Доклад» Использование устного народного творчества и казахского фольклора»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елеушева Гульнар Садуакасовна

Учитель начальных классов

Школы гимназии №1

Особенности процесса обучения в условиях 12 летней школы

Мастер-класс: «Использование устного народного творчества и наследия казахского фольклора»

Фольклор - неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю казахского народа.
Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о казахском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.

Понимают этот термин по - разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Три слова - три характеристики, три качества: и устное, народное и творчество.

Устное… Это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно непосредственно общаться с читателем. Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом. Разумеется, теперь текст можно записать на бумагу или магнитную ленту, а исполнение запечатлеть на кинопленку. Но что получится в результате? Примерно то же самое, что дают фотография или кинокадр. А сам человек живет, меняется. Так живет и меняется фольклорное произведение.

Использование на уроке примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.
Проблема фольклора в казахской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни.
В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Мне же представляется весьма ценным фольклорный материал.

За счет фольклора постоянно обогащается литературный и разговорный язык.

Не случайно фольклор широко применяли в обучение детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества.

Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи к изучению грамматической или синтаксической роли нельзя, ибо слово, речь связанны с мышлением, с чувствами.

Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.

«Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героев сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа - все это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

Доклад» Использование устного народного творчества и казахского фольклора»

Пословицы и поговорки казахского народа представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности.

Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.
Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще.

Казахские пословицы:

Оқу - білім бұлағы

Білім - өнер шырағы

Алина

Білім - арзан

Білу - қымбат

Адема

Ғылым - теңіз

Білім - қайық

«Пословица - прекрасное средство для воспитание нравственных чувств у детей, своеобразный моральных кодекс, свод правил поведения.

Знание пословиц и поговорок обогощает детей, делает их более внимательными к слову, к языку. Учитель заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мыслей - большое дело. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.


  1. Под лежачий камень … (и вода не потечет).

  2. Нет друга - ищи, а … (нашел - береги).

  3. Делу время, … (потехе час).

  4. Старый друг … (лучше новых двух).

  5. Корень учения горек, … (да плод его сладок).

  6. Ученье свет, … (а неученье тьма).

  7. Своя ноша … (не тянет).

  8. Сам кашу заварил, … (сам ее и расхлебывай).

Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме - счет. Счетом решали - кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.

Считалка - рифмованный стишок для установления порядка, очереди проведении детской игры.



Санамақ

Бір дегенім - бесік,

Шықтың содан өсіп.

Гаухар

Екі деген - елім,

Далам, тауым, көгім.

Зарина

Үш дегенім ө үміт,

Үміт арттар жігіт.

Инабат

Төрт дегенім - төзім

Төзе білім өзім.

Абдиль

Бес дегенім - бақыт,

Бағалайтын уақыт.



Русский фольклор

Аты - баты, шли солдаты

Аты - баты, на базар.

Аты - баты что купили?

Аты - баты, самовар.

Аты - баты, сколько стоит?

Аты - баты, три рубля.

Аты - баты, он какой?

Аты - баты, золотой.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей!

Потешка, пестушка, прибаутка - небольшие шуточные стихотворения, которые сопровождают игры, движения детей пальчиками, ручками и ножками. Потешка всегда чему - то учит, наставляет детей, пестушка - «нянчит», пестует маленьких детей, а прибаутка напоминает маленькую сказочку.

- Кисонька - мурысонька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька - мурысонька,

Что ты там делала?

Муку молола.

- Кисонька - мурысонька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька - мурысонька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

Из казахского фольклора «Кур, кур, маш»

Большой раздел устного казахского и русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием, основным видом деятельности наших предков.

Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание берёзки (семик),праздник урожая осенью - дожинки (осенины).

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былинки, загадывали загадки.

Многие изученные на уроках чтения и пения песни используются на фольклорных праздниках.

«Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно - обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни - заклинания, песни - просьбы, пожелания.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в удивительный мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их значимость. В. Даль считал, что сказка нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.


  1. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)

  2. Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)

  3. Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобок.)

  4. Кто может позвать словами Ивана Сивку-Бурку? ("Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!")

  5. Чем играл братец Иванушка из сказки"Гуси-лебеди" у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)

  6. Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)

  7. Из какой сказки выражение «Как аукнулось, так и откликнулось»? (Лиса и журавль.)

  8. Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)

  9. Кто выручил из беды Петушка в сказке "Кот, Петух и лиса"? (Кот.)

  10. Чем ловил волк рыбу в сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"? (Хвостом.)

Для того чтобы поддержать интерес учащихся к фольклору инсценируем казахские и русские народные сказки. Таким образом в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей, дети учатся говорить более выразительно глубже выражать свою мысль

Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, мы пришли к выводу о том, что наша роль, как учителя, не только дать младшим школьникам высокий прочный уровень обученности, но и сформировать у них стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Так ориентация на творческую деятельность необходима и в рамках урока, и во внеурочной деятельности.

Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя, готовя к уроку материал облегченного характера.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе.


© 2010-2022