Коррекционное занятие Развитие речи для детей с ОНР в 3 классе по теме: Дифференциация предлогов и приставок

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Дифференциация предлогов и приставок Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Задачи:
  • ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
  • формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
  • формирование умения работать индивидуально, в малых группах;
  • формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).


Ход занятия I. Подготовительный этап (Cлайд 1) 1. Мобилизирующий этап - Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. - Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»). Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: - Желаю (соприкасаются большими пальцами) - успеха (указательными) - большого (средними) - во всём (безымянными) - и везде (мизинцами) - удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).
2. Постановка учебной задачи. Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку: (Cлайд 2)
СКАТИЛСЯМИТЯСВЕТЕРКОМСГОРЫНАПРОГУЛКЕНАСАНКАХ
- Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - Митя, скатился, с горы, на санках, на прогулке, с ветерком.) (Cлайд 3) - Составьте предложение. (Cлайд 4) - Что интересного вы заметили? (Одинаковые предлоги и приставки) - Как же правильно записать это предложение? ( Предположения детей) - Какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки). (Cлайд 5)
II. Работа над темой: 1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве: (Cлайд 6) Чтобы решить эту задачу мы вновь отправляемся в страну Грамматики. - Из каких фигур состоит этот замок? (кубик- куб, пирамидка-пирамида)
Каждому ребенку дается по одному кубику и пирамидке. Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём: - поставьте пирамидку на кубик - подержите пирамидку над кубиком - поставьте пирамидку за кубик - положите пирамидку кубика. Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово). Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( Около, рядом, слева, справа, у …) - Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. - Как они называются?
2. Обобщение знаний о предлогах. (Cлайд 7) - Что вы знаете о предлогах? (Предлог-это часть речи, служит для связи слов в словосочетании и предложении. Пишется от слов отдельно.)
3. Выделение приставок. (Cлайд 8) - Мудрая сова предлагае вам найти лишнее слово: (ПО)ЛЕСУ, (ПО)ПОЛЯНЕ, (ПОДАРОК), (ПО)ДУМАЛ. ( Выслушиваются все предположения детей). - Разделите эти слова на 2 группы (- Назовите слова с предлогами. - Назовите слова с приставками.) (Cлайд 9)
4. Обобщение знаний о приставках. (Cлайд 10) - Что вы знаете о приставках? ( Приставка-это часть слова, которая служит для образования новых слов. Пишется слитно.
5. Дифференциация предлогов и приставок. Мудрая сова интересуется: Как отличать предлоги от приставок? (Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос. Предлоги с глаголами не употребляются. (Cлайд 11)
ФИЗМИНУТКА Совместим приятное с полезным: отдохнем, и проверим как быстро и правильно вы различаете предлоги и приставки. Я называю слова, если оно с предлогом- вы встаете на носочки и тянетесь руками вверх, а если с приставкой- садитесь. Начнем: За рекой, заречный, забежал, за окном, надумал, на вешалке, нарисованный, на рисунке, нарисовать, от машины, открыл, отворил, от мамы, добежал, до магазина, до урока, дошел, доход, из бумаги, изрезал.
III. Закрепление ЗУН.

  1. Игра «Найди приставку и предлог» (Cлайд 12)
Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания) Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги) Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. Образец (…)земный переход - переход (…)землей (…)городная поездка - поездка (..)город (…)школьный сад - сад (…) школе
ШПАРГАЛКА (Слабые ученики используют карточку-помощницу) (Cлайд 13)
  1. Игра «Составь словосочетания».
Задание: из данных слов составить словосочетание. (Cлайд 14) Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. ШПАРГАЛКА Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - …. Читал, середина. Лез, окно. Бросился, еда. Крыл, стол. - Сколько здесь словосочетаний? (Четыре) - Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.
ФИЗМИНУТКА «Ёжик» , на развитие мелкой моторики рук.(Cлайд 15) Гладь мои ладошки, ёжик, Ты колючий - ну и что-же! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить!
  1. Задание на отсроченное запоминание:
- Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.
ФИЗМИНУТКА для глаз. (Cлайд 16)
  1. Игра «Умники и умницы» (Cлайд 17)
Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. -Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради: Зеленая дорожка: (по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела Желтая дорожка: Отец (на)писал адрес (на)конверте. Лодка (от)чалила (от)берега. Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги. Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло. Проверка: Кто выбрал зеленую дорожку? Желтую? Красную? Сравните свою работу с образцом.(На слайде) Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу. Кто выполнил без ошибок? С 1-2 ошибками? Больше двух ошибок? Кто не справился с работой?
  1. Игра «Рассыпалось предложение». (Cлайд18)
Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями. -Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения) -Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.
VI . Итог.
  1. А теперь давайте подведем итоги нашего урока. (Cлайд 19)
Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги) Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно) Как различить предлог и приставку? (Нужно поставить вопрос или подобрать подходящее слово.)
  1. Домашнее задание.
Вернемся к предложению, которое вам приготовила Сова в самом начале урока. Прокомментируйте, как его правильно записать. (Cлайд 20) Дома подумайте , и составьте еще 2-3 предложения на эту же тему, чтобы получился маленький рассказ.
  1. Рефлексия Самооценка
А какое настроение у вас в конце урока? Оцените свою работу. Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?
Наше занятие подошло к концу. Большое спасибо за работу.


















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) « Учебно-методический центр» городского округа город Салават Республики Башкортостан










Коррекционное занятие развития речи. Дифференциация предлогов и приставок.













Подготовила и выступила на методическом семинаре «Организация коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения и слуха» ( практическая часть) Давлетова Л.А. , учитель начальных классов, первой квалификационной категории МБОУ «СОШ№15» г. Салавата Дата: 30.02.2012г.







Салават 2012г.

© 2010-2022