Урок по русскому языку на тему Обозначение мягкости согласных звуков Ь (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет Русский язык

Класс 1

Автор УМК « Школа России» В.П. Канакина

Тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков Ь».

Учитель Кретинина Вера Николаевна.

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки, соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать умение писать слова с мягким знаком.

Развивающие: развивать умение подбирать слова с мягким знаком.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; прививать аккуратность, усидчивость, умение активно работать на уроке.

Дидактические средства:

Для учителя: средства ИКТ (презентация), демонстрационный материал для оформления доски.

Для обучающегося: тетрадь, учебник, карточка- тест для индивидуальной работы, фишки красного, синего, жёлтого цвета.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ход урока

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I.Мотивационный блок. (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Ребята, какой урок? Что мы обычно делаем на уроках русского языка? -Чтобы определить тему урока отправимся в зоопарк.

Просмотрите на животных, назовите их.

-Посмотрите на эти слова что интересного заметили?

-Кто может предположить какая тема урока?

Чистописание. ььь ььь

Это подходит к теме урока? Потренируем пальчики!

Открыли тетради, прописали ььь.

Волевая саморегуляция

II.Целеполаганиеактуализация знаний

Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.

Что вы знаете по этой теме урока?

- Это буква согласного или гласного звука?

- Какая особенность у этой буквы?

- Какую работу она выполняет?

- Достаточно ли этих знаний, у вас о мягком знаке чтобы грамотно писать?

. - Какие задачи поставим себе на уроке?

Узнать: новое о букве ь.

Научиться:писать слова и предложения;

различать мягкие и твёрдые согласные звуки;

сравнивать количество букв и звуков в словах с ь.

учитель, учебник

Мягкий знак. Учащиеся самостоятельно выделяют, формулируют познавательную цель;

Физ. минутка.

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И - направо!

И еще через левое плечо!

Хватит.

Выдохнуть, вдохнуть,

Потянуться, отдохнуть.

III.Исполнитель-ский блок.

Продолжение работы по теме урока.

Цель: совершенствование у детей основных видов речевой деятельности.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

У. Откуда мы узнаём новое?

-Открыть учебник на стр. 87

-Прочитайте тему урока.

- Что мы нового узнаем на уроке?

Когда употребляется в словах буква ь. 1.Наблюдение сь нь ль У. Прочитайте . - Сколько букв? - Сколько звуков? -Какую работу выполняет ь? -Какие ещё буквы выполняют такую же работу? (е ё ю и я) и ь 2. Картинный диктант. Пальто, учитель, медведь, мальчик. -Что общего в этих словах? (словарные слова, есть мягкий знак) -На какие 2 группы можно разделить эти слова? -Прочитайте слова 1 группы. -Прочитайте слова 2 группы. -Какую работу выполняет ь? - Сколько букв в слове пальто? Сколько звуков? -Почему букв больше чем звуков? 3. Игра . Кто быстрее считает. Я называю слово, а вы должны сосчитать сколько звуков слышится и сколько букв потребуется для написания слова. Если количество букв и звуков одинаковое покажите = , Если букв больше покажите знак больше. Дом, пень, рис, гусь, сыр, стол, соль, моль. У.-Почему в некоторых словах букв больше чем звуков? -Какую работу выполняет ь?

4. Работа в учебнике.

Упр. 2

У.Прочитайте слова каждой пары.(слова есть на доске)

уголки- угольки

шест-шесть

банка- банька

мел-мель

- Чем похожи слова каждой пары?

- Какими звуками различаются?

-Как обозначена мягкость согласного звука?

- Одинаково ли значение слова?

- Что произойдёт если не написать ь?

-Когда употребляется в словах мягкий знак?

(после мягкого согласного звука)

Для чего нужен ь?

Прочитайте вывод в учебнике стр.88 Физ.минутка. 5. Фронтальная работа. Ребята вы любите спорт? Давайте поиграем в грамматический хоккей. По одному выходим к доске. Остальные болельщики. Если игрок отвечает правильно, кричим гол. Если нет, тишина. (На доске изображение ворот с схемой слова с ь в конце, и вторых ворот со схемой ь знака в середине слова, красные фишки) Лошадь, коньки, дверь, пальцы, письмо, тень, санки.

Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

Учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. IV. Контроль и оценка. -Какие задачи сегодня выполнили на уроке? Узнать: новое о букве ь. Научиться:писать слова и предложения; различать мягкие и твёрдые согласные звуки; сравнивать количество букв и звуков в словах с ь.

-Какое задание было для вас интересным?

-Какое задание самое сложное? Лёгкое? Проверочная работа в группах. У.Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке.

Проверьте как получилось

(После выполнения задания и его коллективной проверки- прослушивания каждая группа дает ответы на вопросы:

Какую задачу поставили? Чему научило нас это задание?)

Умение контролировать и оценивать результаты действий.

Тест

Работа в группе, распределение ролей в группе, умение задавать вопросы,умение планировать учебное сотрудничество с товарищем.

После выполнения задания и его коллективной проверки- прослушивания каждая группа дает ответы на вопросы:

Какую задачу поставили? Чему научило нас это задание?

V. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока. - Давайте вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. Выполнили или нет? Что удалось? Что не получилось? Когда было трудно? Когда интересно? Покажите свое настроение.

Красный- радость

Синий- спокойствие

Жёлтый -грусть. Домашнее задание стр.88 упр. 3

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


© 2010-2022