки- угольки
шест-шесть
банка- банька
мел-мель
- Чем похожи слова каждой пары?
- Какими звуками различаются?
-Как обозначена мягкость согласного звука?
- Одинаково ли значение слова?
- Что произойдёт если не написать ь?
-Когда употребляется в словах мягкий знак?
(после мягкого согласного звука)
Для чего нужен ь?
Прочитайте вывод в учебнике стр.88 Физ.минутка. 5. Фронтальная работа. Ребята вы любите спорт? Давайте поиграем в грамматический хоккей. По одному выходим к доске. Остальные болельщики. Если игрок отвечает правильно, кричим гол. Если нет, тишина. (На доске изображение ворот с схемой слова с ь в конце, и вторых ворот со схемой ь знака в середине слова, красные фишки) Лошадь, коньки, дверь, пальцы, письмо, тень, санки.
Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
Учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. IV. Контроль и оценка. -Какие задачи сегодня выполнили на уроке? Узнать: новое о букве ь. Научиться:писать слова и предложения; различать мягкие и твёрдые согласные звуки; сравнивать количество букв и звуков в словах с ь.
-Какое задание было для вас интересным?
-Какое задание самое сложное? Лёгкое? Проверочная работа в группах. У.Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке.
Проверьте как получилось
(После выполнения задания и его коллективной проверки- прослушивания каждая группа дает ответы на вопросы:
Какую задачу поставили? Чему научило нас это задание?)
Умение контролировать и оценивать результаты действий.
Тест
Работа в группе, распределение ролей в группе, умение задавать вопросы,умение планировать учебное сотрудничество с товарищем.
После выполнения задания и его коллективной проверки- прослушивания каждая группа дает ответы на вопросы:
Какую задачу поставили? Чему научило нас это задание?
V. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока. - Давайте вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. Выполнили или нет? Что удалось? Что не получилось? Когда было трудно? Когда интересно? Покажите свое настроение.
Красный- радость
Синий- спокойствие
Жёлтый -грусть. Домашнее задание стр.88 упр. 3
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.