- Преподавателю
- Начальные классы
- Изучение словарных слов во 2 классе
Изучение словарных слов во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пантюхова Г.П. |
Дата | 02.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Изучение словарных слов во 2 классе.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Правильно построенная речь помогает ребенку в общении со сверстниками и педагогом, такому малышу не составит труда высказать свои мысли. Но если ребенок в дошкольном возрасте имел логопедические проблемы, то, скорее всего, и в первом классе он столкнется с определенными трудностями в усвоении языка.
К сожалению, в первый класс приходит большое количество детей с нарушениями речи. Это вызывает ряд трудностей как в усвоении устной речи, так и в письменной, что существенно затрудняет процесс обучения. Ученики младших классов в большинстве случаев пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.
Большие трудности в овладении словарными словами испытывают дети, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Так же сложно овладеть словарными словами детям с синдромом дефицита внимания, ММД.
Словарные слова надо знать наизусть. Их огромное множество. Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы.
Работу по изучению словарных слов строю следующим образом:
-
В конце недели на последнем уроке русского языка даю учащимся 5-7 новых словарных слов.
-
В течение недели на каждом уроке выделяется время на орфографические минутки для ввода новых слов. Так же важно повторять ранее изученные орфограммы.
-
В конце недели на последнем уроке русского языка проводится словарный диктант. Для этого целесообразно завести отдельную тетрадь.
Обязательным условием является проведение анализа работ. Это дает возможность отработать еще раз те слова, в которых дети допускают ошибки.
Методика запоминания словарных слов:
-
Записать словарное слово, поставить ударение. Чтение слова ребенком. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, можно предложить ему воспользоваться словарем).
Например: тетрадь
-
Поделить слово на слоги, выделить слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: тет-радь
-
Выписать отдельно слог, вызывающий сомнения, выделить цветом, размером сомнительную орфограмму. Прописать ее строчку.
Например: тЕт, тет, тет, тет-радь
-
Найти ассоциативный образ, который обязательно должен быть связан с изучаемым словарным словом.
Например: Что сдают ребята учителю или учительнице на проверку? Ученик и ученица сдали тетради на проверку.
-
Запись всех изучаемых словарных слов на этой неделе.
Например: Тетрадь, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница.
-
Изобразить (по возможности) ассоциативный ряд в виде рисунка.
-
Придумать предложения с изученными словами. Одно из них записать в тетрадь, выделить орфограммы цветом, поставить ударение во всех словах. Далее работа с предложением.
Например: Ученик и ученица сдали тетради учительнице.
Таким же образом можно выстроить ассоциации следующего ряда слов: алфавит - карандаш - фамилия - стакан
Ветер - берёза
-
Для формирования навыка правописания словарных слов можно использовать следующие задания:
-
звукобуквенный анализ слова
-
деление слова на слоги и на слоги для переноса
-
подбор однокоренных слов
-
составление словосочетания, предложения с этим словом
-
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
-
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята)
-
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
-
Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов)
-
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород)
-
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
-
Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать)
-
Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор - красный, улица - широкая)
-
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
-
Подбор однокоренных слов.
-
Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
-
Разбор слов по составу.
-
Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
-
Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
-
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
-
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).
-
Заменить одним словом набор слов («человек, который управляет трактором» - тракторист, «широкая проезжая асфальтовая дорога» - шоссе, «одерживать победу» - побеждать).
-
Письмо по памяти.
-
Самодиктант и взаимопроверка.
Хорошо зарекомендовал себя
Cпособ написания слов с закрытыми глазами.
-
«Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
-
Назови его по буквам.
-
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
-
Прочти медленно, как будешь писать.
-
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь»
-
Все выполнять с закрытыми глазами.
Учитель начальных классов:
Пантюхова Г.П.
Литература, которая поможет Вам разнообразить ваши занятия с ребенком.
-
В.В.Агафонов
""Неправильные правила" для словарных слов - и не только"
-
"Словарные слова в образах и картинках" Пособие для логопеда в 2ч
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
-
Парамонова Л.Г.
"Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
-
Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф.
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.
-
"Учение без мучения. Коррекция дисграфии."
Автор Зегебарт Г.М.
Издательство. Генезис. М.,2007