Разработка урока по познанию мира Жизнь первобытный людей

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по познанию мира Жизнь первобытный людейРазработка урока по познанию мира Жизнь первобытный людейРазработка урока по познанию мира Жизнь первобытный людейДата 4.09.2014

Урок познание мира

Тема урока : Жизнь первобытных людей.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: стандартный

ТДЦ

Образовательная: познакомить с ребят с жизнью первобытных людей.

Воспитательная: умение готовить краткий доклад по теме и выступать перед классом.

Развивающая: бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: картинки с изображение древних людей, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.


ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ПГК

Индивидуально-коррекционная работа

1

2

3

4

5

6

1 Орг. Момент

2.Актуализация знаний

3.Сообщение новой темы






4. Работа по теме













4. Закрепление








5. Итог урока

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Пусть предок жизнью жил
полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им. (В.Берестов)

Проверка домашнего задания

Открытый тест:

1 вариант: Первая жизнь на Земле.

2 вариант: Как формировалась поверхность Земли?

3 вариант: Как изменялся внешний облик человека?

-Сегодня на уроке, мы с вами, продолжим знакомство с древним миром и познакомимся с жизнью первобытных людей.

Наука говорит, что самые первые люди, следы которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад.

По остаткам их скелетов удалось установить, как они выглядели.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю.

Вместе с костями древнейших людей археологи находят камни, от одного края которых отколоты мелкие кусочки. Пытаясь сделать камень острым, древний человек ударял по нему другим булыжником. Изготовленным таким немудреным способом орудием можно было вырубить палку, разрезать шкуру животного, расколоть его кости.

Лоб у древних был низкий и покатый. Мозг древнего человека был большего объема и совершеннее обезьяньего, но все равно был гораздо хуже развит, чем мозг современного человека. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, которыми выражал гнев и страх, с помощью которых звал на помощь и предупреждал соседа об опасности.

У человека не было таких могучих лап, таких крепких когтей и зубов, как у большинства современных ему хищников. Однако камень был крепче зубов и когтей, а удар тяжелой дубины - сильнее удара медвежьей лапы, но, конечно же, от гибели после встреч со свирепыми древними животными это спасало не всегда. Вот почему больше половины людей того времени не доживали и до 20 лет. Те, кто избежал когтей хищников, погибали от болезней и голода.

Физминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы -

Дружно наклоняемся по команде «три»

На «четыре» и на «пять»

Дружно будем мы скакать.

Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

Работа в группах. Самостоятельное изучение в группах нового материала. Затем короткий пересказ.

1 группа Древние орудия.

Как говорят ученые, доисторические люди, которые жили около 300 000 лет назад, были пещерными жителями. Их главным занятием была охота. Каждый сам изготавливал для себя инструменты и орудия. Каменным молотком он разбивал булыжники, чтобы они становились подходящего размера для охоты. В результате был изобретен молоток, один конец которого был слегка заострен. Он использовался для копания, скобления, обтесывания или отсечения.

Другой широко используемый тогда инструмент - ручной топор. Он был на тяжелой рукоятке и заточен с обеих сторон. Он использовался для разных целей, например для выкапывания кореньев, раскалывания орехов или забивания животных и снятия с них шкур.

Неандертальцы, жившие 150 000-30 000 лет назад, также были пещерными жителями. В дополнение к ручному топору неандерталец имел заостренные орудия. Они были искусно сделаны из кремня и имели острые концы. Некоторые из них были в форме трехгранника. Некоторые остроконечные орудия имели один конец загнутый, как крючок. Во время следующего периода. Верхнего палеолита (50 000-10 000 лет назад) появились орудия с лезвиями. Это были длинные острые орудия, изготовленные из особого вида кремня. Они положили начало скребкам, сверлам и так далее. Один из видов этих орудий получил широкое применение: иглы с ушком из кости использовались для сшивания шкур животных.

2 группа Как человек научился добывать огонь

Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.
Но, как люди научились разводить костры Мы можем об этом только догадываться. Первобытный человек, возможно, сначала научился использовать огонь, а уже затем узнал, как его добывать... Догадываться, как пещерный человек научился разводить огонь. Блуждая среди камней в темноте и натыкаясь на них, первобытный человек, должно быть, заметил искры, которые появлялись при ударе одного камня о другой. Но, должно быть, сменилось несколько поколений первобытных людей, пока у одного из них не возникла идея ударить камнем по камню для того, чтобы получить огонь! Есть еще один способ, чтобы узнать, как первобытный человек научился добывать огонь. Мы можем понаблюдать, как это делают примитивные люди сейчас.

3 группа Какие древние люди жили в пещерах

Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас. Этих людей современные ученые называют неандертальцами. Они имели очень грубые черты лица с тяжелыми бровями, нависшими над глазами. Рост неандертальцев не превышал 160 см.Находясь внутри своих обиталищ, пещерные люди испытывали страх перед огромными размерами пещер и царившей в них непроглядной темнотой. Поэтому они старались держаться у входа в пещеры, чьи своды защищали их от ветра, дождя и снега, и не рисковали забираться внутрь.В конце ледникового периода кроманьонцы -древние люди, внешность которых уже была гораздо больше похожей на внешность современных людей - стали перебираться в Европу. Однако они, как и неандертальцы, продолжали жить в пещерах. Постепенно их число увеличивалось, и места в пещерах стало не хватать для всех. Тогда некоторые из них начали строить хижины из ветвей или выкапывать жилище в земле.Именно кроманьонцы были авторами знаменитых наскальных рисунков в пещерах в южной Франции и северо-западной Испании. Эти рисунки - первые произведения искусства, созданные людьми. Они очень выразительны и свидетельствуют о богатом воображении и одаренности своих творцов, изображавших, главным образом, животных, на которых охотились кроманьонцы: бизонов, медведей, диких вепрей, мамонтов и носорогов.

4 группа Как возникли города

Мы считаем города частью нашей цивилизации. Когда множество самых разных людей научились работать и жить вместе, тогда и возникли большие города. Основное различие между городом, поселком и деревней - в размерах. В большинстве случаев город - это самый крупный населенный пункт. Почти все города выросли из деревень. Никто не знает, когда и где появился первый город. Основать его могло какое-нибудь кочевое племя охотников. Охотники нашли место, которое им понравилось настолько, что им захотелось на нем остаться. Это произошло примерно за 6000 лет до нашей эры, а то и раньше. Около 3000 лет до н.э. люди уже строили большие города и жили в них. В доисторические времена человек обнаружил, что если приручать пойманных животных, то становится гораздо легче обеспечивать себя пищей. Людям не хотелось охотиться на животных по лесам каждый раз, когда они проголодаются. Люди также усвоили, что можно иметь гораздо больше плодов и злаков, если выращивать растения самим. Но невозможно было одновременно кочевать все время и заниматься возделыванием земли. Приходилось оставаться на одном месте, чтобы собрать урожай. Нелегко было бы и гнать за собой скот. Когда племена стали оставаться на месте, возникли деревни и поселки. От первых деревень не осталось ничего, поскольку они состояли из строений, сооруженных из шкур, дерева или глины. Со временем человек научился изготовлять долговечные материалы, и деревушки стали разрастаться и превращаться в города.

Физминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летим, мы летим.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Работа по учебнику

  • Самостоятельное чтение текста;

  • Ответы на вопросы.

Беседа-диалог (работа по иллюстрациям учебника, по страницам энциклопедии):

  1. Как появился первый человек?

  2. Какие факторы повлияли на изменение образа человека?

  3. Приспособление людей в ходе борьбы за существование.

  4. Как современники узнают о жизни наших предков?

  5. Быт и условия труда, приручение первобытными людьми диких животных.

.

  1. Напишите минисочинение «Назад в прошлое».

  2. 2 ученика готовят доклад «Жизнь человека в каменном веке» и «Жизнь человека в бронзовом веке».

  1. Какие дикие животные, по вашему мнению, были приручены человеком на территории Казахстана?

  2. Вспомните легенды, в которых говорится о животных, как верных помощниках и друзьях джигитов

* Разгадайте кроссворд


Кроссворд «Жизнь первобытных людей» «Жизнь первобытных людей»: По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов. По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Рефлексия

Учитель: - Сегодня на уроке мы много говорили о жизни первобытных людей. Что же нового вы для себя узнали?

(Устные ответы детей.)

«Оценка урока»

Каждый ученик прикрепляет на дерево кружочек, соответствующую оценке его работы на уроке.

У каждого ребёнка на столе картинки:

Зелёный - я узнал много нового.

Жёлтый - урок прошёл неплохо.

Красный - не совсем удовлетворён уроком.

Чёрный - мне было не интересно.

Итог урока: Всем спасибо за работу!

Домашняя работа:

1 уровень- читать пересказывать

2 уровень: нарисовать наскальную живопись древних людей + пересказ

3 уровень: доклад «Труд сделал человека человеком»

Р












П








Р






























Р










Пр

































































Р



Р



















Пр





































Р














Р




Фр












Инд








Фр






























Фр










Гр







































































































Инд



Фр



















Инд





































Фр


Инд





















Тест №2 Жизнь первобытных людей





Карточка «Закончи предложение»







Индивидуальная карточка













Обратить особое внимание на ребят

________________

________________

________________










1 группа Древние орудия.

Как говорят ученые, доисторические люди, которые жили около 300 000 лет назад, были пещерными жителями. Их главным занятием была охота. Каждый сам изготавливал для себя инструменты и орудия. Каменным молотком он разбивал булыжники, чтобы они становились подходящего размера для охоты. В результате был изобретен молоток, один конец которого был слегка заострен. Он использовался для копания, скобления, обтесывания или отсечения.

Другой широко используемый тогда инструмент - ручной топор. Он был на тяжелой рукоятке и заточен с обеих сторон. Он использовался для разных целей, например для выкапывания кореньев, раскалывания орехов или забивания животных и снятия с них шкур.

Неандертальцы, жившие 150 000-30 000 лет назад, также были пещерными жителями. В дополнение к ручному топору неандерталец имел заостренные орудия. Они были искусно сделаны из кремня и имели острые концы. Некоторые из них были в форме трехгранника. Некоторые остроконечные орудия имели один конец загнутый, как крючок. Во время следующего периода. Верхнего палеолита (50 000-10 000 лет назад) появились орудия с лезвиями. Это были длинные острые орудия, изготовленные из особого вида кремня. Они положили начало скребкам, сверлам и так далее. Один из видов этих орудий получил широкое применение: иглы с ушком из кости использовались для сшивания шкур животных.

2 группа Как человек научился добывать огонь

Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.
Но, как люди научились разводить костры Мы можем об этом только догадываться. Первобытный человек, возможно, сначала научился использовать огонь, а уже затем узнал, как его добывать... Догадываться, как пещерный человек научился разводить огонь. Блуждая среди камней в темноте и натыкаясь на них, первобытный человек, должно быть, заметил искры, которые появлялись при ударе одного камня о другой. Но, должно быть, сменилось несколько поколений первобытных людей, пока у одного из них не возникла идея ударить камнем по камню для того, чтобы получить огонь! Есть еще один способ, чтобы узнать, как первобытный человек научился добывать огонь. Мы можем понаблюдать, как это делают примитивные люди сейчас.


3 группа Какие древние люди жили в пещерах

Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас. Этих людей современные ученые называют неандертальцами. Они имели очень грубые черты лица с тяжелыми бровями, нависшими над глазами. Рост неандертальцев не превышал 160 см.Находясь внутри своих обиталищ, пещерные люди испытывали страх перед огромными размерами пещер и царившей в них непроглядной темнотой. Поэтому они старались держаться у входа в пещеры, чьи своды защищали их от ветра, дождя и снега, и не рисковали забираться внутрь.В конце ледникового периода кроманьонцы -древние люди, внешность которых уже была гораздо больше похожей на внешность современных людей - стали перебираться в Европу. Однако они, как и неандертальцы, продолжали жить в пещерах. Постепенно их число увеличивалось, и места в пещерах стало не хватать для всех. Тогда некоторые из них начали строить хижины из ветвей или выкапывать жилище в земле.Именно кроманьонцы были авторами знаменитых наскальных рисунков в пещерах в южной Франции и северо-западной Испании. Эти рисунки - первые произведения искусства, созданные людьми. Они очень выразительны и свидетельствуют о богатом воображении и одаренности своих творцов, изображавших, главным образом, животных, на которых охотились кроманьонцы: бизонов, медведей, диких вепрей, мамонтов и носорогов.


4 группа Как возникли города

Мы считаем города частью нашей цивилизации. Когда множество самых разных людей научились работать и жить вместе, тогда и возникли большие города. Основное различие между городом, поселком и деревней - в размерах. В большинстве случаев город - это самый крупный населенный пункт. Почти все города выросли из деревень. Никто не знает, когда и где появился первый город. Основать его могло какое-нибудь кочевое племя охотников. Охотники нашли место, которое им понравилось настолько, что им захотелось на нем остаться. Это произошло примерно за 6000 лет до нашей эры, а то и раньше. Около 3000 лет до н.э. люди уже строили большие города и жили в них. В доисторические времена человек обнаружил, что если приручать пойманных животных, то становится гораздо легче обеспечивать себя пищей. Людям не хотелось охотиться на животных по лесам каждый раз, когда они проголодаются. Люди также усвоили, что можно иметь гораздо больше плодов и злаков, если выращивать растения самим. Но невозможно было одновременно кочевать все время и заниматься возделыванием земли. Приходилось оставаться на одном месте, чтобы собрать урожай. Нелегко было бы и гнать за собой скот. Когда племена стали оставаться на месте, возникли деревни и поселки. От первых деревень не осталось ничего, поскольку они состояли из строений, сооруженных из шкур, дерева или глины. Со временем человек научился изготовлять долговечные материалы, и деревушки стали разрастаться и превращаться в города.


Разгадайте кроссворд


Кроссворд «Жизнь первобытных людей» «Жизнь первобытных людей»: По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов. По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.


Разгадайте кроссворд


Кроссворд «Жизнь первобытных людей» «Жизнь первобытных людей»: По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов. По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.


© 2010-2022