Программа внеурочной деятельности Истоки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы. Программа «Истоки» по содержанию является гражданско-патриотической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко и программы Гендиной Н.И. «Основы информационной культуры личности» для учащихся 2-го класса, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта. Традиционный школьный курс «Окружающий мир» на дает обучающимся достаточно знаний о родном крае, не позволяет проникнуться чувствами любви к малой родине. Программа «Истоки» дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир» в начальной школе краеведческим материалом, дает возможность восполнить пробелы в знании истории, природы и культурного наследия города Волгограда через формирование информационной культуры детей. Очень важно знание истории семьи, своих предков, происхождение прозвищ, имён, фамилий. Важным представляется сформировать у обучающихся систему поиска краеведческой информации и умения работать с этим. Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС второго поколения. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время ощущается необходимость изучения истории своего народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, как того требует ФГОС. Очень важно с юных лет прививать интерес и уважение к культурно-историческому наследию предков. Всё это натолкнуло меня на мысль разработать программу внеурочной деятельности «Истоки». Считаю, что чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что само содержание курса «Истоки» способствует формированию информационной культуры обучающихся: умению найти необходимую информацию в словарях, каталоге библиотеки, преобразовать и хранить информацию, использую возможности компьютера. В основе преподавания курса «Истоки» лежит проблемно - поисковый метод, обеспечивающий реализацию поставленных задач. При этом используются разнообразные формы обучения: наблюдения, практические работы, работы исследовательского характера, творческие задания. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами, людьми разных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее и имеют теоретическую и практическую направленность. Принципы реализации программы:

  • принцип наглядности;
  • принцип научности;
  • учет возрастных особенностей;
  • принцип результативности;
  • принцип актуальности;
  • принцип межпредметности.
Цель программы - расширить знания учащихся о самом себе, своей семье; дополнить знания об истории и культуре, традициях родного края, страны; пробудить интерес и бережное отношение к историческим и культурным ценностям. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: I. Обучающие:
  • формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;
  • сравнивать, сопоставлять события и факты;
  • расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, окружающего мира;
  • формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;
  • учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
  • осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации.
II. Развивающие:
  • развивать аналитическое мышление, устную речь;
  • формировать умения работы с различными источниками;
  • формировать умение излагать свои мысли.
III. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к жизни родного края через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;
  • воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей города;
  • способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8-9 лет. При реализации программы учителем целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Специфика организации занятий во 2-м классе определяется возрастными особенностями учащихся - младших школьников, предполагает активное использование наглядных средств обучения. Особое внимание должно уделяться созданию условий понимания и усвоения второклассником таких понятий курса «Краеведение», «Информация», «Поиск информации» и др., с учетом того, что данная категория учащихся лишь осваивает учебную деятельность, а навыки чтения пока развиты недостаточно. Сроки реализации образовательной программы. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Формы занятий: беседы, мастерски, игры, соревнования, КВНы, викторины, экскурсии; групповая, парная, индивидуальная деятельность; проектная и игровая деятельность, самостоятельная деятельность. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания и составляет 30% общего времени. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В дополнение к систематическим занятиям кружковцы могут принять участие в творческих конкурсах по гражданско-патриотической тематике. Основными методами на занятиях являются словесные, наглядные, практические: эвристический рассказ, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, игра, работа с краеведческими документами, встречи, моделирование, конкурсы рисунков, инсценированное представление и др. Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут. Ожидаемые результаты освоения программы. Ученик будет знать:
  • историю своей семьи;
  • традиции своей семьи;
  • реликвии своей семьи;
  • роль семьи в истории города;
  • историю своего города.
Ученик будет уметь:
  • собирать краеведческую информацию у членов своей семьи, в библиотеке и электронных энциклопедиях;
  • делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
  • обобщать собранную информацию совместно с педагогом и родителями.
Ученик получит первоначальные навыки выполнения работы исследовательского характера, самостоятельного поиска сведений по определенной тематике. Способы проверки результатов освоения программы: Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников, через их анкетирование, текущий контроль (тест, устный опрос); серию итоговых занятий при изучении каждого блока программы; а также через творческие работы.



Учебно-тематический план

Распределение часов по темам.


п/п



Раздел, тема



Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1 « Я - исследователь»

4



1.1 Информация. Виды информации. Человек и информация.

2

1

1

1.2 Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

2

1

1

2 «Я - это мир»

4



2.1 Тайна моего имени. Творческий мини-проект «Что в имени тебе моём …»

2

1

1

2.2 Погружение в мир своего я.

1

-

1

2.3 Коллаж «Мир моих увлечений». Творческая работа.

1

-

1

3 «Я и моя семья»

8



3.1 Моя фамилия

1

1

-

3.2 Что обозначает слово «генеалогия»? Составление родословного древа семьи.

1

-

1

3.3 Семейные обычаи и традиции.

1

1

-

3.4 Калейдоскоп семейных увлечений.

1

-

1

3.5 «Загляни в бабушкин сундук». Семейные реликвии.

1

-

1

3.6 Много профессий хороших и разных. Профессии в моей семье.

1

0,5

0,5

3.7 Какие семейные обязанности ты выполняешь?

1

-

1

3.8 Создание фамильного герба. Мини-проект.

1

-

1

4 «Я и моя школа»

6



4.1 Родная школа (экскурсия)

1

-

1

4.2 Традиции школы. Законы и заповеди.

1

1

-

4.3 Безопасный и короткий путь домой.

1

-

1

4.4 Что такое сочинение? Порядок работы над сочинением.

1

1

-

4.5 Мастер-класс «Как писать сочинение». Мини-сочинение «Мой класс»

2

-

2

5

«Я и мой город»

7



5.1 Город, в котором я живу. Символика города.

1

1

-

5.2 Улицы моего города. Здесь я живу.

1

1

-

5.3 Заочное путешествие по Волгограду. Памятники и памятные места города.

1

1

-

5.4 Мой любимый уголок в городе.

1

-

1

5.5 Никто не забыт, ничто не забыто! Героические страницы из жизни нашего города.

2

1

1

5.6 Сочинение «Волгоград - город-герой»

1

-

1

6 «Я и моё Отечество»

5



6.1 Я - гражданин России!

1

1

-

6.2 Россия - наша Родина. Символы Российской Федерации.

2

1

1

6.3 Героические страницы истории нашей страны.

1

1

-

6.4 Ключ от города. Итоговая краеведческая игра.

1

1

-


Итого

34

15.5

18.5



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. « Я - исследователь»

Тема 1. 1. Информация. Виды информации. Человек и информация. Содержание материала: Представление об информации. Виды информации по способу восприятия органами чувств (аудиальная, визуальная, обонятельная, вкусовая, тактильная). Человек и информация. Роль компьютера в жизни общества и отдельного человека. Информированность школьника. Представление о документе как материальном носителе информации. Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: использование интернет-ресурсов, раздаточный материал

Тема 1.2. Библиотеки и Интернет как источники

информационных ресурсов общества Содержание материала: Сущность понятий «библиотека», «библиотекарь», «читатель». Знакомство с детской и школьной библиотекой. Медиатека в школе. Структура детской библиотеки: абонемент, читальные залы. Правила пользования библиотекой и библиотечной книгой. Правила поведения в библиотеке. Использование возможностей библиотеки в учебной и познавательной деятельности школьника. Средства самостоятельного выбора книг в библиотеке (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг) Представление о сети Интернет. Электронные ресурсы для младших школьников. Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru» - раздел «Детская литература» lib.rin.ru/main/2nkbop1.html «Образование от RIN.RU» - дошкольное образование - загадки edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873 Детский портал kids.rin.ru/ Детский портал kidsportal.by.ru/ Интернет ресурсы для детей chl.kiev.ua/RUS/Ch_sourr.htm Каталог детских ресурсов Kinder.ru - Искусство и культура - газеты и журналы kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=26 Формы занятий: Беседа. Экскурсия в библиотеку. Работа на индивидуальных ученических нетбуках. Игра. Методическое обеспечение: использование интернет-ресурсов, энциклопедической и краеведческой литературы

Раздел 2. «Я - это мир»

Тема 2.1. Тайна моего имени.

Творческий мини-проект «Что в имени тебе моём …» Содержание материала: Тайна моего имени. Тайна моего характера. Творческий мини-проект «Что в имени тебе моём …» (презентация, доклад, коллаж и др.). Формы занятий: Беседа. Практикум. Методическое обеспечение: использование энциклопедической и краеведческой литературы, раздаточный материал.

Тема 2.2. Погружение в мир своего я. Содержание материала: Кто я? Какой я и каким я должен быть? Учусь жить в гармонии с собой и окружающим миром. Игры на развитие психических процессов. Формы занятий: Беседа. Методика «Незавершенное предложение». Тест «Цветок настроения». Методическое обеспечение: раздаточный материал, тесты, анкеты.

Тема 2.3. Коллаж «Мир моих увлечений». Творческая работа. Содержание материала: Мои интересы и увлечения, занятия в свободное время. Мои коллекции. Мои первые победы и достижения. Мои первые трудности. Изготовление коллажа «Мир моих увлечений» в технике аппликация. Формы занятий: Беседа. Игра. Практикум. Методическое обеспечение: раздаточный материал, шаблоны.

Раздел 3. «Я и моя семья»

Тема 3.1. Моя фамилия. Содержание материала: Что такое семья? Пословицы и поговорки о семье. История моей фамилии. Формы занятий: Беседа. Игра. Методическое обеспечение: использование интернет-ресурсов, энциклопедической и краеведческой литературы, «Словарь фамилий» Е. Глушко и Ю. Медведева, раздаточный материал.

Тема 3.2. Что обозначает слово «генеалогия»?

Составление родословного древа семьи. Содержание материала: Генеалогия. Моя родословная. Оформление семейных альбомов и составление родословного древа семьи. Формы занятий: Беседа. Игра. Практическая работа.

Методическое обеспечение: использование мультимедийной презентации, раздаточный материал

Тема 3.3. Семейные обычаи и традиции. Содержание материала: Традиции моей семьи. Семейные праздники. Оформление подарков членам семьи к праздникам. Формы занятий: Беседа. Игра. Методическое обеспечение: использование энциклопедической и краеведческой литературы.

Тема 3.4. Калейдоскоп семейных увлечений. Содержание материала: Увлечения членов моей семьи. Выставка семейных работ. Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: раздаточный материал

Тема 3.5. «Загляни в бабушкин сундук». Семейные реликвии. Содержание материала: Поколения предков. Живая связь времен. Что хранят старые вещи? Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками. Формы занятий: Беседа. Игра. Викторина.

Методическое обеспечение: использование энциклопедической и краеведческой литературы.

Тема 3.6. Много профессий хороших и разных.

Профессии в моей семье. Содержание материала: Профессии моих родителей. Формы занятий: Беседа. Игра. Методическое обеспечение: использование энциклопедической и краеведческой литературы.

Тема 3. 7. Какие семейные обязанности ты выполняешь? Содержание материала: Представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородство; а настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; настоящий сын или дочь готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, заботятся о своей семье. Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: раздаточный материал

Тема 3. 8. Создание фамильного герба. Мини-проект. Содержание материала: Герб (форма, цвет, символы-предметы). Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: использование энциклопедической и краеведческой литературы, раздаточный материал.

Раздел 4. «Я и моя школа»

Тема 4.1. Родная школа (экскурсия) Содержание материала: История родной школы. Экскурсия по школе, знакомство с ее выпускниками. Что есть в нашей школе? Знакомство детей с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений). Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, её учителями. Знакомство с объектами, расположенными вокруг школы (спортивная площадка парк, мемориальная доска и др.). Библиотечные часы и беседы о правилах поведения в школе. Формы занятий: Беседа. Экскурсия. Методическое обеспечение: раздаточный материал

Тема 4.2. Традиции школы. Законы и заповеди. Содержание материала: Традиции школы. Законы и заповеди. Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: раздаточный материал

Тема 4.3. Безопасный и короткий путь домой. Содержание материала: Мой класс. Правила поведения в классе. Правила поведения на дорогах. Безопасный и короткий путь домой. Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: раздаточный материал

Тема 4.4. Что такое сочинение? Порядок работы над сочинением. Содержание материала: Представление о сочинении как письменном тексте на определенную тему, самостоятельно созданном учащимся. Повествовательное сочинение как сообщение о событиях, которые произошли с автором, известны ему от других или же вымышлены им (созданы в его воображении). Определенная последовательность событий, действий как основная характеристика повествования. Разновидности повествовательных сочинений учащихся: сочинения о пережитом, по воображению (по картине, по данному началу или концу), свободные рассказы, юмористические рассказы и пр. Порядок работы над сочинением: обдумывание, осмысление темы сочинения, составление плана, отражающего последовательность событий, написание текста сочинения. Правила оформления сочинения. Формы занятий: Беседа. Практикум.

Методическое обеспечение: использование опорных схем.

Тема 4.5. Мастер-класс «Как писать сочинение». Мини-сочинение «Мой класс». Содержание материала: Представление о типичной композиции повествовательных сочинений: начало события; его развитие; самый острый момент в развитии события; конец события. Порядок работы над сочинением: обдумывание, осмысление темы сочинения, составление плана, отражающего последовательность событий, написание текста сочинения. Правила оформления сочинения. Формы занятий: Беседа. Практикум.

Методическое обеспечение: использование опорных схем, памяток.

Раздел 5. «Я и мой город»

Тема 5.1. Город, в котором я живу. Символика города. Содержание материала: Мой город Волгоград. Как и где появился наш город. Царицын, Сталинград, Волгоград. Герб города. История герба Волгограда. Формы занятий: Беседа. Игра. Практикум.

Методическое обеспечение: использование ресурсов интернет, раздаточный материал.

Тема 5.2. Улицы моего города. Здесь я живу. Содержание материала: Улицы города. Заочная экскурсия. Формы занятий: Беседа. Игра. Выступления обучающихся.

Методическое обеспечение: использование ресурсов интернет, энциклопедической и краеведческой литературы.

Тема 5.3. Заочное путешествие по Волгограду. Памятники и памятные места города. Содержание материала: Заочная экскурсия. Памятные места города. Известные жители города. Обогащение современного понятия «город» историко-культурным и историческим содержанием. Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: использование ресурсов интернет, энциклопедической и краеведческой литературы.

Тема 5.4. Мой любимый уголок в городе. Содержание материала: Мой любимый уголок в городе. Улицы города, парки и скверы. Планетарий. Театры и цирк. Заочная экскурсия. Формы занятий: Беседа. Игра. Выступления обучающихся.

Методическое обеспечение: использование ресурсов интернет, энциклопедической и краеведческой литературы

Тема 5.5. Никто не забыт, ничто не забыто!

Героические страницы из жизни нашего города. Содержание материала: ВОВ в жизни нашего города. Памятные места города. Известные жители города. Традиции города - героя Волгограда. Формы занятий: Беседа. Выступления обучающихся.

Методическое обеспечение: использование ресурсов интернет, энциклопедической и краеведческой литературы.

Тема 5. 6. Сочинение «Волгоград - город-герой» Содержание материала: Традиции города - героя Волгограда. Памятники культуры и искусства. Достопримечательности. Памятные места города. Сочинение-описание как сообщение с указанием признаков предметов и явлений, отобранных в зависимости от задач высказывания, от замысла пишущего или рассказывающего. Представление о типичной композиции сочинения-описания: 1) часть, в которой передается общее впечатление от описываемого предмета, что-то о нем сообщается; 2) часть, в которой раскрываются признаки предмета. Понятие о структурных схемах описания места («Где → что»); описания предметов («Где → какой?»). Выявление и отбор существенных признаков, характеризующих предмет или явление как важнейший этап подготовки сочинения-описания. Порядок работы над сочинением: обдумывание, осмысление темы сочинения, составление плана, отражающего основные признаки предмета или явления, написание текста сочинения. Понятие о редактировании текста как о процедуре устранения ошибок и обеспечении полноты раскрытия темы, связности, логичности сочинения. Правила оформления сочинения. Формы занятий: Беседа. Практикум. Методическое обеспечение: использование опорных схем, раздаточный материал.

Раздел 6. «Я и моё Отечество».

Тема 6.1. «Я - гражданин России!» Содержание материала: Государство, гражданин, обязанности и права гражданина. Настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Формы занятий: Беседа. Игра. Методическое обеспечение: раздаточный материал.

Тема 6.2. Россия - наша Родина.

Символы Российской Федерации. Содержание материала: Символы России: герб, гимн, флаг. Формы занятий: Беседа. Игра.

Методическое обеспечение: использование ресурсов интернет, раздаточный материал

Тема 6.3. Героические страницы истории нашей страны. Содержание материала: Героические страницы истории России, знакомство с жизнью замечательных людей. Ветераны ВОВ. Подвиги защитников Сталинграда. Формы занятий: Беседа. Методическое обеспечение: использование энциклопедической и краеведческой литературы, раздаточный материал.

Методическое обеспечение Наглядные пособия:

  1. Исторические, географические карты, глобус.
  2. Предметы, представляющие быт семьи. Ее хозяйства, повседневной и праздничной жизни.
  3. Краеведческая и энциклопедическая литература.
  4. Раздаточный материал.
Технические средства обучения: - компьютер, экран; - медиапроектор; - точка доступа Интернет. Учебно-практическое оборудование - аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.















ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).
  2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011
  3. Программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. - Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: 2008.



  1. М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

  2. Л.И. Варанкина Моя родословная.-Курганск, 2001.

  3. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. - М.: РШБА, 2008. - Гл. 3. Раздел 3.2.1. Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 2-го класса.
  4. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-метод. пособие / Под ред. Н.М. Ланковой; руководитель направления Е.Б. Евладова. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.
  5. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  6. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  7. festival.1september.ru/articles/534738/
  8. mon.gov.ru/files/materials/8498/11.05.12-metod.recom.pdf













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п



Раздел, тема






Дата проведения


Кол-во

часов



план



факт

1 « Я - исследователь»

4



1.1 Информация. Виды информации. Человек и информация.

2



1.2 Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

2



2 «Я - это мир»

4



2.1 Тайна моего имени. Творческий мини-проект «Что в имени тебе моём …»

2



2.2 Погружение в мир своего я.

1



2.3 Коллаж «Мир моих увлечений». Творческая работа.

1



3 «Я и моя семья»

8



3.1 Моя фамилия

1



3.2 Что обозначает слово «генеалогия»? Составление родословного древа семьи.

1



3.3 Семейные обычаи и традиции.

1



3.4 Калейдоскоп семейных увлечений.

1



3.5 «Загляни в бабушкин сундук». Семейные реликвии.

1



3.6 Много профессий хороших и разных. Профессии в моей семье.

1



3.7 Какие семейные обязанности ты выполняешь?

1



3.8 Создание фамильного герба. Мини-проект.

1



4 «Я и моя школа»

6



4.1 Родная школа (экскурсия)

1



4.2 Традиции школы. Законы и заповеди.

1



4.3 Безопасный и короткий путь домой.

1



4.4 Что такое сочинение? Порядок работы над сочинением.

1



4.5 Мастер-класс «Как писать сочинение». Мини-сочинение «Мой класс»

2



5

«Я и мой город»

7



5.1 Город, в котором я живу. Символика города.

1



5.2 Улицы моего города. Здесь я живу.

1



5.3 Заочное путешествие по Волгограду. Памятники и памятные места города.

1



5.4 Мой любимый уголок в городе.

1



5.5 Никто не забыт, ничто не забыто! Героические страницы из жизни нашего города.

2



5.6 Сочинение «Волгоград - город-герой»

1



6 «Я и моё Отечество»

5



6.1 Я - гражданин России!

1



6.2 Россия - наша Родина. Символы Российской Федерации.

2



6.3 Героические страницы истории нашей страны.

1



6.4 Ключ от города. Итоговая краеведческая игра.

1




Итого

34






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п



Раздел, тема




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Дата проведения

Кол-во

час

Термины и понятия, которые учащиеся должны уяснить (за-помнить) в процессе изучения разделов.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ



план



факт

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные



  1. « Я - исследователь»

1.1

Информация. Виды информации. Человек и информация.

2

Информация,

виды информации,

компьютер, как источник информации.

Стремление получить новые знания, самоорганизация и самодисциплина, развитие наблюдательности, умения слушать.

Удерживать учебную задачу.

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация).

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



1.2

Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

2

Библиотека, библиотекарь, читатель, интернет.

Стремление получить новые знания, самоорганизация и самодисциплина, развитие наблюдательности, умения слушать.

Удерживать учебную задачу.

Выбирать источник информации в соответствии с учебной задачей или реальной ситуацией.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



  1. «Я - это мир»

2.1

Тайна моего имени. Творческий мини-проект «Что в имени тебе моём …»

2

Имя.

Осознание себя как уникальной, неповторимой личности, части общества.

Понимать учебную задачу урока, выполнять действия под руководством учителя.

Выбирать источник информации в соответствии с учебной задачей или реальной ситуацией.

Овладение монологической речью.



2.2

Погружение в мир своего я.

1

Характер, личность.

Формирование умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Удерживать учебную задачу.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного - двух предложений.



2.3

Коллаж «Мир моих увлечений». Творческая работа.

1

Интересы, занятия, коллаж.

Осознание себя как уникальной, неповторимой личности, части общества.

Под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Выявлять признаки сходства и различия, находить общее и особенное.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



  1. «Я и моя семья»

3.1

Моя фамилия

1

Семья, фамилия.

Осознание себя как уникальной, неповторимой личности, части общества.

Удерживать учебную задачу.

Выявлять признаки сходства и различия, находить общее и особенное.

Овладение монологической речью.



3.2

Что обозначает слово «генеалогия»?

Составление родословного древа семьи.

1

Род, родословная, предки, дедушка, бабушка, прадедушка, прабабушка.

Осознание себя как уникальной, неповторимой личности, части общества.

Понимать учебную задачу урока, выполнять действия под руководством учителя.

Выбирать источник информации в соответствии с учебной задачей или реальной ситуацией.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



3.3

Семейные обычаи и традиции.

1

Семья, традиции, обычаи.

Чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Удерживать учебную задачу.

Выявлять признаки сходства и различия, находить общее и особенное.

Формулировать вопросы, вести диалог с одно-классником.



3.4

Калейдоскоп семейных увлечений.

1

Интересы, увлечения,

Коллекция.

Чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких; развитие этических чувств, доброжелательности

Удерживать учебную задачу.

Выявлять признаки сходства и различия, находить общее и особенное.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



3.5

«Загляни в бабушкин сундук». Семейные реликвии.

1

Реликвия, предки.

Чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других членов семьи.

Удерживать учебную задачу.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Овладение монологической речью.



3.6

Много профессий хороших и разных. Профессии в моей семье.

1

Профессия.

Формирование внутренней позиции школьника, развитие системы ценностных ориентаций.

Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация).

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



3.7

Какие семейные обязанности ты выполняешь?

1

Обязанности, права.

Самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль

Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Принимать участие в игровом моделировании



3.8

Создание фамильного герба. Мини-проект.

1

Герб.

Осознание себя как уникальной, неповторимой личности, части общества.

Соблюдать дисциплину. Умение удерживать учебную задачу.

Выявлять признаки сходства и различия, находить общее и особенное.

Овладение монологической речью.



  1. «Я и моя школа»

4.1

Родная школа (экскурсия)

1

Школа, правила поведения в школе.

Формирование внутренней позиции школьника, развитие системы ценностных ориентаций.

Соблюдать дисциплину.

Самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.



4.2

Традиции школы. Законы и заповеди.

1

Школа, правила поведения в школе.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Удерживать учебную задачу.

Самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль

Умение объяснять правила и приводить примеры.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



4.3

Безопасный и короткий путь домой.

1

Безопасность, правила поведения.

Самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль

Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация).

Решать учебные задачи в малых группах сотрудничества.



4.4

Что такое сочинение? Порядок работы над сочинением.

1

Сочинение, виды текста, части текста.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



4.5

Мастер-класс «Как писать сочинение». Мини-сочинение «Мой класс»

2

Сочинение, виды текста, части текста.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Элементы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



  1. «Я и мой город»

5.1

Город, в котором я живу.

Символика города.

1

Город, герб.

Формирование внутренней позиции школьника, развитие системы ценностных ориентаций.

Удерживать учебную задачу.

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация).

Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного - двух предложений.



5.2

Улицы моего города. Здесь я живу.

1

Улица, город.

Формирование внутренней позиции школьника, развитие системы ценностных ориентаций.

Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

Выбирать источник информации в соответствии с учебной задачей или реальной ситуацией.

Овладение монологической речью.



5.3

Заочное путешествие по Волгограду.

Памятники и памятные места города.

1

Памятник, город.

Формирование положительной мотивации учебной деятельности, любознательности, интереса к новому содержанию и способам решения проблем.

Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Овладение монологической речью.



5.4

Мой любимый уголок в городе.

1

Город, улицы, парки, планетарий.

Осознание себя как уникальной, неповторимой личности, части общества.

Удерживать учебную задачу.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



5.5

Никто не забыт, ничто не забыто! Героические страницы из жизни нашего города.

2

Город-герой, памятник, ВОВ, ветераны.

Формирование внутренней позиции школьника, развитие системы ценностных ориентаций.

Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

Устанавливать причинно-следственные связи. Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного - двух предложений.



5.6

Сочинение «Волгоград - город-герой»

1

Сочинение, виды текста.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Понимать учебную задачу урока, выполнять действия под руководством учителя.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.



  1. «Я и моё Отечество»

6.1

Я - гражданин России!

1

Государство, гражданин, Обязанности и права гражданина, Отечество.

Формирование внутренней позиции школьника, развитие системы ценностных ориентаций.

Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация).

Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного - двух предложений.



6.2

Россия - наша Родина.

Символы Российской Федерации.

2

Россия, символы страны: герб, флаг, гимн.

Формирование внутренней позиции школьника, развитие системы ценностных ориентаций.

Использовать элементы познавательной и личностной рефлексии.

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация).

Уметь сотрудничать в поиске и представлении информации



6.3

Героические страницы истории нашей страны.

1

Россия, история, ВОВ, ветераны.

Формирование положительной мотивации учебной деятельности, любознательности, интереса к новому содержанию и способам решения проблем.

Удерживать учебную задачу.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного - двух предложений.



6.4

Ключ от города. Итоговая краеведческая игра.

1

Формирование положительной мотивации учебной деятельности, любознательности, интереса к новому содержанию и способам решения проблем.

Использовать элементы познавательной и личностной рефлексии.

Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Принимать участие в игровом моделировании.




Итого

34






18



© 2010-2022