- Преподавателю
- Начальные классы
- Научно практическая конференция на тему: Самый полезный сок 3 класс
Научно практическая конференция на тему: Самый полезный сок 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жиренкина О.Я. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 п. Рогатая Балка
Научно - практическая конференция
по теме
Самый полезный сок
Работу выполнил
ученица 3 класса
Беляева Виктория
Руководитель работы
Жиренкина О.Я.
учитель начальных классов
2016
Оглавление:
1. Введение: Что и для чего мы едим? 3
2. Цели и задачи исследования. 4
3. Теоретическая часть. Витамины: история открытия. 5
4. Классификация соков. Значение соков для организма. 7
5. Исследовательская часть.
Определение содержания витамина С в соках и фруктах. 10
6. Исследовательская часть. Анкетирование. 12
7. Заключение. Рекомендации 13
8. Литература. 14
1.Введение Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье - это- то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших процессов нашей жизни - питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек - это есть то, что он ест». Часто ли мы задумываемся над тем, что и для чего мы едим? Витрины магазинов пестреют яркими упаковками, обертками. "Пейте соки!" - призывает нас реклама, демонстрируя веселых, довольных потребителей этих полезных напитков. Казалось бы, разумная рекомендация: соки хорошо утоляют жажду, обладают приятным вкусом, в них полно витаминов... Однако все ли так просто, и соки, даже самые лучшие, могут ли служить полноценной заменой натуральным фруктам! Я решила исследовать соки и фрукты, из которых эти самые соки и должны изготавливаться. Мне интересно было узнать: - Так ли полезны на самом деле соки, которые мы покупаем? - Что полезнее: соки или сами фрукты? - Сколько этой «пользы» в соках и фруктах содержится? - Что предпочитают ребята нашей школы: соки или фрукты, и почему 2. Целью моей работы было изучение полезных свойств соков и фруктов. Определить в домашних условиях наличие витамина С в отдельных продуктах питания. Гипотеза исследования: предположим, что - в соках содержится большое количество витамина С; - в свежих фруктах - яблоках, апельсинах - содержание витамина С больше, чем в соках. - если выявить, в каких соках содержится большое количеств витамина С, то этот сок можно рекомендовать для регулярного употребления. Практическая значимость: Состоит в том, что полученные результаты позволили нам выявить в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи: 1. Выяснить значение витамина С в жизни человека 2. Провести опрос учащихся 2- 4 классов, как часто они употребляют, продукты питания, содержащие витамин С 3. Методом йодометрии выяснить в каких именно фруктах содержится наибольшее количество витамина С и, сравнив содержание витамина С в готовых и свежеприготовленных соках, рекомендовать их для употребления. Объект исследования: соки и фрукты. Предмет исследования: витамин С. В ходе работы использовались методы исследования: - теоретический анализ; - анкетирование и анализ полученных анкетных данных; - опытное исследование; - метод наблюдения; Данная работа носит теоретический и прикладной характер, так как были изученные мною свойства витамина С и его воздействие на организм человека. Экспериментальным путём было доказано наличие достаточного количества витамина С в соках отдельных марок и даны рекомендации при выборе самого полезного сока.
Теоретическая часть В составе пищи, которую мы едим, содержатся различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а так же наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета; принимают участие в регуляции обмена веществ, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к заболеваниям. А что же это такое - витамины? Как они были открыты и кем? Слово "витамины" знакомо любому ребёнку. Люди называют аскорбиновую кислоту ласково "аскорбинкой". Они знают, что она содержит необходимый для жизни витамин С. Витамины - это органические соединения, которые необходимы в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организма. Именно с наблюдения за процессом питания подопытных животных и связана история открытия витаминов. В конце XIX века русский учёный Николай Лунин кормил одну группу мышей всеми известными элементами, из которых состоит молоко, по отдельности, а другую поил натуральным коровьим молоком. Мыши из первой группы умирали, и учёный сделал вывод, что цельный продукт содержит какие-то неизвестные, но необходимые для жизни элементы. История открытия витаминов продолжилась, когда, пятнадцать лет спустя, англичанин Уильям Флэтчер, обнаружил возможность излечивать у людей болезнь бери-бери употреблением неочищенного риса. Другой учёный, Фредерик Хопкинс, выдвинул гипотезу, что неочищенный рис, помимо белков, жиров и углеводов, содержит вещество, способное исцелять эту болезнь. В 1911 году, поляк Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде и назвал его "витамин". История открытия витаминов стала началом целой эпохи в развитии медицины и фармакологии. То, что роль витаминов и минералов в жизни организма велика, а их недостаток ведёт к возникновению болезней (цинга, пеллагра, рахит), Функ предположил сразу же после своего открытия. За последующие 30 лет учёными были выделены многие известные сегодня витамины. Лунин продолжил исследовательскую работу. Он стал врачом - педиатром, и в этом качестве приобрёл известность и авторитет, но вклад его в исследования витаминов несомненно велик, поскольку именно он обратил внимание на «незаменимые для питания» вещества. Витамины необычайно важны для человека. И хотя то количество, которое требуется ему ежедневно, совсем невелико, даже незначительный недостаток витаминов уже может привести к нарушениям обмена веществ и даже к заболеваниям. Организм человека не может сам вырабатывать витамины, поэтому необходимо, чтобы они в достаточном количестве поступали в него с питанием. В настоящее время известно 20 витаминов и все они поступают в организм человека с пищей. По способности растворяться витамины разделяются на 2 группы: В соках и фруктах содержатся витамины водорастворимые, причем очень много их в кожуре фруктов. Значение каждого витамина особенно, но все они принимают участие в регуляции обмена веществ, поддержании иммунитета организма.
Витамин А.
Необходим для поддержания зрения, роста, улучшает структуру кожных покровов и регулирует работу нервной системы. Содержится: цитрусовых (лимонах, апельсинах), плодах красного и оранжевого цвета, а так же зеленых частях растений.Витамин С.
Этот витамин помогает бороться с усталостью, сопротивляться инфекциями, но, вопреки широко распространенному мнению, никак не влияет на профилактику гриппа. Содержится: Им богаты фрукты (особенно цитрусовые) и сырые овощи, но при условии, что они СВЕЖИЕ!Витамин D. Участвует в формировании костей и мышц. Содержится: В яичном желтке, печени рыбы, жирной рыбе, масле… и загорая. Витамин Е. Помогает бороться со старением клеток. Содержится: В растительном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле. Витамин К. Позволяет избегать кровотечений. Содержится: В шпинате, капусте, томатах, мясе и клубнике.
Витамин В. Существует 8 витаминов этой группы: -В1. Позволяет предупредить расстройства памяти. Содержится: В цельных зерновых, сухих овощах, мясе (особенно свинине), рыбе, молочных продуктах. - В2. Сохраняет хорошее зрение. Содержится: молочных продуктах, яйцах, зерновых, мясе, грибах, макаронных изделиях и в рыбе.
-В3. В больших дозах понижает содержание холестерина в крови. Содержится: В тунце, лососевых, мясе птицы, лесных орехах.
-В5. Необходим для кожи и волос, стимулирует рост Содержится: В печени, почках, яйце, рыбе и молочных продуктах. -В6. Укрепляет иммунную систему. Содержится: В дрожжах, мясе, рыбе, зерновых, свежих овощах, фруктах (бананах) и молоке. Фрукты и ягоды отличаются прекрасным ароматом, пищевой ценностью и сочностью. Из всех видов плодово-ягодных консервов наиболее полезными для человека являются соки. Они имеют очень высокую пищевую, вкусовую и биологическую ценность: содержат углеводы, витамины, минеральные вещества, ферменты и т. п. Фруктовые соки - это натуральные жидкие пищевые продукты, получаемые из свежих, здоровых, зрелых плодов и ягод. Витамины, минеральные соли, микроэлементы и другие вещества, содержащиеся в плодах и ягодах и, естественно, в их соках,- это те вещества, без которых невозможно нормальное полноценное питание и правильное развитие организма человека. Многие из них оказывают на человека лечебное действие или предупреждают развитие ряда заболеваний. Преимущество сока в том, что все эти полезные вещества очень легко и быстро перевариваются - в течении 15 минут, в то время как переваривание фруктов занимает около 5-6 часов. Поэтому, часто рекомендуются пить сок во время какой-нибудь диеты. Он действует достаточно быстро, улучшает пищеварение. Однако мы не должны забывать о фруктах, так как в отличие от соков они содержат целлюлозу. Целлюлоза является основой хорошего пищеварения, улучшает работу кишечника, и позволяет терять линий вес. Кроме того, фрукты уменьшают вредный эффект разных кислот на зубы. Сок - это не только живительная влага, вкусная и полезная, которую рекомендуется пить по утрам и вечерам. Она имеет свой химический состав: вода, углеводы, органические кислоты.
ВОДА. Составляет от 75 до 90% объема соков в зависимости от их вида, поэтому их калорийность невелика.
УГЛЕВОДЫ. Играют огромную роль в жизнедеятельности организма и являются наиболее важными питательными веществами.
ОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫ содержатся во всех плодах и овощах. Наиболее известными и распространенными являются яблочная, лимонная, винная, щавелевая, янтарная, салициловая и бензойная кислоты. Органические кислоты в сочетании с сахарами и дубильными веществами придают овощам и фруктам специфический сладко-кислый вкус.
Фрукты и соки - это незаменимый источник микроэлементов. Микроэлементы необходимы организму в количествах, гораздо меньших, чем белки и углеводы, но они не менее важны для регуляции обмена веществ, поддержания иммунитета, активности организма. Классификация соков. Существует несколько классификаций соков:
- классификация соков по способу приготовления
- классификация соков по виду тары
- классификация соков по основному составу
Может ли сок заменить фрукты или овощи?
Если принять за норму то, что в день нужно съедать пять порций овощей или фруктов (одна порция это 150-200 граммов), одну порцию (но не больше) можно заменить стаканом сока. Дело в том, что соки промышленного производства, которые можно купить в обычных магазинах, - это продукт, прошедший обработку, в нем снижено содержание витаминов. В этом соки, безусловно, уступают фруктам. С другой стороны, зимой наиболее доступны фрукты и овощи, выращенные в теплицах или привезенные издалека и специально обработанные, чтобы выдержать длительное хранение. По сравнению с ними стакан сока хорошего качества принесет больше пользы.
Исследовательская часть
- Исследование содержания витамина С в соках-нектарах и соках свежих фруктов.
Ход работы: Аптечную настойку йода доводят до цвета крепкого чая. Чтобы присутствие йода было заметнее, можно добавить в раствор йода немного крахмала до получения интенсивной синей окраски. За ней легче следить:
Эксперимент
-
«Определение количества витамина С в соках и нектарах промышленного производства»
Алгоритм - в пробирку налить 1см3 сока. - к исследуемому раствору (яблочному, апельсиновому, мультифруктовому и персиковому соку) по каплям добавлять йод. - количество капель подсчитывать и внимательно следить за изменением цвета раствора. - как только йод окислит всю кислоту, раствор окрасится в синий цвет, так как йод прореагирует с крахмалом. Вывод: чем меньше капель потребовалось, тем большая вероятность, что витамина С в пробе либо очень мало, либо нет совсем.
-
«Определение наличия витамина С в свежевыжатых соках»
В результате исследования я получила следующие данные:
Исследуемый объект
Количество йода
(в каплях)
Наличие витамина С 1. Сок яблочный осветленный
5
+
+ 2. Нектар апельсиновый
10
+
+ 3. Нектар персик
7
+
+ 4. Нектар мультифруктовый
2
+
+ 5. Свежевыжатый сок лимона
16
+
+ 6. Свежевыжатый сок апельсина
13
+
+
Результаты проведенных мною исследований по определению количества витамина С в соках натуральных и нектарах, позволяют сделать следующий вывод: - наибольшее количество витамина С содержится в апельсиновых соках; - в свежих фруктах, лимонах - содержание витамина С почти в 2 раза выше, чем в соках; - содержание витамина С в апельсинах-фруктах гораздо больше, чем в соках. Я предполагаю, что: - съесть фрукт гораздо полезнее, чем выпить сок. - состав соков сбалансирован, согласно требованиям к продукции, поэтому соки - полезный продукт, который должен входить в рацион человека. - соки, которые мы покупаем - это обогащенный витамином С продукт. 2. Социологическое исследование. Исследование количества витамина С в соках свежих фруктов и нектаров подтвердило наше мнение, что большее количество витаминов содержится в свежих фруктах. Я решила познакомиться с мнением учащихся 2 -4 классов. Для того, чтобы выяснить, какие соки и фрукты предпочитают дети нашей школы, я составила анкету. Было опрошено 56 человек. 1.Что вы предпочитаете фрукт или свежевыжатый сок этого фрукта?
фрукты свежевыжатый сок
2. Как часто Вы употребляете свежие фрукты?
каждый день 1 раз в неделю 2 - 3 раза в неделю только летом
3. Каким из перечисленных фруктов вы отдаете предпочтение?
Яблоко персик апельсин лимон виноград груша
4. Какой сок вы предпочитаете?
апельсиновый персиковый яблочный
мультифруктовый виноградный
5. Хотели бы вы узнать какой сок полезнее?
Да мне не интересно
6. Хотели бы вы узнать, как попадает сок в пакеты, а затем на прилавки магазинов?
да мне это не интересно Вывод: Анализ анкет показал, что: - большая часть респондентов предпочитают фрукты чем соки; - все опрошенные знают о пользе соков и фруктов, и выбирают их из - за вкусовых качеств, пользы для организма; - чаще всего это соки яблочный, персиковый, апельсиновый; - фрукты на столе у наших ребят бывают чаще - большая часть респондентов употребляет их еженедельно; - предпочтение отдается яблокам, апельсинам, персик, винограду; - употребляют фрукты, так же как и соки, потому что они полезны и вкусны.
Заключение Согласно результатам исследования наши гипотезы подтвердились - наибольшее количество витамина С содержится в апельсиновых соках; - в свежих фруктах - содержание витамина С почти в 2 раза выше, чем в соках; - содержание витамина С в апельсина, лимонах - фруктах гораздо больше, чем в других фруктах. Что для себя выбирать - соки или фрукты, решает каждый сам. Фрукты содержат необходимую организму клетчатку, пектиновые вещества в большем количестве, чем соки, кроме того, они полезны для здоровья зубов и полости рта. Соки же быстрее усваиваются, приятны на вкус, хорошо утоляют жажду, достаточно питательны. Бесспорно одно - фрукты или соки, как источники витаминов, должны быть в рационе обязательно. Ешьте фрукты, пейте соки и будьте здоровы!
Рекомендации по выбор качественных напитков 1. Если у вас есть выбор - съесть фрукт или выпить сок, не колеблясь, выбирайте первое. Фрукты не только полезны, они еще в какой-то мере утоляют голод. 2. Если нет возможности употреблять свежевыжатый сок - выбирайте тот, что с пониженным содержанием сахара и натрия. 3. Не выбирайте подслащенные или подкисленные соки и фруктовые напитки, как бы широко они ни рекламировались. 4. Всегда обращайте внимание на состав. Чем больше в нем консервантов и прочих "побочных" элементов, тем он вреднее! Собственно, такой напиток вообще можно называть соком весьма условно. 5. Если просто хочется пить, лучше выберите не сок, а бутилированную воду без газа. 6. Полезнее есть фрукты и пить соки за час до или через час после еды - тогда они будут лучше усваиваться желудком.
Литература
1. Самсонова А.Н., Ушева В.Б.Москва, Фруктовые и овощные соки. М., 1976год. 2. Амосов И.М., Бендет Я.А. «Здоровье человека», М., 1984г
3. Железняков Ю .В., Назаренко В .М. «Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии», «Химия в школе», 1999г 8.Кочнев Г.И. «организация проектно-созидатёльной формы обучения», «Химия в школе», 2000г. 4. Интернет - ресурс: maletina-bio.narod.ru/photoalbum.html it-med.ru/library/r/separate_feed.htm farosplus.ru/pitanie_bad/gazeta_15/sok_frukt.htm