- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермолова Р.М. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.
Цель:
1)продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени;
2)продолжить выработку каллиграфического письма;
Задачи:
1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; учить определять спряжение глаголов; развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени;
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Планируемые результаты: ученики научатся писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени.
Оборудование: учебник «Русский язык», автор Т.Г. Рамзаева, 4 кл. 2 часть, памятка алгоритм «Как определить спряжение и написать безударное личное окончание глаголов настоящего времени»; таблички с названиями автобусных остановок; карточки с упражнениями по чистописанию.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Познавательные УУД:
1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
2) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1)формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
2) формирование умения слушать и вступать в диалог
Ход урока
I. Организационный момент
II. Упражнения по чистописанию
У каждого ученика карточка с материалом по чистописанию: буквы -слоги; буквосочетания типа стр, здр, взг, слова -текст.
Образцы карточек.
Карточка 1
Мы Ве На Это оленнбропл ос олотья
Мы идем по весеннему лесу. Ветер качает ветки осины. На голову, на плечи падают коричневые чешуйки. Это молодые листья осин бросают свои зимние одёжки.
Карточка 2
От Ст Тёп Кап Сол Го Та
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю, нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
(В. Берестов)
Карточка 3
Кл ВЭтВекракл им оло ом вмбествстдр
Клён
В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это дерево с гладким чистым стволом Весёлый клён растёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой.
Карточка 4
Пе подствлвзлоловхмаокплы
Первый раз после зимней тяжёлой шапки дети подставляют свои взлохмаченные головки под тёплый весенний ветерок.
(Тексты карточек выполнены письменно, как показатель красивого и правильного письма.
В текстах подчёркнуты соединения, в которых данный ученик делает ошибки).
III.Актуализация
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - все всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.
(В.Кондрашов)
У. О какой части речи говорится в этом отрывке?
Д. О глаголе.
У. Почему?
Д. Глаголы обозначают действия предметов или их состояние.
IV. Работа над темой урока.
У. Сейчас мы отправимся в необыкновенный город Глагольск. Улицы города имеют разные названия: улица Настоящего времени, улица Прошедшего времени, улица Будущего времени, улица I иII спряжения, улица Неопределённой формы. На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях экономии времени каждому из вас достанется «проездной билет» - памятка - алгоритм «Как определить спряжение и написать безударное окончание глаголов настоящего времени»:
1. Поставьте глагол в начальную (неопределённую) форму.
2.Выясните, оканчивается ли он на -ить и не является ли глаголом - исключением.
3. Определите спряжение глагола, так как от спряжения зависит его окончание.
I спряжение II спряжение
Единственное число -ешь - ишь
-ет - ит
- ем - им
- ете- ите
Множественное число -ут (- ют) -ат ( -ят)
У. Перед тем как отправиться в путь, напишем буквы, которые нам понадобятся, вспомним их соединения с другими буквами. Теперь в путь!
Остановка - «Проверяйка».
Проверка домашнего задания (упражнение458).
У. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях? Как вы определите спряжение глаголов? Составьте устно предложение со словосочетанием по вашему выбору. Скажите его.
Остановка -« Вспоминайка».
У. Как по неопределённой форме проверить безударное окончание глаголов настоящего времени?
(Дети читают « проездной билет».)
-Какие окончания у глаголовI спряжения? II спряжения? Назовите глаголы - исключения.
Остановка - «Думайка».
Самостоятельная работа.
Упражнение 461.I вариант -первая и вторая строки, II вариант - третья и четвёртая строки.
Остановка - «Отдохника».
Физкультминутка.
Остановка -«Проверяйка».
Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями).
У. На этой остановке случилось непредвиденное. Один из пассажиров потерял «проездной билет», наверное, потому что в самостоятельной работе и бли допущены ошибки. Мы тронемся в путь, если ответим на два дополнительных вопроса (задания).
1.Назовите в упражнении 461 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
2.Проведите письменно фонетический разбор слова вьюга.
Остановка - «Словознайка».
Словарная работа (работа со словарём).
Сверкать - глагол 1 спряжения: сверкаю, сверкаешь, сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать.
Сверкать - сиять ярким, искристым, прерывистым светом.
Синонимы: сиять, светить, блестеть, светиться, гореть, сверкнуть, блеснуть.
Сверкает яркий луч в ночи. (Объясните правописание окончания - ет).
Остановка -«Запоминайка»
Предложения записаны заранее. После прочтения предложения закрываются, и дети пишут по памяти. Проверка - по окончании работы.( Пословицы на слайде)
Кто сеет мир, пожнёт счастье.
Мир строит, война разрушает.
Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
Задания:
1. Объясните смысл пословиц.
2.Докажите правописание безударных окончаний в глаголах.
Остановка - «Поиграйка»
У.В каком глаголе слышится 100 «нет»?
Д. Стонет.
У. Объясните орфограмму. Составьте (устно) предложение с этим глаголом.
Остановка - «Распределяйка».
У.Выпишите глаголы по спряжениям в столбики.
Кто поздно сеет, тот редко веет. Правда и реку остановит. Где строят, там и роют. Скромность украшает человека. Труд кормит, а лень портит. От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Словами поле не засеешь. (Предложения на слайде).
(Ответы на слайде).
I спряжение
II спряжение
сеет
остановит
веет
портит
роют
кормит
украшает
строят
стареешь
молодеешь
(не) засеешь
У. Как распределяли глаголы по спряжениям?
V. Обобщение.
- Итак, что надо сделать (какие действия выполнить), чтобы проверить безударное окончание глагола?
(Дети читают памятку на с. 92 учебника).
Кратко:нужно определить лицо, число глагола --- узнать спряжение по неопределённой форме --- вспомнить окончание глагола, учитывая спряжение, лицо, число.
VI. Итог урока.
У.Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Я благодарю всех вас. Два спряжения глаголов настоящего времени - жители города Глагольска - вами довольны. Ведь вы чаще всего верно определяли безударное окончание у глаголов. Прошу сдать «проездные билеты».
Литература:
-
Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол!» М.: РИО «Самовар», 1995
-
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика М., 1985
-
Материалы журнала «Начальная школа».
-
Рамзаева Т.Г. Учебник по русскому языку, 4 класс.