Анализ воспитательной работы в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ воспитательной работы МО учителей начальных классов в МАОУ « Средняя школа № №30»за 2013-2014 учебный год В течение 2013-2014 учебного года педагогический коллектив начальной школы работал над проблемной темой в сфере воспитательной деятельности: «Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования». Для более полной реализации проблемной темы, цели были поставлены следующие задачи: - содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка. - создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края; - обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность; - формирование у ребенка сознания собственного «я»; - повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди школьников; Систематическая и планомерная работа по формированию классного коллектива отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Анализ планов воспитательной работы показал, что владением и пониманием технологии воспитательного процесса и умением наметить необходимые меры по повышению эффективности воспитательного процесса, поставить реальные задачи в созвучии с темой школы, обладают все классные руководители. Анализируя работу МО классных руководителей, необходимо отметить, что работа классных руководителей была направлена на реализацию проблемной темы школы. В своей работе учителя стараются следовать следующим принципам:

  • воспитание - это педагогическое управление процессом развития личности ;
  • абсолютной ценностью воспитания является ребенок;
  • личностный подход основывается на том, что каждый ученик универсален; наука воспитания должна подчиняться закономерностям развития природы ребенка;
  • гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность обучающегося, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике;
  • важнейшим элементом культуры является образование;
  • творчество как способ развития человека в культуре; потребность в творческой деятельности - одна из основных в структуре личности. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально
Поскольку основой профессиональных умений педагогов школы являются профессионально-личностные качества классных руководителей, методическое объединение классных руководителей старалось: 1.Изучать достижения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки и практики. 2.Развивать творческий потенциал педагогов. 3.Развивать положительную профессиональную мотивацию учителей и стремление к профессиональному росту. 4.Развивать коммуникативную культуру педагогов. 5.Изучать эффективность использования классными руководителями различных технологий организации внеклассных мероприятий. 6.Формировать рефлексивную культуру педагога. 7. Развивать мировоззрение, профессионально-ценностную ориентацию, убеждения учителя, адекватные задачам развития школы; 8. Развивать устойчивые идейно-нравственные качества личности педагога (воспитанности, человечности, принципиальности, душевной щедрости); 9. Развивать современный диалектический стиль педагогического мышления классного руководителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.; 10. Развивать культуру эмоций учителя, саморегуляцию деятельности; 11.Развивать готовность педагогов к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

На заседаниях МО, которые являются одной из форм повышения уровня профессиональной компетенции педагогов, рассматривались конкретные проблемы развития воспитания: вопросы содержания, вопросы методики и технологии воспитательного процесса, вопросы социального воспитания, психологической службы. Обсуждались следующие вопросы:
  • каким должен быть анализ (самоанализ) работы классного руководителя; чем анализ отличается от отчета о работе;
  • планирование работы классного руководителя: формы и содержание;
  • как организовать классное самоуправление;
  • как сделать классное дело интересным и содержательным;
  • инновации в воспитании;
  • организация социально-психологической помощи детям и родителям;
  • теория и практика личностно-ориентированного воспитания;
  • приобщения родителей к воспитательной работе в классе.
В свою очередь педагоги делились опытом работы на МО классных руководителей, на тематических педсоветах по вопросам воспитательной работы . Классным руководителям приходилось быть организаторами разнообразной деятельности детей: - познавательной, расширяющей кругозор школьников, приобщающей их к чтению, развивающей любознательность, формирующей потребность в образовании, способствующей интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; - трудовой, прививающей навыки самообслуживания, общественно полезного и производительного труда, формирующей уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека; - художественной, развивающей мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениями школьников; - спортивной, пропагандирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела; - общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности; - ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях.
  • Исходя из цели воспитательной работы школы, классные руководители планировали свою работу по различным направлениям: коллективные творческие дела (КТД), патриотическое воспитание, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями.
Основными направлениями работы классных руководителей были: 1. Работа с родителями 2. Развитие творческих способностей учащихся 3. Работа над сплочением классного коллектива 4. Организация дежурства по классу. 5. Организация досуга учащихся. 6. Создание благоприятного микроклимата в классе. 7. Организация коллективных творческих дел. 8. Патриотическая 9. Работа с неблагополучными учащимися и их семьями. 10. Индивидуальная работа с учениками. 11. Формирование культуры общения учащихся. 12. Организация походов, экскурсий, посещения театров, концертов, выставок. 13. Развитие классного самоуправления. 14. Разрешение межличностных конфликтов. 15. Организация воспитывающей и развивающей деятельности. Основной формой работы классных руководителей школы был и остается классный час (в разных формах его проведения), где школьники под ненавязчивым руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе. Для планирования и проведения классных часов педагоги привлекали учащихся, родителей которые помогали определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Классные часы (тематика которых была самой разнообразной: патриотической и духовно - нравственной направленности, экологического воспитания и пропаганды ЗОЖ и т.д.) помогли сплотить классные коллективы, развить коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества. Каждый классный час заканчивался рефлексией коллективной творческой деятельности, которая помогает определить вектор дальнейшего развития. Анализируя работу классных руководителей по следующей схеме: 1. Участие класса в КТД школы: качество подготовки: 2. Участие класса в трудовых делах: уборка территории, организация дежурства. 3. Работа по выполнении плана воспитательной работы. 4. Проведение классных часов. 5. Организация классных КТД., можно отметить работу всех учителей начальных классов. Выводы: В работе МО классных руководителей есть определенные успехи: 1. Эффективнее стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов. 2. Хорошо осуществляется программа адаптации первоклассников. 3. Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал классных руководителей, деятельность которых стала более целенаправленной, системной, личностно - ориентированной. 4. Стали более интересными КТД классов, повысилась степень удовлетворенности детей мероприятиями, проводимыми классными руководителями. 5. Хорошаяя техническая оснащенность даёт возможность все внеклассные мероприятия делать яркими и показательными.

Однако в работе имеются следующие недостатки и проблемы; 1. Требует некоторых изменений роль классных руководителей в организации самоуправления учащихся 2. Требует изменения программа работы с одаренными детьми. 3. Участие детей в различного уровня олимпиадах, конкурсах требует от учителя большой подготовки, а значит, в помощь педагогу необходимо организовать работу с родителями в этом направлении .. 4. Отсутствие возможности повышать свой уровень на курсах переподготовки классных руководителей. Существование этих проблем и недостатков обуславливает потребность в коррекции воспитательной системы в 2014-2015 учебном году. Исходя из анализируемой информации, можно сделать вывод: методическая работа осуществляется на удовлетворительном уровне и органично соединяется с повседневной практикой педагогов, обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации системы повышения квалификации классных руководителей. В ходе работы учащиеся начальных классов активно участвовали в мероприятиях согласно плану работы. «Посвящение первоклассники», спортивный праздник, выставки работ, творческие конкурсы и т.д. в которых активное участие принимали и педагоги, родители В течение года были проведены выставка поделок « Золотая осень»,новогодние утренники, концерт « День семьи». Интерес к участию во внеклассных мероприятиях учителями стимулируется грамотами и призами, которыми награждаются все учащиеся, достигшие успешных показателей в том или ином виде деятельности. 100% учащихся начальных классов принимали активное участие в школьных мероприятиях. Это удалось благодаря правильно спланированной работе, тесному сотрудничеству педагогов и учащихся.Традиционными остаются походы в кино, театр, посещение выставок и концертов. В лучшую сторону изменилось оформление классных комнат. Каждый класс имеет классный уголок. Большая работа проделана коллективом по проблеме формирования духовно-нравственного воспитания личности, способной к социальной адаптации в обществе, творчеству, умеющей действовать в интересах самосовершенствования. В рамках сотрудничества с родителями проводились родительские собрания на темы: «Об ответственности родителей за воспитание детей», «Авторитет родителей в воспитании детей» и т. д. Разработана и ведется работа по программе: «ЗОЖ» (общешкольная программа для 1-11 классов), Разработан план мероприятий по профилактике наркомании, алкоголя и табакокурения несовершеннолетних. На протяжении всего учебного года школа принимала активное участие в общегородских конкурсах, акциях и праздниках с целью: показать результаты работы педагогического коллектива в процессе функционирования воспитательной системы и реализации программы воспитания. Активно участвуют учащиеся начальной школы в программе патриотического воспитания «Мы - россияне» для обучающихся первой ступени обучения образовательных учреждений Петропавловск-Камчатского городского округа .
  • Городская выставка - конкурс художественного творчества, по мотивам русских народных сказок «Что за прелесть эти сказки». (1-2 классы, Кудинова Е.П.,Кускова С. П, Фёдорова И.В., диплом участника)
  • Городской фестиваль - конкурс сказок, легенд, былин и преданий народов России. (2 классы, Кускова С. П, Фёдорова И.В. , диплом III степени)
  • Фольклорный праздник «Русские забавы». (3 классы, Петровская О.В., диплом участника)
  • Интеллектуально - познавательная игра «Свет Руси». (4 классы,Баженова Т.В., диплом участника)
  • Фестиваль - конкурс художественного творчества младших школьников «Пусть всегда будет солнце!» (2 классы, Кускова С. П. , ученица Ендржиевская София, диплом участника,)
в городской программе пропаганды здорового образа жизни «Планета здоровья»
  • городская спортивно-оздоровительная программа «Весёлые старты» (3-4 классы , диплом участника)
  • городская конкурсная программа «Богатырская слобода» для младших школьников (3-4 классы , диплом участника)
  • городская интеллектуально - познавательная игра «Тропа Здоровья!» (4 классы , Баженова Т.В., диплом 1 степени)
Активно участвовали и в других мероприятиях:
  • краевой фестиваль - конкурс искусств « Истоки» ( 3 класс, Кустова С. Н., диплом III степени)
  • конкурс юных фотолюбителей « Жизнь прекрасна» ( 3 класс, Фатеева Л.В., ученик Иванов Никита, диплом участника, ученик Петренко Максим , диплом II степени)
  • краевая акция патриотической направленности « Ветеран», номинация « Поздравительная открытка» (Кудинова Е.П.,Кускова С. П, Фёдорова И.В., Петровская О.В., Баженова Т.В., Рыльникова Т.В., Агафонова Г.Г., диплом III степени)
  • краевая акция патриотической направленности « Ветеран», номинация « Организация поисковой работы» , Рыльникова Т.В.,ученик Максимов Андрей, диплом II степени)
  • конкурс изобразительного и декоративно - прикладного творчества « Огонь - твой друг и враг», 3 класс,Фатеева Л.В., ученик Малышев Андрей, диплом участника)
  • конкурс рисунков по противопожарной таматике( 3 класс,Фатеева Л.В., ученик Лихачёв Семен, диплом участника)
  • региональный этап всероссийского конкурса вокалистов « Звонкие голоса России» (3 класс, Кустова С. Н., диплом участника)
  • фестиваль - конкурс « Песня в солдатской шинели» ( 3 класс, Кустова С. Н., диплом III степени)
  • краевой конкурс для детей и молодёжи « Война и моя семья» (Фёдорова И.В., Петровская О.В., Агафонова Г.Г., дипломы участника)
  • « Школа юных литературных дарований», (Кудинова Е.П., ученик Тропин Андрей, диплом I степени)
  • городской конкурм юных прозаиков , (Кудинова Е.П., диплом лауреата)
  • городской театрализованный конкурс « В стране литературных героев» (Кудинова Е.П., ученица Коротецкая Наталья, диплом III степени)
  • городской конкурс юных иллюстраторов литературных произведений (Кудинова Е.П., ученица Лисенкова Снежана, диплом лауреата)




  • В этом учебном году обучающиеся начальной школы (4 «Б» кл., учитель Баженова Т.В., и 1 « Б» класса, учитель Кудинова Е. П.) приняли участие в школьной конференции «Мы дети XXI века»

Исходя из вышеизложенного классным руководителям рекомендовано: - использовать различные формы и методы воспитательной работы, активизировать работу по вовлечению максимального количества детей внеурочной деятельностью и показать учащимся и их родителям практическую значимость такого рода занятий; - усилить работу по улучшению подготовки учащихся к городским мероприятиям и спортивным соревнованиям.

В 2014 - 2015 учебном году целесообразно решать следующие воспитательные задачи: 1.Продолжить работу по развитию познавательного интереса, учебной мотивации учащихся через функционирование блока дополнительного образования. 2.Продолжить работу по созданию условий для формирования здорового образа жизни учащихся ОУ через оптимизацию учебно-воспитательного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье учащихся, совершенствование системы питания, обеспечение качества занятий физкультурой и проведение внутришкольных, районных, городских спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий. 3.Продолжить работу по созданию условий для достижения оптимального уровня духовно-нравственной воспитанности, гражданской зрелости личности учащихся через реализацию воспитательных программ классов, организацию тесного сотрудничества с семьями, педагогизацию родительского сознания, осуществление мониторинга эффективности воспитательной деятельности ОУ. 4.Продолжить работу по созданию условий для профессиональной деятельности педагогов по реализации воспитательной системы школьного образования, ориентированного на развитие личности учащихся через внедрение современных воспитательных технологий, повышение квалификации и роста профессионального мастерства классных руководителей.

Руководитель МО Баженова Т.В.

© 2010-2022