Конспект урока русского языка по теме Имя существительное (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Бугровская СОШ»



Конспект

открытого урока

по русскому языку во 2»а» классе



Тема: « Обобщение знаний

об имени существительном»






Учитель: Казусь Нина Владимировна








2015 год

Конспект открытого урока

по русскому языку во 2»а» классе

Тема: « Обобщение знаний об имени существительном» Цель урока:

  1. На основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени существительного как части речи; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи.
Прогнозируемые результаты: Учащиеся воспроизведут в памяти знания о признаках имени существительного как части речи. Образовательные и развивающие задачи: Дифференцированная работа по развитию творческих и исследовательских навыков
  1. Использование метапредметных категорий.
  2. Вовлечение учеников в процесс самостоятельного поиска.
  3. Систематическая демонстрация того, что знания, полученные на уроке, имеют практическую значимость.
  4. Поддержка мотивации учащихся.
Воспитательные задачи:
  1. Прогнозирование путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Воспитание интереса и внутренней мотивации к учению через игру.
  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  4. Создание психологического комфорта каждому ученику и атмосферы заинтересованности.
  5. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.

  2. Развивать зрительную память, логическое мышление.

  3. Обогащать словарный запас.

Методические задачи:
  1. Объединение и решение образовательных и воспитательных задач через личный интерес ученика и его внутреннюю мотивацию.
  2. Обеспечение яркости, эмоциональности проведения урока, поощрения учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:

  1. Двигательная гимнастика.

  2. Гимнастика для глаз.

  3. Частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы.

  4. Дозирование времени на выполнение заданий.

  5. Создание положительного психологического климата.

  6. Ориентация учащихся на успех.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.


Оборудование и литература: электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; книга В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»; интерактивная доска, учебник по русскому языку для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, «Толковый словарь» Ожегова; орфографические словари, раздаточный материал. Интернет-ресурсы: русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru; Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru;


Ход урока

  1. Организационный этап.
Цель:
  1. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;
  2. воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.
  1. Приветствие.
  2. Организация внимания школьников: сейчас урок русского языка, - наверное, самый трудный и интересный из всех уроков в начальной школе. Не забывайте о посадке!! Ваше здоровье - в ваших руках. Слайд 1
3. Ориентирование на успешность учащихся (психологическая минутка) - Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я как всегда желаю вам хорошего настроения, удачи, радуйте себя и своих родителей хорошими результатами. II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Постановка цели урока. Определение темы урока. Цель:
  1. обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
  2. обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.


  1. Актуализация знаний учащихся
- Как обычно в начале урока мы проводим разминку : интеллектуальную, фонетическую, фразеологическую и др. - Запишите число , классная работа . Проведём фонетическую разминку. Слайд 2 - На ИД записана транскрипция слов , вам необходимо списать её и записать слова буквами. лКонспект урока русского языка по теме Имя существительное (2 класс)Конспект урока русского языка по теме Имя существительное (2 класс)Конспект урока русского языка по теме Имя существительное (2 класс)Конспект урока русского языка по теме Имя существительное (2 класс) э с т - лесть лезть г р у с т - грусть груздь - Сколько слов у вас получилось , давайте проверим . - Как понимаете слово «лесть»? (Толковый словарь В. Даля «.. притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость…) -Что в этих словах общего? (ь-показатель мягкости, звуков меньше , чем букв) - Какое слово лишнее и почему? ( лезть - глагол , а все остальные имена существительные) - Какие слова требуют проверки? (лезть и груздь) - Докажите графически орфограмму. Самооценка участия работы каждого ученика на листах учёта - Вы у меня дети умные, взрослые! Попробуйте определить тему урока и поставьте цель на урок. Внимание!
  1. Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» об имени существительном, не называя эту часть речи.
- какие у вас есть предположения? О чём пойдёт речь на уроке? (об имени существительном). - поставьте цели на сегодняшний урок (закрепление знаний об имени существительном; отработка орфографических навыков)
  1. Мозговой штурм - создание ассоциативного ряда:

- Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное? Коллективный анализ текста, записанного на доске. Слайд 3

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными. "Существительное" - это звучит серьезно. Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное". Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.

- Что представляет собой запись? Докажите, что это текст. Определите его тему. Найдите предложение, выражающее основную мысль.


  1. Лингвистический эксперимент (использование субъектного опыта учащихся):
    • Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний об имени существительном».
Физкультминутка (проводит один из учеников) Цель: 1)обеспечить на уроке сохранение здоровья
  1. Этап проверки понимания изученного:
Цель:
  1. установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы осмысления изученного материала;
  2. воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.
Индивидуальная работа на карточках (2 учащихся) - Самооценка участия работы каждого ученика на листах учёта 2. Работа в парах - Тихо , чтобы не мешать детям , работающим на карточках, читаем вопросы и по очереди отвечаем на них . На ИД движутся вопросы : Слайд 4-5
    1. Что могут обозначать имена существительные?
    2. На какие вопросы отвечают?
    3. К каким именам существительным задаём вопрос кто? Как они называются?
    4. Какие группы слов относятся к собственным именам существительным?
    5. Как называется заглавная буква в именах собственных?
    6. Как изменяются имена существительные?
    7. Какие постоянные признаки есть у имён существительных?
    8. Какие непостоянные признаки есть у имён существительных?
    9. Каким членом предложения может быть имя существительное ?
Взаимооценка работы каждого ученика на листах учёта Проверка индивидуальной работы 2 учеников . Ученики по очереди выходят к доске , рассказывают о выполненном задании, ребята задают им дополнительные вопросы и оценивают их. Физминутка Цель: обеспечить на уроке сохранение здоровья - наши ручки устали, пожалуйста, потрите ладошки, сожмите сильно кулачки;

IV. Этап обобщения и систематизации изученного материала: Цель:

  1. обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала;
  2. обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;
  3. прививать любовь к русскому языку, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества.
    1. Работа в парах .
Найдите несколько вариантов деления имён существительных на группы . сапоги молоко туфля очки Всеволожск Бурёнка берёза гусеница шофёр свёкла Иванов качели Самооценка участия работы каждого ученика на листах учёта

2. Работа с предложением.

- Запишем предложение под диктовку и выполним синтаксический разбор . Пушистая белочка забралась в гнездо сороки. Слайд 6

Разбор предложения коллективный , 1 ученик отвечает у доски .

-Делаем вывод : в предложении имена существительные могут быть подлежащим и второстепенными членами предложения . - Ребята , есть такой фразеологизм «Крутиться как белка в колесе» Слайд 7

-Когда так говорят? (Во фразеологическом словаре говорится «Быть в постоянных хлопотах, заниматься множеством разных дел, суетиться. часто не достигая при этом желаемых результатов»).


    1. Игра: Кто быстрее и правильно расскажет об имени существительном (работа по группам):

Слайд 8

(найдите ошибки - раздаточный материал)

Слива - глагол, кто?, , неодуш., собствен., ед.ч.

Петух - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..

Котёнок - сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.

Фонтанка - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.


V.Информация о домашнем задании: Цель:

  1. обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
  2. прививать любовь к русскому языку и учебному предмету, воспитывать ответственность.
Домашнее задание по выбору : Слайд 9

1 уровень - упражнения в Рабочей тетради с. 33 упр. 70 и 71

2 уровень - написать сочинение "Хвалебное слово имени существительному»

VI. Рефлексия и оценивание. Цель:

  1. дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
  2. инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Слайд 10-11
- Что мы с вами сегодня делали на уроке? Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания вызвали затруднения? Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке? Вы молодцы! Оцените себя за урок в оценочном листе Выставление оценок. Спасибо за урок! Слайд 12















Самоанализ

урока русского языка во 2-м классе.

Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель. На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса. На уроке использовала следующие формы работы: коллективную, работу в группах, работу в парах, индивидуальную работа, дифференцированный подход. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей второго года обучения.

Приложение 1.

Оценочный лист

Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________

Фонетическая разминка

Тема ,

идея текста

Знание правила

Работа

в парах

Работа

над

предложением

Работа

в группе

Калли-графия

Оценка за урок

Я себя

оцениваю

Товарищ

оценивает


Оценочный лист

Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________

Фонетическая разминка

Тема ,

идея текста

Знание правила

Работа

в парах

Работа

над

предложением

Работа

в группе

Калли-графия

Оценка за урок

Я себя

оцениваю

Товарищ

оценивает


Оценочный лист

Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________

Фонетическая разминка

Тема ,

идея текста

Знание правила

Работа

в парах

Работа

над

предложением

Работа

в группе

Калли-графия

Оценка за урок

Я себя

оцениваю

Товарищ

оценивает



Оценочный лист

Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________

Фонетическая разминка

Тема ,

идея текста

Знание правила

Работа

в парах

Работа

над

предложением

Работа

в группе

Калли-графия

Оценка за урок

Я себя

оцениваю

Товарищ

оценивает





Приложение 2.

Карточка 1 .

Соедини фразеологизмы с их значением :

Бежать высунув язык - очень устать.



Длинный язык - достигнуть взаимопонимания.


Как корова языком слизала - заставить замолчать.


Найти общий язык - человек болтун и любит рассказывать чужие секреты.


Наступить на язык - про то что быстро и бесследно исчезло.


Повесить язык на плечо - очень быстро.

-Найди слово , где букв меньше , чем звуков

Карточка 2

Задание № 1

Поставь + в □ рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.

□ слой □ арбуз □ заяц □ кошка

□ голуби □ сдоба □ злой

Задание № 2

Отметь + правильные объяснения.

□ Корабль - образовано от слова «кора».

□ Каменщик - образовано от слова «камень».

□ Дождливый - образовано от слова «дождь».

□ Провод - образовано от слова «вода».








Приложение 3.

Карточка 1

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными.

"Существительное" - это звучит серьезно.

Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное".

Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.

Карточка 1

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными.

"Существительное" - это звучит серьезно.

Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное".

Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.

Карточка 1

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными.

"Существительное" - это звучит серьезно.

Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное".

Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.



Приложение 4.

Найдите ошибки :

Слива - глагол, кто?, , неодуш., собств., ед.ч.

Петух - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..

Котёнок - сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.

Фонтанка - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.

Найдите ошибки :

Слива - глагол, кто?, , неодуш., собств., ед.ч.

Петух - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..

Котёнок - сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.

Фонтанка - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.








Приложение 5. сапоги молоко туфля Бурёнка Всеволожск очки берёза гусеница шофёр свёкла Иванов качели


© 2010-2022