- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Хочу все знать
Программа по внеурочной деятельности Хочу все знать
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мох Л.В. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Борцовская средняя общеобразовательная школа №5
Согласовано: Утверждаю:
Зам.дир.по УВР МБОУ Директор МБОУ
Борцовская СОШ №5 Борцовская СОШ № 5
_________Мозговая О.В. ___________Залесный С.И.
« »__________2013г Приказ № _____
от « » _________2013г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
Составитель: Мох Л.В.- учитель начальных классов
МБОУ Борцовская СОШ №5.
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №__ от « »_________2013г
Борец
-
Пояснительная записка
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность Виды деятельности младшего школьника:
-
Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
-
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
-
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
-
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
-
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
-
Планируемые результаты
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа. Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов - это … (ножницы) Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) - 3 балла
2-й уровень (80-90% ) - 4 балла
3-й уровень (90-100%) - 5 баллов
-
Тематический план
№ п\п
Название раздела
Количество часов
1 класс
1
Игры и игрушки
34
2
Все для дома
42
итого
66
2 класс
3
Школа
35
4
Еда
33
итого
68
3 класс
5
Одежда
31
6
Праздник
35
итого
68
4 класс
7
Предприятия, сооружения, здания
26
8
Транспорт
15
9
Полезные изобретения
27
итого
68
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\п
Тема
Практические действия или трудовые операции (примерные)
Дата проведения
Игры и игрушки
1
Где появились куклы
Вырезание бумажных кукол
2, 3
Русский сувенир
Изготовление тряпичных кукол
4, 5
История глиняной игрушки
Лепка игрушек из глины
6,7
Какой музыкальный инструмент был первым
Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы
8
Кто первым запустил бумажного змея
Изготовление бумажного змея
9,10, 11
Кто придумал мяч
Игры с мячом
12,13
Настольные игры
Изготовление настольной игры
14,15
Подвижные игры
Разучивание подвижных игр
16,17,18
Настольный театр
Оригами. Игрушки
19, 20
Калейдоскоп
Мозаика из разной крупы
21, 22
Что нам известно об игре в шашки
Обучение игре в шашки
23, 24
Как появились шахматы
Обучение игре в шахматы
Все для дома
1
«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)
Лепка из пластилина подсвечника
2
Дырявое шило (про иголку)
Вдевание нитки в иголку
3, 4
Посередине гвоздик (ножницы)
Вырезание фигурок из бумаги
5, 6
Зеркало или жизнь!
Изготовление зеркала для куклы
(из фольги)
7,8
Кто изобрел расческу для волос
Прическа для куклы
9,10
Королевская шкатулка
Рисование узора для шкатулки
11,12
Не лает, не кусает (замок)
Лепка из пластилина ключей
13, 14
Клад римских воинов (гвозди)
Забивание гвоздиков
15, 16, 17,18
Откуда пришла тарелка
Тарелка из папье-маше
19, 20
Как баклуши били (ложки)
Роспись ложки
21, 22
Вилы и вилка
Рисование столовых приборов
23, 24
Преграждающая вход. Дверь
Дизайн двери для дворца
25, 26, 27
От бусинки до окна (стекло)
Бусы из бисера
28,29
История возникновения мебели (кровать)
Проектирование спальни
30,31
Дом для одежды (шкаф)
Изготовление шкафа из картона
32, 33
Когда было впервые изготовлено мыло
Рисование упаковки для мыла
34, 35, 36
Время не ждет! (часы)
Изготовление циферблата из картона и проволоки
37, 38
Из чего построен дом? Глиняный кирпич
Лепка дома из кирпичиков (пластилин)
39, 40,41
Скатерть-самобранка
Вырезание узоров на бумажной скатерти
42
Висячие сады (комнатные растения)
Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений
итого
66
2 класс
№ п\п
Тема
Практические действия или трудовые операции (примерные)
Дата проведения
Школа
1, 2
Первые рисунки
Рисование восковыми мелками
животных
3, 4
Кто изобрел перо
Изготовление ручки из пера
5, 6, 7
Карандаш
Рисование карандашами (тема любая)
8, 9
История шариковой ручки
Поделки из сломанных ручек
10, 11
Кто изобрел ноты
Письмо нот на нотном стане
12, 13, 14
Кто изобрел бумагу
Аппликация из бумаги (тема любая)
15, 16
Когда появились первые книги
Изготовление книжки-малышки
17, 18
Кто написал первую энциклопедию
Рассматривание энциклопедий
19
Как возникли библиотеки
Экскурсия в библиотеку
20
Откуда пошли названия дней недели
Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)
21
Как возникли единицы измерения
Измерение разными мерками
22
Как люди начали добывать полезные ископаемые
Рассматривание коллекций полезных ископаемых
23, 24
У какой страны впервые появился флаг
Рисование флага сказочной страны
25,26
Какие бывают ребусы
Составление и разгадывание ребусов
27, 28
Первая марка
Изготовление «собственной» марки
29
Кто изобрел кроссворд
Разгадывание кроссвордов
30,31
Кто придумал первую карту
«Найди клад»(по карте)
32
Кто автор микроскопа
Рассматривание предметов под микроскопом и лупой
33
Скотч. Шотландская лента
«Книжкина больница» (ремонт книг)
34, 35
Настольные наборы
Лепка из глины
Еда
1, 2
Хлеб из орехов
Поделки из скорлупы орехов
3, 4
Как картофель попал в Россию
Поделки из картофеля
5, 6, 7
Кое-что из истории конфет
Плетение пояса из фантиков
8, 9
Откуда фрукты и овощи получили свое название
Рисование овощей и фруктов
10, 11, 12
Каменный мед (сахар)
Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)
13
Секретное мороженое
Составление рецепта мороженного
14, 15
Где прячутся витамины
Поделки из овощей
16, 17, 18
Секрет каши
Аппликация с использованием крупы
19, 20, 21
Когда появились первые кулинарные книги
Составление рецепта(тема любая)
22, 23
Такая разная капуста
Составление загадок о капусте
24,25
Где появились арбузы
«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)
26, 27, 28,29
Из чего делают пряники
Лепка пряников из соленого теста
30, 31
Шоколад
Рисование обертки шоколада
32, 33
Такой разный чай
Заваривание чая
итого
68
3 класс
№ п\п
Тема
Практические действия или трудовые операции (примерные)
Дата проведения
Одежда
1, 2
Одежда наших предков
Составление кроссворда «Одежда предков»
3, 4
Откуда взялся фартук
Рисование и вырезание фартука из бумаги
5
Зачем нужны пуговицы
Пришивание пуговицы
6, 7, 8, 9
Откуда взялись шапки
Вязание (крючком )
10
Кто придумал обувь? Секреты башмаков
Рисование туфель (дизайн)
11, 12
История русского сарафана
Рисование и вырезание сарафана для куклы
13, 14, 15
Чем украшают одежду
Изготовление аксессуаров
16, 17, 18
С каких пор применяют носовые платки
Изготовление носового платка из ткани
19, 20, 21
Юбки и брюки
Пошив брюк (или юбки) для куклы
22, 23, 24
Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда
Плетение из ниток
25, 26, 27, 28
Домик для пальчиков. Варежки
Вязание петель на спицах
29, 30
Что такое «мода»
Аппликация
31
Одежда для дома
Рисование узора для пижамы (халата)
Праздник
1, 2
Первые украшения
Бусы из бумаги
3, 4, 5, 6
Новогодние игрушки
Поделки из бумаги
7, 8
Почему на Пасху красят яйца
Роспись яйца
9, 10
История воздушных шариков
Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках
11
История фейерверков
Аппликация «Салют»
12, 13, 14
История происхождения сувениров
Изготовление сувенира из подручных материалов
15
Широкая масленица
Чаепитие с блинами
16
Приглашаем к столу
Сервировка стола
17
А раньше было так…
(Тема любая)
18, 19
Бал-маскарад
Изготовление маски
20, 21
Рождественские частушки
Разучивание (сочинение) и исполнение частушек
22, 23, 24
Ярмарка
Поделки из разных материалов
25
«Не красна изба углами»
Составление рецептов пирогов
26, 27
Вкусные украшения
Украшения для елки из конфет и фруктов
28, 29
Мишура
Поделки из мишуры (фольги)
30
Толковый словарь маркиза Этикета
Правила этикета
31
Приглашение гостей
Конкурсы для мам и пап
32
Семейные праздники
Составление календаря семейных праздников
33
Вечеринка
Конкурсная программа
34
Конкурс Золушек и Рыцарей
Игровые конкурсы
35
Мишура
Поделки из мишуры (фольги)
итого
68
4 класс
№ п\п
Тема
Практические действия или трудовые операции (примерные)
Дата проведения
Предприятия, сооружения, здания
1, 2
Кто основал первый зоопарк
Рисование зоопарка
3, 4
Как идет почта
Экскурсия на почту. Рисование почтовой марки
5
Когда возникли музеи
Экскурсия в музей
6, 7
Как появился фонтан
Рисование фонтана
8
А зачем нам лестницы? (метро)
Заочная экскурсия в метрополитен
9, 10
Как возникла почтовая служба?
Подписывание конверта. Написание письма другу.
11, 12
Как возникли города
Аппликация города
13, 14, 15
Когда люди начали строить дома
Изготовление дома из картона
16, 17, 18, 19
Все на каток!
Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке)
20
Гидроэлектростанция
Составление кроссворда на тему «Электричество»
21
Каким был первый магазин
Игра в магазин
22, 23
Кто вперед? (стадион)
Эстафеты на стадионе (в спортзале)
24
Цирк! Цирк! Цирк!
Рисование афиши представления
25
На подмостках театра
Аппликация сцены театра
26
Чудеса света
Рисование пирамиды
Транспорт
1, 2
Общественный транспорт
Макет улицы из бумаги, картона, других материалов
3
Кто придумал велосипед
Езда на велосипеде
4, 5
Кто создал автомобиль
Сборка машины из деталей конструктора
6, 7
Кто изобрел самолет
Конструирование самолета из деталей конструктора
8
Луноход
Рисование лунохода
9, 10
Лайнер. Пароход
Оригами. Кораблик
11
Железнодорожный транспорт
Рисование поезда
12, 13
Уборочные машины
Конструктор. Уборочная машина
14, 15
Специальные машины. Машина «Скорой помощи»
Оказание первой помощи
Полезные изобретения
1, 2
Флюгер
Изготовление флюгера
3, 4, 5,6
История спичек
Поделки из спичек
7, 8
Когда был изобретен зонтик
Рисование узора для зонтика
9, 10
История происхождения денег
Составление коллекции монет
11, 12
Как был изобретен телефон
Придумывание и рисование новой модели телефона
13, 14, 15
Светофор. Дорожные знаки
Макет светофора
16, 17, 18, 19
Окно в подводный мир (аквариум)
Изонить «Рыбки»
20, 21, 22, 23, 24
Упаковочные материалы
Поделки из целлофана, пластика, картона.
25, 26, 27
Компьютер и Интернет
Работа на компьютере (тема «Интернет»)
итого
68
-
Содержание программы
4 класс Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения. Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге. Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
-
Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
-
Словарь
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги. Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками. Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях. Этикет - (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
10