Урок по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по ОРКСЭУрок по ОРКСЭУрок по ОРКСЭУрок по ОРКСЭУрок по ОРКСЭУрок по ОРКСЭУрок по ОРКСЭПлан - конспект урока

Тема: «Совесть и раскаяние»

1. Автор: Горшкова Татьяна Николаевна

2. МАОУ СОШ №61 г. Узловая Тульской области

3. Учитель начальных классов

4. Курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры».

5. 4 класс.

6. Тема: «Совесть и раскаяние». Урок №10

7. Учебник: А.В. Кураев. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2010г.

8. Цель: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

9. Задачи:

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;

- понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

10. Тип урока: урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.

11. Формы работы учащихся:

- фронтальная, индивидуальная, групповая;

- чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

- выполнение заданий творческой направленности;

12. Техническое оборудование:

- мультимедийная установка;

- презентация;

- материалы ЭОР;

- учебная тетрадь.



Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Органи-зационный

момент

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры

и затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми.

Учащиеся настраиваются на урок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат

2. Актуали-

зация зна-

ний

-Человек непохож на животного.
Эти отличия ему подарил Бог.

-Восстановим фразы (слайд 3)

Бог Сам …- и людям Он подарил….
Бог есть …- и людям Он подарил… .
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..

-Проверим! (слайд 4)

-Назовите дары Бога человеку
(разум, свобода, любовь, творчество)
другими словами (слайд 5)

-Подберите эпитеты к слову

«душа».

-Какие из них вам нравятся?

-Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа».


-Как вы понимаете их смысл?

- Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу.
Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь.
Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить.
Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.

-Образ Бога в человеке или
внутренний мир человека или
душа (слайд 6)

-Добрая душа, грешная душа, мятежная душа, красивая душа.

(ответы детей)

-Разговор по душам, душевный покой, душевный разговор, душевные муки

(ответы детей)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

3.Самооп-

ределение к

деятельно-

сти.

-Ваня разделил свои поступки на две группы (слайд 7)

-По какому признаку Ваня разделил свои поступки?

-Почему Ваня это сделал?


-Откройте учебник на стр.36.
Назовите тему нашего урока.

А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия "Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни".

обидел сестренку посадил цветок
позавидовал другу помог маме
опоздал на урок почистил ботинки

-Добрые, хорошие поступки и плохие поступки

- Потому что он задумался о своих поступках и об их последствиях. В нем проснулась совесть.

- «Совесть и раскаяние»


Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

3.Постановка

учебной за-

дачи.

-Послушайте отрывок из Евангелие «Отречение Петра» (слайд 8)

-Найдите в рассказе «Отречение Петра» на стр. 37 слова, выделенные жирным шрифтом.

-Почему они выделены в тексте?

-Что обозначают эти слова?

- Кто такой апостол Пётр?

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него?

- Какой грех он совершил?

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения?

- Про совесть говорят, как про живое существо: "Совесть без зубов, а грызёт". Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?

- Почему голова у человека поникла?

Совесть - это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки "по совести", у нас тогда возникает чувство стыда.

-На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

- Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова "Совесть", а вторая - "Раскаяние". (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере)

- Проверяем работу.

- Так что же такое "Совесть"?

- Что такое "Раскаяние"?

-«Петр заплакал от горького стыда», «В этих слезах обновилась его душа»

- Это главные, ключевые слова.

-В Петре проснулась совесть. Он раскаялся.

-Самый близкий ученик Христа.

-Мученическое, так как он совершил грех.

-Трижды отрёкся от своего учителя, предал его.

-Мучился.

-Совесть



-Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой.

-Ему стыдно.



-Что такое совесть?

Что такое раскаяние?

Работа с книжным словарём и электронным на компьютере.

-Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

-Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке.


Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

4.Работа по теме.

(Групповая работа)
- Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.37-38)
-Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему?

-Растолкуйте эту фразу. Что значит жить в ладу со своей совестью?

-Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?

-Как помочь таким людям, встать на праведный путь.

-На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии.



-Что приходит после искреннего раскаяния?



-«Самое главное в жизни человека - жить в ладу со своей совестью».

(варианты ответов детей)

-Он не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник.

- Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога.

-Первый шаг - согласие человека с протестующим криком своей совести.

-Второй шаг - переворот своих стремлений, исправление своей ошибки.

-Третий шаг - покаянные молитвы к Богу.

-Когда раскаяние искренне, то приходит радость. Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

5.Самостояте

льная работа

с самопроверкой

по эталону

- Какие существуют способы жизни «в ладу со своей совестью», по вашему мнению? (обсудите с соседом)

- Прочитайте «Это интересно» на стр.38 - 39

(варианты ответов детей)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

6.Рефлексия

деятельности

(итог урока)



Работа с тетрадью.

(задания 1 и 2)

-Восстановим фразы!




-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Откройте тетради и поделитесь своими мыслями о понятиях «совесть и «раскаяние».

-Какой главный нравственный урок
извлекли вы из этой темы?

- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, которые я попрошу вас закончить:

- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … .

-Домашнее задание:

-1 ряд:
Напишите свои мысли по иллюстрациям (стр.38)

-2 ряд:

Прочитайте высказывания рубрики "Это интересно". Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39.

-3 ряд:

Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.

-В рабочей тетради выполните задания 3.

(слайд 9)

-На его грех человеку указывает…
совесть.
-Самое главное в жизни человека - быть в ладу… со своей совестью.
-Правильная переоценка своего
поступка - это… раскаяние или покаяние

-Что такое совесть?

-Что такое раскаяние?

-Как жить по совести?

-Самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью.



Регулятивные: делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

Рабочая тетрадь. Урок 10

Совесть Задание 1. Как бы ты определил сам для себя - что такое совесть? ______________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Заполни таблицу.

Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.

Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться









Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков. 1. 2. 3. 4.

Рабочая тетрадь. Урок 10

Раскаяние Задание 1. Внимательно посмотри на схему.

Покаяние (Раскаяние)



1. Сожаление о том, что сделано


2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание


3. Твердое решение больше так не поступать



Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Ответь на вопросы.

  1. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________
  2. Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________

Задание 3. Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:

Кто наказал его? Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. - Кто наказал его? - спросила соседка. - Он сам наказал себя, - ответила мама.
1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022