Статья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Лариса Владимировна Горяинова,

учитель начальных классов,

КГБС(К)ОУ «Михайловская специальная(коррекционная)

общеобразовательная школа интернат VIII вида»,

село Михайловское, Алтайского края.

Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования.


Как дать сыну или дочери качественное образование? Этот вопрос рано или поздно задают себе все родители. Мамы и папы особых детей не исключение - ведь учиться необходимо любому человеку. В настоящее время система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья находится в состоянии активного обсуждения. Классы инклюзивного обучения открываются в общеобразовательных учреждениях с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Исходя из своего опыта работы в обычной общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе - интернате VIII вида, могу подтвердить психологическое исследование Е.В Гурьянова, посвящённое формированию графомоторных навыков в начальных классах, что и для нормально развивающихся детей и для детей с ограниченными образовательными способностями усвоение этих навыков составляет большую сложность. Занятия по формированию графического навыка проводится в течение четырёх лет обучения. Как показывает практика, дети нуждаются в регулярной и систематической работе по формированию графического навыка и индивидуального каллиграфического почерка. У многих ребят младшего школьного возраста сравнительно часто наблюдаются нарушения моторной сферы. Причиной трудностей, возникающей при овладении техникой письма, часто кроится в расстройствах или недостатках координации соответствующих движений мелких мышц, в недоразвитии мышц пальцев, в неустойчивости всей кисти руки и т.п. Нарушения моторики особенно резко обнаруживаются у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, страдающих параличами. Но даже тогда, когда у детей нет особо резких двигательных нарушений, они пишут буквы с большим напряжением. Из своих наблюдений, могу отметить, что на уроках в 1 классе часто можно увидеть то, что при письме у учеников приходят в движение не только пальцы рук, но и плечи, голова, а у некоторых и язык. Соответственно быстро наступает утомление. Темп работы замедляется. В начертаниях букв наблюдаются ошибки. Развивая графомоторные навыки у учащихся младших классов, нужно опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей, хорошо знать их способности, отклонения в моторике. Это даёт возможность правильно организовать работу с учениками, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям. Уже начиная с начала учебного года, осуществляется работа по развитию графомоторных навыков у обучающихся в 1 классе. Для того, чтобы обучающиеся достигли лучших результатов, учитель должен использовать самые разнообразные формы организации обучения, различные способы взаимодействия учащихся в процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в группах. Многолетний педагогический стаж, наблюдения дали возможность выработать свои вспомогательные приёмы и формы в развитии графомоторных навыков и обучению письму, которые привлекают внимание ученика, вызывают интерес к заданиям, письму, делают обучение разнообразным. Для развития мелкой моторики пальцев рук использую дощечки, на которые прикреплены пробки различного цвета, пуговицы, фишки. Ребята, по просьбе учителя выполняют задания.

Статья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образованияСтатья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования В пропедевтический период обучения широко использовала тренажёр Воскобовича, который изготовила сама и назвала «Волшебные резинки». В руках ребят они на самом деле становятся волшебными, но не сразу. Сначала ребята работают по схемам - таблицам, затем у них без посторонней помощи получаются различные фигуры, предметы. При изучении букв на уроках обучения грамоте сами дети с помощью резинок получают изучаемую букву. Статья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образованияСтатья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования Следующий этап моей работы, это подбор упражнений коррекционной гимнастики с предметами и без предметов.
Статья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образованияСтатья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования Далее работа с наждачной бумагой. Статья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования Прописывание букв и стирание их указательным пальчиком ведущей руки. Уже в пропедевтическом периоде начинаем изучать элементы букв. К началу изучения букв, дети практически знают и называют элементы. Для этого я использую в своей работе элементы букв, вырезанные из картона. Анализ форм букв может осуществляться по-разному. Мы с обучающимися (коллективно или индивидуально) анализировали форму буквы, раскладывая её на составляющие, выделяем элементы. Каждый обучающийся составляет букву на своём рабочем столе, использую нужные элементы букв. Статья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образованияСтатья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования Мы знаем, что кистевые мышцы играют важную роль в повседневной жизни ребёнка, и что говорить о развитии графомоторных навыков. Для стимуляции запястья я использую специальные приспособления «фиксаторы для кистевых мышц». Ребята пользуются ими в течение всех уроков. Статья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образованияСтатья Развитие графомоторных навыков на уроках в условиях инклюзивного образования Считаю, что в работе должен соблюдаться принцип последовательности, постепенности и умеренности нагрузки, чередуя нагрузку с релаксационными упражнениями и играми. А самое главное, упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие. Таким образом, в процессе проделанной работы у детей совершенствуется зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, дети более свободно и уверенно пользуются карандашом, ручкой меньше трудностей испытывают при работе с ножницами, на уроках письма, улучшается память, внимание, мышление, речь. Литература: 1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителей. - Москва «Просвещение», 1987. 124с. 2. Жукова В.Е., Саночкина Н.Н., Шумкова Н.М.,Упоров Д.В. Организация и содержание коррекционных занятий по чистописанию в начальной школе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида: практическое пособие. - Красноярск, 2011. 80с. 3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Просвещение, 1984. - 224с. АПРЕЛЬ, 2013Г.






















© 2010-2022