Рабочая программа по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Карелия

Прионежский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заозерская СОШ №10»


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1

«04» сентября 2014 год


Утверждено

Приказ № 15-ОД

от 10.09.2014


Рабочая программа по предмету


Основы религиозных культур и светской этики

(наименование курса)

начальное общее образование

(уровень образования)

1 год

(срок реализации программы)

Никонова Юлия Ивановна

(ФИО учителя, составившего программу)


2014 год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (в плане реализации модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур») является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Заозерская СОШ №10» на 2015-2016 учебный год для 4-го класса.

Основанием для разработки Программы учебного предмета ОРКСЭ являются следующие нормативные документы:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Конституция Российской Федерации;

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков);

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);

  • «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"» (распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р);

  • «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69)

  • «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74);

- Учебный план МОУ «Заозерская СОШ №10» на 2015-2016 учебный год.

Цель учебного курса ОРКСЭ:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ :

1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность; отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

•общая историческая судьба народов России;

•единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Обоснование выбора модуля «Основы светской этики» по учебному предмету ОРКСЭ:

во втором полугодии 3-его класса общеобразовательным учреждением самостоятельно проведен сбор заявлений их родителей (законных представителей) с целью определения образовательных, культурных и религиозных потребностей и перечня модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», предлагаемых для изучения в 2015-2016 учебном году. В результате определено количество групп и наименования модулей для изучения в 4-ом классе. При определении количества групп и составлении расписания для изучения ОРКСЭ учтены образовательная концепция, цели, задачи, традиции наполнения содержания образования и возможности учреждения по организации образовательного процесса.

Выбор модулей по заявлениям родителей (законных представителей) зафиксирован в протоколе родительского собрания 3 класса. В МОУ «Заозерская СОШ № 10» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей определены модули учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры».

Программа курса составлена с учётом обязательного минимума содержания образования и требований к результатам освоения по Основам религиозных культур и светской этики, представленным в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по Основам религиозных культур и светской этики, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года № 69 (далее ГОС НОО), и в соответствии с примерной программой общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», (4-5 классы / Данилюк А.Я. - М.: Просвещение).

Практическая значимость учебного предмета ОРКСЭ:

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал - это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка - все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Рекомендации к домашним заданиям:

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного курса ОРКСЭ:

Учебный курс ОРКСЭ предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме собеседований, анкетирования. Главная задача этого этапа - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Некоторые родители посещали места, о которых идёт речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных к бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям - и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученики выполняют при поддержке и помощи со стороны семьи.

Родители и члены семей учеников обязательно приглашаются на итоговое мероприятие, завершающее курс. Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Родители привлекаются и к внеурочным мероприятиям - организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения - приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики , по месту в учебном плане, и по содержанию дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России. Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Предмет преподается один год в четвертом классе, 1 учебный час в неделю. За год - 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания образования определены на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание (А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010).

«В основе учебно-воспитательного процесса ОРКСЭ лежат базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.»

«В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Показатели

Планируемые результаты образовательной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень Нравственные чувства

Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики

но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения.

Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные

Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России. Нравственная позиция

Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.

При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики.

Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п. Нравственное поведение

В основном выполняет правила нравственного

поведения на основе понимания их необходимости,

проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки.

Всегда выполняет правила нравственного

поведения на основе понимания их необходимости,

проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания

Является образцом нравственного

поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества.

Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем.


Содержание учебного курса


№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

4.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Итого

34











Модуль «Основы православной культуры»

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы - народ России - едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы.

Первый урок второго блока - вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.

Блок 4 - итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно - семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».


Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы - народ России - едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы.

Первый урок второго блока - вводный. На последующих уроках второго и третьего блока учащиеся должны получить целостное

представление о том, что есть общая составляющая в истории мировых религиозных культур. Изучение будет идти через ниже

предлагаемые темы. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители

предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии

России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в

искусстве. Календари религий мира. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к

Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блок 4 - итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно - семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

модуля «Основы мировых религиозных культур»

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

п/п

Наименование разделов и тем


Дата

Всего часов

Вид урока

Решаемые проблемы учеником


Личностные результаты

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

Методы и формы контроля, рефлексии

НРК

Ресурсы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Россия - наша родина

2.09

1

Комбинированный урок

Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Беседа, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Карелия - моя малая Родина

Диск «Основы мировых религиозных культур»

2.

Культура и

религия.

9.09

1

Урок изучения нового материала

Как научиться понимать, что человек создаёт культуру. Как осмыслить о чем говорит религия.

формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия»

тесты на диске «Основы мировых религиозных культур».

3.

Культура и

религия.

16.09

1

Урок изучения нового материала

Как понять какие дары Бог дал человеку. Как осмыслить, что вера в Бога может влиять на поступки людей.

формировать первоначальные понятия о народе, православной вере

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»

4.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

23.09

1

Урок изучения нового материала

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»..

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Древнейшие верования карел. Эпос «Калевала».

Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий».

5.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

30.09

1

Урок изучения нового материала

Как правильно осмыслить кто такие христиане,

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

6.

Священные

Книги религий мира: Веды, Авеста,

Трипитака

7.10

1

Урок изучения нового материала

что такое Библия, что такое Евангелие.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

7.

Священные

книга мира:

Тора, Библия,

Коран

14.10

1

Урок изучения нового материала

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

8.

Хранители

предания в религиях

мир

21.10

1

Комбинированный урок

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира»

9.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

28.10

1

Урок изучения нового материала

Как осмыслить, чем Бог одарил человека. Как понять, что значит - болит душа. Как узнать, что такое образ Божий в человеке.

осознавать ценность человеческой жизни

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

10.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

10.11

1

Комбинированный урок

Как узнать о подсказках совести, как исправить ошибки.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Подготовка рассказа на тему

Самостоятельная работа

11

Человек в

религиозных традициях

мира

18.11

1

Урок изучения нового материала

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

Творческая работа

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

12.

Священные

сооружения.

25.11

1

Комбинированный урок

Как понять, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

Храмы города Петрозаводска.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

13.

Священные

сооружения

2.12

1

Урок изучения нового материала

осознавать ценность человеческой жизни

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

14.

Искусство в

религиозной

культуре

9.12

1

Урок экскурсия

Как узнать, почему икона так необычна. Как понять, зачем изображают невидимое.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

15.

Искусство в

религиозной

культуре

16.12

1

Урок изучения нового материала

Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

16.

Творческие

работы

учащихся

23.12

1

Урок повторения

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности

Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

Использование мультимедийных средств

17.

Презентация

творческих

работ

14.01

1

Урок повторения, итоговый урок

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Защита творческих работ

Презентации творческих работ

18.

История религии

России

21.01

1

Урок изучения нового материала

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

19.

Религии

России

28.01

1

Урок изучения нового материала

20.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

3.02

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым.

осознавать ценность человеческой жизни

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

21.

10.02

1

Урок изучения нового материала

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

22.

Паломничества и святыни

17.02

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, чему радуются святые.

осознавать ценность человеческой жизни

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Диск «Основы мировых религиозных культур»

23.

Праздники и календари

24.02

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что такое религиозные праздники

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Самостоятельная работа с источниками информации

Самостоятельная работа

Диск «Основы мировых религиозных культур»

24.

Праздники и календари

3.03

1

Урок изучения нового материала

осознавать ценность человеческой жизни

Групповая исследовательская работа

Исследование

Краевой диск

25.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

10.03

1

Урок изучения нового материала

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом,

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

17.03

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, почему люди идут в монахи

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Групповая работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

2.04

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Беседа.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

28.

Семья

8.04

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что такое венчание, что означает обручальное кольцо.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Беседа, комментированное чтение

Мини - сочинение

Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск

29.

Долг, свобода, ответственность, труд

16.04

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, какой труд напрасен.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Беседа, комментированное чтение

Диск «Основы мировых религиозных культур»

30.

Любовь и

уважение к

Отечеству.

25.04

1

Комбинированный урок

Как правильно понять, когда война бывает справедливой.

Как правильно понять, что такое подвиг.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Беседа

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

Диск «Основы мировых религиозных культур»

31.

32.

Подготовка

творческих

проектов.

4.05

-

15.05

2

Итоговый урок

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

Использование мультимедийных средств

33.

34.

Презентации

творческих

проектов

2

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности

Защита творческих работ

Презентации творческих работ






















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

модуля «Основы мировых религиозных культур»

комплексного курса «Основы православной культуры»

№ п/п



Наименование разделов и тем



Дата

Всего часов



Вид урока

Решаемые проблемы учеником


Личностные результаты

Основные виды учебной деятельности

(УУД)



Методы и формы

контроля, рефлексии




НРК

Используемые ресурсы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Россия - наша Родина

2.09

1

Комбинированный урок

Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: Отвечать на простые вопросы учителя

К.: Слушать и понимать речь других

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Моя малая родина - Карелия

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1.Учебник ОПК. А.В. Кураев

2

Культура и религия

9.09

1

Урок изучения нового материала

Как научиться понимать, что человек создаёт культуру. Как осмыслить о чем говорит религия.

формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия»

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2. Учебник ОПК. А.В. Кураев

3

Человек и бог в православии

16.09

1

Урок изучения нового материала

Как понять какие дары Бог дал человеку. Как осмыслить, что вера в Бога может влиять на поступки людей.

формировать первоначальные понятия о народе, православной вере

Изучают основы духовной традиции православия Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3. Учебник ОПК. А.В. Кураев

4

Православная молитва

23.09

1

Урок изучения нового материала

Как правильно читать молитвы

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»..

Изучают основы духовной традиции православия

Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4. Учебник ОПК. А.В. Кураев

5

Библия и Евангелие

30.09

1

Урок изучения нового материала

Как правильно осмыслить кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

Дают определение основных понятий православной культуры

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5. Учебник ОПК. А.В. Кураев

6

Проповедь Христа

7.10

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понимать чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 6. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

Урок № 6. Учебник ОПК. А.В. Кураев

7

Христос и Его Крест

14.10

1

Урок изучения нового материала

Как осознать, как Бог стал человеком. Как понять, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Программа комплексного

учебного курса

« Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

Урок № 7. Учебник ОПК. А.В. Кураев

8

Пасха

21.10

1

Комбинированный урок

Как понять, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Исторические и культурные особенности православных праздников в Карелии

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 8. Учебник ОПК. А.В. Кураев.

9.

Православное учение в человеке

28.10

1

Урок изучения нового материала

Как осмыслить, чем Бог одарил человека. Как понять, что значит - болит душа. Как узнать, что такое образ Божий в человеке.

осознавать ценность человеческой жизни

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9. Учебник ОПК. А.В. Кураев

10.

Совесть и раскаяние

10.11

1

Комбинированный урок

Как узнать о подсказках совести, как исправить ошибки.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Самостоятельная работа

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 10. Учебник ОПК. А.В. Кураев

11.

Заповеди.

18.11

1

Урок изучения нового материала

Как определить, какие заповеди даны людям. Как понять что общего у убийства и воровства.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Творческая работа «Продолжить

предложение «Заповеди- это…».

Заполнение таблицы

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 11. Учебник ОПК. А.В. Кураев

12.

Милосердие и сострадание.

25.11

1

Комбинированный урок

Как определить, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры

.Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12. Учебник ОПК. А.В. Кураев

13.

Золотое правило.

2.12

1

Урок изучения нового материала

Как применять главное правило человеческих отношений. Как понять, что такое не осуждение.

осознавать ценность человеческой жизни

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 13. Учебник ОПК. А.В. Кураев

14.

Храм

9.12

1

Урок экскурсия

Как понять, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Р.: высказывать своё предположение.

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Православные храмы Карелии

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14. Учебник ОПК. А.В. Кураев

15.

Икона

16.12

1

Урок изучения нового материала

Как узнать, почему икона так необычна. Как понять, зачем изображают невидимое.

Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Р.: определение общей цели и путей ее достижения

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Программа комплексного учебного

Курса «Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 15. Учебник ОПК. А.В. Кураев

16.

Творческие работы учащихся.

23.12

1

Урок повторения

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности

Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Излагают своё мнение

по поводу значения

православной культуры

в жизни людей, общества.

Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса

П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков

К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 16 Учебник ОПК. А.В. Кураев

17.

Подведение итогов

14.01

1

Урок повторения, итоговый урок

. Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Излагают своё мнение

по поводу значения

православной культуры

в жизни людей, общества.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Презентации творческих работ

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 17. Учебник ОПК. А.В. Кураев

18

Как христианство пришло на Русь

21.01

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что такое Церковь, что такое крещение.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 18 Учебник ОПК. А.В. Кураев

19

Подвиг

28.01

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что такое подвиг.

К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Герои Карельского эпоса

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 19.Книга для учителя.

20

Заповеди блаженств

3.02

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым.

осознавать ценность человеческой жизни

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Самостоятельная работа

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 20. Учебник ОПК. А.В. Кураев

21

Зачем творить добро?

10.02

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, чему радуются святые.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 21 Учебник ОПК. А.В. Кураев

22

Чудо в жизни христианина

17.02

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что такое Святая Троица, христианские добродетели

осознавать ценность человеческой жизни

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: готовность слушать собеседника.

Исследование

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 22 Учебник ОПК. А.В. Кураев

23

Православие о Божьем суде

24.02

1

Урок изучения нового материала

Как правильно видеть в людях Христа. Как понять, почему христиане вверят в бессмертие

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 23. Учебник ОПК. А.В. Кураев

24

Таинство причастия

3.03

1

Урок изучения нового материала

. Как правильно понять, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие.

осознавать ценность человеческой жизни

Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Коллективная рефлексия,

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 24. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

Урок № 24. Учебник ОПК. А.В. Кураев

25

Монастырь

10.03

1

Урок изучения нового материала

. Как правильно понять, почему люди идут в монахи

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Мини - сочинение

Монастыри Карельской земли

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 25. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

Урок № 25. Учебник ОПК. А.В. Кураев

26

Отношение христианина к природе

17.03

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями.

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 26. Учебник ОПК. А.В. Кураев

27

Христианская семья

2.04

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, что такое венчание, что означает обручальное кольцо.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Мини-сочинение

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 27. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

Урок № 27. Учебник ОПК. А.В. Кураев

28

Защита Отечества

8.04

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, когда война бывает справедливой.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

Герои заозерской земли

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 28. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

Урок № 28. Учебник ОПК. А.В. Кураев

29

Христианин в труде

16.04

1

Урок изучения нового материала

Как правильно понять, какой труд напрасен.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 29. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

Учебник ОПК. А.В. Кураев

30

Любовь и уважение к Отечеству

25.04

1

Комбинированный урок

Как правильно понять, что такое первый грех людей.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Герои войн моей малой Родины

Учебное пособие

«Основы

православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 30 Учебник ОПК. А.В. Кураев

31-34

Итоговая презентация проектов обучающихся

4.05

-

15.05

4

Итоговый урок

Как правильно понять, что есть Православие в России.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении

ролей в совместной деятельности.

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

Презентации творческих работ

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Презентации, доклады, сообщения.
















Описание

учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2013.

  5. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы мировых религиозных культур.-4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Беглов А.Л., Е.В. Саплина, Е.С.Токорева, А.А., Ярлыкапов.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.



Материально-техническое обеспечение курса

Для изучения учебного предмета ОРКСЭ используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, мультипроектор, экспозиционный экран.

  • принтер, сканер.

  • экранно-звуковые пособия:

  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • библиотечный фонд:

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса; - словари и энциклопедии .

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки обучающихся с ОВЗ по предмету ОРКСЭ.

Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

усиления духовной направленности изучаемого материала;

опоры на жизненный опыт ребенка;

ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного

предмета, так и между предметами;

необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;

введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.

Роль программы в образовательном маршруте инклюзированного обучающегося с ЗПР заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик сможет:

знать: основные понятия религиозных культур, особенности и традиции религий, описание основных составляющих Священных книг, сооружений, праздников и святынь по предмету «ОРКСЭ» в соответствии с требованиями ФГОС;

освоить общеучебные умения и навыки по предмету ОРКСЭ;

корректно выражать свое мнение по различным вопросам и аргументировано доказывать точку зрения в соответствии с нормами русского литературного языка. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.


© 2010-2022