- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме: Слова-предметы, слова-действия (1 класс, ПНШ)
Урок русского языка по теме: Слова-предметы, слова-действия (1 класс, ПНШ)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прокопеня Т.Г. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Прокопеня Татьяна Геннадьевна
МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Предмет русский язык Класс 1 Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема Слова-предметы, слова-действия Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями о словах-предметах, словах-действиях, их схематическим изображением; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
Основные термины, понятия
Планируемый результат Предметные умения Слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи. Различение слов-названий предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, слов-названий действий. Формирование умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из 2 слов (слово-предмет, слово-действие).
Личностные УУД:
Смыслообразование:
Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка.
Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний (слова-названия предметов, слова-названия действий).
Регулятивные УУД:
Выполнение пробного учебного действия;
Самоконтроль (ТПО №1), коррекция, оценка.
Познавательные УУД:
Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям.
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, РТ).
Установление связи между словами-названиями предметов и словами-названиями действий, т.е. животными и действиями, которые они выполняют.
Умение использовать знаково-символические средства (модели единиц русского языка). Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Коммуникативные УУД:
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос (при сопоставлении слов-названий предметов со словами-названиями действий), планирование учебного сотрудничества с соседом по парте.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция:
Чуракова Н.А. Русский язык 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс.- М.: Академкнига/Учебник
Технические средства обучения:
компьютер,
медиапроектор.
Интернет:
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный (этап мотивации) Создание эмоционального настроя и атмосферы, подготовка учащихся к работе на уроке Этап целеполагания Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Актуализация опорных знаний и умений Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся через методический инструментарий
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания учащимися нового материала Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Формирование умения применять полученные знания на практике Закрепление нового материала. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать свою работу с образцом. Рефлексия учебной деятельности Подведение итогов деятельности по достижению целей урока. Анализ и оценка успешности достижения цели.
Технология изучения
Этап урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап (создание мотивации)
Регулятивные:
саморегуляция
коммуникативные: учебный диалог учителя с учениками - Кто с работой дружен, Нам сегодня нужен?
- Нужен!
Кто с учёбой дружен, Нам сегодня нужен?
- Нужен!
- Таким ребятам хвала и честь! Такие ребята в классе есть?
- Есть!
-Откройте страницу «Оглавление». Найди номер страницы, на которой нужно открыть учебник. - Проверим, на какой странице вы открыли учебники.
Диалог учителя с детьми.
Дети садятся.
Учащиеся открывают страницу «Оглавление», открывают учебник на нужной странице.
- Страница 14.
Этап целеполагания
Предметные: знать слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи Метапредметные (УУД):
познавательные:
-формировать умение поиска начала урока по условным обозначениям;
-формировать умение использовать знаково-символические средства;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 1.Работа со знаково-символическими средствами учебника. -Прочитайте название главы. Как узнать, где начало урока? Какой это урок по данной теме? - Посмотрите на страницу. Какие понятия вам знакомы? 2. Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. -Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом -помощником. (Повторить)
- О чём хотели бы спросить?
- Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Узнать, научиться)
1. Повторить о словах-предметах и словах -действиях 2.Узнать как схематически обозначаются эти слова. 3. Научиться составлять схемы предложений. Цели появляются на экране.
- Начало урока обозначено голубой вертикальной полосой с бабочкой. - Это первый урок, потому что одно бабочка.
- Нам знакомы понятия слово-предмет, слово-действие.
- Повторить о словах-предметах и словах -действиях.
- Что это за модели? Для чего они нужны?
- Узнать как схематически обозначаются эти слова. - научиться составлять схемы предложений.
Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к введению в новую тему.
Предметные:
-Слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка -С какой цели начнём? 1.Работа в парах: На каждой парте лежит листок с ребусами. Вместе с соседом по парте отгадайте ребусы, распределите слова в 2 столбика Что? Кто? Столб сорока яблоко крот 2.Сличение результата с заданным эталоном (На слайде правильный ответ.) Почему так распределили?
Подберите к словам предметам подходящие по смыслу слова-действия. (Устно) Повторили мы о словах? Достигли первой цели?
- Начнём с первой цели.
Учащиеся, работая в парах разгадывают ребусы и распределяют их в два столбика.
1 столбик - неживые предм 2 ст. - живые предметы
Столб стоит. Сорока летит. Крот роет. Яблоко висит.
- Первой цели достигли.
Открытие нового знания
Предметные:
-умение различать слова-названия предметов, слова-названия действий
- знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, слов-названий действий.
Метапредметные (УУД):
познавательные: -ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; регулятивные: работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные: слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Работа по учебнику: С. 14 интрига ( авторский текст зачитывают подготовленные дети) 1 этап. Выдвижение гипотезы. Прочит слова названия предметов. На какие вопросы они отвечают?.
Прочитайте слова названия действий
На какие вопросы они отвечают? Как мы можем обозначить слово-предмет и слово-действие? 2этап. Формулирование правила. В русском языке, эти слова называют разное и придумал два разных значка. Выберите нужную модель и поместите под вопросы. (Удоски) Какой моделью будем обозначать слова-предметы, слова действия? Узнали как схематически обозначать слова? Достигли цели?
- Следующая цель?
- Учащиеся читают: медведь, дятел, ёж, петух, кот, шмель. Отвечают на вопрос КТО? - Учащиеся читают: рычит, стучит, кукарекает, сопит, фыркает и т.д. Отвечают на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?
Предложения учеников.
- Учащиеся отвечают.
- Цели достигли.
- Научиться составлять схемы предложений.
3 этап. Первичное закрепление.
Работа по учебнику: - Давайте научимся применять новые знания, выполняя задание №4, с.15 из учебника. - Приготовьтесь работать в тетрадях.
- Прочитайте задание.
- Приступим к выполнению. (Использование сигнальных карточек обратной связи: если затрудняюсь-красный) Медведь рычит. Ёж фыркает. По окончании работы составление моделей предложений ( Игра «Живые предложения»). Обсуждение правильности составленных схем (Использование сигнальных карточек обратной связи)
Открывают тетради, записывают число.
- Один ученик читает вслух.
Учащиеся записывают в тетрадь составленные предложения, рядом чертят схемы предложений. - Двое учеников с моделями в руках выстраивают схему первого предложения. Следующие двое - схему второго предложения.
Динамическая пауза
Музыкальная физминутка
Применения нового знания
Предметные: -Формировать умение составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из 2 слов (слово-предмет, слово-действие).
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-осуществлять анализ учебного материала
регулятивные: -отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-осуществлять прогнозирование уровня усвоения знаний.
коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
1. Работа в тетради для самостоятельных работ. - Откройте на стр. 6. Задание № 1. Выполнение разноуровневых заданий. 1уровень Предложения 1,2 2уровень Предложение 3 3уровень Предложения 4,5
Проверка: ключ на слайде. - Проверьте по ключ и сами оцените свою работу.
- Закройте тетради для самостоятельных работ и отложите на край стола.
- Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий уровень, зеленый - уровень средней степени сложности, красный - самый сложный уровень. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его. . Сверяют с ключом, оценивают с помощью «линеечек» Дембо-Рубинштейна
Рефлексия деятельности
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок?
-Какую первую цель мы ставили?
- Какая следующая цель?
- Какая последняя цель нашего урока?
Всё ли у нас получилось? - А теперь с помощью высказываний оцените свою работу.
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы… - Урок окончен.
1. Повторить о словах-предметах и словах -действиях 2.Узнать как схематически обозначаются эти слова. 3. Научиться составлять схемы предложений.
Учащиеся заканчивают предложения.
Список литературы
Чуракова Н.А. Русский язык. 1класс: Учебник, - М.: Академкнига/Учебник.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
С.П. Казачкова, М.С. Умнова. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2012-256с. - (Качество обучения)