Конспект урока русского языка на тему: Местоимение. 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»





Открытый урок по русскому языку

на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи».







Учитель: Нестерова Ирина Ивановна


4 Б класс. Тема урока: «Личные местоимения. Роль местоимений в предложении». Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок- экскурсия в зимний лес. Цели и задачи урока для учителя: создать положительную мотивацию; формирование умения замены существительных местоимениями; для обучающихся: знать: что такое местоимение; познакомить с ролью местоимений в речи; Уметь: находить местоимения и определять их лицо , число, падеж; Обучающая цель: прочное усвоение программного материала. Развивающая цель: развитие умений и навыков обучающихся в правописании и употреблении в речи личных местоимений. Воспитывающая цель: воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание любви к родному краю. Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися морфологических признаков местоимений). Ведущий принцип: доступности, научности, наглядности. Подход: личностно - ориентированный. Технология: игровая, элементы разноуровневой дифференциации. Нетрадиционные методы: видеофрагмент, презентация Оборудование урока: иллюстрации, использование ТСО: компьютер , проектор.





Ход урока. 1. Оргмомент. 2. Формирование мотивации к изучению темы. Учитель: Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония: Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний, древнеримский писатель Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания вам пригодятся в жизни.) 3. Объявление темы и целей урока. Итак, мы подошли к теме нашего урока. Прочитайте её, пожалуйста, она показана на экране. Целеполагание: сегодня мы с вами будем учиться находить местоимения и определять у них лицо, число и падеж. 4. Актуализация знаний. Прочитайте стихотворение на экране. Я, ты, он, она- Вместе целая страна. Вместе - дружная семья. В слове мы - сто тысяч я. - О ком идет речь? -Назовите местоимения. - Как понимаете «В слове мы - сто тысяч я» ? Местоимение- это важная часть речи. Она не обозначает предмета, но указывает на него 5. Изучение нового материала. Цель: учить находить местоимения; Определять число местоимений; Запоминать местоимения; мыслить логически. Мы, они, под, а, ты, и, в, о, я, он, без, вы, но, она, к, оно- слова на доске -на какие группы можно разделить слова? (предлоги, союзы, местоимения) -выпишите местоимения; (мы, они, ты, вы, он, она, я, оно, они) -Это личные местоимения. Все местоимения указывают на предмет, не называя его. - На какие две группы можно разделить эти местоимения? - я, ты, он, она, оно, -мы, вы, они -Значит , что можно определить у местоимения? (число) Местоимение- удивительная часть речи. Она похожа на существительное ( изменяется по числам и падежам) , но имеет собственное ЛИЦО; Личные местоимения: Лицо Ед. число Мн. число 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо Он, она, оно они

-Посмотрите внимательно на таблицу, (она у каждого личная) -На что указывают местоимения 3 лица , ед. числа? (род) -Правильно, род можно определить только у местоимений 3 лица , ед. числа. 6. Выполнение заданий. 1. Первичное закрепление -Сегодня на уроке мы все вместе отправимся в зимний лес Посмотрите, как в нем красиво: (видеофрагмент) - Кого вы видели в лесу? Замените существительные местоимениями: Воробей- он, дерево - оно, синица- она, зима- она, ветка- она, солнце- оно. Вывод: -Что такое местоимения? -На что указывает местоимение? 2.Работа по учебнику -Прочитайте правило на странице 28; -Что такое местоимение? -Назовите местоимения множественного числа Задание 3 . Повторение словарных слов. Мы с вами в зимнем лесу, где встретили зимние слова: - Спишите слова, вставив пропущенные буквы, рядом запишите местоимение. В..р..бей, в..рона, сн…гирь, к…ньки, б…реза, обл…ко. - Какой частью речи являются все эти слова? -Можно ли их заменить местоимениями? Вывод: значит ,местоимение может заменять существительное. Вместо - имени существительного. -Назовите местоимение во множественном числе ( коньки- они) -можно это слово употреблять в форме единственного числа? ( нет) Физкультпауза. Релаксация: Мы в зимнем лесу. Вокруг тишина. Слышен стук дятла … вот звонко затренькала синичка… Задание 4 Морфологический разбор местоимения , как части речи: -У вас на столе порядок морфологического разбора местоимения. Его вы видите на экране: 1. Часть речи; 2. Нач. форма ( И.п.) 3. Неизменяемые признаки: (лицо) 4 Изменяемые признаки (число, падеж, род- если это 3 лицо, ед. число) 5. Член предложения; За то , друзья , мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она. - Перед вами предложение, прочитайте его; - Назовите личные местоимения; - Сделать морфологический разбор местоимений по плану: (с комментированием у доски) Мы- мест., 2. н.ф. мы 3.Н. пр.,- 1лицо; 4. Изм.п.-(в И.п., в мн.ч.,) 5. подлежащее Задание 5 ( по вариантам) -Выписать из текста местоимения, указать у них лицо, число, падеж: 1 в.-Как, милый петушок, поёшь, ты громко, важно! 2в.-А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь. Вывод: (Фронтальный опрос) -Что такое местоимение? -Что можно определить только у местоимения? -Назовите местоимения 1, 2, 3 лица; -Просклоняйте местоимение он, она; Самопроверка по интерактивной доске: 1в Ты-мест, 2 н.ф.- ты; 3.Н.п.,-2лицо 4.Изм.пр- в ед.ч., в и.п) 5 подлежащее Задание 6. Творческое. Озаглавить текст. Списать с доски и продолжить его несколькими предложениями, используя местоимения : Мы в зимнем лесу. Вокруг тишина. Слышен стук дятла . ….. Вот звонко затренькала синичка. …… 7. Подведение итогов. Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Какую новую часть речи узнали? Чему мы научились? 8. Домашнее задание: стр 30 упр 8



























Самоанализ урока.

Учитель: Нестерова И.И.

Класс: 4 «Б»

Предмет: «Русский язык»

Тема : «Личные местоимения. Роль местоимений в предложении.»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Преподавание русского языка в 4 классе ведется по учебнику Зеленина , 5 часов в неделю. Тема «Личные местоимения» идет после изучения тем «Имя существительное» и «Имя прилагательное». Тема очень важна, т.к. после данной темы начинаем изучать «Глагол», спряжение которого полностью зависит от лица местоимения.

Анализируемый урок первый по теме «Местоимения» . ( Всего по теме «Местоимения» -8 уроков.

На уроке решались следующие задачи:

1 .образовательные: формирование знаний о новой части речи, ознакомление с формами изменения местоимений, определением у местоимений лица, числа и падежа.

2 .развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.

3. воспитательные: воспитание интереса к русскому языку как науке, любознательности, любви к природе родного края.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.

Цель и задачи данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущим учебным материалом.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность учащихся.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

По виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации, демонстрация видеозарисовки, демонстрация презентации учебного материала)

практические ( работа в рабочей тетради)

По виду учебной деятельности:

Проблемно- поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной активности: общеклассная, индивидуальная.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. На следующем этапе- повторение ранее изученных тем и постановка учебной задачи.

Учебно-познавательная, информационная и коммуникативная компетенции формировались на основном этапе - этапе изучения нового материала. Использовался метод наглядности ( демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения материала чередовался с наглядным. (Справочный материал для каждого ученика)

По мнению психологов , после 30 минут урока внимание учащихся снижается. Поэтому на этапе закрепления полученных знаний использовался видеофрагмент « Природа нашего города зимой». Музыка, красивая природа позволили детям отдохнуть, но и помнить о теме урока.

На этапе проверки знаний были предложены учащимся дифференцированные задания.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили знания о новой части речи, научились находить его в тексте, определять лицо, число и падеж у местоимений, употреблять их в речи.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.Перегрузка учащихся предупреждалась сменой одного вида работы другим.

Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне.

Все поставленные дидактические цели и задачи успешно реализованы.





© 2010-2022