- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по ОРКСЭ
Урок по ОРКСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горшкова Т.Н. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
План - конспект урока
Тема: «Совесть и раскаяние»
1. Автор: Горшкова Татьяна Николаевна
2. МАОУ СОШ №61 г. Узловая Тульской области
3. Учитель начальных классов
4. Курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры».
5. 4 класс.
6. Тема: «Совесть и раскаяние». Урок №10
7. Учебник: А.В. Кураев. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2010г.
8. Цель: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
9. Задачи:
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;
- понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
10. Тип урока: урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
11. Формы работы учащихся:
- фронтальная, индивидуальная, групповая;
- чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;
- выполнение заданий творческой направленности;
12. Техническое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация;
- материалы ЭОР;
- учебная тетрадь.
Ход урока.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Органи-зационный
момент
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры
и затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми.
Учащиеся настраиваются на урок
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат
2. Актуали-
зация зна-
ний
-Человек непохож на животного.
Эти отличия ему подарил Бог.
-Восстановим фразы (слайд 3)
Бог Сам …- и людям Он подарил….
Бог есть …- и людям Он подарил… .
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..
-Проверим! (слайд 4)
-Назовите дары Бога человеку
(разум, свобода, любовь, творчество)
другими словами (слайд 5)
-Подберите эпитеты к слову
«душа».
-Какие из них вам нравятся?
-Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа».
-Как вы понимаете их смысл?
- Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу.
Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь.
Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить.
Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.
-Образ Бога в человеке или
внутренний мир человека или
душа (слайд 6)
-Добрая душа, грешная душа, мятежная душа, красивая душа.
(ответы детей)
-Разговор по душам, душевный покой, душевный разговор, душевные муки
(ответы детей)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
3.Самооп-
ределение к
деятельно-
сти.
-Ваня разделил свои поступки на две группы (слайд 7)
-По какому признаку Ваня разделил свои поступки?
-Почему Ваня это сделал?
-Откройте учебник на стр.36.
Назовите тему нашего урока.
А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия "Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни".
обидел сестренку посадил цветок
позавидовал другу помог маме
опоздал на урок почистил ботинки
-Добрые, хорошие поступки и плохие поступки
- Потому что он задумался о своих поступках и об их последствиях. В нем проснулась совесть.
- «Совесть и раскаяние»
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
3.Постановка
учебной за-
дачи.
-Послушайте отрывок из Евангелие «Отречение Петра» (слайд 8)
-Найдите в рассказе «Отречение Петра» на стр. 37 слова, выделенные жирным шрифтом.
-Почему они выделены в тексте?
-Что обозначают эти слова?
- Кто такой апостол Пётр?
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него?
- Какой грех он совершил?
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? Обоснуйте свой ответ.
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения?
- Про совесть говорят, как про живое существо: "Совесть без зубов, а грызёт". Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?
- Почему голова у человека поникла?
Совесть - это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки "по совести", у нас тогда возникает чувство стыда.
-На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
- Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова "Совесть", а вторая - "Раскаяние". (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере)
- Проверяем работу.
- Так что же такое "Совесть"?
- Что такое "Раскаяние"?
-«Петр заплакал от горького стыда», «В этих слезах обновилась его душа»
- Это главные, ключевые слова.
-В Петре проснулась совесть. Он раскаялся.
-Самый близкий ученик Христа.
-Мученическое, так как он совершил грех.
-Трижды отрёкся от своего учителя, предал его.
-Мучился.
-Совесть
-Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой.
-Ему стыдно.
-Что такое совесть?
Что такое раскаяние?
Работа с книжным словарём и электронным на компьютере.
-Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
-Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке.
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи
4.Работа по теме.
(Групповая работа)
- Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.37-38)
-Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему?
-Растолкуйте эту фразу. Что значит жить в ладу со своей совестью?
-Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?
-Как помочь таким людям, встать на праведный путь.
-На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии.
-Что приходит после искреннего раскаяния?
-«Самое главное в жизни человека - жить в ладу со своей совестью».
(варианты ответов детей)
-Он не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник.
- Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога.
-Первый шаг - согласие человека с протестующим криком своей совести.
-Второй шаг - переворот своих стремлений, исправление своей ошибки.
-Третий шаг - покаянные молитвы к Богу.
-Когда раскаяние искренне, то приходит радость. Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
5.Самостояте
льная работа
с самопроверкой
по эталону
- Какие существуют способы жизни «в ладу со своей совестью», по вашему мнению? (обсудите с соседом)
- Прочитайте «Это интересно» на стр.38 - 39
(варианты ответов детей)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
6.Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Работа с тетрадью.
(задания 1 и 2)
-Восстановим фразы!
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Откройте тетради и поделитесь своими мыслями о понятиях «совесть и «раскаяние».
-Какой главный нравственный урок
извлекли вы из этой темы?
- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, которые я попрошу вас закончить:
- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … .
-Домашнее задание:
-1 ряд:
Напишите свои мысли по иллюстрациям (стр.38)
-2 ряд:
Прочитайте высказывания рубрики "Это интересно". Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39.
-3 ряд:
Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.
-В рабочей тетради выполните задания 3.
(слайд 9)
-На его грех человеку указывает…
совесть.
-Самое главное в жизни человека - быть в ладу… со своей совестью.
-Правильная переоценка своего
поступка - это… раскаяние или покаяние
-Что такое совесть?
-Что такое раскаяние?
-Как жить по совести?
-Самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью.
Регулятивные: делать самостоятельно выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
Рабочая тетрадь. Урок 10
Совесть Задание 1. Как бы ты определил сам для себя - что такое совесть? ______________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Заполни таблицу.
Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.
Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться
Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков. 1. 2. 3. 4.
Рабочая тетрадь. Урок 10
Раскаяние Задание 1. Внимательно посмотри на схему.
Покаяние (Раскаяние)
1. Сожаление о том, что сделано
2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание
3. Твердое решение больше так не поступать
Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Ответь на вопросы.
- Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________
- Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________
Задание 3. Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:
Кто наказал его? Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. - Кто наказал его? - спросила соседка. - Он сам наказал себя, - ответила мама.
1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________