- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект Хлеб - свему голова
Проект Хлеб - свему голова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова Т.Г. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНОЗЕМЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
город - курорт Железноводск
Проект
Хлеб - всему голова
Выполнили
Ученики 3 «А»
Руководитель:
Волкова Татьяна
Георгиевна
г. Железноводск, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...3
Теоретическое обоснование проекта………………………………………….4
Технология реализации проекта……………………………………………….6
Выводы…………………………………………………………………………..8
Литература……………………………………………………………………….9
Пояснительная записка
Этот проект - о значении хлеба в нашей жизни, его великой ценности, о совестливом, горделивом чувстве, какое испытывает человек, держа в руках хлеб. И о предостережении: у хлеба долгая память, хлеб не прощает неряшливости, безответственного к себе отношения. Качество хлеба - качество всей нашей жизни!
Актуальность проекта:
Очень часто в нашей школе можно увидеть такую картину - хлеб, брошенный на пол или в мусорную корзину. Об этом говорят фотографии на слайде (см. презентацию).
Цель проекта:
Нам хотелось бы изменить подобную ситуацию и сделать так, чтобы ученики нашей школы и класса уважительно стали бы относиться к хлебу.
Задачи проекта:
. провести анкетирование и выяснить, что знают о хлебе одноклассники;
. собрать информацию о хлебе и о том, какой путь он проходит, прежде, чем попасть к нам на стол;
. провести опрос среди обучающихся класса и определить, что больше всего любят ребята из хлебобулочных изделий;
. высчитать, сколько хлеба мы оставляем в столовой и сколько рублей человек тратит в год на хлеб;
. вывести правила бережного обращения с хлебом;
. собрать рецепты блюд из остатков хлеба.
Основополагающий вопрос проекта:
Почему говорят, что «Хлеб - всему голова», «Хлеб - дороже золота и алмаза»?
Проблемные вопросы:
- Что мы называем хлебом?
- Чем полезен хлеб?
- Как выращивают и пекут хлеб?
- Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?
- Как обращаться с хлебом?
- Что делать с остатками хлеба?
Гипотеза:
Хлеб ценится за то, что он дается нам большим трудом, т.к. много людей потрудилось, чтобы на столе у нас всегда был свежий хлеб.
Объект исследования: хлеб
Предмет исследования: «Хлеб - всему голова»
Метод исследования: наблюдение, сравнение, анализ, практический опыт.
Теоретическое обоснование проекта.
«Многим ли, действительно, приходила
в голову мысль, что ломоть хорошо
испеченного пшеничного хлеба
составляет одно из величайших
изобретений человеческого ума…»
( К .А. Тимирязев )
Хлеб - это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов.
В этимологическом словаре указано, что слово »хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса - то. На Руси хлеб называли жито.
Испокон века хлеб был не простой едой. Он являлся показателем благосостояния человека. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, святое чувство. С древних времен на Руси самым большим грехом считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, а еще большим - растоптать эту крошку ногами.
Когда появился хлеб?
Еще 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зерна диких злаков. Сначала их ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким, как каша. Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал египтянин, случайно оставивший на ночь в печи смесь муки и воды. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким.
О пользе хлеба.
1. Хлеб - источник белков, углеводов и витаминов.
2. В нем содержится клетчатка.
3. Это источник минеральных веществ и витаминов.
Это интересно.
За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба!
Хлебное дерево.
Его родиной считается Новая Гвинея. Полинезийцы завезли хлебное дерево на острова Океании. Плоды этого дерева заменяют туземцам хлеб. Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно. Плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть плода начинает бродить, и из нее можно печь хлеб. Одно дерево может прокормить семью из 5 - 6 человек.
Обычаи.
« Хлеб - соль « - это русский обычай, словно символ людской доброты. Хлебом и солью встречают дорогих гостей, новоселов. На свадьбах жениха и невесту угощают хлебом и солью. « Хлеб вам да соль» - так говорят тем, кто ест.
Приметы.
На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно.
Хлеб из рук выпадает - значит, гость спешит.
Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного члена семьи.
Ешь хлеб с плесенью - хорошо плавать будешь.
А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, - значит, был виноват.
Кто потрудился, чтоб каравай на свет родился? (см. презентацию )
Хлеб войны.
В дыму ленинградское небо.
Но горше смертельных ран
Тяжкого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять граммов.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб - всему голова!»
Помните!!!
Хлеб - не просто дар природы,
Хлеб - наш труд, не забывай!
Береги же наш народный
Драгоценный каравай!
У хлеба долгая память, он не прощает неряшливости и безответственного к себе отношения.
Технология реализации проекта
План работы:
1. Теоретическая часть ( сбор информации ):
- Библиотека.
- Интернет.
- Телевидение
2. Практическая часть :
- Анкетирование.
- Опрос одноклассников - «интервью» Что ты больше всего любишь?»
- Взвешивание остатков хлеба после завтрака и обеда, подсчет их стоимости за год.
- Изготовление продуктов деятельности (буклета, презентации )
3. Заключительная часть:
- Выводы.
- Рекомендации.
- Презентация проекта.
Работа над проектом:
Сначала провели заседание класса, на котором уточнили тему проекта, определили цели, разделились на группы и определили задания для каждой группы. В ходе проведения заседания мы сказали, что очень интересно будет:
- узнать историю рождения хлеба ( сколько лет хлебу, где его Родина, из чего делали первый хлеб);
- подобрать стихи, пословицы, загадки о хлебе;
- узнать о профессиях людей, через чьи руки проходит хлеб.
- поговорить о бережном отношении к хлебу;
Были распределены задания:
1 группа - хлеб в устном народном творчестве
2группа - узнать, как хлеб приходит к нам на стол
3 группа - узнать историю рождения хлеба
4 группа - рассказать о бережном отношении к хлебу, узнать какие хлебобулочные изделия больше всего любят ребята нашего класса.
Вместе с учителем, родителями, старшими братьями и сестрами мы стали собирать информацию в сборниках пословиц, использовать Интернет для подборки материала из истории хлеба, подбирать иллюстрации с профессиями людей, провели опрос одноклассников и определили, что больше всего любят ребята из хлебобулочных изделий, провели анкетирование. В опросе приняли участие 22 ученика. Каждый из ребят мог назвать 2 - 3 хлебобулочных изделий. Счетная комиссия вместе с работниками столовой в течении недели каждый день взвешивали кусочки хлеба, которые ребята нашего класса оставляют после обеда и завтрака. Все результаты фиксировали, а затем считали сколько в среднем выходит за учебный год. Мы собрали много интересной информации:
- Толкование понятия «хлеб»
- Когда появился хлеб?
- О пользе хлеба
- Интересные факты
-Хлебное дерево
- Обычаи, связанные с хлебом
- Приметы о хлебе
- Пословицы и поговорки о хлебе
- Стихи о хлебе
- Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился? (иллюстрации в презентации )
Хлеб во время войны:
- Блокада Ленинграда
- « Дневник Тани Савичевой «
Рекомендации:
- Правила бережного отношения к хлебу.
- Что делать с остатками хлеба? (рецепты опубликованы в буклете).
Выводы
В ходе работы над проектом мы поняли, почему говорят, что «Хлеб - всему голова», «Хлеб - дороже золота и алмаза». Потому, что:
1. Хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином.
2. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб.
3. Во время войны хлеб был дороже золота, он мог спасти жизнь человека.
4. Нужно соблюдать правила бережного отношения к хлебу.
А еще мы заметили, что хлеба, брошенного на пол, в классе стало гораздо меньше.
Литература
1. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
2. Автор: Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», « Мозаика - Синтез»,2011г.
3. lmages.yandex.ru/yandsearch