Конспект урока по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Цель:

1)продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени;

2)продолжить выработку каллиграфического письма;

Задачи:

1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; учить определять спряжение глаголов; развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени;

2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.

3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.

Планируемые результаты: ученики научатся писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени.

Оборудование: учебник «Русский язык», автор Т.Г. Рамзаева, 4 кл. 2 часть, памятка алгоритм «Как определить спряжение и написать безударное личное окончание глаголов настоящего времени»; таблички с названиями автобусных остановок; карточки с упражнениями по чистописанию.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

2) формирование мотивации к обучению и познанию

3) формирование уважительного отношения к иному мнению

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Познавательные УУД:

1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи

2) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД:

1)формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

2) формирование умения слушать и вступать в диалог

Ход урока

I. Организационный момент

II. Упражнения по чистописанию

У каждого ученика карточка с материалом по чистописанию: буквы -слоги; буквосочетания типа стр, здр, взг, слова -текст.

Образцы карточек.

Карточка 1

Мы Ве На Это оленнбропл ос олотья

Мы идем по весеннему лесу. Ветер качает ветки осины. На голову, на плечи падают коричневые чешуйки. Это молодые листья осин бросают свои зимние одёжки.

Карточка 2

От Ст Тёп Кап Сол Го Та

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю, нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

(В. Берестов)

Карточка 3

Кл ВЭтВекракл им оло ом вмбествстдр

Клён

В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это дерево с гладким чистым стволом Весёлый клён растёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой.

Карточка 4

Пе подствлвзлоловхмаокплы

Первый раз после зимней тяжёлой шапки дети подставляют свои взлохмаченные головки под тёплый весенний ветерок.

(Тексты карточек выполнены письменно, как показатель красивого и правильного письма.

В текстах подчёркнуты соединения, в которых данный ученик делает ошибки).

III.Актуализация

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - все всё в действие придёт:

Летит ракета. Люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

(В.Кондрашов)

У. О какой части речи говорится в этом отрывке?

Д. О глаголе.

У. Почему?

Д. Глаголы обозначают действия предметов или их состояние.

IV. Работа над темой урока.

У. Сейчас мы отправимся в необыкновенный город Глагольск. Улицы города имеют разные названия: улица Настоящего времени, улица Прошедшего времени, улица Будущего времени, улица I иII спряжения, улица Неопределённой формы. На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях экономии времени каждому из вас достанется «проездной билет» - памятка - алгоритм «Как определить спряжение и написать безударное окончание глаголов настоящего времени»:

1. Поставьте глагол в начальную (неопределённую) форму.

2.Выясните, оканчивается ли он на -ить и не является ли глаголом - исключением.

3. Определите спряжение глагола, так как от спряжения зависит его окончание.

I спряжение II спряжение

Единственное число -ешь - ишь

-ет - ит

- ем - им

- ете- ите

Множественное число -ут (- ют) -ат ( -ят)

У. Перед тем как отправиться в путь, напишем буквы, которые нам понадобятся, вспомним их соединения с другими буквами. Теперь в путь!

Остановка - «Проверяйка».

Проверка домашнего задания (упражнение458).

У. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях? Как вы определите спряжение глаголов? Составьте устно предложение со словосочетанием по вашему выбору. Скажите его.

Остановка -« Вспоминайка».

У. Как по неопределённой форме проверить безударное окончание глаголов настоящего времени?

(Дети читают « проездной билет».)

-Какие окончания у глаголовI спряжения? II спряжения? Назовите глаголы - исключения.

Остановка - «Думайка».

Самостоятельная работа.

Упражнение 461.I вариант -первая и вторая строки, II вариант - третья и четвёртая строки.

Остановка - «Отдохника».

Физкультминутка.

Остановка -«Проверяйка».

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями).

У. На этой остановке случилось непредвиденное. Один из пассажиров потерял «проездной билет», наверное, потому что в самостоятельной работе и бли допущены ошибки. Мы тронемся в путь, если ответим на два дополнительных вопроса (задания).

1.Назовите в упражнении 461 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

2.Проведите письменно фонетический разбор слова вьюга.

Остановка - «Словознайка».

Словарная работа (работа со словарём).

Сверкать - глагол 1 спряжения: сверкаю, сверкаешь, сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать.

Сверкать - сиять ярким, искристым, прерывистым светом.

Синонимы: сиять, светить, блестеть, светиться, гореть, сверкнуть, блеснуть.

Сверкает яркий луч в ночи. (Объясните правописание окончания - ет).

Остановка -«Запоминайка»

Предложения записаны заранее. После прочтения предложения закрываются, и дети пишут по памяти. Проверка - по окончании работы.( Пословицы на слайде)

Кто сеет мир, пожнёт счастье.

Мир строит, война разрушает.

Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

Задания:

1. Объясните смысл пословиц.

2.Докажите правописание безударных окончаний в глаголах.

Остановка - «Поиграйка»

У.В каком глаголе слышится 100 «нет»?

Д. Стонет.

У. Объясните орфограмму. Составьте (устно) предложение с этим глаголом.

Остановка - «Распределяйка».

У.Выпишите глаголы по спряжениям в столбики.

Кто поздно сеет, тот редко веет. Правда и реку остановит. Где строят, там и роют. Скромность украшает человека. Труд кормит, а лень портит. От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Словами поле не засеешь. (Предложения на слайде).

(Ответы на слайде).

I спряжение

II спряжение

сеет

остановит

веет

портит

роют

кормит

украшает

строят

стареешь

молодеешь

(не) засеешь

У. Как распределяли глаголы по спряжениям?

V. Обобщение.

- Итак, что надо сделать (какие действия выполнить), чтобы проверить безударное окончание глагола?

(Дети читают памятку на с. 92 учебника).

Кратко:нужно определить лицо, число глагола --- узнать спряжение по неопределённой форме --- вспомнить окончание глагола, учитывая спряжение, лицо, число.

VI. Итог урока.

У.Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Я благодарю всех вас. Два спряжения глаголов настоящего времени - жители города Глагольска - вами довольны. Ведь вы чаще всего верно определяли безударное окончание у глаголов. Прошу сдать «проездные билеты».

Литература:

  1. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол!» М.: РИО «Самовар», 1995

  2. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика М., 1985

  3. Материалы журнала «Начальная школа».

  4. Рамзаева Т.Г. Учебник по русскому языку, 4 класс.



© 2010-2022