- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Имя существительное (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме Имя существительное (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Казусь Н.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Бугровская СОШ»
Конспект
открытого урока
по русскому языку во 2»а» классе
Тема: « Обобщение знаний
об имени существительном»
Учитель: Казусь Нина Владимировна
2015 год
Конспект открытого урока
по русскому языку во 2»а» классе
Тема: « Обобщение знаний об имени существительном» Цель урока:
- На основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени существительного как части речи; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи.
- Использование метапредметных категорий.
- Вовлечение учеников в процесс самостоятельного поиска.
- Систематическая демонстрация того, что знания, полученные на уроке, имеют практическую значимость.
- Поддержка мотивации учащихся.
- Прогнозирование путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
- Воспитание интереса и внутренней мотивации к учению через игру.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Создание психологического комфорта каждому ученику и атмосферы заинтересованности.
- Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе.
Коррекционно - развивающие:
-
Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.
-
Развивать зрительную память, логическое мышление.
-
Обогащать словарный запас.
- Объединение и решение образовательных и воспитательных задач через личный интерес ученика и его внутреннюю мотивацию.
- Обеспечение яркости, эмоциональности проведения урока, поощрения учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:
-
Двигательная гимнастика.
-
Гимнастика для глаз.
-
Частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы.
-
Дозирование времени на выполнение заданий.
-
Создание положительного психологического климата.
-
Ориентация учащихся на успех.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование и литература: электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; книга В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»; интерактивная доска, учебник по русскому языку для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, «Толковый словарь» Ожегова; орфографические словари, раздаточный материал. Интернет-ресурсы: русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru; Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru;
Ход урока
- Организационный этап.
- психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;
- воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.
- Приветствие.
- Организация внимания школьников: сейчас урок русского языка, - наверное, самый трудный и интересный из всех уроков в начальной школе. Не забывайте о посадке!! Ваше здоровье - в ваших руках. Слайд 1
- обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.
- Актуализация знаний учащихся
- Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» об имени существительном, не называя эту часть речи.
-
Мозговой штурм - создание ассоциативного ряда:
- Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное? Коллективный анализ текста, записанного на доске. Слайд 3
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными. "Существительное" - это звучит серьезно. Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное". Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.
- Что представляет собой запись? Докажите, что это текст. Определите его тему. Найдите предложение, выражающее основную мысль.
- Лингвистический эксперимент (использование субъектного опыта учащихся):
- Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний об имени существительном».
- Этап проверки понимания изученного:
- установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы осмысления изученного материала;
- воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.
-
- Что могут обозначать имена существительные?
- На какие вопросы отвечают?
- К каким именам существительным задаём вопрос кто? Как они называются?
- Какие группы слов относятся к собственным именам существительным?
- Как называется заглавная буква в именах собственных?
- Как изменяются имена существительные?
- Какие постоянные признаки есть у имён существительных?
- Какие непостоянные признаки есть у имён существительных?
- Каким членом предложения может быть имя существительное ?
IV. Этап обобщения и систематизации изученного материала: Цель:
- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;
- прививать любовь к русскому языку, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества.
-
- Работа в парах .
2. Работа с предложением.
- Запишем предложение под диктовку и выполним синтаксический разбор . Пушистая белочка забралась в гнездо сороки. Слайд 6
Разбор предложения коллективный , 1 ученик отвечает у доски .
-Делаем вывод : в предложении имена существительные могут быть подлежащим и второстепенными членами предложения . - Ребята , есть такой фразеологизм «Крутиться как белка в колесе» Слайд 7
-Когда так говорят? (Во фразеологическом словаре говорится «Быть в постоянных хлопотах, заниматься множеством разных дел, суетиться. часто не достигая при этом желаемых результатов»).
-
-
Игра: Кто быстрее и правильно расскажет об имени существительном (работа по группам):
-
(найдите ошибки - раздаточный материал)
Слива - глагол, кто?, , неодуш., собствен., ед.ч.
Петух - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..
Котёнок - сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.
Фонтанка - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.
V.Информация о домашнем задании: Цель:
- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
- прививать любовь к русскому языку и учебному предмету, воспитывать ответственность.
1 уровень - упражнения в Рабочей тетради с. 33 упр. 70 и 71
2 уровень - написать сочинение "Хвалебное слово имени существительному»
VI. Рефлексия и оценивание. Цель:
- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
- инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
- Что мы с вами сегодня делали на уроке? Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания вызвали затруднения? Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке? Вы молодцы! Оцените себя за урок в оценочном листе Выставление оценок. Спасибо за урок! Слайд 12
Самоанализ
урока русского языка во 2-м классе.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель. На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса. На уроке использовала следующие формы работы: коллективную, работу в группах, работу в парах, индивидуальную работа, дифференцированный подход. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей второго года обучения.
Приложение 1.
Оценочный лист
Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________
Фонетическая разминка
Тема ,
идея текста
Знание правила
Работа
в парах
Работа
над
предложением
Работа
в группе
Калли-графия
Оценка за урок
Я себя
оцениваю
Товарищ
оценивает
Оценочный лист
Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________
Фонетическая разминка
Тема ,
идея текста
Знание правила
Работа
в парах
Работа
над
предложением
Работа
в группе
Калли-графия
Оценка за урок
Я себя
оцениваю
Товарищ
оценивает
Оценочный лист
Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________
Фонетическая разминка
Тема ,
идея текста
Знание правила
Работа
в парах
Работа
над
предложением
Работа
в группе
Калли-графия
Оценка за урок
Я себя
оцениваю
Товарищ
оценивает
Оценочный лист
Ф.И.____________________________________________ Дата ______________________
Фонетическая разминка
Тема ,
идея текста
Знание правила
Работа
в парах
Работа
над
предложением
Работа
в группе
Калли-графия
Оценка за урок
Я себя
оцениваю
Товарищ
оценивает
Приложение 2.
Карточка 1 .
Соедини фразеологизмы с их значением :
Бежать высунув язык - очень устать.
Длинный язык - достигнуть взаимопонимания.
Как корова языком слизала - заставить замолчать.
Найти общий язык - человек болтун и любит рассказывать чужие секреты.
Наступить на язык - про то что быстро и бесследно исчезло.
Повесить язык на плечо - очень быстро.
-Найди слово , где букв меньше , чем звуков
Карточка 2
Задание № 1
Поставь + в □ рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.
□ слой □ арбуз □ заяц □ кошка
□ голуби □ сдоба □ злой
Задание № 2
Отметь + правильные объяснения.
□ Корабль - образовано от слова «кора».
□ Каменщик - образовано от слова «камень».
□ Дождливый - образовано от слова «дождь».
□ Провод - образовано от слова «вода».
Приложение 3.
Карточка 1
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными.
"Существительное" - это звучит серьезно.
Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное".
Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.
Карточка 1
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными.
"Существительное" - это звучит серьезно.
Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное".
Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.
Карточка 1
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными.
"Существительное" - это звучит серьезно.
Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей "Хлеб - имя существительное".
Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная.
Приложение 4.
Найдите ошибки :
Слива - глагол, кто?, , неодуш., собств., ед.ч.
Петух - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..
Котёнок - сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.
Фонтанка - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.
Найдите ошибки :
Слива - глагол, кто?, , неодуш., собств., ед.ч.
Петух - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..
Котёнок - сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.
Фонтанка - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.
Приложение 5. сапоги молоко туфля Бурёнка Всеволожск очки берёза гусеница шофёр свёкла Иванов качели